Моделирование современного урока
методическая разработка по физике по теме
Курсовая работа "Моделирование современного урока"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_sovrem._uroka.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование современного урока
РО ИПК и ПО
Выпускная работа на тему:
«Моделирование
современного урока»
Выполнила:
учитель физики
МОУ Шептухосвкая СОШ
Алексенко О.И.
Научный руководитель:
учитель высшей категории,
кандидат педагогических наук
Атаманская М.С.
I. Введение.
Анализируя свою работу за последние 3-4 года, я пришла к выводу, что падает интерес к предмету физика. Это проявляется как в результатах: нет призеров по итогам районных олимпиад , да и в школьном олимпийском туре очень слабые работы. Так же ребята почти не выбирают физику к сдаче экзамена в школе, а в форме ЕГЭ вообще никто ни когда не выбирал. Ученики решили физика- это трудно.
Все эти проблемы натолкнули на мысль, что нужно что- то менять..
В это время мне в руки попала книга «Современный урок» С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Она помогла мне посмотреть на процесс образование с другой стороны. Ясно увидеть и понять причины моих неудач, а именно- с другой стороны посмотреть на урок- современный урок.
Современный урок должен стать содержательным: смысловым и поэтому – личностно развивающим. Т.е в первую очередь – способствующим возникновению тех личностных качеств, без которых ученик пропадет в жизни, где все не так , как учат в школе, либо превратится в биомашину по выработке реакций, далеко не всегда совпадающих с человеческими.
Главный «вызов времени» разработка содержательных знаний, пробуждающих не только необходимость запоминать учебный материал, но и потребность ученика выработать к нему личное отношение, придать этим званиям личный смысл. Новые условия «взрослой жизни» требуют уже в школе развить и проявить начала личного опыта. Не «транслированного» учителем, а порожденного самим учеником в процессе самоактуализации и самореализации собственных сил при изучении программного материала. Уже в школе должно укрепиться сознание ученика, управляющее его поведением изнутри, а не из-под палки.
Для того, чтобы урок был действительно – современным необходимо применять новые педагогические технологии.
II. Основная часть.
1.Современный урок- основная форма организации учебного процесса.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и
технологии обучения , но какие бы не совершались реформы и
модернизации , урок остаются вечной и главной формой обучения. На нем держится традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке , как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это- нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его- одарит постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытой жизнью своих глубин, долгожданными и неожиданно вырастающим берегом.
Чтобы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом главном плавни и главным штурманом проводки через рифы. Как бы не старались уравнять учителя с учениками, он как бы , так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он- всегда старше, за ним знания, опыт понимания и применение этих знаний. Но все это- не облегчает , осложняет его жизнь. Если конечно, он –учитель. А учитель , в отличие от руководителя, работает не перед безликой аудиторией или пустым глазом объектива телекамер. Перед учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. И это правильно и нормально.
Как для учеников , так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный,- это и совершенно новый, но и не теряющий связи с прошлым. Одним словом- актуальный.
Актуальный ( от лат. Actualis- деятельный) означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существенный, проявляющейся в действенности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основание для будущего.
В настоящее время большинство учителей , по прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций, внедряющихся в современную школу, часто не дающих , кроме дополнительных нагрузок, никаких положительных результатов.
Те учителя, которым удаются изменить ход урока так, что нравится не только им , но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников. Не случайно , что учителя, которые перешли к развивающему или личностно ориентированному образованию, редко обращаются к традиционной форме проведения урока, хорошо понимая все его плюсы и минусы.
Меняется и сама позиция учителя. От «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки , он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». На развивающем уроке половина учебной деятельности отходит к ученикам, а в личностно ориентированном ученик же выполняет большую ее часть. Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции –учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается, не только главной , но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98% учебного времени. Если не использовать огромный воспитательный потенциал, который продолжает оставаться «основной формой образовательного процесса», то возлагать надежды на «целенаправленный процесс воспитания» бесполезно. Внеклассная воспитательная работа «провисает» без ключевой подготовки к восприятию ее ценностей – на уроке. Вряд ли сегодня уместно разделять эти процессы. Они не только связаны по своей природе, но еще и загнаны современной образовательной ситуацией в один угол. Школьный класс стал, пожалуй, единственным местом, где учеников еще могут не только чему- то научить, но и как- то воспитать. Однако, обучать , как и воспитывать процессом обучения , можно по- разному. Все зависит от того, какая цель выбирается, какая используется технология.
2.Практическое применение технологии графических образов.
Слушателям курсов – учителям физики и химии было предложено практическое занятие: «Разработка содержания урока на основе межпредметной интеграции».
Тема урока:
«Электрический ток в различных средах: металл, электролит, полупроводник».
Для более эффективной деятельности слушатели разделились на группы по 4- 5 человек, в каждой из которых были и учителя физики и учителя химии.
Модель урока группы №1
Результат работы учителей первой группы можно представить виде следующей схемы:
Общего понятие потока, течения чего-либо. (Поток воды в реке, движения, стоя солдат, движения машин на автомагистрали и т.д.)
Перемещение отдельных частиц в общем, объеме.
(Начало формирование графического образа)
Понятие электрического тока, как направленное движение отдельных заряженных частиц.
Причина движения потоков- наличие сторонней силы.
Движение заряженных частиц осуществляется только при наличии электрического поля
Электролитическая диссоциация как причина получения свободных заряженных частиц.
Понятие электрического тока в электролитах.
Демонстрация хромированных , позолоченных изделий, рельефных предметов , как результата электролиза.
Вывод: Демонстрация видео фрагмента потоков различной природы, в начале урока позволила быстро включить учеников в работу. Построенный таким образом урок направлен на развитие учебно-познавательной деятельности учеников. Способствует не заучиванию материала , пониманию сущности процесса. Партнерские отношения позволяют ученику чувствовать себя участником всего происходящего.
В процессе построения графического образа , проживая каждый этап, приходит понимание сущности электрического тока в общем.
Знание химии позволяют правильно понимать электролитическую диссоциацию , как источник свободных заряженных частиц . Как итог- правильный графический образ и вывод о понятии электрического тока в электролитах . В качестве завершения урока еще одна видео демонстрация- практическое значение электролиза.
Модель урока группы №2.
Тема: Электрический ток в металлах.
Цель урока: -сформировать понятие электрического тока в данной среде, на основе представлений о строении атомов металлов.
Тип урока: лекция- рассуждение.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Обобщение полученных знаний.
- Задание на дом.
Ход урока.
1.Организационный момент.
а) Объявление темы.
б) Формулировка цели урока.
Ученики стараются это сделать сами , учитель помогает , уточняет.
2. Актуализация знаний.
У учеников на партах лежат учебники физики и химии, ими можно пользоваться, отвечая на вопросы.
Вопросы:
- Что такое молекула, атом?
- Строение атома.
- Понятие иона, условие его существования.
- Кристаллическая решетка металлов.
- Определение электрического тока.
- Направление электрического тока.
- Проводники и диэлектрики.
3. Изучение нового материала.
Начало формирование графического образа.
- Нарисуйте схему строение атома.
Учащиеся рисуют планетарную модель атома.
- А как выглядит такая же схема в химии?
Получается вот такой рисунок.
+Li ) )
2 1
Используя полученные графические образы ,учащиеся с помощью
учителя, вспоминают механизм получения свободных электронов, связь валентных электронов с ядром.
Продолжая формировать графический образ ,учитель пролагает построить схему кристаллической решетки металла и показать наличие свободных электронов.
- Как ведут себя свободные электроны в
металлах ,при отсутствии электрического поля?
-Что можно сказать о поведении ионов в узлах кристаллической решетки?
-Как изменится движение свободных электронов
в металле при наличии внешнего электрического поля?
Таким образом, систематизируя и анализируя
полученные графические модели и те знания ,которые
получили, ученики приходят к выводу, что
электрический ток в металлах- это порядочное
движение свободных электронов.
Так же ребята замечают, что на пути своего движения
электроны встречают преграды в виде ионов кристаллической
решетки тем самым начинается формирование еще
одного важного понятие в физики электрического
тока- электрическое сопротивление .
Вывод: В процессе такой деятельности учитель использует несколько видов пробуждений: а) актуализация мотивов предыдущих достижений, что вызывает мотивы относительной неудовлетворенности, усиливает мотивы ориентации на предстоящую деятельность, усиливает мотивы удивления, любознательности. Тем самым ученик концентрирует внимание на изучаемом вопросе, возбуждает мыслительную активность, делает познаваемое личностно значимым.
Метод графических образов позволяет так структурировать учебный материал, что обучение действительно становится развивающимся. Графический образ стал опорой для интеграции знаний по физике и химии, это позволило ученикам рассмотреть процесс с различных сторон.
Модель урока группы №3.
Тема урока: «Электрический ток в электролитах»
Цель : Дать понятие об электролизе и природе тока в этой среде.
- Постановка проблемной ситуации с помощью опытов.
- Для первого опыта берут чистую воду , замыкают в электрическую цепь , лампочка не горит, значит электрический ток не течет.
2)Во втором опыте вместо воды сухая соль . Результат- лампочка не горит, электрический ток не течет.
3)Для проведения третьего опыта в воду насыпают поваренную соль.
Результат : лампочка ярко светит – в цепи течет электрический ток.
После проведение опытов - восприятие дает толчок к мышлению.
Далее урок построен следующим образом:
- Повторение понятия электрический ток.
III . Установление аналогии использованных веществ: проводники, диэлектрики.
IV.Анализ опытов.
V. Используя знания химии дает понимание электролиза.
VI. Создание модели электролита. Понятие электролитической диссоциации
VII. Условия, существования электрического тока в электролитах.
Вывод: Постановка проблемной ситуации- является «Активным методом» т.е совокупностью средств, способов , приемов, пробуждающих учащихся к активной познавательной деятельности. Перед учащимися была поставлена задача ,показывающая ориентир, на который они должны направить свою деятельность в процессе изучения данной темы. В результате деятельности у учеников развивается воображение, элементы творческой деятельности, развивается «умений учится», использовать умения и навыки в учебной деятельности, а так же развивается логического мышления на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа.
- Заключение.
Поворот российского образования к человеку, его обращение на новом витке истории к гуманистическим идеям вызывает повышенный интерес педагогов. В их деятельность должна быть направлена на сотрудничество, поддержку индивидуального развития ребенка, предоставления ему необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, сотворчества учителя и ученика.
Переход учителя на новые педагогические технологии просто необходим и зависит только от его общей и педагогической культуры, личных качеств.
Учитель в котором нуждается современная школа , по моему мнению удовлетворяет следующим требованиям:
- Имеет ценностное отношение к ребенку, культуре , творчеству;
- Проявляет гуманную педагогическую позицию;
- Заботится об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;
- Умеет создать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
- Умеет работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность;
- Владеет разнообразными педагогическими технологиями, умеет придать им личностно-развивающую направленность;
- Проявляет заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка4
- Умеет объединить цели детей и взрослых, создавая общую деятельность и согласованность действий, общения и взаимопонимания, общую устремленность в будущее и взаимную поддержку.
Подготовкой к тому, что ожидает учеников за порогом школы- это уже решать лично каждому учителю! В этой возможности выбора, и состоит принципиальная новизна современного российского образования. Она требует того самого, личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками , либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
P.S.
Я благодарна судьбе за встречу с прекраснейшим человеком, удивительной женщиной и отличным педагогам – Мариной Сергеевной Атаманской.
Ваше педагогическое мастерство, высокий профессионализм, неиссякаемый источник энергии вызывает восхищение , заряжает энергией, помогает правильно понять необходимость перехода на новые технологии преподавания. Технология графических образов уже стала для меня родной и нужной.
Если есть в России такие педагоги, как Марина Сергеевна Атаманская, - значит все в российском образовании будет ,хорошо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированный проект по теме: «Моделирование современного урока литературы в условиях перехода в ФГОС второго поколения»
• Отличительной особенностью ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося....
Выступление «Моделирование современного урока на ступени основного общего образования»
Выступление «Моделирование современного урока на ступени основного общего образования»...
«Специфика моделирования современного урока технологии»
С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития. Сегодня к выпускнику шкалы обще...
Моделирование современного урока английского языка в рамках реализации ФГОС второго поколения.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.......
Статья по теме "Моделирование современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС"
Моделирование современного урока английского языкав соответствии с требованиями ФГОС...
Выступление на семинаре "Моделирование современного урока МХК в информационно-образовательной среде Интернета"
Выступление на семинаре для учителей мировой художественной культуры "Информационно-образовательная среда Интернета". Доклад о WWW и 3D - технологиях, с помощью которы...
Моделирование современного урока (из опыта работы)
В настоящее время учителю отводится роль конструктора (сценариста), который создаёт проекты уроков, содержащие новые педагогические ситуации, новые задания, обеспечивает общекультурное и личностное ра...