Конструирование измерительных материалов для диагностики учебных достижений по физике в 8 классе по теме «Тепловые явления»
статья по физике (8 класс) по теме
Дидактический материал для 8 класса по новым требованиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_kr.doc | 308 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая контрольная работа:
Конструирование измерительных материалов для диагностики учебных достижений по физике в 8 классе по теме «Тепловые явления»
Савина Анна Леонидовна Идентификатор:235-760-637
Контрольная работа по физике в новой форме для 8 класса по теме : «Тепловые явления»
Вариант 1
ЧАСТЬ 1
- Почему стеклянные стаканы лопаются от горячей воды?
А) дефект стекла
Б)неравномерное расширение стекла при нагревании
В) неправильная форма сосуда
Г) неравномерное нагревание сосуда
2. Какая ложка в стакане позволит избежать неприятностей с лопнувшей посудой серебряная или медная?
А) серебряная;
Б)медная;
В) одинаково , и серебряная, и медная.
3. Какие утверждения справедливы для агрегатного состояния при котором межмолекулярное притяжение минимальное:
А) имеет форму, имеет объем;
Б) не имеет форму и объем;
В) не имеет форму, имеет объем.
4. При какой температуре металл и дерево будут казаться на ощупь одинаково нагретыми?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. На рисунке изображена мензурка с налитой в нее водой. Каков объем воды в мензурке с учетом погрешности?
А) (80±5) см3
Б)(79,5±5) см3
В) ( 80± 1)см3
6. На рисунке приведен график
зависимости температуры от времени
некоторого вещества. Первоначально
вещество находилось в жидком
состоянии. Какая точка графика
соответствует началу процесса отвердевания вещества?
А) 1
Б)2
В)3
Г)4
7. Температура воды увеличилась на 15 С.Ее масса и удельная теплоемкость равны соответственно 1 кг и 4200 Дж/(кгС).На сколько увеличилась внутренняя энергия воды?
А) на 4,2 кДж
Б) на 63 кДж
В)на 42 кДж
Г) на 6,3 кДж
ЧАСТЬ 2
8. В результате наблюдения за теплообменом между горячей и холодной водой в калориметре, ученик составил таблицу:
Масса холодной воды | Температура холодной воды | Температура горячей воды | Температура смеси |
100 г. | 20 | 85 | 57 |
Чему равна масса горячей воды? Теплообменом с окружающей средой пренебречь.
Ответ:_______________
9. Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца.
ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПРИМЕРЫ
А) физическая величина 1) кипение
Б) единица физической величины 2) джоуль
В) физическое явление 3) мензурка
4) температура
5) психрометр
А | Б | С |
10. В одном из произведений Чехова приводится рассуждение «войска Донского отставного урядника» о сапоге в бане, не влезающем на разгоряченную ногу будто бы потому, что «нога при нагревании увеличилась в объеме»?В чем ошибочность такого суждения? Объясните.
ЧАСТЬ 3
11. Необходимо измерить температуру металлического цилиндра. Запишите способ выполнения этого задания и результат измерения.
Вариант 2.
ЧАСТЬ 1
1.При каком условии стеклянный стакан не лопнет при нагревании:
А) имея тонкое дно, толстые стенки;
Б)имея толстое дно, тонкие стенки;
В)имея тонкие стенки и дно;
Г) имея дно и стенки толстые.
2. Почему на стыках железнодорожного полотна есть зазоры?
А) особенность конструкции при креплении рельс;
Б)для свободного удлинения рельсов при нагревании;
В) появляются самостоятельно спустя длительное время при эксплуатации.
3. Какие утверждения справедливы для агрегатного состояния при котором межмолекулярное притяжение максимальное:
А) имеет форму, имеет объем;
Б) не имеет форму и объем;
В) не имеет форму, имеет объем.
4. Почему холодный металл на ощупь кажется холоднее дерева той же температуры?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. На рисунке изображена мензурка с налитой в нее водой. Каков объем воды в мензурке с учетом погрешности?
А) (50±2,5) мл
Б) (50± 5) мл
В) (50± 1) мл
6. На рисунке приведен график
зависимости температуры от времени
некоторого вещества. Первоначально
вещество находилось в жидком
состоянии. Какая точка графика
соответствует началу процесса перехода вещества в пар?
А)1
Б)2
В)3
Г)4
7. Температура молока в кастрюле уменьшилась на 10 С. Масса молока 2 кг, его удельная теплоемкость 4000 Дж/(кгС). Какое количество теплоты выделилось при остывании молока?
А) 8 кДж
Б) 800 Дж
В) 80 кДж
Г ) 40 кДж
ЧАСТЬ 2
8. Ученик исследовал теплообмен между горячей и холодной водой, налитой в калориметр. Были получены следующие результаты:
Масса горячей воды | Температура холодной воды | Температура горячей воды | Температура смеси |
150 г. | 23 | 80 | 53 |
Чему равна масса холодной воды?.Теплообменом с окружающей средой пренебречь.
Ответ:_______________
9. Установите соответствие между физическими величинами и единицами измерения этих величин в СИ:
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
А) количество теплоты 1)Дж/кг
Б) удельная теплота плавления 2) Дж кг
В) внутренняя энергия 3) Дж
4) Дж /(кг С)
5) Вт
А | Б | С |
10. В декабрьских газетах 1927 года описывается следующий случай «Необычайные для Франции морозы, стоящие в течение нескольких дней, послужили причиной серьезного повреждения железного моста через Сену, в самом центре Парижа. Проезд по мосту временно закрыт». Объясните о каких повреждениях идет речь.
ЧАСТЬ 3
11. Необходимо определить удельную теплоемкость металлического цилиндра. Запишите способ выполнения этого задания и результат измерения.
Структура КИМ для контрольной работы в 8 классе по теме « Тепловые явления».
Каждый вариант КИМ состоит из трех частей и включает в себя 11 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 7 заданий: 6 из которых с выбором одного правильного ответа .К каждому заданию приводится 3-4 вариантов ответов. Задание № 4 со свободным конструированием ответа.
Часть 2 включает в себя 3 задания:
№8 – с кратким ответом в виде набора цифр.
№9 – задание на установления соответствия позиций, представленных в 2 множествах.
№10 – задание с развернутым ответом
Часть 3 содержит 1 задание, которое представляет собой экспериментальное задание.
Часть работы | Число заданий | Максим. балл | Процент максим. балла | Уровень заданий |
Часть 1 | 7 | 7 | 44% | базовый |
Часть 2 | 3 | 6 | 38% | повышенный |
Часть 3 | 1 | 3 | 18% | высокий |
итого | 11 | 16 | 100% |
Контрольная работа разработана исходя из необходимости проверки следующих видов деятельности:
- Владение основным понятийным аппаратом раздела «Тепловые явления»
- знание и понимание смысла физических понятий- №3, 6,10;
- знание и понимание смысла физических величин- 7,8,9;
- знание и понимание физических законов- 7,8;
- умение описывать и объяснять физические явления- 1,2,4,6,10.
2. Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями:
- определять цену деления, пределы измерения и абсолютную погрешность измерения прибора. Записывать показания приборов с учетом абсолютной погрешности измерения. - №5;
- практико-ориентированное задание направленное на знание уравнения теплового баланса- №8;
- лабораторное задание, направленное на диагностику сформированности умений проводить косвенные измерения физических величин ( определять температуру твердого тела и его удельную теплоемкость), умение проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий ( справедливость уравнения теплового баланса)- №11.
3. Решение задач различного типа и уровня сложности- 4,7,8.
4. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни- 1,2,4,10,11.
Задание 10 – качественная задача, представляющая описание явления из окружающей жизни, для которого учащимся необходимо привести цепочку рассуждений, объясняющих протекание явления.
Задание №4 – качественная задача со свободным конструированием краткого ответа.
Время для выполнения контрольной работы составляет 45 мин., используется калькулятор и экспериментальное оборудование ( вода холодная, вода горячая ( 60 С), калориметр, металлический цилиндр, термометр, весы, гири, стеклянный стакан), таблицы с удельными теплоемкостями вещества.
Рекомендуется второй вариант контрольной работы для учащихся имеющих уровень знаний выше среднего.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный экзаменуемым номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания части 1 работы оцениваются 1 баллом.
Задание с кратким ответом №8 считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом и оценивается в 2 балла.
Задание на установление соответствия №9 считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом и оценивается в 2 балла. 1 балл, если правильно указано хотя бы два элемента ответа. 0 баллов если менее двух правильных ответов.
Задание с развернутым ответом №10 оценивается в балла. К нему приводится подробная инструкция для экспертов.
Максимальный балл за выполнение экспериментального задания №11 составляет 3 балла. К заданию приводится подробная инструкция для экспертов.
Система оценивания контрольной работы:
Часть 1
№ задания | 1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
Вариант 1 | Б | А | Б | А | Б | Б |
Вариант 2 | В | Б | А | А | Б | В |
Часть 2
№ задания | Ответ |
8 | Вар 1: 0.132 кг Вар. 2: 0.135 кг |
9 | Вар 1: 421 Вар. 2: 313 |
Критерии оценки выполнения задания с развернутым ответом:
№ 10
Вариант 1.
10. В одном из произведений Чехова приводится рассуждение «войска Донского отставного урядника» о сапоге в бане, не влезающем на разгоряченную ногу будто бы потому, что «нога при нагревании увеличилась в объеме»?В чем ошибочность такого суждения? Объясните.
Ответ: Сапоги трудно надевать после бани. Причина , однако, не в тепловом расширении, а в приливе крови, во влажной поверхности кожи.
Объяснение: температура человеческого тела в бане почти не повышается т.е. она не превышает 1 градуса. Увеличение объема при такой температуре незначительно, так что нельзя заметить при надевании сапог.
Содержание критерия | Баллы |
Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок | 2 |
Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование не достаточное, хотя содержит оба элемента правильного ответа. Или Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ не сформулирован. | 1 |
Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос Или Ответ на вопрос неверен, хотя рассуждения правильны или отсутствуют. | 0 |
Вариант 2
10. В декабрьских газетах 1927 года описывается следующий случай «Необычайные для Франции морозы, стоящие в течение нескольких дней, послужили причиной серьезного повреждения железного моста через Сену, в самом центре Парижа. Проезд по мосту временно закрыт». Объясните о каких повреждениях идет речь.
Ответ: Железный остов сжался или деформировался от высоких морозов от чего произошло разрушение дорожного покрытия.
Объяснение: Сжатие металла происходит при морозах каждую зиму, это надо учитывать при строительстве металлических конструкций.
Содержание критерия | Баллы |
Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок | 2 |
Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование не достаточное, хотя содержит оба элемента правильного ответа. Или Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ не сформулирован. | 1 |
Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос Или Ответ на вопрос неверен, хотя рассуждения правильны или отсутствуют. | 0 |
Часть 3
Критерии оценки выполнения экспериментального задания:
№ 11
Вариант 1
11. Необходимо измерить температуру металлического цилиндра. Запишите способ выполнения этого задания и результат измерения. На отдельном листе:
- Рисунок экспериментальной установки;
- Результаты измерения температуры цилиндра, общая температура воды и цилиндра.
- Вывод.
Оборудование : стакан с водой, калориметр, термометр, металлический цилиндр на нити.
Возможное решение:
- Рис. установки.
- Для того чтобы измерить температуру металлического цилиндра необходимо поместить его в стакан с водой, и спустя некоторое время когда установится тепловое равновесие между жидкостью и металлом опустить термометр, измерить температуру жидкости с цилиндром.
- Т=20±5 (С), Указать температуру с учетом абсолютной погрешности.
Содержание критерия | Баллы |
Полностью правильное выполнение задания, включающее:
| 3 |
Приведены все элементы правильного ответа 1-3, но допущена ошибка при расчете абсолютной погрешности Или допущена ошибка в схеме экспериментальной установки | 2 |
Ошибка при изображении схемы экспериментальной установки или Записаны только правильные результаты прямых измерений без погрешности, сделан рисунок экспериментальной установки | 1 |
Разрозненные записи, отсутствие попыток выполнения задания. | 0 |
Вариант 2
№11. Необходимо определить удельную теплоемкость металлического цилиндра. Запишите способ выполнения этого задания и результат измерения.
На отдельном листе:
- Рисунок экспериментальной установки;
- Результаты измерения массы металлического цилиндра, холодной и горячей воды.
- Результаты измерения температуры цилиндра, общая температура воды и цилиндра.
- Расчет удельной теплоемкости цилиндра.
Оборудование : стакан с водой, калориметр, термометр, весы, гири, металлический цилиндр на нити, сосуд с горячей водой.
Возможное решение:
- Рис. Установки.
2-3.
Масса воды, m1, кг | Начальная температура воды t1, С | Масса цилиндра, m2 кг | Начальная температура цилиндра, t2, С | Общая температура воды и цилиндра t,C |
0,05 | 20 | 0.1 | 60 | 32 |
4. расчет по формуле:
c2=c1m1(t-t1)/m2(t2-t)=703,125 Дж/ кг С.
Указание для проверяющих:
- Вода в стаканах дается фиксированной массы заранее измеренная, масса цилиндра (100±2) г.
- Температура воды и цилиндра может колебаться с погрешностью в 3 градуса.
- Получение расчетной формулы и ее запись обязательна.
- В выводе можно указать только полученный числовой результат.
Содержание критерия | Баллы |
Полностью правильное выполнение задания, включающее:
| 3 |
Приведены все элементы правильного ответа 1-4, но допущена ошибка при переводе одной из измеренных величин в СИ Или допущена ошибка в схеме экспериментальной установки | 2 |
Ошибка в прямых измерениях допущенная в одном из экспериментов; Или Записаны только правильные результаты прямых измерений, сделан рисунок экспериментальной установки | 1 |
Разрозненные записи, отсутствие попыток выполнения задания. | 0 |
Шкала перевода полученных баллов в оценки:
«2» | «3» | «4» | «5» |
0-7 | 8-11 | 12-14 | 15-16 |
Анализ результатов проведенной контрольной работы в 8 «Б» классе по теме «Тепловые явления»
Контрольная работа проведена в 8 б классе ( 26 человек) 15.12.2011 года, для диагностики полученных знаний по данному разделу. Контрольно\змерительные материалы разработаны с учетом требований стандартов по физике, и особенностями в усвоении знаний учащимися по данной теме.
В процессе преподавания предмета в 8 классе было замечено, что учащиеся хорошо решают расчетные задачи. Однако у них вызывает затруднение анализ полученных результатов и решение качественных задач.
Номер задания | Число учащихся правильно выполнивших задание | Процент правильно выполнивших задание |
№1 | 23 | 88 |
№2 | 19 | 73 |
№3 | 22 | 84 |
№4 | 18 | 69 |
№5 | 22 | 84 |
№6 | 25 | 96 |
№7 | 20 | 77 |
№8 | 20 | 77 |
№9 | 24 | 92 |
№10 | 18 | 69 |
№11 | 15 | 57 |
Анализ результатов контрольной работы показал, что наибольшее затруднение вызвали задания №4,10,11.
Это задания в которых проверяются практические знания и умения, а также способность применять знания и объяснять явления в повседневной жизни.
Владеют понятийным аппаратом темы «Тепловые явления» - 78 % учащихся;
Владеют основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями- 73 % учащихся;
Умеют решать задачи различного уровня сложности – 74% учащихся;
Умеют использовать знания в практической деятельности и повседневной жизни – 65% учащихся.
В результате анализа контрольной работы были сформулированы рекомендации для улучшения преподавания данной темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для диагностики учебных достижений по физике в 10-м классе по теме «Законы сохранения в механике»
В диагностическом тесте проверялись следующие элементы знаний: импульс тела; импульс системы тел; закон сохранения импульса; работа силы; мощность; работа как мера изменения энергии; потенциальная эне...
Урок обобщения знаний "Физика в походе" по теме "Тепловые явления" 8 класс
Повторение темы “Тепловые явления”, закрепление навыков применения полученных ранее знаний на практике, развитие наблюдательности, привитие интереса к предмету....
Диктант по физике для 8 класса по теме: "Тепловые явления. Внутренняя энергия"
Тема: Тепловые явления. Внутренняя энергия....
Контрольно-измерительные материалы по физике 8 класса по теме "Электрические явления"
Контрольная работа, предназначенная для определения уровня образовательных достижений учащихся 8 класса по теме "Электрические явления"...
Конструирование измерительных материалов для диагностики учебных достижений по физике в 8 классе по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»
Контрольная работа по физике в новой форме для 8 класса по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества»...
Контрольная работа физика 8 класс по теме "Тепловые явления"
Контрольная работа взята из ФГОС УМК О.И.Громцева Контрольные и самостоятельные работы по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 8 класс"...
Тест физика 8 класс по теме "Тепловые явления. Способы изменения внутренней энергии""
Вопросы теста взяты из ФГОС УМК О.И.Чеботарева Тесты по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 8 класс"...