Урок обобщения знаний "Физика в походе" по теме "Тепловые явления" 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Повторение темы “Тепловые явления”, закрепление навыков применения полученных ранее знаний на практике, развитие наблюдательности, привитие интереса к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok1.rar2.04 МБ

Предварительный просмотр:

"Физика в походе". Повторение темы "Тепловые явления"

Цели урокаповторение темы “Тепловые явления”, закрепление навыков применения полученных ранее знаний на практике, развитие наблюдательности, привитие интереса к предмету.

Оборудование:

  1. компьютер с подготовленной презентацией;
  2. звуковые колонки;
  3. экран;
  4. распечатанные приложения.

Оформление:

На доске написаны тема урока “Физика в походе” и эпиграф:

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…

А.С. Пушкин

Подготовительная работа.

В мероприятии участвуют все желающие ученики. Участники делятся добровольно на 4 группы, каждая из которых получает задание подготовить выступление:

1 группа – Групповое снаряжение в походе;

2 группа – Индивидуальное снаряжение в походе;

3 группа – Энергетическая ценность продуктов питания;

4 группа – Питание в походе.

Ход урока. (1 слайд)

Вводная часть

Сегодня мы с вами отправимся в поход, правда, не настоящий, а виртуальный. Но все равно взгляните на некоторые (из великого множества) тепловые явления, которые нам встретятся, глазами физика. Значение тепловых явлений в жизни человека исключительно велико. Достаточно сказать, что изменение температуры организма всего на 0,5°С означает заболевание. Сегодня, когда научные знания и достижения позволяют намного легче преодолевать трудности (созданы легкие, прочные малотеплопроводные материалы для одежды и защиты жилища, кондиционеры и т. п.), многие проблемы не касаются прямо каждого человека, их решают специалисты. Но путешественникам, туристам знания о тепловых явлениях и свойствах материалов могут пригодиться: мало ли в какие обстоятельства занесет бродячая судьба!

Выступление групп с сообщениями после каждого сообщения учитель задает вопросы всем учащимся. (Содержание ответов должно быть с точки зрения физических знаний темы “Тепловые явления”.)

Любому походу предшествует тщательная подготовка.

Сборы группы в поход

1) Групповое снаряжение в походе

Краткое содержание. К групповому снаряжению относится то снаряжение, которое позволит группе в походе благополучно совершать переходы, полноценно питаться и отдыхать.

К нему относятся: палатки, принадлежности для ведения кострового хозяйства, приготовления пищи, ремонтный набор т.п. (Приложение 1)

2 слайд

Вопросы:

  1. Сколько и каких палаток нужно взять на группу из 17 человек?(3 слайд)
  2. Для чего в костровом хозяйстве нужны хозяйственные варежки?
  3. Сколько, каких котелков нужно взять с собой в поход и как их транспортировать?

2) Индивидуальное снаряжение в походе

Краткое содержание. К индивидуальному снаряжению относится то снаряжение, которое позволит достаточно комфортно чувствовать себя в походе отдельного члена туристической группы. (Приложение 2)

Вопросы:

  1. Какую одежду по сезону нужно взять с собой в поход? Выбор обосновать.

(4 слайд презентации)

  1. Из каких материалов желательно иметь КЛМН (Кружка-Ложка-Миска-Нож)?

(5 слайд презентации)

  1. Какая должна быть обувь для похода?

(6 слайд презентации)

3) Энергетическая ценность продуктов питания

Краткое содержание. Объясняется причина необходимости понимания данного вопроса, приводится таблица энергетической ценности часто востребованных в походах продуктов. (Приложение 3Приложение 4)

Вопросы:

  1. Какие продукты позволят быстро восстановить физические силы участника похода?

(7 слайд презентации)

  1. Каковы особенности выбора набора продуктов для летнего и зимнего походов?
  2. Зависит ли выбор продуктов от контингента участников похода?

4) Питание в походе

Краткое содержание. Рассказывается о рационе питания туристической группы в походе, о принципах построения меню. Исходя из этого составляется и уточняется список продуктов для похода, и после закупа, равномерно распределяется между членами туристической группы. (Приложение 5)

Вопросы:

  1. Как в процентном соотношении распределяется питание группы в течение дня?
  2. Какие продукты целесообразно брать с собой в поход?
  3. Как составить меню на день?(8 слайд презентации)

Группа готова к походу. Выступаем!

1 переход. (9 слайд презентации)

Вопросы:

  1. Почему в жаркий день в тени прохладно?(10 слайд презентации)
  2. Для чего в походе летом желательна широкополая шляпа?
  3. Во время перехода вам стало жарко. Как охладить себя без ущерба для здоровья?

Наступило время немного отдохнуть, подогнать снаряжение, выпить чаю.

Привал (11 слайд презентации)

Вопросы:

  1. Где лучше по сезону и по погоде устраивать привалы? (12 слайд)
  2. Каков принцип устройства термоса?
  3. Заряжает ли чай участников похода энергией?
  4. Сколько воды можно пить в походе?

Отдохнули? Продолжим наш путь! Песню запевай!

2 переход (13 слайд презентации)

Вопросы:

  1. Почему при ветре прохладнее?(14 слайд презентации)
  2. Греет ли рюкзак на плечах?
  3. Если замерзли руки зимой, то правильно растирать ладони друг о друга или одеть теплые рукавицы, но никак не растирать снегом. Почему?
  4. Каковы должны быть ваши действия для предотвращения обморожения в зимнем походе?
  5. Почему для разогрева зимой мы совершаем большие колебательные движения руками, ногами?
  6. Почему во время движения ноги не мерзнут, а стоит остановиться – начинают замерзать?

Ну вот и дошли до цели нашего похода. Остановимся на ночевку. Парни разбивают палатки, занимаются костром. Девчата занимаются ужином.

Большой привал. Ночевка. (15 слайд презентации)

Вопросы:

  1. Как правильно выбрать место для стоянки?(16 слайд презентации)
  2. Как правильно установить палатку?
  3. Почему под палатку желательно постелить пушистые ветки ели или пихты?
  4. Как нужно распределить снаряжение внутри палатки, чтобы в ней ночевать с минимальными неудобствами, с наибольшим комфортом?
  5. Бывалые охотники утверждают, что ранней осенью теплее спать на воде в лодке с тентом, чем в палатке на земле. Прокомментируйте данное сообщение.
  6. Некоторые туристы, путешествующие зимой, строят для ночлега и защиты от непогоды домики из снежных кирпичей. Такие домики называются “иглу”. Почему эти туристы “иглу” предпочитают палатке.(17 слайд презентации)
  7. Как быстро разжечь костер?(18 слайд презентации)
  8. Почему из имеющих одинаковую температуру деревянных и металлических предметов, на ощупь металлические предметы кажутся холоднее?

Вечером все собрались у костра, чтобы послушать байки бывалых туристов, попеть под аккомпанемент гитары песни.

У костра (19 слайд презентации)

Вопросы: (20 слайд презентации)

  1. Сидя у костра, какие виды теплопередачи можно наблюдать, почувствовать?
  2. Почему опытные туристы используют так называемые “сидушки”? Боятся штаны замарать?
  3. Почему, повернувшись к костру лицом, мы чувствуем тепло костра, а спина в это время мерзнет?
  4. Почему ночью нам тепло в курточке или свитере? Что вложено в это понятие?

Завтра предстоит обратная дорога. Нужно набраться сил и хорошо выспаться. Спать, спать, спать!!!

Ночевка в спальнике (21 слайд презентации)

Вопросы:

  1. Почему в спальнике спать тепло? Что на это влияет?(21 слайд презентации)
  2. Что лучше положить под голову: плоский камень, валик из одежды или рюкзак? А может нужно было взять с собой перовую подушку?

 (22 слайд презентации)

Наступило утро. Все позавтракали, уложили в рюкзаки вещи, убрали после себя весь мусор. Домой!!!

Возвращение домой

Песню подпевай! (22 слайд презентации)

Заключение

Вот мы уже дома! В походе мы столкнулись с большим количеством задач по теме “Тепловые явления” и успешно с ними разобрались.

Дома подумайте еще над одной ситуацией. “Вы попали под кратковременный ливень, промокли до нитки. На улице прохладно. До ближайшего населенного пункта еще достаточно далеко. Каковы будут Ваши дальнейшие действия? Так и пойдете в мокрой одежде, а может быть, снимите ее и будете замерзать или предпримете какие-то другие действия?

Литература

  1. Балашов М.М. О природе: Кн. для учащихся 7 кл. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Перельман Я.И. Занимательная физика. Кн. 2
  3. Елькин В. Занимательная физика в вопросах и ответах. Сайт учителя.
  4. Фрагменты мультипликационных фильмов студии Уолта Диснея “Утиные истории”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе "Отношения и пропорции"

Этот урок можно провести в конце изучения темы "Отношения и пропорции", перед проведением контрольной работы, с целью отработать навыки учащихся в решении задач на прямую и обратную пропорциональность...

Презентация для проведения урока-обобщения по теме "Евразия", география, 7 класс

Презентация для проведения урока-обобщения по теме "Евразия", география, 7 класс...

Урок - обобщение по теме Древняя Греция 5 класс

Представляется урок с тестами, презентацией, видеофрагментом...

Урок -обобщение по теме "Глагол" в 6 классе.

Цель урока: обобщить в игровой форме знания по теме «Глагол»; научить ребят применять свои знания в необычной учебной ситуации; подкорректировать, углубить и закрепить знания учеников за счёт привлече...

Урок обобщения знаний по теме “Атмосфера” 6 класс.

На уроке используются различные методы и приемы: беседа сочетается с групповой работой, работа с географической картой, метеорологическими приборами. Отвечая на вопросы, учащиеся закрепляют знан...

“Сложносочинённые предложения.Обобщение” урок-обобщение по русскому языку в 9 классе.

Урок русского языка в 9 классе по теме "ССП" с использованием НРК...