Эл курс "Техника и технологические процессы в физических задачах"
элективный курс по физике (10 класс) по теме
Эл. курс "Техника и технологические процессы в физических задачах", 10 кл., 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnika_i_teh._processy_v_fiz._zadachah...doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 Кореновского района Краснодарского края
Техника и технологические
процессы в физических
задачах.
Программа элективного курса по физике для 10класса информационно-технологического профиля (34часа).
Учитель физики МОУ СОШ №5
Коломиец Наталия Леонидовна
Платнировская 2006.
Пояснительная записка.
Современность предъявляет определенные требования к физическому образованию школьников. Знать физику - значит уметь применять усвоенные на уроках сведения о физических явлениях и закономерностях для решения практических проблем. Достижению этой цели способствует использование в учебном процессе задач с техническим содержанием. Такие задачи содержат принципы устройства и действия механизмов и машин, средств управления, передачи и преобразования энергии, описание основ технологии производства, а также отражают новые достижения науки и научные проблемы.
Каждой сфере производства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь и управление) соответствует своя техника, поэтому и задачи с техническим содержанием должны отражать эту технику.
Использование в учебном процессе задач такого вида способствует ознакомлению учащихся с принципом устройства и действия механизмов и машин, передачи и преобразования энергии, технологии промышленного и сельскохозяйственного производства, средств управления, умению применять физические знания к объяснению действия технических объектов.
Цель элективного курса « Техника и технологические процессы в физических задачах» через решение физических задач с техническим содержанием способствовать:
- глубокому и прочному усвоению изучаемых физических понятий, явлений и их закономерностей;
- получению учащимися сведений о достижениях и проблемах науки и техники;
- формированию представлений о специфике некоторых профессий.
Данный элективный курс включает физические задачи с техническим содержанием по основным разделам и темам физики школьного курса.
Содержание элективного курса
«Техника и технологические процессы в физических задачах».
Введение.
Значение задач с техническим содержанием в физическом образовании учащихся(1ч.)
- Физические явления, физические величины и их измерение(1ч.)
- Свойства твердых, жидких и газообразных тел(4ч.)
- Строение вещества. Тепловые явления(6ч.)
- Механическое движение(3ч.)
- Работа и энергия. Механизмы(3ч.)
- Теплота и работа(3ч.)
- Изменение агрегатных состояний(2ч.)
- Тепловые двигатели(2ч.)
- Звуковые явления(1ч.)
10. Электрические явления(4ч.)
11.Световые явления(1ч.)
12.Электромагнитные явления (электрификация) (1ч.)
Итого: (34ч.)
Тематическое планирование курса
№ | Содержание темы | Количество часов | |
Введение Значение задач с технологическим содержанием в физическом образовании учащихся | (1час) | ||
1. | Физические явления, физические величины и их измерение | (4часа) | |
1 | Задачи на измерение длины | 1 | |
2 | Силы в задачах с техническим содержанием | 1 | |
3 | Удельный вес | 1 | |
4 | Давление твердых тел на опору | 1 | |
2. | Свойства твердых, жидких и газообразных тел | (6часов) | |
1 | Упругость и пластичность | 1 | |
2 | Закон Паскаля | 1 | |
3 | Давление жидкости на дно | 1 | |
4 | Атмосферное давление | 1 | |
5 | Гидравлические механизмы | 1 | |
6 | Закон Архимеда в применении к газам | 1 | |
3. | Строение вещества. Тепловые явления | (3часа) | |
1 | Технологические процессы на основе законов теории строения вещества | 1 | |
2 | Передача теплоты | 1 | |
3 | Количество теплоты | 1 | |
4. | Механическое движение | (3часа) | |
1 | Равномерное движение. Скорость | 1 | |
2 | Трение | 1 | |
3 | Сложение сил. Равнодействующая сила | 1 | |
5. | Работа и энергия. Механизмы | (3часа) | |
1 | Механическая работа. Мощность | 1 | |
2 | Простые механизмы. (Рычаг. Блок. Наклонная плоскость). КПД механизмов. | 1 | |
3 | Потенциальная и кинетическая энергия тел. | 1 | |
6. | Теплота и работа | (3 часа) | |
1 | Нагревание тел при трении, ударе и теплообмене. | 1 | |
2 | Энергия топлива. Тепловая отдача нагревателя. | 1 | |
3 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | 1 | |
7. | Изменение состояния вещества | (2 часа) | |
1 | Плавление и отвердевание. Сплавы | 1 | |
2 | Испарение. Конденсация. Кипение. | 1 | |
8. | Тепловые двигатели. | (2 часа) | |
1 | Двигатели внутреннего сгорания | 1 | |
2 | Турбины. Реактивные двигатели. | 1 | |
9. | Звуковые явления | (1час) | |
10. | Электрические явления | (4часа) | |
1 | Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь. Ток. Амперметр | 1 | |
2 | Сопротивление проводников. Напряжение | 1 | |
3 | Закон Ома для участка цепи | 1 | |
4 | Работа и мощность тока | 1 | |
11. | Световые явления | (1 час) | |
12. | Электромагнитные явления. (электрификация) | (1 час) | |
Итого | 34 часа |
Литература:
1. Резников З. М. «Прикладная физика»: Учебное пособие для учащихся по факультативному курсу: 10кл. М.: Просвещение,1989г.
- Задачи по физике с техническим содержанием. И. М. Низамов. Пособие для учителей под редакцией А. В. Перышкина. М. Просвещение, 1967г.
- Низамов И. М. «Задачи по физике с техническим содержанием»:
Пособие для учащихся./ Под редакцией А. В Перышкина.
Москва. Просвещение, 1980г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой
Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ для промежуточной аттестации по ПМ. 02 Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов Раздел 2. МДК 02.01. Тема 2.2 Технология и организация строительных процессов
Тестовые задания для поведения промежуточной аттестации по ПМ. 02 Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов Раздел ПМ 2. Ве...
Методическая разработка по теме: «Развитие технологического мышления и построение технологического процесса изготовления деталей по профессии станочник»
Первой темой учебной программы, где начинается непосредственная обработка деталей, является тема «Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей». Мастер, обучая начальным приём...
Роль моделирования в процессе обучения решению физических задач.
В материале представлена методика решения задач по физике при помощи моделирования, примеры применения методики на конкретных задачах, приведены результаты опробирования методики в школе....
«Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач»
Решение задач по физике – необходимый элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретн...
Решение задач оздоровления участников образовательного процесса средствами физической культуры и спорта
Описание опыта работы по решению задач оздоровления участников образовательного процесса с помощью средств физической культуры и спорта....
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...