Решение задач оздоровления участников образовательного процесса средствами физической культуры и спорта
статья по физкультуре на тему
Описание опыта работы по решению задач оздоровления участников образовательного процесса с помощью средств физической культуры и спорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad-k_seminaru_zimina.docx | 29.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение задач оздоровления участников образовательного процесса средствами физической культуры и спорта
«Спорт становится средством воспитания тогда, когда он – любимое занятие каждого».
Василий Сухомлинский
Введение
Мы работаем в необычной школе и обучаем особенных детей. Они, как и обычные дети, стараются добиться успехов в том, что они делают: в учебе, в труде, в спорте и творчестве. Они так же, как все мы, побеждают и проигрывают, радуются и огорчаются, словом, живут своей жизнью, со всеми горестями и радостями. Отличие их в одном – возможности их здоровья ограничены, и жить им значительно труднее. Именно поэтому основная миссия нашей школы – создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья как основы максимально полной социализации и интеграции ребенка в общество.
Реализация программы по физической культуре
Путь успеха человека в обществе, возможность полноценной самореализации начинается с уроков физкультуры. Это один из самых первых шагов к здоровью, без которого немыслимо само понятие успеха. Надо ли говорить, что физкультура содействует правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями. Вот почему достаточно много внимания в нашей школе уделяется физическому воспитанию детей. Этому способствует и желание самих учащихся заниматься спортом, а также хорошая материально-техническая база со всем необходимым оборудованием и спортивным инвентарем.
Целью физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы в нашей школе является: содействие всестороннему развитию личности на основе овладения каждым учащимся личной физической культурой, воспитанию морально-волевых качеств и положительного эмоционально-ценностного отношения к спорту как к элементу здорового образа жизни. Для осуществления поставленной цели школа решает ряд задач.
Приоритетной является – повышение уровня физкультурного образования в школе посредством реализации образовательной программы по физической культуре и включения в занятия спортом всех учащихся, за исключением тех, у кого есть медицинские противопоказания. Программа по физической культуре построена таким образом, чтобы все дети могли реализовать себя, раскрыть свои двигательные возможности и способности.
Основным звеном в цепочке оздоровления в школе являются уроки физкультуры. Нужно отметить, что успеваемость по предмету – 100%. Согласно учебному плану уроки физкультуры проводятся 2 раза в неделю. Раньше местом проведения уроков были спортивный зал и спортивные площадки около школы, где учащиеся могли заниматься легкой атлетикой, лыжной подготовкой, гимнастикой, спортивными играми – баскетболом и волейболом. Сегодня мы имеем возможность проводить их на ледовой арене и в бассейне физкультурно-оздоровительного комплекса «Темп».
Для детей с ОВЗ занятия на коньках оказывают самое положительное влияние. Они способствуют укреплению свода стопы, развитию органов дыхания и дыхательной мускулатуры, значительно повышают устойчивость вестибулярного аппарата. Уроки в бассейне не менее полезны, не зря ведь многие врачи рассматривают бассейн как полноценную замену ЛФК. Нагрузки в бассейне довольно солидные, но, почти не чувствуются. Плавание скорее воспринимается как отдых или забавная игра. Для детей с ОВЗ в такой игре укрепляются мышцы, развивается выносливость и координация, развиваются волевые качества, внимание, умение управлять своими эмоциями, формируется адекватная самооценка.
В условиях коррекционно-развивающей модели обучения важным требованием в организации современного урока становится использование дифференцированного и индивидуального подходов. Поскольку все обучающиеся физической культуре делятся на основную, подготовительную и специальную группы, необходимо учитывать состояние их здоровья, пол, двигательную подготовленность и психофизические особенности. Одним из средств повышения эффективности преподавания различных предметов в нашей школе, в том числе и физкультуры, является использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Для активизации физического потенциала детей и воспитания интереса к предмету мною используются аудиозаписи, видеоролики и презентации. В результате методические возможности уроков существенно обогащаются, а сами уроки получаются более интересными и живыми. Специфика нашей школы такова, что невозможно качественно построить образовательный процесс без использования здоровьесберегающих и игровых технологий, технологий сопровождения, интегрированного и личностно-ориентированного обучения, благодаря которым повышается уровень мотивации детей к обучению, и они имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе.
Реализация внеклассной работы
Отдельное место в физическом воспитании детей уделяется внеклассной работе, основными направлениями которой являются: кружковая работа, организация и проведение спортивно-массовых мероприятий, участие в районных, зональных и областных спортивных мероприятиях и соревнованиях.
Спортивно-массовые мероприятия. Для решения задачи массового привлечения детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом, в школе регулярно организуются и проводятся спортивно-массовые мероприятия, в которых принимают участие не только учащиеся, но и их родители и учителя. В нашей школе уже стало традицией осенью устраивать «День Здоровья», а весной военно-патриотическую игру «Зарницу», приуроченную к празднованию Победы в ВОВ.
Содержание заданий ежегодно меняется, например, в прошлом году ребятам предлагалось пройти «Веревочный курс», в этом «День Здоровья» проводился на тему «Спортивные игры на свежем воздухе».
Задания игры «Зарница» не менее интересны: «Костровой», в котором ребятам предлагается продемонстрировать свои умения в разведении костра и знания в определении видов костров; «Медсанбат» – оказать первую помощь пострадавшему; «Привал» – упаковаться в спальные мешки; «Интеллектуалы» – ответить на вопросы о ВОВ и многие другие.
Участие в соревнованиях. Еще одним направлением внеклассной работы в школе является участие в соревнованиях различного уровня по самым разнообразным видам спорта. Команды нашей школы принимают участие в различных районных соревнованиях, организуемых Кулебакским центром туризма и экскурсий, ОПДН, КДН, а также в зональных и областных соревнованиях, организуемых Детско-юношеским центром Нижегородской области «Олимпиец». Наиболее значимыми результатами можно назвать следующие.
2013-2014 учебный год:
- 1-е место в соревнованиях по спортивному туризму «Веревочный городок»;
- 1-е место в зональных соревнованиях по шашкам;
- 2-е место в лыжной гонке «Лыжня здоровья», проводимой в рамках Года ЗОЖ;
- 3-е место в первенстве Кулебакского района по легкой атлетике по прыжкам в длину.
2014-2015 учебный год:
- 1-е место в туристском многоборье.
- 2-е место в лыжных гонках, посвященных П.С. Черкасову;
- 3-е место в районных соревнованиях по спортивному ориентированию;
- сертификат участника областного конкурса на присуждение именных стипендий Правительства Нижегородской области для одаренных детей-инвалидов в номинации «Сфера физкультуры и спорта»
Работа спортивного кружка. Другой формой внеклассной работы по физическому воспитанию, решающей такие задачи, как вовлечение в систематические занятия спортом большего количества школьников, профилактика асоциального поведения среди обучающихся, в том числе, состоящих на внутришкольном учете, на учете в КДН, является работа спортивного кружка. Изначально на базе школы функционировала секция по мини-футболу. Но, надо сказать, что ребята, занимающиеся в секции – это те ребята, которые участвовали не только в соревнованиях по мини-футболу, но и другим видам спорта. По этой причине у меня возникла идея перепрофилировать секцию и создать спортивный кружок, где ребята планомерно могли бы готовиться к спортивным соревнованиям по различным видам спорта и совершенствовать свои двигательные умения. Мной был предложен проект программы кружка «Спортивный ералаш», который сегодня успешно реализуется.
Заключение
Подводя итог всему сказанному, хочется еще раз подчеркнуть, что приоритеты меняются, к примеру, в коллективах учащихся нашей школы (классах, группах) лидерами становятся дети, занимающиеся спортом. Воспитываемые на уроках физкультуры морально-волевые качества и активное стремление к собственной реализации помогают нашим воспитанникам добиваться поставленных целей. Ярким тому примером может послужить жизненная история бывшей ученицы школы – Потехиной Ирины, которая на сегодняшний день входит в состав областной сборной по легкой атлетике. Ирина удостоилась получения именной стипендии Правительства Нижегородской области. На ее счету победы в соревнованиях по легкой атлетике федерального и международного масштабов. А главная ее цель – войти в состав российской сборной и принять участие в Олимпийских играх. Нам же остается только пожелать ей удачи.
Таким образом, спорт – это не только наиболее эффективная форма занятости детей во внеурочное время, нацеленная на приобщение к здоровому образу жизни, но и, по сути, безальтернативное средство социальной адаптации и интеграции их в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание положительных личностных качеств школьников в процессе занятий физической культурой и спортом»
В работе говорится о формировании личности в условиях учебно-тренировочном прцесса, развитии морально-волевых качеств. Также описаны игровой и соревновательный методы физического воспитания....
Моделирование образовательного процесса по физической культуре на основе использования средств оздоровительной направленности
Аннотация. Работа посвящена изучению проблемы моделирования образовательного процесса по физической культуре в 5 классах на основе использования средств оздоровительной направленности. Были сфор...
Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта
Еще Ф. Бэкон писал: "В деле красоты отдают предпочтение красивым формам перед красивым цветом и красоте движений лица и всего тела - даже перед красотой форм"....
Подготовка студентов как будущих классных руководителей средствами физической культуры и спорта
Статья...
Моделирование образовательного процесса по физической культуре на основе использования средств оздоровительной направленности
Аннотация. Работа посвящена изучению проблемы моделирования образовательного процесса по физической культуре в 5 классах на основе использования средств оздоровительной направленности. Были сфор...
Доклад по теме Подростковая преступность через средствами физической культуры и спорта
тоаыиплтш ро ргаиши тооытг...
Доклад на научно-практическую конференцию педагогических работников "Формирование культуры личности средствами физической культуры и спорта"
Тема работы "Физиологическая оценка нагрузки школьников - фактор укрепления здоровья".Цель работы - исследование нормирования физических нагрузок на основе теоретичес...