Решение задач оздоровления участников образовательного процесса средствами физической культуры и спорта
статья по физкультуре на тему

Описание опыта работы по решению задач оздоровления участников образовательного процесса с помощью средств физической культуры и спорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad-k_seminaru_zimina.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Решение задач оздоровления участников образовательного процесса средствами физической культуры и спорта

«Спорт становится средством воспитания тогда, когда он – любимое занятие каждого».

Василий Сухомлинский

Введение

Мы работаем в необычной школе и обучаем особенных детей. Они, как и обычные дети, стараются добиться успехов в том, что они делают: в учебе, в труде, в спорте и творчестве. Они так же, как все мы, побеждают и проигрывают, радуются и огорчаются, словом, живут своей жизнью, со всеми горестями и радостями. Отличие их в одном –  возможности их здоровья ограничены, и жить им значительно труднее. Именно поэтому основная миссия нашей школы – создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья как основы максимально полной социализации и интеграции ребенка в общество.

Реализация программы по физической культуре

Путь успеха человека в обществе, возможность полноценной самореализации начинается с уроков физкультуры. Это один из самых первых шагов к здоровью, без которого немыслимо само понятие успеха. Надо ли говорить, что физкультура содействует правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями. Вот почему достаточно много внимания в нашей школе уделяется физическому воспитанию детей. Этому способствует и желание самих учащихся заниматься спортом, а также хорошая материально-техническая база со всем необходимым оборудованием и спортивным инвентарем.

Целью физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы в нашей школе является: содействие всестороннему развитию личности на основе овладения каждым учащимся личной физической культурой, воспитанию морально-волевых качеств и положительного эмоционально-ценностного отношения к спорту как к элементу здорового образа жизни. Для осуществления поставленной цели школа решает ряд задач.

Приоритетной является – повышение уровня физкультурного образования в школе посредством реализации образовательной программы по физической культуре и включения в занятия спортом всех учащихся, за исключением тех, у кого есть медицинские противопоказания. Программа по физической культуре построена таким образом, чтобы все дети могли реализовать себя, раскрыть свои двигательные возможности и способности.

Основным звеном в цепочке оздоровления в школе являются уроки физкультуры. Нужно отметить, что успеваемость по предмету – 100%. Согласно учебному плану уроки физкультуры проводятся 2 раза в неделю. Раньше местом проведения уроков были спортивный зал и спортивные площадки около школы, где учащиеся могли заниматься легкой атлетикой, лыжной подготовкой, гимнастикой, спортивными играми – баскетболом и волейболом. Сегодня мы имеем возможность проводить их на ледовой арене и в бассейне физкультурно-оздоровительного комплекса «Темп».

Для детей с ОВЗ занятия на коньках оказывают самое положительное влияние. Они способствуют укреплению свода стопы, развитию органов дыхания и  дыхательной мускулатуры, значительно повышают устойчивость вестибулярного аппарата. Уроки в бассейне не менее полезны, не зря ведь многие врачи рассматривают бассейн как полноценную замену ЛФК. Нагрузки в бассейне довольно солидные, но, почти не чувствуются. Плавание скорее воспринимается как отдых или забавная игра. Для детей с ОВЗ в такой игре укрепляются мышцы, развивается выносливость и координация, развиваются волевые качества, внимание, умение управлять своими эмоциями, формируется адекватная самооценка.

В условиях коррекционно-развивающей модели обучения важным требованием в организации современного урока становится использование дифференцированного и индивидуального подходов. Поскольку все обучающиеся физической культуре делятся на основную, подготовительную и специальную группы, необходимо учитывать состояние их здоровья, пол, двигательную подготовленность и психофизические особенности. Одним из средств повышения эффективности преподавания различных предметов в нашей школе, в том числе и физкультуры, является использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Для активизации физического потенциала детей и воспитания интереса к предмету мною используются аудиозаписи, видеоролики и презентации. В результате методические возможности уроков существенно обогащаются, а сами уроки получаются более интересными и живыми. Специфика нашей школы такова, что невозможно качественно построить образовательный процесс без использования здоровьесберегающих и игровых технологий, технологий сопровождения, интегрированного и личностно-ориентированного обучения, благодаря которым повышается уровень мотивации детей к обучению, и они имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе.

Реализация внеклассной работы

Отдельное место в физическом воспитании детей уделяется внеклассной работе, основными направлениями которой являются: кружковая работа, организация и проведение спортивно-массовых мероприятий, участие в районных, зональных и областных спортивных мероприятиях и соревнованиях.  

Спортивно-массовые мероприятия. Для решения задачи массового привлечения детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом, в школе регулярно организуются и проводятся спортивно-массовые мероприятия, в которых принимают участие не только учащиеся, но и их родители и учителя. В нашей школе уже стало традицией осенью устраивать «День Здоровья», а весной военно-патриотическую игру «Зарницу», приуроченную к празднованию Победы в ВОВ.

Содержание заданий ежегодно меняется, например, в прошлом году ребятам предлагалось пройти «Веревочный курс», в этом «День Здоровья» проводился на тему «Спортивные игры на свежем воздухе».

Задания игры «Зарница» не менее интересны: «Костровой», в котором ребятам предлагается продемонстрировать свои умения в разведении костра и знания в определении видов костров; «Медсанбат» – оказать первую помощь пострадавшему; «Привал» – упаковаться в спальные мешки; «Интеллектуалы» – ответить на вопросы о ВОВ и многие другие.

 Участие в соревнованиях. Еще одним направлением внеклассной работы в школе является участие в соревнованиях различного уровня по самым разнообразным видам спорта. Команды нашей школы принимают участие в различных районных соревнованиях, организуемых Кулебакским центром туризма и экскурсий, ОПДН, КДН, а также в зональных и областных соревнованиях, организуемых Детско-юношеским центром Нижегородской области «Олимпиец». Наиболее значимыми результатами можно назвать следующие.

2013-2014 учебный год:

  • 1-е место в соревнованиях по спортивному туризму «Веревочный городок»;
  • 1-е место в зональных соревнованиях по шашкам;
  • 2-е место в лыжной гонке «Лыжня здоровья», проводимой в рамках Года ЗОЖ;
  • 3-е место в первенстве Кулебакского района по легкой атлетике по прыжкам в длину.

2014-2015 учебный год:

  • 1-е место в туристском многоборье.
  • 2-е место в лыжных гонках, посвященных П.С. Черкасову;
  • 3-е место в районных соревнованиях по спортивному ориентированию;
  • сертификат участника областного конкурса на присуждение именных стипендий Правительства Нижегородской области для одаренных детей-инвалидов в номинации «Сфера физкультуры и спорта»

Работа спортивного кружка.  Другой формой внеклассной работы по физическому воспитанию, решающей такие задачи, как вовлечение в систематические занятия спортом большего количества школьников, профилактика асоциального поведения среди обучающихся, в том числе, состоящих на внутришкольном учете, на учете в КДН, является работа спортивного кружка. Изначально на базе школы функционировала секция по мини-футболу. Но, надо сказать, что ребята, занимающиеся в секции – это те ребята, которые участвовали не только в соревнованиях по мини-футболу, но и другим видам спорта. По этой причине у меня возникла идея перепрофилировать секцию и создать спортивный кружок, где ребята планомерно могли бы готовиться к спортивным соревнованиям по различным видам спорта и совершенствовать свои двигательные умения. Мной был предложен проект программы кружка «Спортивный ералаш», который сегодня успешно реализуется.

Заключение

Подводя итог всему сказанному, хочется еще раз подчеркнуть, что приоритеты меняются, к примеру, в коллективах учащихся нашей школы (классах, группах) лидерами становятся дети, занимающиеся спортом. Воспитываемые на уроках физкультуры морально-волевые качества и активное стремление к собственной реализации помогают нашим воспитанникам добиваться поставленных целей.  Ярким тому примером может послужить жизненная история бывшей ученицы школы – Потехиной Ирины, которая на сегодняшний день входит в состав областной сборной по легкой атлетике. Ирина удостоилась получения именной стипендии Правительства Нижегородской области. На ее счету победы в соревнованиях по легкой атлетике федерального и международного масштабов. А главная ее цель – войти в состав российской сборной и принять участие в Олимпийских играх. Нам же остается только пожелать ей удачи.

Таким образом, спорт – это не только наиболее эффективная форма занятости детей во внеурочное время, нацеленная на приобщение к здоровому образу жизни, но и, по сути, безальтернативное средство социальной адаптации и интеграции их в обществе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание положительных личностных качеств школьников в процессе занятий физической культурой и спортом»

В работе говорится о формировании личности в условиях учебно-тренировочном прцесса, развитии морально-волевых качеств.  Также описаны игровой и соревновательный методы физического воспитания....

Моделирование образовательного процесса по физической культуре на основе использования средств оздоровительной направленности

Аннотация. Работа посвящена изучению проблемы моделирования образовательного процесса по физической культуре  в 5 классах на основе использования средств оздоровительной направленности. Были сфор...

Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта

Еще Ф. Бэкон писал: "В деле красоты отдают предпочтение красивым формам перед красивым цветом и красоте движений лица и всего тела - даже перед красотой форм"....

Моделирование образовательного процесса по физической культуре на основе использования средств оздоровительной направленности

Аннотация. Работа посвящена изучению проблемы моделирования образовательного процесса по физической культуре  в 5 классах на основе использования средств оздоровительной направленности. Были сфор...

Доклад на научно-практическую конференцию педагогических работников "Формирование культуры личности средствами физической культуры и спорта"

Тема работы "Физиологическая  оценка  нагрузки  школьников - фактор укрепления  здоровья".Цель работы - исследование нормирования физических нагрузок на основе теоретичес...