Урок по теме "Атомная энергетика"
методическая разработка по физике (9 класс) по теме
Урок проводится в 9 классе при изучении раздела "Строение атома и атомного ядра." Основной целью урока является выявление достоинств и недостатков использования энергии атома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_temu_atomnaya_energetika.doc | 63 КБ |
prilozhenie_3.doc | 33 КБ |
prezentaciya_uroka_atomnaya_energetika.ppt | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: “Атомная энергетика”
Тип урока: комбинированный.
Класс: 9 класс
Цель урока: выявить преимущества и недостатки использования энергии атома.
Задачи урока:
1)Рассмотреть экологические, технические и экономические проблемы, связанные с применением атомной энергетики и с работой АЭС.
2)Учить анализировать перспективы дальнейшего развития цивилизации использования природных ресурсов, приумножения и охраны природы.
3) Воспитывать чувство сострадания, бережливости, представив материал о трагедии в г. Чернобыле.
Виды деятельности:
- Фронтальная беседа.
- Индивидуальная работа с интерактивной доской.
- Тестирование.
- Сообщения учащихся.
- Коллективная работа с интерактивной доской.
- Дискуссия.
Методы преподавания:
- Словесный: беседа.
- Практический: решение задач.
- Наглядный: использование компьютерной презентации, интерактивной доски, электронно-образовательного комплекта.
Оборудование:
- Компьютер, мультимедиа, интерактивная доска.
- СD «Электродинамика, оптика, атомная физика» (серия «Умник»)
- Компьютерная презентация.
Ход урока
Предварительный просмотр:
Приложение 3.
Этап начала изучения нового материала.
Сообщения учащихся
Энергетик: Энергетическая проблема – одна из важнейших проблем, которые сегодня приходится решать человечеству. Уже стали привычными такие достижения науки и техники, как средства мгновенной связи, быстрый транспорт, освоение космического пространства. Но все это требует огромных затрат энергии. Однако, известно, что запасов угля может хватить примерно на 350 лет, нефти – на 40 лет, природного газа – на 60 лет.
В настоящее время проблему «энергетического голода» может помочь решить ядерная энергетика.
Сегодня 440 ядерных блоков общей мощностью 364 ГВт в 31 стране обеспечивают более 16% производства мировой электроэнергии; в 2003 г. ими произведено 2525 млрд. кВт/ч электроэнергии. Еще 30 энергоблоков в 11 странах находятся в стадии строительства, причем большая часть строящихся и запланированных АЭС приходится на азиатский регион.
По данным Управления энергетической информации США (EIA), потребление энергии в мире до 2025 г. возрастет на 54%. Прогнозируется увеличение мирового производства электроэнергии на АЭС с 2521 млрд. кВт/ч в 2001 г. до 3032 млрд. кВт/ч в 2020 г.
Преимущества атомных электростанций (АЭС) перед тепловыми (ТЭЦ) и гидроэлектростанциями (ГЭС) очевидны: нет отходов, газовых выбросов, нет необходимости вести огромные объемы строительства, возводить плотины и хоронить плодородные земли на дне водохранилищ.
Эколог: В настоящее время доля АЭС в США – 20%, в Германии – 35%, Швеции – 45%, Франции – 75%. Атом повернулся к мирным целям. Но такой ли уж он мирный и безопасный?
Работа всех энергетических установок сопровождаются образованием радиоактивных отходов, являющихся источником ионизирующих излучений и представляющих в связи с этим потенциальную длительную экологическую опасность.
С 1970 года введен мораторий на выброс в море радиоактивных отходов, но их там уже более 90 тыс. контейнеров, общей радиоактивностью 19 тыс. кюри.
Техногенные воздействия на окружающую среду при строительстве и эксплуатации атомных электростанций многообразны. Наиболее существенные факторы:
- Локальное механические воздействия на рельеф – при строительстве;
- Сток поверхностных и грунтовых вод, содержащих химические и радиоактивные компоненты;
- Изменение характера землепользования и обменных процессов в непосредственной близости от АЭС;
- Изменение микроклиматических характеристик прилежащих районов.
Отмечу важность не только радиационных факторов возможных вредных воздействий АС на экосистемы, но и тепловое и химическое загрязнение окружающей среды, механическое воздействие на обитателей водоемов-охладителей, изменения гидрологических характеристик прилежащих к АС районов, т.е. весь комплекс техногенных воздействий, влияющих на экологическое благополучие окружающей среды.
И, наконец, главным источником дополнительной энергии мы считаем энергосбережение. Подсчитано, что в России до 40% вырабатываемой энергии теряется на пути к потребителю или в результате расточительного использования.
Это означает, что мы добываем и сжигаем почти в 2 раза больше угля, нефти и газа, чем это необходимо в действительности.
Во всем мире атомная энергетика живет за счет дотаций государства. В США, где атомные электростанции частные, за последние 20 лет не построено ни одной новой - акционеры не хотят вкладывать деньги в такие ненадежные предприятия. Атомная энергия невыгодна!
Ликвидатор: На 25 апреля 1986 года был запланирован тест четвертого энергоблока реактора АЭС в Чернобыле, по самообеспечению энергией. Эксперимент выполнялся без учета ряда предосторожностей. Действия персонала не скоординировали с работниками, отвечавшими за ядерную безопасность. Для тестирования требовалось понизить мощность реактора. Достичь этого удалось только путем технологических нарушений. Внезапное прибавление теплоты в 1 час 23 минуты привело к взрыву, разрушившему реакторное ядро. Тремя секундами позже произошел еще один взрыв. Они разрушили крышу реактора, и 8 из 140 тонн радиоактивного топлива вырвалось наружу. В результате возник пожар. Из города Припяти вызвали более 100 пожарных. Именно они приняли на себя самую большую дозу облучения и понесли значительные потери. Пожар был потушен только к 9 мая.
Людей начали выселять только через 4 дня. Сколько же людей пострадало? Люди в Чернобыле подверглись облучению в 90 раз большему, чем при падении бомбы на Хиросиму. 2 человека погибли при взрыве, 28 пожарников умерли от лучевой болезни, около 134 человек с диагнозом лучевая болезнь. Но точного учета нет.
Ликвидаторов аварии было 316553 человек, из 30-тикилометровой зоны выселено более 390 тыс. человек.
Атомный смерч сорвал людей с места, лишил надежды на будущее, оставив взамен муки неустроенности, нервозности, безразличие политиков и чиновников. Так что число втянутых в эту трагедию можно оценить свыше 700 тыс. человек.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- один из наиболее перспективных путей утоления энергетического голода человечества в условиях энергетических проблем, связанных с использованием ископаемого горючего топлива.
Потребление электроэнергии до 2025г. возрастет на 54 %
Нет отходов, газовых выбросов Нет необходимости вести огромные объемы строительства, возводить плотины и хоронить плодородные земли на дне водохранилищ.
Локальное механическое воздействие на рельеф при строительстве; Сток поверхностных и грунтовых вод, содержащих химические и радиоактивные компоненты; Изменение характера землепользования и обменных процессов в непосредственной близости от АЭС; Изменение микроклиматических характеристик прилежащих районов. Атомная энергия невыгодна!
Чернобыль- наша память и боль…
Памятник ликвидаторам аварии
Припять с высоты птичьего полета
Ангел Чернобыля
Содействуют распространению ядерного оружия Радиоактивные отходы Возможность аварий
Обезвреживание радиоактивных отходов; Ограничение вредных техногенных воздействий; Консультирование по вопросам безопасности стран – членов МАГАТЭ
Достоинства Ликвидация проблем с электроэнергией; Минимальное количество выбросов в атмосферу; Отсутствие проблем в строительстве Недостатки Радиационное загрязнение окружающей среды Отрицательное действие на живые организмы Проблема захоронения радиоактивных отходов ОПРАВДАН ЛИ РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: «Развитие ядерной энергетики и влияние радиоактивных веществ на живые организмы»
Вашему вниманию предлагаю разработку урока, с использованием компьютерной презентации. Данный урок носит в основном информативный характер, поэтому может проводиться и в разных классах. На этом уроке ...
Ядерная энергетика и экологические проблемы (интегрированный урок по физике и биологии
Цель:Используя знания по физике и биологии, проанализировать проблемы ядерной энергетики и сделать вывод о целесообразности её р...
Урок по теме:"Энергетика. Энергосбережение. Экология"
Презентация "Энергетика.Энергосбережение. Экология"...
Урок - конференция: "Атомная энергетика и ее экологические проблемы"
Данная методическая разработка имеет практическую ценность для преподавателей и студентов и может быть использована в учебно – воспитательном процессе....
Урок - круглый стол "Энергетика: преимущества и недостатки использования АЭС, ТЭС, ГЭС. Охрана окружающей среды2
Урок-крулый стол по физике среди 10 - 11 классов по теме «Энергетика: преимущества и недостатки использования АЭС, ТЭС, ГЭС. Охрана окружающей среды»....
Урок-конференция "Атомная энергетика: проблемы экологии" 11 класс
Урок-конференция на тему "Атомная энергетика: проблемы экологии" 11 класс...
урок-конференция Атомная энергетика: проблемы и перспективы
урок обобщения и систематизации знаний по теме "Физика атомного ядра"задачи урока:закрепить понятия, связанные с радиоактивностью, оценить положительные и отрицательные стороны использования...