Урок по теме "Атомная энергетика"
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Урок проводится в 9 классе при изучении раздела "Строение атома и атомного ядра." Основной целью урока является выявление достоинств и недостатков использования энергии атома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: “Атомная энергетика”

Тип урока: комбинированный.

Класс: 9 класс

Цель урока: выявить преимущества и недостатки использования энергии атома.

Задачи урока:

1)Рассмотреть экологические, технические и экономические проблемы, связанные с применением атомной энергетики и с работой АЭС.

2)Учить анализировать перспективы дальнейшего развития цивилизации использования природных ресурсов, приумножения и охраны природы.

3) Воспитывать чувство сострадания, бережливости, представив материал о трагедии в г. Чернобыле.

Виды деятельности:

  1. Фронтальная беседа.
  2. Индивидуальная работа с интерактивной доской.
  3. Тестирование.
  4. Сообщения учащихся.
  5. Коллективная работа с интерактивной доской.
  6. Дискуссия.

Методы преподавания:

  1. Словесный: беседа.
  2. Практический: решение задач.
  3. Наглядный: использование компьютерной презентации, интерактивной доски, электронно-образовательного комплекта.

Оборудование:

  1. Компьютер, мультимедиа, интерактивная доска.
  2. СD «Электродинамика, оптика, атомная физика» (серия «Умник»)
  3. Компьютерная презентация.

Ход урока

Этап урока

Время, мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организация начала урока.

  1. Проверка  домашнего задания.

Фронтальный опрос по материалу §68 «Ядерный реактор»

  1.  Всесторонняя проверка знаний.

1. В каких из следующих реакций нарушен закон сохранения заряда?

 158 О —> 11 Н + 16 8О

 63 Li + 11 H —> 42 He + 32 He

3 2He + 32 He —> 42He + 11 H + 11 H

73 Li + 42He —> 105 B + 10 n.

2. Допишите ядерные реакции:

63 Li + 11 H —> ? + 42 He,

( 32 He)

27 13 Al + 10 n —> ? + 42 He,

( 2411 Na)

? + 11 H —> 2211 N + 42 He.

(2512 Mg)

3. Тестирование «Строение атома» (диск)

4. Работа по таблице Менделеева

(фронтальный опрос).

  1. Каков состав атома золота? -азота?  

          -ртути?

  1. Какой изотоп образуется в результате α-распада плутония?

          –урана?

  1. Какой изотоп образуется в результате β-распада  протактиния?

- церия?

  1. Кюрий превращается в уран. Сколько α-распадов при этом проходит?
  2. Протактиний превращается в плутоний. Сколько

          β-распадов при этом          

          проходит?

  1. Актуализация знаний.

Беседа

Итак, что же нам уже известно о строении атома?

Важны ли эти знания для человека?

  1. Мотивация.

Сегодня нам предстоит узнать всю правду об использовании человечеством энергии атома. Эта тема вызывает в настоящее время много споров и нам с вами нужно взвесить все «за» и «против». Запишите тему сегодняшнего урока и будьте предельно внимательны, т.к. в конце занятия вам предстоит сделать определенные выводы.

     VI.Начало изучения нового материала.  

Помогут разобраться в проблеме специалисты, которых я представлю.

Сообщения учащихся.

  1. Энергетик.
  2. Эколог.
  3. Ликвидатор аварии на ЧАЭС.

VII. Подведение итогов урока.

Теперь мы должны сделать вывод: в чем же достоинства и недостатки АЭС?

Оправдан ли риск использования атомной энергетики?

VIII. Рефлексия.

Выражение личностного отношения обучающихся к содержанию урока.

IX. Комментирование оценок.

X. Домашнее задание 

1)§ 69.

2)Подготовить сообщения о биологическом действии радиации.

1

3

5

3

1

15-20

3

1-2

1

1

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Контроль  за правильностью ответов учащихся

Контроль  за правильностью выполнения.

Задает вопросы

Задает наводящие вопросы.

Демонстрирует компьютерные презентации

Задает наводящие вопросы

Комментирование д/з

Включение в работу

Отвечают на вопросы, работают на  ИД со схемой устройства реактора

Задания 1-2  двое учащихся выполняют на ИД,

1 учащийся контролирует

1 ученик работает с тестом на ИД

 

Отвечают на вопросы, используя таблицу Менделеева.

Участвуют в беседе:

-узнали о сложном строении атома и атомного ядра;

-изучили новые виды сил, действующие между нуклонами в ядре;

-атомные ядра способны превращаться в другие ядра с испусканием частиц;

- в результате деления ядер выделяется огромная энергия.

Записи в тетрадях.

Сообщения сопровождаются компьютерными презентациями.

Остальные учащиеся по ходу сообщения делают записи в тетрадях.

Отвечая на вопрос, учащиеся заполняют таблицу в тетрадях и на ИД.

Записи в дневниках



Предварительный просмотр:

Приложение  3.

Этап начала изучения нового материала.  

Сообщения учащихся

Энергетик: Энергетическая проблема – одна из важнейших проблем, которые сегодня приходится решать человечеству. Уже стали привычными такие достижения науки и техники, как средства мгновенной связи, быстрый транспорт, освоение космического пространства. Но все это требует огромных затрат энергии. Однако, известно, что запасов угля может хватить примерно на 350 лет, нефти – на 40 лет, природного газа – на 60 лет.

В настоящее время проблему «энергетического голода» может помочь решить ядерная энергетика.

Сегодня 440 ядерных блоков общей мощностью 364 ГВт в 31 стране обеспечивают более 16% производства мировой электроэнергии; в 2003 г. ими произведено 2525 млрд. кВт/ч электроэнергии. Еще 30 энергоблоков в 11 странах находятся в стадии строительства, причем большая часть строящихся и запланированных АЭС приходится на азиатский регион.

По данным Управления энергетической информации США (EIA), потребление энергии в мире до 2025 г. возрастет на 54%. Прогнозируется увеличение мирового производства электроэнергии на АЭС с 2521 млрд. кВт/ч в 2001 г. до 3032 млрд. кВт/ч в 2020 г.

Преимущества атомных электростанций (АЭС) перед тепловыми (ТЭЦ) и гидроэлектростанциями (ГЭС) очевидны: нет отходов, газовых выбросов, нет необходимости вести огромные объемы строительства, возводить плотины и хоронить плодородные земли на дне водохранилищ.

Эколог: В настоящее время доля АЭС в США – 20%, в Германии – 35%, Швеции – 45%, Франции – 75%. Атом повернулся к мирным целям. Но такой ли уж он мирный и безопасный?

Работа всех энергетических установок сопровождаются образованием радиоактивных отходов, являющихся источником ионизирующих излучений и представляющих в связи с этим потенциальную длительную экологическую опасность.

С 1970 года введен мораторий на выброс в море радиоактивных отходов, но их там уже более 90 тыс. контейнеров, общей радиоактивностью 19 тыс. кюри.

Техногенные воздействия на окружающую среду при строительстве и эксплуатации атомных электростанций многообразны. Наиболее существенные факторы:

  1. Локальное механические воздействия на рельеф – при строительстве;
  2. Сток поверхностных и грунтовых вод, содержащих химические и радиоактивные компоненты;
  3. Изменение характера землепользования и обменных процессов в непосредственной близости от АЭС;
  4. Изменение микроклиматических характеристик прилежащих районов.

Отмечу важность не только радиационных факторов возможных вредных воздействий АС на экосистемы, но и тепловое и химическое загрязнение окружающей среды, механическое воздействие на обитателей водоемов-охладителей, изменения гидрологических характеристик прилежащих к АС районов, т.е. весь комплекс техногенных воздействий, влияющих на экологическое благополучие окружающей среды.

И, наконец, главным источником дополнительной энергии мы считаем энергосбережение. Подсчитано, что в России до 40% вырабатываемой энергии теряется на пути к потребителю или в результате расточительного использования.

Это означает, что мы добываем и сжигаем почти в 2 раза больше угля, нефти и газа, чем это необходимо в действительности.

Во всем мире атомная энергетика живет за счет дотаций государства. В США, где атомные электростанции частные, за последние 20 лет не построено ни одной новой - акционеры не хотят вкладывать деньги в такие ненадежные предприятия. Атомная энергия невыгодна!

Ликвидатор: На 25 апреля 1986 года был запланирован тест четвертого энергоблока реактора АЭС в Чернобыле, по самообеспечению энергией. Эксперимент выполнялся без учета ряда предосторожностей. Действия персонала не скоординировали с работниками, отвечавшими за ядерную безопасность. Для тестирования требовалось понизить мощность реактора. Достичь этого удалось только путем технологических нарушений. Внезапное прибавление теплоты в 1 час 23 минуты привело к взрыву, разрушившему реакторное ядро. Тремя секундами позже произошел еще один взрыв. Они разрушили крышу реактора, и 8 из 140 тонн радиоактивного топлива вырвалось наружу. В результате возник пожар. Из города Припяти вызвали более 100 пожарных. Именно они приняли на себя самую большую дозу облучения и понесли значительные потери. Пожар был потушен только к 9 мая.

Людей начали выселять только через 4 дня. Сколько же людей пострадало? Люди в Чернобыле подверглись облучению в 90 раз большему, чем при падении бомбы на Хиросиму. 2 человека погибли при взрыве, 28 пожарников умерли от лучевой болезни, около 134 человек с диагнозом лучевая болезнь. Но точного учета нет.

Ликвидаторов аварии было 316553 человек, из 30-тикилометровой зоны выселено более 390 тыс. человек.

Атомный смерч сорвал людей с места, лишил надежды на будущее, оставив взамен муки неустроенности, нервозности, безразличие политиков и чиновников. Так что число втянутых в эту трагедию можно оценить свыше 700 тыс. человек.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чем утолить энергетический голод?

Слайд 3

- один из наиболее перспективных путей утоления энергетического голода человечества в условиях энергетических проблем, связанных с использованием ископаемого горючего топлива.

Слайд 5

Потребление электроэнергии до 2025г. возрастет на 54 %

Слайд 6

Нет отходов, газовых выбросов Нет необходимости вести огромные объемы строительства, возводить плотины и хоронить плодородные земли на дне водохранилищ.

Слайд 7

Локальное механическое воздействие на рельеф при строительстве; Сток поверхностных и грунтовых вод, содержащих химические и радиоактивные компоненты; Изменение характера землепользования и обменных процессов в непосредственной близости от АЭС; Изменение микроклиматических характеристик прилежащих районов. Атомная энергия невыгодна!

Слайд 8

Чернобыль- наша память и боль…

Слайд 9

Памятник ликвидаторам аварии

Слайд 10

Припять с высоты птичьего полета

Слайд 11

Ангел Чернобыля

Слайд 12

Содействуют распространению ядерного оружия Радиоактивные отходы Возможность аварий

Слайд 13

Обезвреживание радиоактивных отходов; Ограничение вредных техногенных воздействий; Консультирование по вопросам безопасности стран – членов МАГАТЭ

Слайд 14

Достоинства Ликвидация проблем с электроэнергией; Минимальное количество выбросов в атмосферу; Отсутствие проблем в строительстве Недостатки Радиационное загрязнение окружающей среды Отрицательное действие на живые организмы Проблема захоронения радиоактивных отходов ОПРАВДАН ЛИ РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: «Развитие ядерной энергетики и влияние радиоактивных веществ на живые организмы»

Вашему вниманию предлагаю разработку урока, с использованием компьютерной презентации. Данный урок носит в основном информативный характер, поэтому может проводиться и в разных классах. На этом уроке ...

Ядерная энергетика и экологические проблемы (интегрированный урок по физике и биологии

Цель:Используя знания по физике и биологии, проанализировать проблемы            ядерной энергетики и сделать вывод о целесообразности её р...

Урок по теме:"Энергетика. Энергосбережение. Экология"

Презентация "Энергетика.Энергосбережение. Экология"...

Урок - конференция: "Атомная энергетика и ее экологические проблемы"

Данная методическая разработка имеет практическую ценность для преподавателей и студентов и может быть использована в учебно – воспитательном процессе....

Урок - круглый стол "Энергетика: преимущества и недостатки использования АЭС, ТЭС, ГЭС. Охрана окружающей среды2

Урок-крулый стол по физике  среди 10 - 11 классов по теме «Энергетика: преимущества и недостатки использования  АЭС, ТЭС, ГЭС. Охрана окружающей среды»....

Урок-конференция "Атомная энергетика: проблемы экологии" 11 класс

Урок-конференция на тему "Атомная энергетика: проблемы экологии" 11 класс...

урок-конференция Атомная энергетика: проблемы и перспективы

урок обобщения и систематизации знаний по теме "Физика атомного ядра"задачи урока:закрепить понятия, связанные с радиоактивностью, оценить положительные и отрицательные стороны использования...