В словарь начинающему исследователю
методическая разработка по физике по теме
Юный исследователь как и юный читатель сталкивается с незнакомыми для себя выражениями, понятиями, терминами. Словарь начинающего исследователя расскрывает смысл новых понятий, выражений, дает характеристику различных методов исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 14.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность исследования определяется несколькими факторами:
- необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;
- потребностью новых данных;
- потребностью в новых методах;
- потребностью практики.
Обосновать актуальность - значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.
Объект исследования - это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию.
Предмет исследования - это то, что находится в границах объекта.
Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым.
Цель исследования - это его желаемый конечный результат.
Наиболее типичны следующие цели:
- определение характеристики явлений, не изученных раннее,
малоизученных, противоречиво изученных;
- выявление взаимосвязи явлений;
- изучение динамики явлений;
- описание нового эффекта, явления;
- открытие новой природы явлений;
- обобщение, выявление общих закономерностей;
- создание классификаций, типологий;
- создание методики;
- адаптация методик.
Гипотеза - предположение, при котором основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.
Задача исследования - это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач.
Методы - основные способы, с помощью которых проводиться исследование.
Этапы исследования - основные периоды работы исследования.
Структура исследования - количество глав, таблиц, исследуемых источников, приложений.
Научная новизна - впервые полученные результаты, материал, не исследованный другими.
Теоретическая значимость - на какую область науки могут оказать влияние полученные теоретические выводы, каковы перспективы прикладных работ.
Практическая значимость - определяется влиянием полученных рекомендаций, предложений на решение практических вопросов.
Методы исследования
Метод - добытчик научной информации. Методы исследования и их грамотное использование повышают качество поиска: делают его технологичным, логичным и доказательным.
Владение методами исследования является профессиональным техническим умением. С их помощью из различных источников извлекается научно полноценная информация.
Система методов исследования - это упорядоченная совокупность операции (действии), с помощью которых в соответствии с поставленной целью изучаются источники исследования, из которых добывается новое знание. Чтобы создать такую систему, соответствующую целям своего исследования, надо иметь общее представление о всей совокупности методов исследования, применяемых в педагогике. Методы подразделяются на два огромных и вполне самостоятельных класса: получение и сбор научно значимой информации – и методы её обработки. Первый класс методов – сбор информации – необыкновенно разнороден и подразделяется на теоретические и практические методы.
Теоретические методы применяются при изучении письменных источников и при проектировании практики. Это: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, идеализация, схематизация, интеграция, моделирование и другие.
Практические методы, или их именуют еще эмпирическими, связаны с действиями исследователя, направленными на преобразование практики. А также с познанием практики посредством совершения действий самими исследуемыми. К практическим методам относят прежде всего все виды эксперимента, а также наблюдение, опрос, написание сочинения, тест, интервью, рейтинг, беседа, изучение продуктов деятельности и документов и др. Применение практических методов может сочетаться с теоретическими или статистическими методами обработки получаемой информации.
Оперативные методы исследования позволяют получить первичную информацию в так называемом пилотажном, то есть предварительном, приближённом исследовании. Эти методы характеризуются простотой технологии, включенностью в естественную деятельность, способностью совершать неразрушимую контрольную функцию, включенностью полученной информации в систему управления. Такие методы часто применяются при изучении практики. Например, «игра в подарки» по выбору, рисование и др. В качестве таких методов нередко используют некоторые формы деятельности детей – игры, состязания, переписка и т.д. Такие методы иногда называют «рабочими».
Научные методы исследования более сложные, требующие от исследователя научения и особых условий применения. С их помощью можно получить более глубокую, широкую и «чистую», то есть объективную, достоверную информацию. Это эксперимент, сложные формы тестирования, метод независимых характеристик, автобиографический метод и др.
Простые методы исследования - это исследовательские операции, помогающие добывать новую информацию. Например, методы рисунка, интервью, анкетирования и др. Эти методы можно применять только, не разделяя на ещё более простые действия.
Сложные методы состоят из простых. Это методы беседы, наблюдения, игры и др. Метод беседы, например, может состоять из таких приёмов, как вопрос – ответ, интервью, рисунок, фотографирование, хронометраж, наблюдение и др. Метод всегда должен соответствовать трём факторам: цели исследования, источнику и научным возможностям исследователя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура исследовательской работы. Помощь начинающим исследователям.
В презентации представлены требования к содержанию исследовательской работы, введение к ней, перечислены методы исследования,а также требования к оформлениюработы....
Методические рекомендации для начинающих исследователей прирроды
Доступность и нетрудоемкость проведения большинства предложенных работ дает возможность их применения, как в рамках уроков, так и в рамках внеурочной деятельности. Даны рекомендации для м...
Словарь юного исследователя
Термины, используемые при организации НИР учащихся...
Тема: Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические.
Цели: 1. Знать особенности словарей, отражающие нормы правописания и произношения, энциклопедические и толковые словари, их структуру.2. Уметь ими пользоваться в исследовательской деятельности, при по...
Начинающему исследователю-ученику - о проектной деятельности
Работа содержит краткое изложение основ исследовательской (проектной) работы учащихся общеобразовательной школы, где представлены этапы подготовки и реа...
Как выбрать тему исследовательской работы для начинающих исследователей
Статья на тему: Как выбрать тему исследовательской работы для начинающих исследователей...
Методическое пособие для начинающих исследователей "От игры до научной мысли"
Подробное пособие для начинающих исследователей...