Интеграция общего и профессионального образования как условие повышения качества обучения физике в старших классах.
статья (физика, 11 класс) по теме

Рассмотрены основные направления реализации социального партнерства в системе «школа-вуз» на примере  совместной деятельность МОУ лицея № 1 города Волгограда и центра довузовского образования Волгоградского государственного технического университета. Описаны особенности организации учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование у обучающихся умения адаптироваться к быстро меняющимся условиям, критически и конструктивно мыслить, достигать высокого результата кратчайшими и наиболее эффективными методами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция общего и профессионального образования как условие повышения качества обучения физике в старших классах.

Современное общество ставит новые требования по модернизации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе. В связи с этим большое значение приобретает сотрудничество между школой и вузом. Такое взаимодействие направлено на создание широкого учебно-научного пространства для деятельности обучающихся. Сегодня школа и вуз должны научиться слышать друг друга и выработать формы сотрудничества, которые позволят решить две основные задачи:  повышение уровня подготовки выпускников - будущих абитуриентов и  информационно-профориентационная деятельность, направленная на осознанный выбор выпускниками специальности и повышение мотивации к обучению.

Совместная деятельность МОУ лицея № 1 города Волгограда и центра довузовского образования Волгоградского государственного технического университета преследует следующие основные цели:

- обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования, а также развитие навыков решения задач повышенной сложности;

- разработка методик повышения качества изучения естественно - научных дисциплин;

- создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников путем построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- обеспечение возможности получения полноценного образования для разных категорий учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

- обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием и, как следствие, подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Таким образом, такая деятельность призвана в первую очередь сократить разрыв между ступенями образования, обеспечить организацию процесса обучения и воспитания в непрерывном, целенаправленном и комфортном для всех его участников режиме.

Учебно-воспитательный процесс в системе «школа – вуз» имеет ряд существенных особенностей, характерных только для него. При налаженной системе взаимодействия школьного и вузовского образования реализуется принцип опережающего обучения, обеспечивается преемственность в становлении личности обучающегося, в содержании, методах и средствах обучения, осуществляется погружение в предметную среду вуза, в его научную жизнь. Важным элементом дову зовского обучения в системе «школа – вуз»  является ориен тация  учащихся на получение технического образования,  раз витие творческого потенциала учащихся. «Школа-вуз» предполагает широкое применение активных методов обучения и использование новых информационных технологий не только в формате подготовки к ЕГЭ, но и в методиках вузовского обучения, характеризующихся переходом от алгоритмизированных форм организации образовательного процесса к развивающим, проблемно-поисковым, исследовательским. В процессе сотрудничества с вузом лицей сегодня не просто создаёт условия для удовлетворения потребностей обучающихся, нацеленных на получение высшего образования, усвоения знаний, необходимых при поступлении в вуз. Он осуществляет огромную работу по формированию у учащихся навыков самоорганизации, самообучения, работы с учебной литературой, межличностного общения.

Классы лицея (10-11) обучаются по сквозному (двухгодичному) учебному плану. Обучение в лицее проводится по вузовской системе (лекционные и практические занятия) по программе углубленного обучения. Программа составлена на базе примерной программы среднего (полного) общего образования по физике  (профильный уровень) и программы для школ (классов) с углубленным изучением предмета. 10-11 классы (автор программы Мякишева Г.Я.). Программа для углубленного изучения предполагает на 10-11 классы – 408 часов из расчета 6 учебных часов в неделю. Из них на физический практикум, имеющий научно-исследовательский характер, отводится 52 часа. При проведении  практических занятий класс делится на две группы (48 часов в год – 10 класс, 48 часов в год – 11 класс).

В процессе обучения используется рейтинговая система контроля успеваемости, применяемая в университете, при этом баллы, набираемые учащимся в течение семестра, фиксируются в зачетной книжке лицеиста. В конце каждого семестра, аналогично вузовской системе, в лицее проводится сессия, в течение которой учащиеся сдают экзамены по изучаемым дисциплинам. Компьютерная обработка полученных результатов позволяет получить рейтинг учащихся, наглядно демонстрирующий уровень каждого лицеиста. При этом преемственность в системе «школа-вуз» обеспечивается конструированием содержания надстройки над учебной программой по физике, включающей вопросы физической методологии, компьютерного моделирования, границ применимости физических законов; использованием вычислительного эксперимента при выполнении учебно-исследовательских заданий обучающимися; организацией индивидуального образовательного маршрута  обучающихся, проявляющих повышенный интерес к изучению физики, под руководством преподавателя вуза, который ставит перед школьником исследовательскую задачу и помогает в ее решении.

 Большое внимание уделяется задачам на применение полученных знаний в повседневной жизни и экспериментальным заданиям для самостоятельного проведения обучающимися опытов и физических измерений. Выполнение лабораторных работ физического практикума связано с организацией самостоятельной и творческой деятельности учащихся. Проведение занятий на базе центра довузовского образования позволяет использовать материально-техническую базу вуза, в частности, проводить физический практикум в лабораториях университета.

        Результаты, показанные выпускниками на едином государственном экзамене, а также  в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня, позволяют сделать вывод об эффективности объединения материальных и интеллектуальных ресурсов лицея и вуза. В условиях тесного сотрудничества с вузом лицей успешно развивается, совершенствуя эффективную систему разноуровневого развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, осуществляя единство методической, научной и образовательной функций процесса подготовки выпускников к дальнейшему обучению.

Развитие социального партнерства лицея и вуза осуществляется  сегодня по следующим направлениям:

- внедрение дополнительного образования в профильных классах школ с участием преподавателей вузов, а именно – применение элементов дистанционного обучения с использованием телекоммуникационных компьютерных технологий;

- деятельность по профессиональной ориентации школьников;

-организация проектной и исследовательской деятельности школьников.

На сегодняшний день социальное партнерство «школа-вуз» это объективная реальность, продиктованная новым социальным заказом на специалиста, который должен четко понимать и оценивать происходящие процессы, уметь адаптироваться к быстро меняющимся условиям, критически и конструктивно мыслить, достигать высокого результата кратчайшими и наиболее эффективными методами. Таким образом, интеграция общего и профессионального образования - один из возможных путей повышения качества обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция общего и дополнительного образования в условиях ФГОС

Интеграция общего и дополнительного  образования, несомненно, становится важным условием перехода на  новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в ...

Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума

Презентация к выступлению на педагогической конференции. Что такое интеграция основного и дополнительного образования, ее цель. Расширение воспитательных восможностей урока. Усиление интеллектуального...

Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»

Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....

Интеграция общего и дополнительного образования в условиях перехода на ФГОС

Требования к современной системе образования направлены на  формирование  высокообразованной, интеллектуально развитой личности с  целостным  представлением картины  мир...

«Интеграция общего и дополнительного образования как условие формирования социальной активности детей »

Тезисы:Анализ опыта  работы Дома детского творчества «Юность» на протяжении 15 лет выявил следующие проблемы:ДДТ «Юность» не имеет собственной площадки, все мероприятия проводятся на базе школигр...

Профессиональный стандарт как условие повышения качества образования и профессиональной компетенции педагога ДОУ. Презентация. Материалы к педсовету . 2017 год

Профессиональный стандарт как условие повышения качества образования и   профессиональной  компетенции  педагога ДОУПрофессиональная компетентность уч...