Путешествие по стране Калориметрия
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме
Повторно-обобщающий урок с использованием социокультурных тренингов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervonachalnye_svedeniya_o_stroenii_v-va_1.doc | 38 КБ |
puteshestvie_po_strane_kalorimetriya.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторно - обобщающий урок по теме:
«Первоначальные сведения о строении вещества».
Цели: 1. Контроль знаний по пройденной теме.
- Формирование умения применять полученные знания в нестандартной обстановке.
- Развитие логического мышления: умения сравнивать, находить общие черты и различия, систематизировать, делать выводы.
- Формирование мотивации на дальнейшее изучение физики.
- Развитие коммуникативных навыков.
Тип урока: групповой.
Оборудование: Презентация тренинга третий лишний по теме: Первоначальные сведения о строении вещества». .Презентация к вопросам из книги Григория Остера. Бумажные оценочные жетоны.
План.
Урок можно проводить в течение 2-х часов (90 минут), а можно, выбрав интересующие Вас задания, уложиться в 45 минут.
Учащиеся сидят группами по 8 человек.
- Фронтальный опрос
а) Основные положения МКТ.
б) Проверка сводной таблицы «Три состояния вещества».
Задание: заполнить таблицу.
Агрегатное состояние вещества | Расстояния между молекулами | Особенности движения молекул | Основные механические свойства | ||
- Решение задач по книге Григория Остера.
- Тренинг «Третий лишний» по карточкам «Физического лото».
Задание: из представленных картинок выбрать лишнюю.
Методические указания: по разным признакам лишним может оказаться различный рисунок.
- Тренинг № 7 «Выбор» по теме: «Основные положения МКТ».
- Решение качественных задач. ( М. Е. Тульчинский «Качественные задачи по физике 6-7 классы. М. «Просвещение» 1976 . №№ 6, 8, 9, 11, 12.)
1)Чем отличалось бы движение данной молекулы в воздухе от ее движения в вакууме?
- Чем объясняется то, что пыль не спадает даже с поверхности, обращенной вниз?
- Для чего при складывании полированных стекол между ними кладут бумажные листы?
- Почему не удается наполнить бутылку жидкостью, если воронка плотно прижата к горлышку бутылки?
- Почему нельзя соединить в одну две деревянные линейки, плотно приложив их друг к другу?
- Детские воздушные шарики наполняют светильным газом. Почему они уже через сутки теряют упругость, сморщиваются и перестают подниматься?
- «Кроссворд».
Каждой восьмерке предстоит разгадать свой кроссворд.
6. Подведение итогов. Выставление оценок.
Литература:
- М. Е. Тульчинский «Качественные задачи по физике 6-7 классы
М. «Просвещение» 1976 .
- И. Я. Ланина «Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики» М. «Просвещение» 1985.
- Г. Остер «Забавная физика».
Предварительный просмотр:
«Путешествие по стране Калориметрия.
Повторно-обобщающий урок.
8 класс.
Учитель физики МАОУ лицея № 14 имени Ю.А. Гагар
ина Середина Алла Викторовна
Цель:
- Применение полученных знаний по теме: «Тепловые явления» в нестандартной обстановке.
- Содействие развитию мотивации изучения физики.
- Формирование коммуникативных навыков.
Оборудование: оценочные жетоны, карточки-задания для тренинга третий-лишний по теме тепловые явления, задания кроссворда ( 3 экземпляра), бланки отчёта о путешествии (по количеству уч-ся в классе).
Методические указания:
Класс заранее разбивается на три группы. Группа выбирает руководителя туристической группы. Каждой группе даётся домашнее задание - билет на право путешествия по стране.(Творческое задание, тематическая газета, реферат по теме: «Тепловые явления в живой природе», «История создания тепловых машин», «Современные ДВС» и т.д.)Группа получает туристический маршрут следования по стране пребывания.
Ход урока.(Начало маршрута).
- Знакомство: название группы, девиз, эмблема , путевой дневник.( За каждый пункт команда получает по 1 калории - мелкой монете в стране Калориметрии.).
- Предъявление билета: ( Оценивается максимально в 5 калорий)
- Конкурс штурманов.(Каждой группе предлагается две физические величины)
Задание: за две минуты расшифровать буквы, обозначающие: Q , U; C, t; L, q.(Л)
По 2 кал за определение и 3 кал - за указание физического смысла.
- Конкурс этнографов-знатоков языка страны.
Задание: за 2 минуты написать как можно больше физических терминов по теме: «Тепловые явления».( 1 кал.)
- Конкурс переводчиков.
Задание: объяснить значение приведённых выше физических терминов.
- Конкурс знатоков законов г. Теплограда - столицы страны Калориметрии.
Задание: записать физический закон ( 1 кал), дать его формулировку (2 кал).
- Конкурс «Дневник горе-путешественника»
Задание: найти ошибки автора записок и записать в путевой дневник.
«Проснувшись раньше обычного, я сразу вспомнил, что на 8 утра договорился с Толей идти на местную реку смотреть ледоход. Была ранняя весна. Дышалось легко и свободно. С пятого этажа гостиницы Центральной мне хорошо были видны поля за окраиной города с миллионным населением. Там снег весь уже стаял, и только на крышах домов он лежал мохнатыми шапками. Я быстро поел, сделал зарядку, вымылся по пояс под краном и, тщательно вытеревшись льняным полотенцем, глубоко вздохнул - по всему телу разлилось приятное тепло. Термометр на солнечной стороне за окном гостинничного номера показывал ( - 5 оС), значит в тени ещё теплее, решил я и, одевшись по- весеннему, весело насвистывая, выскочил на улицу.
- В галерее загадок старца Фюзиса.
Задание: по заданным словам угадать физическое явление. (5 кал).
Первой команде: колба, потоки, шум, термометр, пузырьки. (Кипение)
Второй команде: зима, лето, молекулы, потеря, поверхность. (Испарение)
Третьей команде: вещество, постоянство, беспорядок, тьма, температура (Тепловое движение).
- На съезде аналитиков. (Тренинг «Третий-лишний по теме : «Тепловые явления».
- На конкурсе знатоков поэзии. ( Предложить прочесть стихи собственного сочинения).
«Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг её морозом заковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла».
- Восхождение на пик имени «М.В.Ломоносова».
Что вы знаете об этом великом жителе страны Калориметрия?
- Кроссворд по теме «Тепловые явления»
- Подведение итогов.
- Рефлексия
- Оформление отчёта о путешествии.
Отчёт о путешествии по стране калориметрии __________________ (Фамилия).
№ | Станции следования | Индив. баллы | Баллы группы | Что понравилось | Что не понравилось |
1. | Знакомство с группой | ||||
2. | Билет | ||||
3. | Конкурс штурманов | ||||
4. | Конкурс этнографов | ||||
5. | Конкурс переводчиков | ||||
6. | Конкурс знатоков законов | ||||
7. | Дневник путешественника | ||||
8. | Загадки старца Фюзиса | ||||
9. | Тренинг третий - лишний | ||||
10. | Конкурс поэтический | ||||
11. | Восхождение на пик М.В.Ломоносова |
Приложение № 1 Кроссворд по теме «Тепловые явления».
1) Вид теплопередачи.
2) Процесс перехода из жидкого состояния в газообразное.
3) Процесс перехода из жидкого состояния в твёрдое для некоторых веществ.
4) Способ изменения внутренней энергии тел.
5) Процесс перехода из жидкого состояния в твёрдое.
6) Физическая величина, характеризующая степень нагретости тел.
7) Процесс, связанный с понижением температуры тела.
8) Вид теплопередачи, возможный в вакууме и в любой среде.
9)Необратимый тепловой процесс.
10) Деталь ДВС, обеспечивающая постоянную скорость вращения вала.
11) Единица энергии.
12) «Виновники» переноса энергии в жидкостях и газах.
13) Движение поршня в тепловом двигателе между двумя последовательными мёртвыми точками.
- Рабочее вещество первых тепловых машин.
14 | |||||||||||||||
13 | |||||||||||||||
12 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
1 |
Литература: идея взята из книги И.Я. Ланиной «100 игр по физике».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"
Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Игра–путешествие «Путешествие в страну шахматных чудес»
Цель: Популяризация шахмат среди учащихся начальных классов и родителей, развитие чувства коллективизма, ответственности, сплоченности.В игре участвуют сборные команды начальных классов. С...
Урок - путешествие "Путешествие по стране Морфемии. Корни - ЛАГ-, -ЛОЖ"
Урок проводится в форме путешествия по острову Морфемия. Соответстствует требованиям ФГОС. Помогает в увлекательной и динамичной форме изучить тему " Корни -ЛАГ-,-ЛОЖ"...
«Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»
laquo;Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»...
«Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»
laquo;Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»...