Обобщение и систематизация знаний по теме: "Механические колебания и волны"
методическая разработка по физике (9 класс) на тему
Урок повторения материала по главе "Механические колебания и волны", подготовка к контрольной работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mehan_koleb.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования РМ
Управление образованием Администрации г. Саранска
МОУ «Лицей №31»
Открытый урок
«Повторение. Механические колебания и волны.»
Провела: учитель физики
Макарова О.А.
Саранск 2009г.
Цели урока:
а)общеобразовательные: продолжить знакомство учащихся с общенаучными методами познания. Повторить все основные понятия по теме Механические колебания и волны, повторить понятия механики колебания, их отличие от механических волн. Выяснить основные характеристики этих физических процессов. Вспомнить условия возникновения звука и его свойства. Подготовка к контрольной работе.
б)развивающие: развитие у учащихся познавательных способностей, умение логически рассуждать, выделять главные причины и выводы, развитие обобщающих навыков, самостоятельного мышления и памяти, внимания и сообразительности.
в)воспитательные: изучение новой темы способствует формированию мировоззрения у учащихся путем усвоения принципа следственных связей между явлениями. Содействовать в ходе урока формированию трудолюбия, внимательности.
Методы обучения: Фронтальный опрос, беседа.
Оборудование: штатив с пружинным и математическим маятником, установка для наблюдения механического резонанса и акустического, кодоскоп(или компютер), магнитофон, волновая машина, гармошка для демонстрации различных видов деформаций.
Ход урока
На центральной доске записана тема: «Повторение. Механические колебания и волны.»
На левой доске написан эпиграф к уроку: «Все, что казалось трудным нам сначала, к концу обычно трудным не бывало»
Руми
Учитель: В быту, природе и технике человеку очень часто приходится иметь дело с периодическими движениями тела, которые совершаются в противоположных направлениях. Что это за движения и приведите примеры механических колебаний.
Далее следует фронтальный опрос учащихся по вопросам:
- Какие физические величины характеризуют колебательное движение
- Что называют периодом колебаний?
- Что называют частотой колебаний?
- Что такое амплитуда колебаний?
- Как называются тела(на столе), которые совершают механическое колебание?
- Зная параметры этих колебательных систем , как найти их период и частоту колебаний? Ученик на доске записывает формулы для пружинного и математического маятников.
- Какие колебания называются свободными?
- Что называем вынужденными колебаниями?
- Какая сила называется вынуждающей? Периодически вынуждающей?
Учитель демонстрирует возникновение механического резонанса. Идет обсуждение условий возникновения резонанса и его определение.
К доске вызывается ученик для самостоятельной работы на обратной стороне доски: там необходимо дописать недостающие физические величины в формулах и их единицы измерения.
Учитель: Мы говорим с вами о колебаниях тел, но ведь колебания, возникшие в одном месте, могут передаваться другим частицам, что мы наблюдаем в этом случае?
Ведем беседу о волнах:
- Что называется механической волной?
- Какая волна называется продольной?
- Какая волна называется поперечной?
- Какие физические величины характеризуют волну?
- Что называют длиной волны?
- Что называется скоростью волны?
- Как они связаны между собой?
Проверяем работу ученика, находившегося у доски.
Учитель: Ребята, почему когда мы разговариваем, слышим друг друга?
- Какая волна называется звуковой?
- Как и в каких средах распространяется звуковая волна?
- Что такое эхо?
- Почему математический маятник, который колеблется, являясь источником волн, не вызывает у нас звуковые ощущения?
- Какие волны называются инфразвуком и ультразвуком?
- Какие величины характеризуют звук?
- Что называют громкостью, тоном и тембром звука?
Учитель: Мы продолжаем повторение основных вопросов данной главы. Я предлагаю прослушать запись с магнитофона, внимательно прослушайте и найдите физические ошибки в рассказе.
«Одна моя знакомая рассказала такую историю. В своей школе она посещает кружок «Юные физики». Там они конструируют различные физические поделки, проводят всевозможные эксперименты. И о таких экспериментах она рассказала мне следующее. На одном из занятий было у них задание: сделать математический маятник. Знакомая нашла металлическую цепочку, прикрепила к ней бусинку и, таким образом, получила необходимый прибор. Этот маятник за 10с совершал 10 колебаний. Период колебаний оказался равен 5с, а частота 0,2Гц. Затем, уменьшая длину цепочки, она наблюдала увеличение периода и уменьшение частоты колебаний.
Но больше всего меня поразило следующее. Они сделали установку, которая имитирует притяжение на Луне, т.е. силу тяжести уменьшили в 6 раз, оказалось, что тот же маятник в этих условиях стал колебаться с еще большей частотой и его период уменьшился.
В другой раз они ходили в оперный театр. После концерта у них состоялась встреча с артистами. Ученики попросили одного певца, который исполнял арию басом, исполнить это же произведение, но на тон выше. Исполнителю пришлось заставить свои голосовые связки совершать колебания с еще более низкой частотой. Таким образом, они наслаждались звуком высокого тона.
Однако, будучи ее ровесницей и изучая тот же материал по физике, я сомневаюсь в ее рассказе. Может я не права?»
Для ребят открываю обратную сторону другой доски, где кратко законспектировала основные моменты:
- Металлическая цепочка и бусинка
- t=10с, n=10, T=5с, ν=0,2Гц
- L- уменьшается, Т- увеличивается, ν – уменьшается
- ускорение свободного падения уменьшается в 6 раз, ν- увеличивается, Т- уменьшается
- Высокий тон характеризуется малой частотой.
Обсуждаем все ошибки ( их 5), которые встречаются в этом рассказе. Делаем вывод: эта ученица очень плохо занимается по физике, и по всей вероятности не посещает вышеуказанный кружок.
Учитель: Ребята, предлагаю дорисовать вам цветок, который изображен на доске. На каждом лепестке надо написать любое физическое слово, которое относилось бы к заданному явлению – у нас слово ВОЛНА (в центре цветка). (Предполагаемые слова: звуковая, эхо, скорость, длина волны, сейсмическая, инфразвуковая, ультразвуковая, механическая, камертон и др.)
Учитель: Для вас , ребята, следующее задание. С помощью кодопленок(или презентации) ответьте на следующие вопросы.
- на рисунке изображена запись колебаний двух звучащих камертонов, у какого из них выше звук? (синусоиды одинаковой амплитуды, но разной частоты )
- на рисунке изображена запись колебаний двух звучащих камертонов, у какого из них громче звук? (синусоиды разной амплитуды, но одинаковой частоты )
- дан график зависимости амплитуды вынужденных колебаний пружинного маятника от частоты вынуждающей силы. Определить по графику собственную частоту колебаний маятника.
- на рисунке изображена запись колебаний двух звучащих камертонов, у какого больше частота колебаний? (синусоиды разной амплитуды, и разной частоты )
- на рисунке изображена запись колебаний двух звучащих камертонов, у какого из них меньше период колебаний? (синусоиды разной амплитуды, и разной частоты )
- на рисунке изображена запись колебаний двух звучащих камертонов, у какого из них тон звука ниже? (синусоиды разной амплитуды, и разной частоты)
- на рисунке изображена запись колебаний двух звучащих камертонов, у какого из них тише звук? (синусоиды разной амплитуды, и разной частоты)
И таких слайдов можно составить большое количество, и по определению длины волны и скорости.
Учитель: Итак, мы закончили с вами повторение главы «Механические колебания и волны». Выяснили связь между основными характеристиками колебаний и волн. На следующем уроке пишем с вами контрольную работу. Спасибо всем за хорошую работу, за великолепные знания, высокую эрудицию.
Выставляем отметки, записываем домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения и систематизации знаний при подготовке к ЕГЭ по теме "Метод площадей"
Программа для общеобразовательных школ по геометрии не акцентирует внимание на методах решения задач. А знание методов решения геометрических задач позволяет решать, казалось бы, сложные математическ...
Урок закрепления и обобщения знаний по теме «Механическая работа и мощность» 7 класс.
Завершающий урок работы над минипроектами по теме....
Урок физики в 10 классе «Электрический ток в различных средах» Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний Дидактическая цель: создать условия для активного структурирования систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Электриче
Урок физики в 10 классе«Электрический ток в различных средах»...
Тема: Урок – повторение «Действия над обыкновенными дробями» Цель: -обобщение и систематизация знаний по теме: «Обыкновенная дробь. Действия над обыкновенными дробями». Задачи: Обучающие: обобщение и систематизация знаний; развитие познавательных способн
Урок – повторение по теме: «Действия над обыкновенными дробями», 5 класс....
Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Механическое движение. Плотность вещества"
Урок в игровой форме с разнообразными заданиями, где учитель и ученик может проявить себя творчески, применяя физические знания....
Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""
Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...