Урок физики в 10 классе "Газовые законы. Изопроцессы"
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему
Обобщающий урок физики по изопроцессам. Представлен полный конспект урока со всеми приложениями, которые можно использовать как раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
газовые законы 10.doc | 508 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Газовые законы».
Цели урока:
Образовательная: формировать навыки работы с графикам;
Развивающая: развивать навыки логического мышления, самостоятельный исследовательской работы, внимательность, умение сравнивать и анализировать, находить закономерности, рассуждать, делать вывод;
Воспитательная: воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, ответственное отношение к труду.
Эпиграф урока: “Всякая физическая теория должна быть математически красивой” - М.Дирак.
Структура урока:
- Организационный момент (1-2 мин.)
- Повторение газовых законов (3 мин.)
- Постановка проблемы (2 мин.)
- Решение графических задач (20 мин.)
- Самостоятельная работа (5 мин.)
- Подведение итогов, оценки за урок (3 мин.)
- Домашнее задание (5 мин.)
Ход урока
- Организационный момент.
Сегодняшний наш урок мы посветим решению задач по теме: “Газовые законы”. Цель нашего урока закрепить знания газовых законов и научиться правильно изображать графики изопроцессов.
- Повторение газовых законов.
Поработаем устно. Какие изопроцессы вы знаете и какой газовый закон лежит в основе этих процессов.
Заполним таблицу №1 Ваших опорных листов. Каждый ряд получает задание построить изотерму в трех различных системах координат pV – pT – VT. По одному человеку от каждого ряда выходят к доске и заполняют свою часть таблицы (на доске плакат с системами координат, в которых изображаются данные графики, прил.1).
3. Постановка проблемы.
А теперь творческое задание для всех: сравните свои графики с графиками на доске и в последней четвертой колонке изобразите варианты замкнутых циклов, содержащих три изопроцесса в каждой системе координат. Это поможет Вам в дальнейшем для изображения перевода цикла из одной системы координат – в другую. (проверка на доске 3 учеников)
4. Решение графических задач.
Укажите, какой график, из приведенных на таблице (на доске новая таблица состоящая из 4-х графиков, прил. 2) лишний?
Устно. Усложним задание: теперь на таблице представлено 6 графиков. Нужно определить какой из них соответствует изохорному нагреванию (прил.3).
В это время 2 ученика работают по карточкам (прил.4).
На доске появляется таблица, изображающая циклический процесс (задание 2 опорного листа). Рассмотрите данный цикл и укажите как изменялось давление при каждом переходе из одного состояния в другое. Учащиеся работают на опорных листах, а один ученик у доски. (опрос учащегося, все проверяют и учитель оценивает учащегося.)
Ответ.Переход 1-2 идет с постоянным давлением, 2-3 – давление увеличивается, так как увеличивается температура. Для того чтобы определить, как изменилось давление в следующем переходе необходимо сделать дополнительное построение: провести две изобары через точки 3 и 4. Таким образом, получается, что при переходе 3-4 давление увеличивается., так как объем уменьшается. И последний переход 4-1 - давление уменьшается.
А теперь устный счет (прил.5). Определите по графику чему стала равна температура газа в точке 2, если в точке 1 она была Т?
Ответ.Так как переход из точки 1 в точку 2 осуществляется ступенчато, то и температура будет изменяться последовательно: сначала увеличится в 3 раза (так как увеличилось в три раза объем), а потом еще в 2 раза (так как увеличился давление). Таким образом, температура в точке 2 будет в 6 раз больше температуры в точке 1 : 2*3 =6.
Пока учащиеся определяют по графику изменение температуры, три человека из класса решают тестовые задания (прил.6).
Сдайте тестовые задания и приготовьтесь к физическому диктанту.
5.Физический диктант.
В координатах pV изобразите замкнутый цикл, состоящий из трех изопроцессов: 1-2 – изохорное охлаждение, 2-3 – изобарное расширение, 3-1 – изотермическое сжатие. А теперь опишите изменение температуры при каждом переходе.
Чтобы проверить и оценить данную работу учащихся, предлагается обменяться опорными листами с соседом по парте и выставить оценки по соответствующей схеме: верный график – 3 балла, верное описание – 5 баллов. Если есть недочеты – 4 балла.
Таким образом, каждый учащийся получает оценку за урок.
6. Подведение итогов и домашнее задание.
Домашнее задание. Еще раз дома повторите тему “Газовые законы” и решите задачи из сборника под редакцией Рымкевича: №536-540
p p V p
V T T V
Прил.2
Прил. 6
Опорный лист
V1=V2 m1= m2 P1=P2
m1…m2 T1…T2 m1…m2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок физика+биология "Кровообращение. Закон Бернулли"8 класс.
При проведении урока учащиеся убеждаются в взаимосвязи физики и биологии, устанавливаются межпредметные связи....
Урок физики" Сила Архимеда. Закон Архимеда." в 7 классе с использованием ЭОР.
Методическая разработка урока физики в 7 классе с использованием ЭОР....
Урок физики по теме "Закон Ома для участка цепи" (8 класс"
Урок+презентация по физике в 8 классе по теме "Закон Ома для участка цепи"....
Презентация к уроку физики по теме "Закон сохранения и превращения механической энергии"
Задачи урока:• Ввести понятие полной механической энергии замкнутой системы.•Добиться усвоения учащимися формулировки закона сохранения энергии, научить школьников записывать уравнение зако...
Урок физики по теме "Закон сохранения энергии" 9 -10 класс
Данная разработка может быть использована в 9 или 10 классе для повторения и обобщения темы. Урок сопровождается презентацией....
Урок физики на тему "Закон Архимеда"
Цель урока: сформировать понятие Архимедовой силы, изучить действие жидкости на погруженное в них тело, экспериментально исследовав зависимость выталкивающей силы от друг...
Методическая разработка урока физики по теме "Закон Ома для участка цепи" для 8 класса
Получить экспериментально зависимости: 1) силы тока от напряжения на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется; 2) силы тока от сопротивления участка цепи...