Урок физики с использованием ЭОР в 9 классе по теме" Свободное падение"
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Данный материал содержит тест на повторение ранее изученного материала,а также интерактивные модели свободного падения, видеоматериал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon unchuk.zip1.01 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Свободное падение.

ФИО (полностью)

Унчук Ирина Геннадьевна

Место работы

МБОУ «Гимназия №3»

Должность

Учитель физики

Предмет

Физика

Класс

9 класс

Тема и номер урока в теме

Законы движения и взаимодействия тел, пятнадцатый урок

Базовый учебник

А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. Физика 9.Дрофа 2009

8.   Цель  урока: Показать, что свободное падение является частным случаем равноускоренного движения, выявить особенности свободного падения

  1.  Задачи:

-обучающие: проверить знания основных формул кинематики и умение их применять в новых условиях; познакомить с историей изучения свободного падения тел; обучение решению задач, вести понятие свободного падения тел и ускорение свободного падения ;распространить применение уравнения равноускоренного движения на свободное падение;

-развивающие: развитие речи, умение анализировать, сравнивать, обобщать ; развитие интеллектуальных способностей учащихся; развитие познавательной активности, творческих способностей.

-воспитательные: воспитание интереса к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера, формирование аккуратности, внимательности

  1. Тип урока: урок изучения нового материала
  2. Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные
  3. Необходимое техническое оборудование: мультимедийное оборудование
  4. Структура и ход  урока

Ход урока

  1. Актуализация знаний и умений: 

С целью проверки основных формул кинематики. Выполняется проверочная работа .

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba08a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Каждое задание из теста рассчитано на 1 мин.

Учащиеся решают задачи в тетрадях, записывая ответы. На работу выделяется 5 мин. После выполнения заданий проверяются ответы.

  1. Введение новой информации

Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни.

Он ответил: “Легче всего – научить других, а труднее – познать самого себя”.

На уроках физики мы говорим о познании природы, так как физика – наука о природе.

Вот и сегодня нам необходимо описать одно из явлений природы – Свободное падение. Необходимо описать его кинематически, то есть:

  1. определить вид движения.
  2. выявить его особенности.
  3. записать формулы для свободного падения.

И как истинные мыслители мы рассмотрим экспериментальный метод исследования.

Первое общеизвестное учение о падении тел принадлежит Аристотелю, который считал, что тяжелый камень падает быстрее сухого листа.(слайд Галилей)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b8a091ec-f96c-46b4-9c69-17c08b1435b1/9_218.swf

Поскольку сила тяжести, действующая на каждое тело вблизи поверхности Земли, постоянна, то свободно падающее тело должно двигаться с постоянным ускорением, т.е. равноускоренно. Опыты подтверждают этот вывод. ( опыт по определению ускорения свободного падения)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37e9d332-f3f7-f0df-cd7d-6acf28b3286e/00144677087276902.htm

Таким образом, свободное падение происходит с ускорением 9,8 м/с2.Это ускорение называется ускорением свободного падения.  Рассмотрим как движется шарик при свободном падении. (видеоролик) Следовательно, свободное падение является равноускоренным движением.

Зависит ли ускорение при свободном падении тел от их массы, объема , формы?

 Ответ на этот вопрос дает опыт со стеклянной трубкой, называемой трубкой Ньютона. (слайд 5)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc793-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_11.swf

 Свободное падение тел описывается  теми же формулами, что и любое равноускоренное движение:

 Величина скорости при свободном падении тела в любой момент времени:

перемещение тела:



В этом случае вместо ускорения
 а, в формулы для равноускоренного движения вводится ускорение свободного падения g =9,8м/с2.(  формулы записываются на доске и в тетрадях)

Задание  Выразите время падения  из формулы перемещения (t=)

5.Первичное закрепление материала:

Задача. Установлено, что человек безопасно для жизни может прыгать с высоты 2 м. С какой скоростью он при этом достигает поверхности Земли?( 6,3 м/с)

Задача решается сильным учеником под наблюдением учителя .

4. Применение полученных знаний и умений в стандартных или новых ситуациях

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba08f-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html 

 Учащиеся выполняют задания №1 и №2

Задание выполняется в тетрадях, а затем учащиеся дают правильный ответ. На слайде выводится правильный ответ

  1. Диагностика процесса усвоения учебного материала

Выполняется самостоятельная работа по карточкам

Карточка 1

Сколько времени будет падать тело с высоты 490 м?( 10 с)

Карточка 2

Определите глубину колодца, если упавший в него предмет коснулся дна через 1 с.

Карточка 3

С какой скоростью предмет достигнет дна колодца, если время падения 1 с?

 Карточки сдаются на контроль.

- А теперь подведём итог урока:

Ответьте на вопросы:

1.Какое движение называется свободным падением? (Движение под действием силы тяжести)

2.Кто впервые экспериментально доказал, что земной шар сообщает всем телам вблизи поверхности Земли одинаковое ускорение?( Галилео Галилей)

3. К какому виду движения относится свободное падение?( равноускоренному)

 4.Изменится ли ускорение падающего вниз тела, если сообщить начальную скорость?( нет, ускорение свободного падения не изменяется)

5. Каковы особенности свободного падения?( Это движение с постоянным ускорением направленным постоянно вниз.)

Объявляются оценки за урок, записывается домашнее задание: §13 (учить), Упр.13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики с использованием интерактивной доски

Конспект урока и презентация для интерактивной доски с вложенным мультимедийным материалом может быть использована на первом уроке в разделе "Световые явления" в 8 классе (в силу большого объема файла...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VI вида»

Обобщение опыта по применению проектных технологий в педагогической деятельности  педагога КГСКОУ«Барнаульская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIвида»...

Урок физики" Плавание тел" в 7 классе с использованием ЭОР.

Урок физики в 7 классе с использованием ЭОР....

Урок физики с использованием ЭОР

7 класс, "Плотность вещества" урок физики с использованием ЭОР....

Экологическое воспитание учащихся на уроках физики с использованием регионального компонента (методическая разработка)

В данной  работе  преподаватель физики раскрывает формы и методы, способствующие побуждению учащихся хорошо знать законы природы, понимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и о...

Наглядные примеры проведения демонстрационных экспериментов на уроках физики с использованием школьного осциллографа и других приборов

Данная презентация содержит краткое руководство по использованию такого прибора, как школьный осциллограф. Помимо блока принципиальных схем руководство содержит краткие видеообзоры, где наглядно наблю...

План-конспект урока физики с использованием комплекса LabQuest в 10-м классе (лабораторная работа) «Определение коэффициента трения скольжения»

На уроке используется групповая форма работы. Учащиеся в  группах должны определить:  какое оборудование они будут использовать, какие измерения будут выполнять, как будут представлять резул...