Использование КлУС при изучении темы "Плотность вещества. Архимелова сила. Условия плавания тел",
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Филатова Ирина Борисовна

Для того, чтобы научить детей решать задачи, эффективно применить исследовательский подход - "ключевые ситуации", на которых основано большинство задач по этой теме. При этом проявляются взаимосвязи между физическими величинами, фигурирующими в этих ситуациях. Это и даст ключ к решению задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klus_pri_izuchenii_temy.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Использование КлУС при изучении темы «Плотность вещества», «Выталкивающая сила. Условия плавания тел»

  1. Задача №1. Вам даны три стеклянные мензурки: первая – пустая, а в двух других находятся чистая вода и раствор сахара в воде соответственно. Объемы налитых жидкостей одинаковы. Определите, равны ли массы этих жидкостей. Если нет, сделайте предположение, почему. Измерив массу жидкостей и их объемы, рассчитайте плотности данных вам жидкостей. Рассчитайте плотность сахара, растворенного в воде, если известно, что объем раствора равен сумме объемов его составных частей. Для выполнения заданий используйте рычажные весы с разновесами; известно, что для приготовления раствора взято 20г сахара.

Задача№2. Имея в своем распоряжении измерительный цилиндр с жидкостью, в который полностью погружен металлический цилиндр, и динамометр определите:

  1. Выталкивающую силу, действующую со стороны этой жидкости на цилиндр и его объем;
  2. Какая жидкость налита в измерительный цилиндр;
  3. Массу этого цилиндра при условии, что он находится в равновесии внутри жидкости.
  1. Задача №1. Класс делится на три группы по уровням сложности задачи. Оборудование выдается в трех экземплярах. Оформить решение можно как лабораторную работу, чтобы учащиеся смогли определить цели, задачи, произвести измерения и вычисления, сделать вывод.

Уровень №1

Уровень №2

Уровень №3

Цель: измерить массы жидкостей, налитых в мензурки.

Оборудование: рычажные весы.

Ход решения:

  1. Уравновешиваем весы.
  2. Определяем массу пустой мензурки.
  3. Определяем массу мензурки с водой.
  4. Определяем массу мензурки с раствором сахара.
  5. Вычисляем массу воды и раствора сахара.

Вывод: масса раствора больше, так как в нем содержится больше молекул вещества.

Цель: Рассчитать плотности жидкостей, налитых в мензурки.

Оборудование: рычажные весы.

Ход решения:

  1. Уравновешиваем весы.
  2. Определяем массу пустой мензурки.
  3. Определяем массу мензурки с водой.
  4. Определяем массу мензурки с раствором сахара.
  5. Вычисляем массу воды и раствора сахара.
  6. Измеряем объем жидкостей.
  7. Используя формулу плотности вычисляем плотности данных жидкостей.

Вывод: плотность раствора сахара в воде больше, так как в нем содержатся молекулы воды и молекулы сахара (чем больше частиц в веществе, тем больше его плотность).

Цель: рассчитать плотность сахара, растворенного в воде, если известно, что объем раствора равен сумме объемов его составных частей.

Оборудование: рычажные весы.

Ход решения:

  1. Уравновешиваем весы.
  2. Определяем массу пустой мензурки.
  3. Определяем массу мензурки с водой.
  4. Определяем массу мензурки с раствором сахара.
  5. Вычисляем массу воды и раствора сахара.
  6. Измеряем объем жидкостей.
  7. Используя формулу плотности вычисляем плотности данных жидкостей.
  8. Выводим формулу для вычисления плотности сахара и вычисляем ее.

Вывод: измерив плотность сахара, можно сделать вывод о том, почему отличаются плотности чистой воды и раствора

Задача №2. Класс делится на три группы по уровням сложности задачи. Оборудование выдается в трех экземплярах. Оформить решение можно как лабораторную работу, чтобы учащиеся смогли определить цели, задачи, произвести измерения и вычисления, сделать вывод.

Уровень №1

Уровень №2

Уровень №3

Цель: определить выталкивающую силу, действующую со стороны жидкости на цилиндр и объем цилиндра.

Оборудование: измерительный цилиндр, динамометр.

Ход решения:

  1. Определяем вес цилиндра в воздухе.
  2. Определяем вес цилиндра в воде.
  3. Вычисляем выталкивающую силу, действующую на цилиндр со стороны жидкости.
  4. Определяем объем жидкости без цилиндра.
  5. Определяем объем жидкости с погруженным в нее цилиндром.
  6. Вычисляем объем цилиндра.
  7. Записываем ответ.

Цель: определить, какая жидкость налита в мензурку.

Оборудование: измерительный цилиндр, динамометр.

Ход решения:

  1. Определяем вес цилиндра в воздухе.
  2. Определяем вес цилиндра в воде.
  3. Вычисляем выталкивающую силу, действующую на цилиндр со стороны жидкости.
  4. Определяем объем жидкости без цилиндра.
  5. Определяем объем жидкости с погруженным в нее цилиндром.
  6. Вычисляем объем цилиндра.
  7. Выводим формулу для расчета плотности вещества из формулы для расчета силы Архимеда и производим вычисления.
  8. Проводим проверку вычислений методом подстановки единиц измерения величин.
  9. Записываем ответ.

Цель: Измерить массу металлического цилиндра, находящегося внутри жидкости в равновесии.

Оборудование: измерительный цилиндр, динамометр.

Ход решения:

  1. Определяем вес цилиндра в воздухе.
  2. Определяем вес цилиндра в воде.
  3. Вычисляем выталкивающую силу, действующую на цилиндр со стороны жидкости.
  4. Определяем объем жидкости без цилиндра.
  5. Определяем объем жидкости с погруженным в нее цилиндром.
  6. Вычисляем объем цилиндра.
  7. Выводим формулу для расчета плотности вещества из формулы для расчета силы Архимеда и производим вычисления.
  8. Проводим проверку вычислений методом подстановки единиц измерения величин.
  9. Записываем условие равновесия цилиндра в жидкости и выводим формулу для расчета массы цилиндра.
  10. Проводим проверку формулы методом подстановки единиц измерения величин.
  11. Записываем ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка технологической карты самостоятельной деятельности учащихся на уроке по теме: "Условие плавания тел. Архимедова сила. Закон Архимеда" на основе ЭОР

Конспект разработан для дистанционного обучения детей на основе ЭОР. Может использоваться на уроках- исследованиях по физики, с целью повышения самостоятельной деятельности учащихся и повышению интере...

Формирование УУД на уроках физики при изучении темы «Условия плавания тел. Плавание судов»

Материал можно использовать при подготовке уроков в рамках реализации ФГОС. Использованы технологии обучения на основе системно-деятельностного подхода....

Урок -проект по физике тема "Сила Архимеда и условие плавания тел"

Урок -проект следует проводить после изучения тем: «Сила Архимеда. Условия плавания тел», как заключительное повторение.Работа  рассчитана на 2-3 урока (уроки можно объединить, окончательное офор...

Конспект АМО-урока (занятия). Решение задач по теме « Архимедова сила», « Условия плавания тел».

Он предназначен для закрепления пройденного материала по этой теме и включает в себя обобщение знаний по данной теме. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. Отличительной возрастной о...

Мастер-класс. Формирование УУД на уроке физики при изучении темы " Плавание тел. Условия плавания тел."

В соответствии с ФГОС основного общего образования современному обществу нужны образованные, нравственные люди,  которые могут самостоятельно принимать решения. «Человек образованный ...

Тест по физике за 7 класс. Архимедова сила. Условия плавания тел. Воздухоплавание

Тест по физике за 7 класс. Архимедова сила. Условия плавания тел. Воздухоплавание...

Урок-презентация по теме "Архимедова сила. Условие плавания тел"

Решение задач по теме "Архимедова сила. Условие плавания тел."...