Урок на тему "Закон Паскаля"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
Физический диктант на мету "Давление газа. Закон Паскаля"
Урок на тему "Закон Паскаля"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4._zakon_paskalya.rar | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока:
• выяснить физическую природу давления газа, причины его возникновения
• установить, от чего зависит давление газа.
Задачи:
Образовательная:
• побудить учащихся на уроке к активной исследовательской деятельности по выяснению причин, вызывающих давление газа и его зависимость от других физических величин
Воспитательная:
• продолжить формировать у учащихся положительное отношение к самостоятельному поиску знания;
• сформировать у учащихся представление о давлении газов, входящее в систему знаний взглядов на мир
Развивающая:
• развитие общеучебных знаний и умений: наблюдать, делать выводы
• развитие специальных знаний и умений: моделировать сущность процессов,
• проводить мыслительный эксперимент.
Тип урока: изучение нового материала
Использование элементов педагогических технологий:
• исследовательской деятельности;
• критического мышления;
• игрового обучения;
• деятельностного подхода.
Оборудование и материалы к уроку:
• дидактический материал на карточках (2-3 вида);
• ручной насос, колба с пробкой, воздушные шарики, резиновые мячики и теннисные шарики (модели молекул), пластиковые бутылки;
• на парты учащимся раздаются шприцы для фронтального эксперимента.
• установка (самодельная) для демонстрации модели давления газа.
Оформление урока:
• развешаны воздушные шарики;
• на доске таблица для заполнения зависимости давления газа
От чего зависит давление газа (гипотеза) Результат проверки
• на столах учащихся рабочий лист для конспекта с пропусками, которые должны быть заполнены по ходу урока
Ход урока
1. Вступительное слово учителя:
Ребята, на этом уроке мы с вами попробуем создать теорию, объясняющую одно из явлений природы. Вам (нам) придется побыть в роли не только исследователей, но и теоретиков, которые дают определение понятиям, делают выводы. Именно так создаются научные теории.
В руках учителя надутый воздушный шарик.
- Что же будет объектом нашего изучения?
Ученик. Воздух
- Чем ещё кроме воздуха можно заполнить воздушный шарик?
Ученик: гелием.
Учитель: Таким образом, приходим к выводу, что речь пойдет не только о воздухе, но о газах вообще.
Учитель предлагает ученикам сжать шарик .
- Что вам мешает при сжатии? Что действует на оболочку шарика?
После вариантов ответов, обобщаем: газ давит на оболочку, т.е. создаёт давление.
Изучение давления газа - это и будет нашей задачей. Итак, сегодня на уроке мы будем создавать теорию, объясняющую давление газа.
2. Актуализация знаний учащихся (общеклассная форма обучения, словесный метод)
- Вспомним, из чего состоит вещество.
- Какие три состояния вещества вы знаете?
- Объектом нашего изучения является газ. Вспомните, что отличает газ, от других состояний? Как ведут себя молекулы газа?
3. Подготовка к основному этапу
Учитель. Сравним, как будут оказывать давление на стенки твердые тела, жидкости и газ. Проводится эксперимент 1.
Перед классом два ученика с шариками. В один из шариков наливаем воду, во второй - мелкие твердые предметы, а третий - просто надуваем.
Учитель. Есть ли отличие в оказании давления? Что необычного?
Ответы учеников: отличия есть - в случае давления твердых и жидких тел мы видим, что давит вниз из-за притяжения к Земле.
Учитель. Но ведь и в газе молекулы - все они притягиваются к Земле. Значит, определяющим для давления газа является не это, а что?
(Создание проблемной ситуации)
4. Основной этап. Изучение нового материала (выдвижение гипотезы, создание мысленного эксперимента)
Учитель:
1) Выдвигаем гипотезу, в которой попытаемся предположить, что причиной давления газа является беспорядочное движение молекул.
2) Сейчас мы вместе смоделируем ситуацию. Для изучения явления часто используют модели. Модель - это упрощённый вариант явления или объекта.
В качестве модели используем подвешенную картонку - "стенку", в которую бросают маленькие мячики, являющиеся моделями молекул.
Эксперимент 2. В подвижную "стенку" сначала один ученик ударяет маленьким мячиком. "Стенка" отклоняется и возвращается. Затем два или три ученика быстро бросают мячики так часто, что отклоненная стенка, подрагивая, остается на своем месте.
3) Итак, можно сделать вывод (промежуточный этап осмысления). И сейчас каждый на листочке напишет, почему возникает давление газа.
Зачитывают написанные ответы.
Учитель. Замечательно - без учебника, вы сами смогли дать определение. Это будет началом создания теории. Далее следует описание явления.
4) Теоретическое описание явления - это установление зависимостей.
В процессе беседы заполняется таблица (на доске), в которой фиксируются возможные зависимости, предложенные учениками.
От чего зависит давление газа (гипотеза) Результат проверки
от массы молекул +
от количества молекул +
от скорости молекул +
от температуры + (учитывая, что температура определяется движением молекул)
от объема + (уточнение - в закрытом сосуде при изменении объёма давление изменяется)
Учитель: Теперь я предлагаю провести экспериментальную проверку ваших предположений.
Эксперимент 3. Сравниваем удары на модели (теннисные шарики и мячики).
Вывод. Чем больше масса, тем выше давление
Эксперимент 4. Насосом накачиваем шарик.
Вывод. Чем больше количество молекул, тем выше давление
Эксперимент 5. Обливаем холодной и горячей водой бутылку с надетым на горлышко воздушным шариком.
Вывод. Чем выше температура, тем выше давление. (вспоминают, что повышение температуры приводит к увеличению скорости движения молекул).
Таким образом, в таблице по пунктам а) - г) проверка подтвердила верность предположений, поэтому ставим плюсы.
А вот с объемом сложнее. На столе две банки - литровая и 3-х литровая.
Учитель. В какой из них давление больше?
Ученик. Очевидно, что одинаковое.
Учитель. Проведем ещё один эксперимент.
Каждому ученику раздаются шприцы (без иголки)
Учитель. Прикройте отверстие для вставки иглы пальцем. Вдвигая поршень, обнаружьте увеличение давления. Ответьте на вопрос:
- В чем причина увеличения давления, ведь количество молекул осталось прежним, температура не изменилась и молекулы те же самые? (Создание проблемной ситуации)
Ученики:
- уменьшается объём
- в каждую точку теперь попадает больше молекул и, получается, что они теперь чаще ударяются.
Итак, происходит не только закрепление, но и более глубокое осмысление причин, влияющих на давление газа. Видим одно - изменение объёма, - а в результате цепочки мыслительных операций приходим к истокам этой зависимости (от концентрации).
Делаем вывод, что в закрытом сосуде при изменении объёма давление меняется потому, что на единичную площадку приходится большее или меньшее количество ударов. Поэтому лучше сказать, что давление меняется в зависимости от сжатия газа.
5. Закрепление. Тестовая проверка усвоения нового знания
1. Закрытый тест
1. Давление газа создаётся ______________________________________
_______________________________________________________________.
2. Давление газа зависит от: _________________ ____________________
______________________________________________________________
( В закрытом сосуде)
3. Если температура газа повысится, то увеличится ______________________,
следовательно, увеличится число __________________________________,
поэтому давление газа ________________________________.
4. Если газ сжимают, то его объём ______________________,
следовательно, увеличится ________________________
на единичную площадку, поэтому давление газа _____________________.
2. Открытый тест
1) От чего зависит давление газа?
≤ от числа молекул
≤ от температуры газа
≤ от формы сосуда, в котором находится газ
2) При уменьшении объёма сосуда, в котором находится газ, давление…
≤ уменьшится
≤ не изменится
≤ увеличится
3) Что происходит с молекулами газа при уменьшении объёма сосуда, в котором находится газ?
≤ молекулы начинают быстрее двигаться
≤ молекулы начинают медленнее двигаться
≤ среднее расстояние между молекулами газа уменьшается
≤ среднее расстояние между молекулами газа увеличивается
4) Что происходит с молекулами газа при уменьшении температуры?
≤ молекулы начинают быстрее двигаться
≤ молекулы начинают медленнее двигаться
≤ среднее расстояние между молекулами газа уменьшается
≤ среднее расстояние между молекулами газа увеличивается
6. Подведение итогов
Итак, с помощью экспериментов мы многое выяснили и описали изучаемое явление - разработали начальный этап теории. Что мы узнали о давлении газа?
Ответы учащихся
7. Домашнее задание: параграф 46, вопросы на стр. 129.
Учитель:
- Что произойдёт, если пролить воду? (Немного проливаю воду на стол.) (Вода потечёт.)
Учитель:
- А если подуть на неё?
Учитель:
- Почему? Почему так происходит? (В отличие от твёрдых тел молекулы жидкости могут перемещаться, поэтому пролитая из сосуда вода растекается, а вода в стакане приходит в движение, если слегка подуть на её поверхность.)
Учитель:
- Подвижность частиц жидкости, а так же и газа, объясняет, что производимое на них давление передаётся не только в направлении действия силы, но и по всем направлениям. В твёрдых телах молекулы связаны с положениями равновесия, а в жидкостях и газах молекулы подвижны относительно друг друга. А теперь заполним таблицу.
Состояние вещества | Подвижность молекул | Направление передачи давления |
Твёрдые тела | Молекулы связаны с положениями равновесия, только колеблются | Передаётся в направлении действия силы |
Жидкость и газ | Молекулы подвижны относительно друг друга | Передаётся по всем направлениям, всем частицам |
Опыт, изменение давления воздуха внутри воздушного шара. (Трубка с поршнем, на которую надет воздушный шарик.)
Учитель:
- Что произойдёт с молекулами газа внутри сосуда, если изменить объём при перемещении поршня вниз? (В учебнике рис. 94) (Молекулы расположатся плотнее друг к другу.)
Учитель:
- При этом давление изменится? (Да, оно возрастёт.)
Учитель:
- Добавочное давление передалось всем частицам газа. Если увеличиться давление газа около самого поршня на 1 Па, то во всех точках внутри газа увеличится настолько же.
Опыт с шаром Паскаля. (Полый шар с узкими отверстиями, к которому присоединена трубка с вставленным поршнем заполняется водой. Если вдвигать в трубку поршень, то вода польётся из всех отверстий шара.)
Учитель:
- Что же мы увидели? (Жидкость с одинаковым напором выходит из всех отверстий шара.)
Учитель:
- Какой можно сделать вывод из этого опыта?
Вывод: Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую точку объёма жидкости или газа. (Плакат).
Учитель:
- Это утверждение называют законом Паскаля. Найдите этот закон в учебниках, прочитайте и запишите в тетради.
Учитель:
- Я вам покажу ещё один опыт.
Опыт с пакетом наполненным водой.
Учитель:
- Почему пакет разрывается не в том месте, где мы давим, а в другом? (Давление, оказываемое на одну часть пакета, распространяется в другие части.)
Учитель:
- Разрывается там, где тоньше.
VI. Закрепление учебного материала.
Работа в группах.
Учитель:
- Ребята, вы сами хотите проделать опыты? ( Да.)
Учитель:
- Давайте, выполним работу в группах по 4 человека. Я вам раздам задания и оборудование для выполнения работы. Внимательно прочитайте задание и запишите ваше предположение, сделайте эксперимент и вывод. Затем один представитель из каждой группы прочитает задание, продемонстрирует опыт и сделает вывод.
№ 2.
Объясните явление, пользуясь законом Паскаля. Как изменится наблюдаемое явление, если увеличить жатие?
№ 3.
Если выстрелить из мелкокалиберной винтовки в вареное яйцо, то в яйце образуется отверстие. Если же выстрелить в сырое яйцо, оно разлетится. Как объяснить это явление?
Ответ: При выстреле из мелкокалиберной винтовки в варёном яйце образуется отверстие, так как давление пули в этом яйце передаётся лишь по направлению её движения. Сырое яйцо разбивается пулей вдребезги, так как давление пули в жидкости, согласно закону Паскаля, передаётся одинаково по всем направлениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Алфавит и структура языка «Паскаль». Структура программы на языке «Паскаль». Типы переменных. Арифметические выражения. Стандартные функции».
Сформировать основные приемы работы со средой программирования TURBO Pascal.Изучить основные типы переменных и научиться записывать выражения с использованием встроенных функций и арифметических опера...
Основы программирования: ТЕМА 03. РАБОТА В СИСТЕМЕ ТУРБО-ПАСКАЛЬ. РАБОТА В СИСТЕМЕ ABC ПАСКАЛЬ.
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯВВЕДЕНИЕОдним из популярных сегодня ЯП является Паскаль. Он позволяет составлять программы для решения математических задач, обработки текстов, построения изображений на экране ...
Презентация к уроку "Циклы на паскале"
Презентация к уроку "Использование всех типов циклов на Паскале"...
Урок - игра "Паскаль - это просто, Паскаль - это сложно"
Урок - игра для проверки знаний учащихся по языку программирования Паскаль....
Конспект урока «Операторы языка паскаль» 9 класс.
Урок в 9 классе по программированию....
Конспект урока «Операторы языка паскаль» 9 класс.
Операторы языка Паскаль, 9 класс...
Одномерные массивы на языке Паскаль. Вычисление суммы элементов одномерного массива на языке Паскаль
Данная разработка может быть использована в виде опорного материала для работы на уроке по изучению темы указанной ниже. Учебник: Информатика. Учебник для 9 класса. Босова Л.Л., Босова А.Ю....