краткий курс физика 9 класс
методическая разработка (физика, 9 класс) по теме
Физика 9 класс краткий курс, основные понятия, формулы. Помощь ученикам для изучения физики в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_9kl_kratkiy_kurs.rar | 51.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Физика - 9
Краткий курс
для учащихся 9 класса
Выполнила: Коткова Надежда Анатольевна, учитель физики МБОУ «СОШ № 9»
Модель – упрощённое представление реального объекта.
Модели кинематики: | Материальная точка - тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь. Условия: 1. небольшие размеры тела по сравнению с расстоянием; 2. поступательное движение тела. |
Система отсчёта – 1. оси координат; 2.тело отсчёта; 3. способ отсчёта времени. | |
Модели динамики: | Материальная точка Инерциальная система отсчёта – система отсчёта, находясь внутри которой нельзя определить, движется она или нет. |
Модели механических колебаний: | Колебательная система – несколько взаимосвязанных тел, благодаря которым могут совершаться механические колебания. |
Математический маятник – шарик на нитке. В колебательную систему входят: шарик, нитка, опора, Земля. | |
Пружинный маятник – груз на пружине. В колебательную систему входят: груз, пружина, опора, Земля. | |
Модели электродина-мики | Постоянный полосовой магнит – тело в форме параллелепипеда, обладающее магнитным полем. Полюса магнита окрашены: северный полюс N - синим цветом, южный полюс S – красным цветом. |
Постоянный дуговой магнит – тело в форме согнутого подковообразно параллелепипеда, обладающее магнитным полем. Полюса магнита окрашены: северный полюс N - синим цветом, южный полюс S – красным цветом. | |
Модели атомной физики | Модель атома Резерфорда (планетарная) – 1. ядро, состоящее из протонов и нейтронов, расположенное в центре атома; 2. электронные оболочки, на которых находятся движущиеся вокруг ядра электроны. В нейтральном атоме число протонов и электронов одинаково. |
Траектория – линия, вдоль которой движется тело. Может быть прямой и кривой.
Вектор – направленный отрезок. У него есть: 1. точка приложения, 2. длина; 3. направление. Виды векторов: свободные и связанные.
Радиус-вектор – вектор, соединяющий движущуюся точку с центром координат.
Искусственный спутник Земли – тело, перемещающее в пространстве вокруг Земли с первой космической скоростью.
Ракета-носитель – устройство для вывода на орбиту космического корабля. Использует реактивное движение, отталкиваясь от вырывающихся под большим давлением из сопла продуктов сгорания топлива.
Электромагнитное поле - вид материи, неразрывно связанной с электрическим зарядом. Если заряд покоится относительно наблюдателя, то проявляется как электрическое поле, если заряд движется – как магнитное поле.
Силовая линия магнитного поля – линия, касательная к векторам индукции магнитного поля. Изображает графически магнитное поле. Направлена от северного магнитного полюса к южному.
Изотопы – элементы, имеющие одинаковый порядковый номер в таблице Менделеева, но разную атомную массу. Находятся в одной клетке таблицы Менделеева. Не отличаются друг от друга химическими свойствами, но отличаются по физическим свойствам.
Нуклоны – частицы, входящие в состав ядра атома – протоны и нейтроны.
Ядерный реактор – установка для получения энергии при управляемой ядерной реакции.
Античастица – элементарная частица, обладающая противоположными по сравнению с частицей электрическим зарядом и направлением вращения вокруг своей оси.
План характеристики физической величины
- Название, обозначение
- Определение
- Формула
- Единицы измерения
- Вектор или скаляр
- Если вектор, изобразить графически
План характеристики физического явления
- Когда, кем и как открыто
- В чём заключается
- Условия протекания
- Законы
- Примеры проявления в природе
- Использование в быту и технике
План характеристики физического закона
- Кем, когда и как открыт
- Формулировка
- Математическая запись
- Границы применения
- Связь с другими законами
- Примеры
План характеристики физической теории
- Название
- Авторы теории
- Модели
- Круг рассматриваемых явлений
- Связь с другими теориями
- Следствия
- Применение
Физические величины в курсе 9 класса
Название | Обозначе- ние | Определение | |||
Координата | x, y, z | Проекция положения точки в пространстве на ось координат. | |||
Перемещение | S | Вектор, соединяющий начальную и конечную точки движения. | |||
Пройденный путь | l | Длина траектории. | |||
Скорость | υ | Перемещение в единицу времени. | |||
Ускорение | a | Изменение скорости в единицу времени по величине. | |||
Ускорение свободного падения | g | Изменение скорости тела за каждую секунду при свободном падении | |||
Угловой путь | φ | Угол, описываемый радиус-вектором во время вращательного движения тела. | |||
Угловая скорость | ω | Угловой путь, пройденный телом за единицу времени | |||
Ценростреми-тельное ускорение | a | Изменение скорости в единицу времени по направлению. | |||
Первая космическая скорость | υ | Скорость, необходимая телу, чтобы стать искусственным спутником Земли | |||
Импульс тела | р | Произведение массы и скорости тела | |||
Механическая энергия | Е | Функция параметров состояния механической системы. | |||
Кинетическая энергия | Ек | Функция массы и скорости тела | |||
Потенциальная энергия поднятого над землёй тела | Ер | Энергия, равная работе силы тяжести по подъему тела на эту высоту. | |||
Потенциальная энергия деформированного тела | Ер | Функция жесткости и деформации тела. | |||
Амплитуда | хmax | Максимальное отклонение от положения равновесия. | |||
Период | T | Время одного полного оборота (колебания). | |||
Частота | ν | Число оборотов (колебаний) за единицу времени. | |||
Циклическая частота | ω | Число колебаний за 2π (6,28) секунд. | |||
Длина волны | λ | Путь, пройденный волной за период. | |||
Скорость звука | υзв | Скорость распространения звуковой волны | |||
Высота тона | - | Характеристика звука, зависящая от частоты колебаний источника звука | |||
Громкость звука | - | Характеристика звука, зависящая от амплитуды колебаний источника звука | |||
Индукция магнитного поля | B | Сила, действующая в магнитном поле на 1м длины проводника, если по нему течёт ток силой 1А. | |||
Магнитный поток | Ф | Число силовых линий, проходящих через данную площадку. | |||
Скорость света | с | Скорость распространения электромагнитной волны в вакууме | |||
Дефект масс | ΔМ | Разность между суммой масс входящих в ядро нуклонов и массой ядра изотопа | |||
Энергия связи | Есв | Энергия взаимодействия элементарных частиц в ядре, необходимая для создания ядра и выделяющаяся при его распаде. |
Формула | Единицы измерения | Вектор или скаляр |
x = x0+ υ0t + at2/2 | м | скаляр |
S = υ0t + at2/2; S = (υ2 - υ02)/2а | м | вектор |
l = υ0t + at2/2 | м | скаляр |
υ = υ0 + at | м/с | вектор |
a = (υ - υ0)/t | м/с2 | вектор вдоль или против υ |
g = 9,8 м/с2 – для Земли; в задачах g = 10 м/с2 | м/с2 | вектор вертикально вниз |
φ = ωt | рад (радиан) | скаляр |
ω = φ/t; ω= 2π ν; ω= 2π/Т | рад/с | вектор вдоль оси вращения |
aц = υ2/r; aц = ω υ; aц = ω2 r | м/с2 | вектор по радиусу к центру |
υ = √g r | км/с | вектор по касательной к траектории |
р = mv | кг∙м/с | вектор вдоль скорости |
- | Дж (джоуль) | скаляр |
Ek= mv2/2 | Дж | скаляр |
Ep= mgh | Дж | скаляр |
Ep= kx2/2 | Дж | скаляр |
- | м | скаляр |
T= t/n; T = 1/ ν | с | скаляр |
ν = n/t ; ν=1/T | Гц =1/с (герц) | Скаляр |
ω = 2π ν; ω=2π/ T | рад/с | скаляр |
λ = υT | м | скаляр |
υзв = 340 м/с в воздухе | м/с | скаляр |
- | Гц | скаляр |
- | Дб (децибелла) | скаляр |
B = F/ I∙l | Тл (тесла) | вектор от полюса N к полюсу S |
Ф = В S | Вб (вебер) | скаляр |
с = 3∙ !08 м/с – для вакуума | м/с | вектор вдоль движения |
ΔМ = Zmp + (A-Z) mn - Mя | а.е.м.(атомная единица массы) | скаляр |
Есв = ΔМс2 | скаляр |
Запись физических величин
Для записи физической величины можно использовать стандартный вид числа:
а · 10ⁿ и в · 10m
Умножение чисел: а · в ·10n+m
Деление чисел: (а/в) · 10n-m
Сложение и вычитание чисел: привести значение степени числа 10 к одинаковому показателю. У суммы или разности показатель степени не меняется.
Возведение числа в степень: (а·10 ⁿ)m = am ·10 n ·m
Помимо стандартного вида числа можно использовать приставки.
Кратные приставки
Название | Обозначение | Множитель |
Дека | да | 10 |
Гекто | г | 102 |
Кило | к | 103 |
Мега | М | 106 |
Гига | Г | 109 |
Тера | Т | 1012 |
Пета | П | 1015 |
Экса | Э | 1018 |
Дольные приставки
Название | Обозначение | Множитель |
Деци | д | 10-1 |
Санти | с | 10-2 |
Милли | м | 10-3 |
Микро | мк | 10-6 |
Нано | н | 10-9 |
Пико | п | 10-12 |
Фемто | ф | 10-15 |
Атто | а | 10-18 |
Физические явления в курсе 9 класса
Название | В чём заключается |
Механическое движение | Изменение положения тела в пространстве относительно других тел |
Поступательное движение | Движение, при котором все точки тела перемещаются одинаково. |
Прямолинейное движение | Движение по прямой траектории. |
Криволинейное движение | Движение по кривой траектории. |
Равномерное движение | Движение, при котором тело за равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения. (Движение с постоянной скоростью). |
Неравномерное движение | Движение, при котором тело за равные промежутки времени совершает неодинаковые перемещения. |
Равноускоренное движение | Движение, при котором за равные промежутки времени скорость тела увеличивается на одинаковые значения. (Движение с постоянным ускорением). |
Равнозамедленное движение | Движение, при котором за равные промежутки времени скорость тела уменьшается на одинаковые значения. (Движение с постоянным отрицательным ускорением). |
Свободное падение | Равноускоренное движение вниз без начальной скорости. (Падение тела в вакууме). |
Вращательное движение | Движение, при котором все точки тела перемещаются по окружности. (Частный случай колебательного движения). |
Реактивное движение | Движение, происходящее благодаря отталкиванию тел или частей одного тела друг от друга. |
Колебательное движение | Периодически повторяющееся движение. |
Свободные колебания | Колебания, которые происходят под действием внутренних сил колебательной системы |
Механические колебания | Колебания тел |
Электромагнитные колебания | Периодические изменения характеристик электрического поля и тока. |
Вынужденные колебания | Колебания, которые происходят под действием внешних для колебательной системы сил. |
Затухающие колебания | Колебания в среде, обладающей трением |
Незатухающие колебания | Колебания в среде без трения |
Резонанс | Резкое возрастание амплитуды колебаний при совпадении частоты вынужденных колебаний с собственной частотой колебательной системы |
Волна | Колебания, распространяющиеся в пространстве. |
Звуковые колебания | Механические колебания, воспринимаемые человеческим ухом. Частота колебаний от 17 до 17000 Гц. |
Звуковая волна | Механическая волна, воспринимаемая человеческим ухом |
Отражение звука | Явление, при котором звуковая волна, попадая на препятствие, возвращается в первоначальную среду распространения |
Эхо | Звуковое явление, возникающее в результате отражения звука |
Звуковой резонанс | Резкое возрастание громкости звука при совпадении частоты вынужденных колебаний с собственной частотой колебаний источника звука. |
Интерференция звука | Явление сложения нескольких звуковых волн, в результате которого в разных точках пространства громкость звучания различна. |
Электромагнитная индукция | Явление возникновения электрического тока под действием переменного магнитного поля. |
Переменный электрический ток | Электрический ток, у которого периодически изменяются сила тока, напряжение, направление движения заряженных частиц. |
Электромагнитные волны | Переменное электромагнитное поле, распространяющееся в пространстве. |
Свет | Электромагнитные волны, воспринимаемые человеческим глазом. (частота колебаний от 4∙1014 до 7,5∙1014 Гц) |
Интерференция света | Сложение нескольких световых волн, в результате которого в каждой точке пространства устанавливается своя интенсивность света. |
Дифракция света | Отклонение света от прямолинейного направления распространения. Огибание светом препятствий, соизмеримых с длиной световой волны. |
Радиоактивность | Самопроизвольный распад атомного ядра с испусканием α, β, γ- излучения |
Цепная ядерная реакция | Процесс распада ядер, при котором выделяющиеся при распаде ядер первого поколения нейтроны становятся причиной распада ядер последующего поколения. Сопровождается выделением энергии. |
Термоядерная реакция | Слияние атомных ядер при очень высоких температурах. Сопровождается выделением энергии. |
Законы и закономерности в курсе 9 класса
Название закона | Формулировка | Формула |
1 закон Ньютона | Если на тело не действует сила, или действие всех сил уравновешено, то оно движется по инерции или покоится в инерциальной системе отсчёта. | F=0 |
2 закон Ньютона | Если на тело действует сила, оно движется с ускорением в инерциальной системе отсчёта. | F=ma |
3 закон Ньютона | Сила действия равна силе противодействия. | F12= F21 |
Закон всемирного тяготения | Сила гравитационного притяжения между двумя телами прямо пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния между центрами взаимодействующих тел. | FG= Gm1m2/r2 |
Связь угловой и линейной скорости | Линейная скорость равна произведению угловой скорости и радиуса траектории вращения точки. | υ = ω ∙ r |
Закон сохранения импульса | Сумма импульсов тел замкнутой системы не изменяется | ∑р - соnst |
Закон сохранения энергии в колебательном процессе | При незатухающих колебаниях кинетическая и потенциальная энергии могут превращаться друг в друга, при этом полная механическая энергия колебательной системы не меняется. | Ек = Еп |
Правило буравчика | Если вращать правый винт так, чтобы его поступательное движение совпадало с направлением тока в проводнике, то вращательное движение рукоятки винта укажет направление силовой линии магнитного поля, созданного током. | - |
Правило левой руки | Если левую руку расположить так, чтобы силовые линии магнитного поля вошли в ладонь, четыре пальца направить вдоль тока, тогда отогнутый большой палец укажет направление силы, действующей в магнитном поле на проводник с током. | - |
Закон электромагнит-ной индукции | Сила индукционного тока прямо пропорциональна скорости изменения магнитного потока и направлена против изменения магнитного потока. | - |
Правило смещения | Положение изотопа в таблице Менделеева при α – распаде смещается на две клетки вперёд, при β-распаде на одну клетку назад. |
Лабораторная работа – экспериментальное исследование объекта или явления.
План оформления лабораторной работы
- Название
- Цель
- Оборудование
- Схема установки
- Ход работы
- Таблица результатов
- Вычисления
- Расчёт погрешностей
- Вывод
Расчёт погрешностей в лабораторной работе
А – измеряемая величина
ΔА – абсолютная погрешность измерения
ΔА = ΔАи + ΔАо,
где ΔАи – погрешность измерительного прибора – в простейшем подсчёте равна половине цены деления шкалы (в точном подсчёте равна классу точности прибора умноженному на предел измерения и делённому на100)
ΔАо – погрешность измерения равна половине цены деления шкалы прибора
ε = ΔА/А – относительная погрешность измерения
Погрешности косвенных измерений
Вид формулы | Абсолютная погрешность | Относительная погрешность |
А=В+С | ΔА=ΔВ+ΔС | ε = ΔА/(В+С) |
А= В⋅С | ΔА=ВΔС+СΔВ | ε = εВ + εС |
А=В/С | ΔА= (ВΔС+СΔВ)/С |
Алгоритмы решения задач
Кинематика поступательного движения
- Записать и проанализировать условия. Определиться с известными и неизвестными величинами. Привести единицы измерения величин к одной системе.
- Определить материальную точку. Выбрать систему отсчёта.
- Построить чертёж, на котором указать:
- оси координат;
- начальное и конечное положение точки, её траекторию;
- перемещение, скорость, ускорение точки.
- Выбрать уравнения для
координаты: x = x0+ υ0t + at2/2; |
перемещения: S= х-х0; S = υ0t + at2/2; S = (υ2 - υ02)/2а; |
скорости: υ = υ0 + at; |
ускорения: a = (υ - υ0)/t; |
в зависимости от величин, указанных в условии задачи. Определить характер движения. Если а=0, уравнения изменить подстановкой а=0.
- Записать уравнения в проекции на ось х.
- Число уравнений должно соответствовать числу неизвестных.
- Решить систему уравнений.
- Проанализировать и записать ответ.
Движение тела, брошенного под углом к горизонту
- Записать и проанализировать условия. Определиться с известными и неизвестными величинами. Привести единицы измерения величин к одной системе.
- Определить материальную точку. Выбрать систему отсчёта.
- Построить чертёж, на котором указать:
y
υy υ0 g
α h
0
υx x
- оси координат;
- начальное и конечное положение точки, её траекторию;
- начальную скорость, угол бросания, скорости точки вдоль осей, высоту подъёма, ускорение точки.
- Рассмотреть движение точки относительно каждой оси:
ось ох - движение равномерное;
Sx= υxt; υx= υ0cosα;
ось оу - движение равнозамедленное вверх и равноуско-ренное вниз; так как траектория – парабола, её ветви симметричны и можно рассматривать только движение вниз из максимальной точки подъёма.
h = gt2/2; h = υу2 /2g; υy = gt; υу= υ0sinα;
- Записать уравнения в проекции на оси.
- Число уравнений должно соответствовать числу неизвестных. Можно использовать теорему Пифагора:
υ0 = √ υх2+ υy2;
- Решить систему уравнений.
- Проанализировать и записать ответ
Кинематика вращательного движения
- Записать и проанализировать условия. Определиться с известными и неизвестными величинами. Привести единицы измерения величин к одной системе.
- Выбрать уравнения в зависимости от величин, указанных в условии задачи.
φ= ωt; ω= 2π ν; ω= 2π/Т; υ=ω r; aц = υ2/r; aц = ω υ; aц = ω2 r; T= t/n; T = 1/ ν; ν = n/t ; ν=1/T |
- Число уравнений должно соответствовать числу неизвестных.
- Решить систему уравнений.
- Проанализировать и записать ответ.
Динамика поступательного и вращательного движения
- Записать и проанализировать условия. Определиться с известными и неизвестными величинами. Привести единицы измерения величин к одной системе.
- Определить материальную точку. Выбрать систему отсчёта.
- Построить чертёж, на котором указать:
- все действующие силы;
- равнодействующую или ускорение тела;
- оси координат.
- Определить характер движения, выбрать закон Ньютона: F = 0 или F = ma.
- Записать уравнение для равнодействующей силы в векторной форме.
- Взять проекции всех сил на оси координат. Составить уравнения.
- Число уравнений должно соответствовать числу неизвестных.
- Решить систему уравнений.
- Проанализировать и записать ответ
Динамика поступательного движения
(чертежи)
Автомобиль
Наклонная плоскость
Парашютист
у у
N Fтр N
Fтр Fтяги ац
х
mg α mg α
х
у y
Fсопр а
Fтяги N
х
а mg Fтр
α
α х
mg
Динамика вращательного движения
Трамвай на повороте, велотрек
(чертежи)Велосипедист
y N N
F
x F x
радиус r радиус r
mg mg
у
Математический маятник
Мёртвая петля
у у
l = r
радиус N
N aц mg
N ац
ац ац N
а
mg mg mg
Конический маятник
Круглый мост
Автомобиль на повороте
у у
N N
x r ац
радиус mg a
mg радиус r
N
Fтр aц
радиус r
mg
Закон сохранения импульса
- Записать и проанализировать условия. Определиться с известными и неизвестными величинами. Привести единицы измерения величин к одной системе.
- Указать входящие в систему тела. Определить момент и характер (упругое, неупругое) взаимодействия тел.
- Выбрать систему отсчёта.
- Записать сумму импульсов системы тел до и после взаимодействия в векторной форме.
∑p до взаимодействия = р1; ∑р после взаимодействия = р2;
5. Записать разность этих сумм. Δр = р1 - р2;
- Приравнять её нулю, если выполняется закон сохранения импульса (взаимодействие происходит практически мгновенно). Δр = 0.
- В противном случае, приравнять разность сумм импульсов тел до и после взаимодействия импульсу силы. Δр = FΔt.
- Взять проекции импульсов на оси координат. Составить уравнения.
- Число уравнений должно соответствовать числу неизвестных.
- Решить систему уравнений.
- Проанализировать и записать ответ
Закон сохранения энергии
- Записать и проанализировать условия. Определиться с известными и неизвестными величинами. Привести единицы измерения величин к одной системе.
- Выбрать систему отсчёта.
- Указать входящие в систему тела, начальное и конечное состояние системы.
- Определить механическую энергию системы в начальном состоянии – Е1. При наличии потенциальной энергии поднятого над землёй тела выбрать её нулевой уровень.
- Определить механическую энергию системы в конечном состоянии – Е2.
- Найти изменение механической энергии ΔЕ = Е1 -Е2.
- Если выполняется закон сохранения энергии, ΔЕ=0. в противном случае ΔЕ =А.
Примечание: закон сохранения энергии не выполняется при неупругом взаимодействии.
- Число уравнений должно соответствовать числу неизвестных. Если уравнений недостаточно, можно дополнительно использовать закон сохранения импульса.
- Решить систему уравнений.
- Проанализировать и записать ответ.
Уравнения ядерных реакций
- Искусственная радиоактивность
Искусственная радиоактивность вызывается бомбардировкой атомов элементарными частицами. В результате из ядра вылетает другая частица и происходит превращение одного химического элемента в другой.
При записи элементов используется их обозначение из таблицы Менделеева. Порядковый номер, равный заряду ядра или числу протонов в ядре записывается перед элементом внизу, атомная масса, равная числу нуклонов в ядре, записывается перед элементом вверху.
Обозначения частиц:
11 р или 11 Н – протон; 01n – нейтрон; -10e – электрон; 42He – альфа-частица (ядро атома гелия).
При уравнивании ядерной реакции используются законы сохранения электрического заряда и массы.
Пример: 2555Mn + 11 р → 2656Fe + 01n.
- Естественная радиоактивность
Во время естественной радиоактивности из ядра атома могут вылетать альфа-частицы, электроны, гамма-кванты. При этом происходит превращение одного химического элемента в другой. Новый элемент определяют в таблице Менделеева по порядковому номеру Z. Для записи реакции используют правило смещения:
ZAX → (Z – 2) (A – 4)Y – для α-распада;
ZAX→ (Z + 1) AY – для β-распада.
Пример: 88226Ra (α)→ 86222Rn; 92238U (β)→ 93238Np.
Алгоритм расчёта энергии связи атомных ядер
- Определить количество протонов и нейтронов в ядре изотопа.
- Найти сумму масс входящих в ядро частиц (в атомных единицах массы), предварительно умножив массу одной частицы на их количество.
Масса протона mp= 1,00728 а.е.м.
Масса нейтрона mп= 1,00866 а.е.м.
- Определить по таблице «Относительная масса некоторых изотопов» массу ядра данного изотопа.
Вычесть из суммы масс нуклонов массу ядра. Эта разность называется дефектом масс ΔМ.
ΔМ = Z m p + (A-Z) m n – M я
- Рассчитать энергию связи по формуле: Есв=ΔМс2, где с2=931,5МэВ/а.е.м. Ответ получится в мегаэлектрон-вольтах. Для перевода значения энергии связи в джоули, нужно умножить ответ на заряд электрона е=1,6 ·10 -19 Кл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткий курс английского языка по теме "Налоги и налогообложение" для студентов 1 курса, обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Основной целью обучения студентов английскому языку в неязыковом образовательном учреждении является овладение ими навыками практического владения этим языком, что предполагает формирование умения сам...
Краткий курс английского языка по теме "Налоги и налогообложение" для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Основной целью обучения студентов английскому языку в неязыковом колледже является овладение ими навыками практического владения этим языком, что предполагает формирование умения самостоятельно читать...
Программа дистанционного курса «Краткий курс физики»для детей с ОВЗ , 7 класс
Программа дистанционного курса предназначена для учащихся 7 классов. Программа рассчитана на учащихся коррекционных школ и занимающихся на дому. Учащимся предлагается дистанцион...
План-конспект (краткий) урока физики 11 класс "Решение задач по теме "«Волновое явление. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость волны»"
краткий план, основа для развернутого...
Краткий курс 7 класса Повторение с использованием карточек и таблиц (подготовка к впр)
Материал для использования на уроках биологии на тему: Устройство увеличительных приборов" с использованием функциональной грамотности...
Краткий курс 7 класса Повторение с использованием карточек и таблиц (подготовка к впр)
Материал для использования на уроках биологии при повторении курса 7 класса и при подготовке к впр...
Рабочая программа элективного курса «Краткий курс физической химии» для обучающихся 10 класса
Элективный предмет «Краткий курс физической химии » рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) для учащихся 10 класса, которые изучают физику на профильном уровне...