Программа дистанционного курса «Краткий курс физики»для детей с ОВЗ , 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс)
Программа дистанционного курса предназначена для учащихся 7 классов. Программа рассчитана на учащихся коррекционных школ и занимающихся на дому. Учащимся предлагается дистанционно изучить основные понятия, а также рассмотреть методы решения задач по данной теме. Каждая тема состоит из небольшого теоретического раздела (изучается самостоятельно), вопросов для самоконтроля, теста для проверки знаний.
Актуальность данного дистанционного курса состоит в том, что он обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и детьми, пропустившими занятия по болезни. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 247 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №124»
Рабочая программа
дистанционного курса
«Краткий курс физики» для детей с ОВЗ
ДЛЯ 7 КЛАССОВ
Разработчик:
Рыбицкая В.А., учителеь физики
МБОУ «Лицей №124» г. Барнаула
г. Барнаул
Программа дистанционного курса.
Данная рабочая программа составлена на основе:
- Примерной программы основного общего образования «Физика. Естествознание», -М.: Просвещение,2009.
- Программы по физике, авт. О.Ф. Кабардин (опубликовано: Книга для учителя. Физика», - М: Просвещение. 2010 г.-стр. 17-20 )
Программа дистанционного курса предназначена для учащихся 7 классов. Программа рассчитана на учащихся коррекционных школ и занимающихся на дому. Объем учебных занятий – 1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 часа.
Учащимся предлагается дистанционно изучить основные понятия, а также рассмотреть методы решения задач по данной теме. Каждая тема состоит из небольшого теоретического раздела (изучается самостоятельно), вопросов для самоконтроля, теста для проверки знаний.
Актуальность данного дистанционного курса состоит в том, что он обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и детьми, пропустившими занятия по болезни. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной темы.
Использование электронных технологий могут обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс. Визуальная интерпретация физических процессов, демонстрация опытов, видео создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения.
Дистанционный курс обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и детьми, пропустившими занятия по болезни. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.
Задачи курса
- Дать обучающимся такие доступные физические знания, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
- Использовать процесс обучения элементам физики для повышения уровня общего развития обучающихся специальной школы и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
- Воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Использование дистанционного курса позволит детям-инвалидам достичь следующих результатов и изменений:
- получить образование в соответствии с собственными образовательными потребностями, склонностями и способностями;
- уменьшить боязнь различий между людьми и одновременно большее спокойствие и понимание действительности;
- развивать самосознание и самооценку;
- участвовать в различных социальных связях;
- обеспечение современным компьютерным оборудованием и наглядными пособиями;
Таким образом, дистанционный курс позволяет сделать процесс обучения гибким и индивидуально направленным: процесс обучения адаптируется под возможности учащегося ребенка-инвалида. Результатом дистанционного обучения должны стать развитие способностей ребенка-инвалида, признание относительности понятия «статистической нормы», компенсация особых потребностей, создание системы поддержки, а также активное вовлечение родителей в ход обучения и воспитания детей-инвалидов.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- реализация таких методических приемов, которые давали бы учащемуся ощущение комфорта, самостоятельности, творческого участия в процессе обучения, способствовали свободному образованию и развитию личности.
Содержание рабочей программы направлено на достижение у обучающихся таких
личностных результатов:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 7 классе
В результате изучения физики по данной программе обучающиеся должны:
Знать/понимать:
- основные положения МКТ
- понятия: инерция, масса, плотность вещества, сила тяжести, вес, давление, архимедова сила, работа, мощность, потенциальная и кинетическая энергия, условие равновесия рычага;
Уметь:
- применять основные положения МКТ для объяснения диффузии в жидкостях и газах, различия между агрегатными состояниями вещества, давления газа, закона Паскаля.
- решать качественные задачи на применение закона Паскаля, на сравнение давлений внутри жидкости; на зависимость архимедовой силы от плотности жидкости и объема погруженной в жидкость части тела; на применение условий плавания тел;
- решать расчетные задачи с применением формул;
Использовать приобретенные знания и умения на практике и в повседневной жизни:
- выше названных понятий и законов в простых механизмах, конструкциях машин,
- определение цены деления приборовп.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
№ четверти | Разделы программы | Кол-во часов на раздел | № лабораторной работы | Кол-во контрольных работ |
7 класс | ||||
I | 1. Физика и физические методы изучения природы 2. Взаимодействие тел. | 2 16 (6) | № 1 № 2,3 | 1 |
II | 2. Взаимодействие тел. | 16 (10) | № 4 | 1 |
III | 3.Давление твердых тел, жидкостей и газов. 4. Работа и мощность. Энергия. | 8 8 (2) | № 6,7,8 | 2 |
IV | 4. Работа и мощность. Энергия. 5. Строение вещества | 8 (6) 2 | № 9 | |
Итого: 5 разделов | 34 | 9 | 4 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
7 класс (всего 34 часа, 1 час в неделю)
I. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (2 ч).
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин. Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Методы получения знаний в физике. Физика и техника. Прямая и косвенная погрешность измерения.
Лабораторные работы:
Определение цены деления измерительного прибора |
II. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (16 ч).
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость. Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение. Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность. Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности. Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение. Упругая деформация.
Лабораторные работы:
«Взвешивание тел на рычажных весах». |
«Определение объема и плотности вещества твердого тела». |
«Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы». |
III. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (8 ч).
Давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Лабораторные работы:
«Проверка правила рычага». |
«Определение давления» |
«Определение выталкивающей силы». |
IV. РАБОТА. МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ (8 ч).
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Механические колебания. Маятники. Закон сохранения энергии при колебаниях. Механические и звуковые волны.
Лабораторные работы:
Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости |
Изучение колебаний маятника. |
V. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА ( 2 ч)
Атомное строение вещества. Взаимодействие частиц. Свойства газов.Свойства твердых тел и жидкостей.
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
7 КЛАСС.
№ | Тема урока | Виды деятельности (на уровне УУД) | Планируемые образовательные результаты | Ресурсы для проверки. |
Тема 1 Физика и физические методы изучения природы 2 ч | ||||
| Наблюдать и описывать физические явления. Измерять расстояния и промежутки времени. Определять цену деления шкалы прибора. | понимание физических терминов: тело, вещество, материя. умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру; владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления прибора и погрешности измерения; владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел; умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы | www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=01&id=1010 www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=01&id=1020 | |
| Лабораторная работа «Определение цены деления измерительного прибора» | |||
Тема 2. Взаимодействие тел 16 ч | ||||
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Тест «Виды движения» | Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном движении. Измерять скорость равномерного движения. Измерять массу тела. Измерять плотность вещества. Измерять силы взаимодействия двух тел. | понимание и способность объяснять физические явления: механическое -движение, равномерное и неравномерное движение, умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела владение экспериментальными методами исследования в зависимости пройденного пути от времени, понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, умение находить связь между физическими величинами: плотности тела с его массой и объемом владение способами выполнения расчетов при нахождении: силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой в соответствие с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, силой тяжести и весом тела умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни. умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, быту, охране окружающей среды. умение находить равнодействующую двух сил, действующих на тело в одну и в противоположные стороны владение экспериментальными методами исследования в зависимости удлинения пружины от приложенной силы. | ||
http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=12&id=12020 | ||||
http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=02&id=2020 | ||||
http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=02&id=2030 | ||||
Лабораторная работа «Определение объема и плотности вещества твердого тела». | ||||
Сила. Единицы силы. Виды взаимодействий. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой тела. | Вычислять силы, действующие на тело. Исследовать зависимость удлинения стальной пру-жины от приложенной силы. Экспериментально находить равно-действующую двух сил. Исследовать Измерять силы взаимодействия двух тел. Измерять силу тяжести. | http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=03&id=3020 | ||
http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=03&id=3040 | ||||
http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=03&id=3010 | ||||
Лабораторная работа «Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы». | ||||
http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=03&id=3050 | ||||
Определять правило рычага. | http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=03&id=3090 | |||
http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=03&id=3080 | ||||
Тема 3. Давление твердых тел, жидкостей и газов 8 ч. | ||||
Обнаруживать существование атмосферного давления. Объяснять причины плавания тел. Измерять силу Архимеда. Исследовать условия плавания тел. | понимание и способность объяснить физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, способы уменьшения и увеличения давления умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной воды. понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда владение способами выполнения расчетов для нахождения давления, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствие с поставленной задачи на основании использования законов физики умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту. | http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=04&id=4010 | ||
Давление в жидкости. Расчет давления на дно и стенки сосуда. | http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=04&id=4020 | |||
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. | http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=03&id=3060 | |||
http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=03&id=3070 | ||||
http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=02&id=2050 | ||||
Тема 4. Работа и мощность. Энергия 8 ч | ||||
Механическая работа. Единицы работы. Тест «Механическая работа» | Исследовать условия равновесия рычага. Измерять работу силы. Измерять мощность. Измерять КПД наклонной плоскости. Вычислять КПД простых механизмов | понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел превращение одного вида механической энергии другой умение измерять: механическую работу, мощность тела, плечо силы, момент силы. КПД, потенциальную и кинетическую энергию владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды. | http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=05&id=5010 | |
http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=05&id=5030 | ||||
http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=03&id=3080 | ||||
http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=05&id=5050 | ||||
http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=05&id=5070 | ||||
Лабораторная работа «Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости» | ||||
Механические колебанияТест «Механические колебания» Механические волны. | Объяснять процесс колебаний маятника. | http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=11&id=11010 | ||
Тема 5. Строение вещества 2 ч | ||||
| Наблюдать и объяснять явление диффузии. Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел. | понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел. понимание причин броуновского движения, различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин | http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=07&id=7020 http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=07&id=7030 | |
Свойства газов . Свойства твердых тел и жидкостей. Тест «Строение вещества» | http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=07&id=7090 |
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Основная:
- Физика 7 класс. Учебник: Физика.7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.Ф. Кабардин - М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная:
- Физика. 7 кл. Готовимся к экзаменам. ОГЭ/ О.Ф. Кабардин - М.: Дрофа, 2013.
Мультимедийные ресурсы:
- Электронные уроки и тесты. 7-8 класс. «Молекулярная структура материи», «Внутренняя энергия»: ЗАО «Новый Диск, 2014
- Экспресс-подготовка к экзамену: «Новая школа», 2012
- Клуб для учителей физики, учащихся 7-9 классов и их родителей
- Единая коллекция ЦОР
- Образовательный портал «Звонок на урок»
- Классная физика
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы основного общего образования.
- Физика. Книга для учителя. 7 класс: пособие для общеобразовательных учреждений/ О.Ф. Кабардин - М.: Просвещение, 2010.
Мультимедийные ресурсы:
- 1С: Школа. Физика, 7-11 класс. Библиотека наглядных пособий. Физика 9-11: ЗАО «1С», 2011.
- Измерительный комплекс «L-микро»: Роснаучприбор, 2012
- Клуб для учителей физики, учащихся 7-9 классов и их родителей
- Единая коллекция ЦОР
- Образовательный портал «Звонок на урок»
- Классная физика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/30/picture-244191-1367344714.jpg)
Рабочая программа элективного курса «Физика в задачах» для 11 класса
Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе авторской программы курса по выбору «Методы решения задач по физике» (авторы: В. А. Орлов, профессор ИСМО РАО, г. Москва, Ю. А. Сау...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/10/picture-299290-1610291686.jpg)
Рабочая учебная программа курса физики для учащихся 7-9 классов. А.В. Перышкин.
Рабочая учебная программа курса физики для учащихся 7-9 классов. А.В. Перышкин...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/01/picture-94621-1491036854.jpg)
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПОДДЕРЖКА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ» для 6 класса
Программа факультативного курса по поддержке одарённых детей предназначена для учащихся 6 классов общеобразовательной школы, изучающих английский язык, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Курс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/11/picture-1362759-1636641266.jpg)
Рабочая программа элективного курса «Физика в проектах» для 9 класса
В школьном курсе физики 7-9 классы мало уделяется времени для проведения анализа экспериментальных данных, характеризующих значения физических величин, при выполнении лабораторных работ, что в свою оч...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/17/picture-1437031-1668689588.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Дети Паскаля» 11 класс (базовый уровень)
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.Социальные и экономические условия...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/17/picture-1364638-1637176752.jpg)
рабочая программа курса «Физика в задачах» в 9В классе для внеурочных занятий
Программа рассчитана на 1ч в недели. В ней содержится как рабочая программа так и КТП....