Строение атома
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме
Урок по физике 8 класса на тему "Строение атома и атомного ядра"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroenie_atoma.docx | 28.92 КБ |
videorolik__animaciya_stroenie_atoma_i_yadra.rar | 907.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА : «СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА»
Класс -8
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
сформировать понятие атом,
обеспечить знание о строении атома;
- научить пользоваться Периодической системой химических элементов Менделеева для определения состава атома;
-развивать самостоятельность и логические навыки.
Ход урока:
Первый этап урока. Мотивация.
Учитель. Понятие атом существует уже более 2500 лет со времен греческого ученого Демокрита , который считал , что все вещества состоят и мельчайших частиц . Им была выдвинута атомистическая гипотеза, согласно которой все в мире состоит из атомов , различающихся своей формой, порядком и ориентацией в теле; между атомами находится пустота( легенда о яблоке). Слово « атом» означает « неразрезаемый », «нерассекаемый». В России М.В.Ломоносов говорил о мельчайших частицах вещества. Он считал , что существует два вида материи «элементы» ( атом), «корпускулы»( молекулы). Английский физик Джон Дальтон ввел понятие атомной массы, атом представлен как мельчайшая неделимая частица. Однако к концу 19 века появились факты о сложном строении атома. Открытие электрона, частицы входящей в состав атома нанесло серьезный удар по представлениям об атоме. (Слайд2). На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием электрон.
-Что такое электрон?
- Кто впервые проделал опыт по определению самого маленького заряда?
-Что вы знаете о заряде электрона и его массе?
- Единица измерения электрического заряда?
- Кому принадлежит открытие электрона?
( Ученики отвечают на вопросы)
. Прежде, чем мы выясним более подробно, что такое атом, ответьте на вопросы:
- Как вы представляете себе строение атома?
- Для чего нужно знать строение атома?
- Почему ученые пытались выяснить строение атома?
( Ученики отвечают на вопросы)
Атом - наименьшая частица химического элемента, являющаяся носителем его свойств
( Слайд 3)
Итак, цель урока – изучить строение атома и атомного ядра.
Второй этап урока. Изучение нового материала.
Работаем с учебником. Прочитайте параграф 30 и ответьте на вопросы ( слайд4)
- 1 Чем отличаются друг от друга атомы различных химических элементов?
-2 Что является главной характеристикой данного химического элемента? Почему?
- 3 Какие новые физические понятия вы встретили в тексте?
- 4 Назовите отличие электрона от протона? Протона от нейтрона.
- 5 Что можно сказать о массах протона и нейтрона?
( Учащиеся отвечают на вопросы)
Учитель. Обратимся к таблице фундаментальных физических постоянных и закрепим ваши знания.
ЧАСТИЦЫ, ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ АТОМА . Таблица №1 ( Слайд 5)
Название частицы | обозначение | Заряд (кл) | Масса ( кг) |
Электрон | е | - 1,0219 * 10 -19 | 9,1095*10 -31 |
Протон | Р | + 1,60219 *10 -19 | 1, 6726* 10 -27 |
нейтрон | n | Нет | 1, 6749* 10 -27 |
В начале века в физике бытовали самые разные и часто фантастические представления о строении атома, которые не нашли четкого обоснования и лишь модель атома, предложенная Джозефом Томсоном на долгие годы закрепилась в науке .Согласно этой модели вещество в атоме несет положительный заряд и равномерно заполняет весь объем атома. Электроны « вкраплены» в атом, словно изюм в булку. Модель так и назвали «ПУДИНГ С ИЗЮМОМ», но эта модель не была подтверждена опытами. (Слайд6) .
Ученик. Сэр Джозеф Джон Томсон –английский физик, открывший электрон, лауреат Нобелевской премии по физике с формулировкой « за исследование прохождения электричества через газы».
Родился в 1856 году в Читем-Хилле вблизи Манчестра. Изучал физику, в 1876 году выиграл стипендию на обучение в Кембридже. С 1884 года профессор физики на кафедре экспериментальной физики в Кембридже. В 1911 г. разработал метод парабол для измерения отношения заряда частицы к ее массе. За научные заслуги награжден медалями: Франклина, Фарадея, Копли. Учеником Томсона был Эрнест Резерфорд, который позже занял его пост. Умер Джозеф Томсон в 1940 году.
Учитель. И только в 1911 году английский физик Эрнест Резерфорд исследовав состав и строение атома на основе радиоактивности, которая доказывала сложность строения атома предложил ядерную ( планетарную) модель атома. (Слайд7)
Ученик: Эрнест Резерфорд – английский ученый, известный своими исследованиями строения атома и радиоактивности, один из создателей атомной и ядерной физики.
Родился в 1871 году в Новой Зеландии в семье плотника и учительницы. В 1891 году будучи студентом выступил с докладом «Эволюция элементов», в котором заявил , что все атомы- сложные вещества и построены из одних и тех же составных частей. Тогда все посчитали его лишенным разума ,но спустя годы он доказал свою правоту.
Резерфорд являлся членом Лондонского королевского общества, почетным членом 30 Академий наук, в том числе и Советской Академии наук. В 1908 году удостоен Нобелевской премии за исследование радиоактивности. Его учениками были : Чедвик, Бор, советский физик Петр Капица и другие. Умер Эрнест Резерфорд в 1937 году.
Учитель. Почему модель атома называют планетарной? В чем ее сходство с Солнечной системой? Ответы учащихся (Слайд8)
Четвертый этап урока. Закрепление знаний.
Класс делится на 5 групп и каждой предлагается выполнить задание , используя Периодическую систему химических элементов Менделеева определить строение атома углерода, алюминия, железа, меди, серебра. Результаты работы учащихся проверяются с помощью таблицы№2
СТРОЕНИЕ АТОМОМОВ. ТАБЛИЦА №2 ( Слайд 12)
Характеристика атома | углерод | алюминий | железо | медь | серебро |
Порядковый номер в системе элементов | 6 | 13 | 26 | 29 | 47 |
Атомная масса | 12 | 27 | 56 | 64 | 108 |
Число электронов | 6 | 13 | 26 | 29 | 47 |
Число протонов | 6 | 13 | 26 | 29 | 47 |
Число нейтронов | 6 | 14 | 30 | 35 | 51 |
Пятый этап урока. Подведение итогов .
Учитель. Вспомним , что мы сегодня делали на уроке и что узнали. Ответьте на вопросы.
-Что вы узнали о понятии « атом»?
- Какие частицы входят в состав ядра? ( Ответы учащихся)
Запись в тетрадях учащихся ( конспект)
СТРОЕНИЕ АТОМА ( ПЛАНЕТАРНАЯ МОДЕЛЬ АТОМА)
1 . В ЦЕНТРЕ АТОМА НАХОДИТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЯДРО, СОСТОЯЩЕЕ ИЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ПРОТОНОВ И НЕЙТРАЛЬНЫХ ЧАСТИХ НЕЙТРОНОВ, А ВОКРУГ НЕГО ДВИЖУТСЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОНЫ.
2 . АТОМ В ЦЕЛОМ НЕ ИМЕЕТ ЗАРЯДА , ОН НЕЙТРАЛЬНЫЙ , Т.К ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЗАРЯД ЕГО ЯДРА РАВЕН ОТРИЦАТЕЛЬНОМУ ЗАРЯДУ ВСЕХ ЕГО ЭЛЕКТРОНОВ ИЛИ (ЧИСЛО ПРОТОНОВ РАВНО ЧИСЛУ ЭЛЕКТРОНОВ ). ( Слайд 13)
Учитель. Таким образом, знания о строении атома и ядра позволили использовать их в атомной энергетике.
- Цепная ядерная - реакция деления ядер урана . Служит для преобразования внутренней энергии атомных ядер в электрическую на атомных электростанциях. (Слайд 14) Управляемая и неуправляемая реакция.
- Атомная энергетика (управляемая цепная ядерная реакция). Атом приручили и спрятали под толстым слоем бетона и свинца. Сегодня он используется только в мирных целях. Первый ядерный реактор был создан в 1946 году в Советском Союзе под руководством Игоря Васильевича Курчатова. ( Слайд 15).
- Неуправляемая цепная ядерная реакция. На фотографии изображен страшный гриб из радиоактивных веществ. Это следствие неуправляемой ядерной реакции. Взрыв атомной и водородной бомбы. ( Слайд 16)
-Ядерный взрыв. В августе 1945 года США сбросили атомную бомбу на японские города Хиросима и Нагасаки (Слайд 17)
Шестой этап урока. Домашнее задание. (Слайд 18)
1 Параграф № 30
2 Упражнение 11
Третий этап урока. Работа с Периодической системой химических элементов Менделеева.
Учитель. Вспомним курс химии и найдем в таблице натрий. Как правильно записать элемент ? Что означает число 11? Число 23? ( Ответы учащихся.)
Строение атомного ядра ( Слайд 9)
M - Массовое число, масса ядра, число нуклонов
Z - зарядовое число, порядковый номер, число протонов, число электронов, заряд ядра
N - число нейтронов
N = M - Z определение числа нейтронов
Учитель. Работаем с рисунком 39 (а, б, в) из учебника. (Слайд10) Ответьте на вопросы:
- Что изображено на рисунках?
- Каково строение атомов водорода, гелия, лития?
- Если атом потерял один или несколько электронов, что произойдет , можно ли считать его нейтральным? Как называют этот атом?
(Ученики отвечают на вопросы)
Теперь давайте посмотрим, как происходит деление атома. ( Слайд 11. «Деление ядра».-Электронное издание 1С:Школа. Физика. 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий.) рассмотрим литий, бериллий, фтор.
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "Строение атома. Строение электронных оболочек атомов"
Ученикам: Выберите один правильный ответ. Обратите внимание вы должны уметь расписывать электронное строение атомов 20 первых элементов расположенных в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Удачи! Тест для 9 класса. ...
Строение атомов. Состав атомов.
Методический материал в форме заданий ЕГЭ....
Проверочная работа по теме "Строение атома. Электронные оболочки атомов", 8 класс
Тестовая работа по теме "Строение атома. Электронные оболочки атомов" предназначена для учащихся 8-х классов и включает в себя 10 заданий с выбором одного правильного ответа....
Тест "Строение атома. Электронная оболочка атома"
Тестовая работа включает 10 вопросов, 4 варианта. Задания на выбор одного верного ответа из четырех предложенных, задания на соответствие....
Примеры заданий по теме: Строение атома. Строение электронных оболочек атомов
Разработка представляет собой подборку заданий по теме: "Строение атома. Строение электронных оболочек атома"(задание 1). Задания могут быть использованы...
Интегрированный урок физики и математики "Строение атома Резерфорда. Создание динамической модели атома в Excel"
Технологическая карта к интегрированному уроку физики и информатики в 9 классе "Строение атома Резерфорда. Создание динамической модели атома в Excel"...
презентация к уроку физики Строение атома, теория атома водорода" 11 класс
Опыты Резерфорда Верна ли модель Томсона? Как в действительности распределены положительные и отрицательные заряды внутри атома? Чтобы ответить на эти вопросы, нужен был эксперимент, позволяющий ...