МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ
презентация по физике по теме
В методической и учебной литературе под учебными физическими задачами понимают целесообразно подобранные упражнения, главное назначение которых заключается в изучении физических явлений, формировании понятий, развитии физического мышления учащихся и привитии им умений применять свои знания на практике
Опросы и наблюдения показывают, что основные затруднения при попытке решения задачи творческого уровня обучающиеся испытывают уже на этапе ознакомления с условием задачи. Так же испытывают затруднения в поиске ответа на вопрос: “с чего начать решение задачи?” Многие не могут правильно выполнить рисунок, схему, для пояснения задачной ситуации. А так же допускают неточности при перекодировке формул с учетом введенных обозначений.Как же поступает ученик, перед которым новая задача? Часто он пытается изобрести свою, понятную для него формулу, которая вместила бы неизвестную величину. или занимается подгонкой под ответ. Или проще успокаивает себя мыслью, что такие задачи просто не решали.А как же чаще всего поступаем мы, учителя? Чаще это методика, которую можно выразить словами “хочешь научиться решать задачи – решай их!”.Учащимся предлагается решать огромное количество задач, используя в качестве ориентира деятельности примеры решения типовых задач, в надежде, что умение решать задачи, сформируется в процессе решения задач само по себе. Не имея другого инструментария решения задач, ученики вынуждены руководствоваться методом аналогий.Как помочь ребенку подобрать “ключик” к любой задаче, даже нестандартной, творческой? Решить это противоречие, на мой взгляд, помогает технология графических образов разработанная и апробированная в Ростовской школе-гимназии № 14 кандидатом педагогических наук Атаманской Мариной Сергеевной. «Графический образ есть обобщенное представление, некая модель изучаемой ситуации, в которой реально функционирует образно-логическая связь» Данную методику можно применять в любом классе независимо от возраста обучающихся. На мой взгляд, данный метод эффективнее применять при решении задач по «кинематике» (графики, задачи на движение), «термодинамике» (уравнение теплового баланса, изопроцессы), а так же к любым задачам, что зависит от творческого подхода учителя и учеников.Успех обучения решению задач в значительной мере зависит от применяемой учителем методики обучения .Каким методом решаются задачи: учащиеся пользуются обобщенным методом решения или каждая частная задача решается своим методом.Обучение учащихся умению решать задачи предполагает знание учителем различных способов обучения этому умению, из которых он может выбрать наиболее рациональный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_zadach_po_fizike.ppt | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Литература Алгебра Химия Русский язык Геграфия История Биология Физкультура ОБЖ Информатика Иностраный язык ФИЗИКА Геометрия
«При изучении наук - задачи полезнее правил.» И. Ньютон
«Умение решать задачи - такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путём подражания или упражнения.» Д. Пойа
СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ ЗА ЗНАНИЯМИ, УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ УЧАЩИХСЯ ПОНИМАНИЕ И ЗАПОМИНАНИЕ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ И ФОРМУЛ ЗНАКОМСТВО С ДОСТИЖЕНИЯМИ НАУКИ И ТЕХНИКИ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОВЛАДЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ И ЦЕЛЕ- УСТРЕМЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ЭТО:
Анкета ( опрошено 41 обучающийся 7-11 класса) 1.Как ты относишься к задачам по физике? -не понимаю -не умею решать -не люблю -боюсь -нормально 2.Вызавает ли затруднение решение задач? -да -нет 3.На каком этапе решения задач ты испытываешь затруднения? -ознакомление с условием (с чего начать?) -не могу записать условие -не могу перевести в СИ -трудно выполнить рисунок, схему -запись формул и выражение из них
1. Как ты относишься к задачам по физике?
2. Вызывает ли затруднение решение задач?
3. На каком этапе решения задач ты испытываешь затруднения?
Как поступает ученик, перед которым новая задача? Не знаю формулу??? Изобрету свою!!!!!
Как поступает ученик, перед которым новая задача? Подгоню под ответ!!!!
Как поступает ученик, перед которым новая задача? «А мы такие не решали!!!???»
А как иногда поступает учитель, перед которым задача? “ Хочешь научиться решать задачи – решай их!”.
«Без образа нет мысли» Платон
ТЕХНОЛОГИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ
Технология графических образов, разработанная и апробированная в Ростовской школе-гимназии № 14 кандидатом педагогических наук Атаманской Мариной Сергеевной. «Графический образ есть обобщенное представление, некая модель изучаемой ситуации, в которой реально функционирует образно-логическая связь»
Основополагающая идея- идея целостности ГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЗНАК СИМВОЛ ОБРАЗ
ГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ДЛЯ УЧЕНИКА создание смысловой опоры для понимания условия задачи установление отношения подобия между разными реальностями осуществление логической операции с построенным в воображении представлением
Основные этапы работы над задачей Обобщенная логика познания объекта Логика конкретных действий в текстовой задаче 1. Установление отношения к объекту как некоторой целостности, определение сути представленного. 2. Рассечение целостности на элементы Изучение сути процесса (явления) и представление понимания в графических образах 3. Поиск связей между элементами как видимых, так и сущностных. II. Создание модели задачной ситуации в «удобной» для учащегося системе координат
Основные этапы работы над задачей Обобщенная логика познания объекта Логика конкретных действий в текстовой задаче 4. Поиск и выделение особого элемента, выполняющего роль системного фактора II. Создание модели задачной ситуации в «удобной» для учащегося системе координат 5. Выявление связей между особым элементом и всеми другими элементами III. Осознание последовательности происходящих процессов в условиях преобразования «удобной» модели
Основные этапы работы над задачей Логика конкретных действий в текстовой задаче Обобщенная логика познания объекта 6. Восстановление целостности объекта на качественно другом уровне IV. Построение математической модели
ПРИМЕРЫ РАБОТЫ НАД ЗАДАЧАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ
«Язык физики- моделировочный язык» М.С. Атаманская
Этапы обучения моделированию: Демонстрация Отображение эксперимента способом, удобным ученикам Конструирование графического образа явления Абстрагирование Выявление картины затруднений
Методика разбора задачи: 1.Выписать условие задачи в тетрадь 2.Реконструкция условия задачи ( 2,3 этап) 3.Графическое представление задачи 4. Математическая модель
1 этап: Изучение сути процесса(явления) и представление понимания в графических образах В цилиндрический сосуд , доверху наполненный водой, опускают шарик массой m =0,2 кг и плотностью ρ =800 кг/ м 3 .Диаметр шарика меньше диаметра и высоты сосуда. ШАГ 1 Определите массу воды, которая выльется из сосуда? ШАГ 2 ?
2 этап: Создание модели задачной ситуации (определяем физический смысл задачи) Дано: m= 0,2 кг ρ= 800 кг/ м 3 ρ ж = 1000 кг/ м 3 m выт жид -? ρ тела < ρ ж
3 этап: Осознание последовательности происходящих процессов в условиях преобразования «удобной» модели ( создание научной модели) F А = F тяж F А F тяж Тело плавает внутри жидкости, следовательно
4 этап: Построение математической модели F А = F тяж F А = Р выт жид = m выт жид g (1) F тяж =m g (2) Приравняем (1) и (2) m выт жид = m = 0 ,2 кг.
Задача: Один моль идеального одноатомного газа сжимается при постоянной температуре, затем нагревается при постоянном давлении и, наконец, охлаждается при постоянном объеме до начальной температуры. Какой из графиков в координатах р-Т соответствует этим изменениям? р Т р р р Т Т Т 1 2 3 4 0 0 0 0
Графическое представление процессов Газ сжимается при Т= const ,на участке 1-2- изотермическое сжатие (построим изотерму в осях р -Т) V р Газ нагревается при р = const , на участке 2-3-изобарное нагревание (построим изобару в осях р -Т) V T Газ охлаждается при V = const (построим изохору в осях р -Т) V р Совместим графики на рисунках Ответ:1 р р р р Т Т Т Т 1 2 2 3 3 3 2 2 1 1
Задача: В аквариум налили 25 л воды при температуре 17 градусов. Сколько горячей воды при 72 градусах долили в аквариум, чтобы в нем установилась температура 22 градуса? РЕКОНСТРУКЦИЯ УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ:
Задача: В аквариум налили 25 л воды при температуре 17 градусов. Сколько горячей воды при 72 градусах долили в аквариум, чтобы в нем установилась температура 22 градуса? ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗАДАЧИ:
Задача: В аквариум налили 25 л воды при температуре 17 градусов. Сколько горячей воды при 72 градусах долили в аквариум, чтобы в нем установилась температура 22 градуса? МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:
СОЗДАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ФИЗИЧЕСКИХ ОПЫТОВ
Тема урока: «Соединения проводников»
Тема урока: «Постоянные магниты»
Тема урока: «Постоянные магниты»
Тема урока: «Простые механизмы . Рычаг»
СОЗДАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ POWER POINT
Человек переходит с носа лодки на ее корму.
Снаряд, имеющий горизонтальную скорость, попадает в неподвижный вагон с песком и застревает в нем.
Стальная пуля, летящая горизонтально, попадает в центр боковой грани неподвижного стального куба.
Белку с полными лапками орехов посадили на гладкий горизонтальный стол и толкнули по направлению к краю. Приближаясь к краю стола белка почувствовала опасность. Она понимает законы Ньютона и предотвращает падение на пол. Каким образом?
Белка массой 0,5 кг сидит на абсолютно гладкой, обледенелой, горизонтальной, плоской крыше. Человек бросает белке камень массой 0,1 кг. Камень летит горизонтально со скоростью 6 м\с. Белка хватает камень и удерживает его. Вычислите скорость белки, поймавшей камень .
Белка, о которой идет речь в предыдущей задаче, хватает камень, моментально замечает, что это не орех, и бросает его обратно в горизонтальном направлении со скоростью 2 м\с относительно земли. Вычислите скорость белки в этом случае .
Мальчик массой 22 кг, бегущий со скоростью 2,5 м\с, вскакивает сзади на платформу массой 12 кг. Чему равна скорость платформы с мальчиком?
НАГЛЯДНОСТЬ И ЕМКОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ТЕХНОЛОГИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ
ЕСЛИ МЫ ОБМЕНЯЛИСЬ ЯБЛОКАМИ, ТО УНАС СНОВА БУДЕТ ПО ОДНОМУ ЯБЛОКУ. А ЕСЛИ МЫ ОБМЕНЯЛИСЬ ИДЕЯМИ, ТО ПРИ ЭТОМ, ЧТО У НАС ОСТАНУТСЯ СВОИ,ЕЩЁ ПОЯВЯТСЯ И ДРУГИЕ (Притча)
Для создания презентации использовалась литература и Интернет-ресурсы: Атаманская М. С. Изобрази задачу! Творческий подход к решению физических задач на основе графических образов.– Ростов н/Д.: РО ИПК и ПРО, 2008. Прояненкова Л.А., Одинцова Н. И. ЕГЭ Физика. Методическое пособие для подготовки. – М.: «Экзамен»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление плана урока методом "графического моделирования".
Из опыта работы......
Программа элективного курса" Решение задач по физике методом графических образов"
Рабочая программа курса предлагает оригинальный метод в решении физических задач, в основе которого лежит креативный принцип изображения содержания задачи. Освоение этого метода, названный автор...
Решение задач ЕГЭ методом графического поэтапного моделирования
Приведен пример разбора задач ЕГЭ...
Методика творческого подхода к решению задач повышенной трудности за курс средней общеобразовательной школы на основе графических образов.
Содержание. Пояснительная записка…………………………………………………………….…..2Общие методические указания……………………………….………………...……..3Кодификатор элементов содержания по разделам физики средней (полной) общеобразов...
Метод графических образов на уроках физики при изучении темы "Тепловые явления"
Изучение данной темы основано на методе графических образов. Содержание материала представляется в системе знаковых изображений, которые доступны восприятию учащихся данного возраста. Создание графиче...
Использование нестандартных методов при решении экспериментальных задач по физике
В статье представлена методика развития у школьников навыков нестандартного мышлениячерез решение практических задач с помощью ограниченного набора ресурсов....