Составление плана урока методом "графического моделирования".
методическая разработка по физкультуре по теме

Из опыта работы...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Королев Александр Владимирович – МОУ – Гимназия № 2 г. Клина

Составление  плана  урока  методом  

«графического  моделирования»

        Рациональная  подготовка  учителя  к  уроку  -  один  из  важнейших  компонентов,  обеспечивающих  высокую  эффективность  учебно-воспитательного  процесса.

        В  самой  подготовке  можно  выделить  три  раздела,  включающие  комплексы  определенных  действий:

        I.  -  Уточнение  расписание,  номера  урока  по  плану,  темы,  связи  с  предыдущими  и  последующими  уроками;

            -  формулировка  задач  урока,  подбор  основного  и  дополнительного  материала  (упражнения,  заданий,  игр),  определение  особенностей    

            -  проведения  (методических  приемов,  оборудования,  размещения);

            -  практическое  уточнение  (повторение)  отдельных  упражнений;

            -  расчёт  времени  и  построение  структурной  схемы  урока  (модели);

            -  составление  плана  или  конспекта  урока.

        II.   - Подготовка помощников (ассистентов)  из числа  учащихся;

               -  проверка  и  подготовка  мест  занятий  и  инвентаря.

       III.  -  Мысленная  настройка  (просмотр  плана  урока);

               -  разминка.

        Учителям хорошо  знакомы  перечисленные  действия,  за  исключением  построения  структурной  схемы  урока,  на  которой  и  остановимся  подробно.

        Известно,  что  в плане  или  конспекте  урока  раскрываются  задачи,  содержание,  дозировка  упражнения,  методические  приемы  и  указания.  Однако  общепринятая  форма  записи  не  даёт  полной  возможности  подробно  планировать  все  стороны  занятий.

        Урок  физической  культуры  представляет  собой  единство  трех  сторон  -  содержательной,  методической  и  организационной,  которые  в  совокупности  обеспечивают  достижение  намеченной  цели.  Содержательная  сторона  определяется  программой  и  документами  планирования;  методическая  -  особенностями  занимающихся,  материалом  и  педагогическим  опытом  учителя;  организационная  направлена  на успешную  реализацию  содержательной  и методической  сторон  и  выступает  в  виде  структуры  урока,  способов  его  построения.

        Организация  решения  задач  в  ходе  занятия  осуществляется  учителем  в  различном  порядке:  последовательно,  параллельно,  комплексно.  Поэтому  компоненты  урока  могут  располагаться  и  реализовываться  по-разному: в  различной  последовательности,  с  разделением  и  без  разделения  класса  на  подгруппы,  с  совмещением  решаемых  задач.  При  составлении  плана  по  общепринятой  схеме  представить  урок  в  целом,  во  всей  его  структурной  сложности  учителю  затруднительно.  Нелегко  также  произвести  расчёт  и  распределение  времени  на  все  этапы  и  микроэтапы  занятия.

        В   то  же  время  подготовка  к  нему  требует  ясного  представления  об  уроке  в  целом,  т.е.  о  структуре  будущего  урока,  как  целостной  педагогической  системе.

        Успешному  решению  этой  задачи  способствует  применение  метода  «графического  моделирования».  В  данном случае  модель  -  это  чертёж  структурной  схемы  урока.  На  этом чертеже  в  необходимой  последовательности  и  во  временном  масштабе  изображаются  с  нужной  деталировкой  все  этапы  и  микроэтапы  занятия.

        Структурная  схема  представляет  собой  прямоугольник,  по  нижней  горизонтали  которого  наносятся  метки  времени  в  определенном  масштабе  (например,  1  см  - 3  мин,  что  потребует  15  см  ширины),  а  на верхней  горизонтали  указывается  продолжительность  этапов  урока  в  минутах.  На  схему  наносятся  вертикальные  линии,  ограничивающие  этапы  и  микроэтапы  урока,  моменты  смены  видов  деятельности,  и  горизонтальные  линии,  обозначающие  деление  класса  на  подгруппы.  Штриховкой  намечаются  организационные  микроэтапы  урока  (перестроения, смена  мест,  установка  снарядов  и  т.п.).  Полезно  также отметить  условными  обозначениями  или  сокращенными  надписями  наиболее  важную  информацию.  (Рис. 1).

       На  рисунке  2  приводится  структурная  схема  одного  из конкретных  уроков.

       Урок  57, VI  класс.

        Задачи:  учить  элементам  тактических  действий;  

                        развивать  прыжковую  выносливость;  

                        закреплять  умение  выполнять  броски  мяча в  кольцо.

        I.  1.  Построение,  ходьба,  бег.  Упражнение  в  прыжках.  

            2.  Броски  мяча в  кольцо  в  движении  разученным  способом  (у  двух  щитов  с  обеих  сторон).

       II. 1.  Выполнение  элементов  тактических  действий:  держание  игрока  с  мячом  и  без мяча,  уход  от  опеки  защитника  изменением  направления  и  рывком.

        Упражнения.  В  парах  (без  мяча)  - нападающий  и  защитник.  Нападающий  произвольно  передвигается  от  одной  лицевой  линии  к  противоположной,  меняя  скорость  и  направление  бега.  Защитник,  передвигаясь  в  защитной  стойке  спиной  вперед,  старается  затруднить  продвижение  нападающего.

        То  же,  но  нападающий  передвигается с  ведением  мяча.  В колонне  (по  одному)  на  месте  пересечения  боковой  и  средней  линий.  Один  игрок  у  щита  с  мячом.  Он  передает  мяч  первому  в  колонне,  который  выбегает  вперед,  тот  ведет  мяч  к  кольцу.  Передавший  мяч  становится  защитником  и  пытается  помешать  нападающему  выполнить  бросок  в  кольцо.

        Тактические  действия  выполняет  половина  класса,  другая  упражняется  в  это  время  в  прыжках.

             2.  Учебная  игра  в  баскетбол.

      III.  Упражнения  на  осанку.

        На  рисунке  2  видно,  что  схема  дает  ясное  представление  о  всей  сложной  структуре  приведенного  урока.

        Структурная  схема  является  дополнением  к  общепринятому  плану  или  конспекту  урока.  Наиболее  удобно  схему  размещать  сразу  после  заглавной  части  плана.  Много места  рисунок  не  займет  -  4-5  см  по  высоте  листа.  Имея  перед  собой  структурную  схему,  легче  составлять  текстовую  часть  конспекта,  так  как  ясно  видны  лимиты  времени  на каждый этап,  возможности  размещения  подгрупп,  последовательность  и  совмещение  материала.  Опытный  учитель,  имеющий  большой  педагогический  стаж,  может  использовать  вместо  плана-конспекта  урока  только  план,  составленный  по  методу  «графического  моделирования» (рис. 3).

Рис.  1

Условные  обозначения: 

м

д

х  -  ходьба,  б  -  бег;  пу  -  прыжковые  упражнения;  бст  -  броски  с  разных  точек;  н÷з  -  нападающие  и  защитники;  п  -  прыжки;  б/м  -  без  мяча;  с/м  с  мячом;           -  мальчики;           -  девочки.

Д О З И Р О В К А

      2             8                          10               10                     8                        5           2

Упражнения  с  малым  мячом

    Метание

Мяча

Эстафета  со  скакалкой

2 раза

Игра

«Разведчики»

д

м

с  отскоком0,5–1  -  2  м

       

д

         Канат -

м

2,5 м

   0               6                12          18     24         30                      36                    42     45      

В Р Е М Я   У Р О К А

Рис.  2

Д О З И Р О В К А

    1        4           5                   6                   8                     8                  6         6       1            

х,  б

м

д

    пу

   бст    

     Н÷з

д

    Иг

ра

м

б/м 

с/м 

       

        -- " --

н÷з

б/м 

с/м 

   0               6                12                 18                 24                     30       36    42    45      

В Р Е М Я   У Р О К А


/Метод  графического  моделирования/

П Л А Н

проведения  урока   волейбола  с  учащимися  11-х  классов  методом  «Круговая  тренировка»

Дата:      05  апреля  2009  года                                                                                                                      

Задачи  урока:  

 I.  Образовательные:

1.  Совершенствование  техники  передач,  верхней  прямой  подачи,  атакующего/нападающего  удара.

2.  Развитие  скоростно-силовых  качеств,  ловкости,  силовой  выносливости.

3.  Проверка  знаний  по  разделу  «Волейбол».

II.  Оздоровительные:

1.  Воспитание  правильной  осанки.

2.  Обучение  самоконтролю  за  физической  нагрузкой.

III.  Воспитательные:

1.  Воспитание  силы воли, самостоятельности,  организованности,  дисциплины,  

    внимательного  отношения  к  товарищам.

Д  О  З  И  Р  О  В  К  А  /мин./

3'

3'

4'

4'

1'

4'

12'

8'

4'

2'

Метод  проведения    →

Фронтальный,  поточно-круговой

Игровой,  команд

ный

Круговая  тренировка

1' х  8 станций  

Круговая  тренировка

30" х 8 станц. 

Фронтальный

Задание на дом

сгибание и разгибание рук в упоре лежа   /отжима

ния/

4 серии

х 30-50 раз (ежедневно)

ОРУ  в  движении:

1.  Различная  ходьба

2.  Упражнения  для  рук

3.  Упражнения  для  

      туловища

4.  Упражнения  для ног

                                      О'

Построение,  рапорт,  сообщение  

задач  урока,  инструктаж  по  ОТ.  

Подсчет  пульса

Строевые  упражнения

Бег  10-12  кругов

ОРУ  в  движении

П е р е с т р о е н и я

Эстафета  с  набивными  мячами

Команда  №  1

I. Передача снизу

в  стену

V.  Верхняя  прямая подача мяча  на тренажере «Мяч на тросе»

Станция I  

«Экспресс-опрос»

по  контрольным  картам

Задание  на  дом,  подсчет  пульса

Станция II  

II. Сочетание  передач  сверху  и  снизу  у  стены

VI. Передача  мяча  двумя  руками  снизу  на  тренажере  «Падающий  мяч»

Станция III

Станция IV

Команда  №  2

III. Проверка  знаний  на  приборе  программируемого типа (ноутбуке)

VII. Атакующий  удар  на  тренажере  «Мяч  на  пружине»

Станция V

Станция VI

IV. Передача  мяча  двумя  руками  сверху  у  стены

VIII. Передача  мяча  двумя  руками  сверху  на  тренажере  «Падающий  мяч»

Станция VII

Станция VIII

Время  урока  →

5'

10'

15'

 

20'                     25'                              30'

   

 35'

40'

45'

Части  урока  →

Подготовительная  часть  -  15'

II.  Основная  часть  -  24'

Заключит часть – 6'

Замечания  по  уроку:  1.  ______________________________________________________________________________________

                                       2.  ______________________________________________________________________________________

Учитель:_____________  /Королев  А.В./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление презентации по этапам моделирования. (2 урока)

Вступительное слово учителя.Здравствуйте. Доброго утра всем. Мы собрались на очередное собрание журналистов для решения очередной задачи. К нам поступило письмо из известной телекомпании. В этом письм...

Составление план – конспекта урока физической культуры.

Материал в помощь учителю, для составления развернутого плана урока по физической культуре...

Схема составления плана-конспекта урока

в помощь молодому учителю...

Учебно-методическое пособие к составлению ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР

Учебно-методическое пособие к составлению ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР...

Фрагмент урока по составлению планов достижения целей, побуждающих к деятельностям, указанных в цели по развитию учащихся на уроке по теме «Ускорение. Равноускоренное движение».

Надо научить наших детей не только правильно формулировать цель деятельности на уроке, но и составлять план достижения целей, которые бы побуждали их к тому или иному виду деятельности....

План урока составлен на материале УМК “Starlight 10

It is a revision lesson of the module “the Sport and Entertainment”...

План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Ориентирование в задании по чертежу. Разбор чертежа. Составление плана работ изготовления скамейки».

Изучение  план изготовления скамейки, научить самостоятельно изготавливать скамейку по плану;  Развитие моторики рук, глазомер, связную речь, развить образную память, логическое мышление; Ко...