Составление плана урока методом "графического моделирования".
методическая разработка по физкультуре по теме
Из опыта работы...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_plana_uroka_metodom_graficheskogo_modelirovaniya.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Королев Александр Владимирович – МОУ – Гимназия № 2 г. Клина
Составление плана урока методом
«графического моделирования»
Рациональная подготовка учителя к уроку - один из важнейших компонентов, обеспечивающих высокую эффективность учебно-воспитательного процесса.
В самой подготовке можно выделить три раздела, включающие комплексы определенных действий:
I. - Уточнение расписание, номера урока по плану, темы, связи с предыдущими и последующими уроками;
- формулировка задач урока, подбор основного и дополнительного материала (упражнения, заданий, игр), определение особенностей
- проведения (методических приемов, оборудования, размещения);
- практическое уточнение (повторение) отдельных упражнений;
- расчёт времени и построение структурной схемы урока (модели);
- составление плана или конспекта урока.
II. - Подготовка помощников (ассистентов) из числа учащихся;
- проверка и подготовка мест занятий и инвентаря.
III. - Мысленная настройка (просмотр плана урока);
- разминка.
Учителям хорошо знакомы перечисленные действия, за исключением построения структурной схемы урока, на которой и остановимся подробно.
Известно, что в плане или конспекте урока раскрываются задачи, содержание, дозировка упражнения, методические приемы и указания. Однако общепринятая форма записи не даёт полной возможности подробно планировать все стороны занятий.
Урок физической культуры представляет собой единство трех сторон - содержательной, методической и организационной, которые в совокупности обеспечивают достижение намеченной цели. Содержательная сторона определяется программой и документами планирования; методическая - особенностями занимающихся, материалом и педагогическим опытом учителя; организационная направлена на успешную реализацию содержательной и методической сторон и выступает в виде структуры урока, способов его построения.
Организация решения задач в ходе занятия осуществляется учителем в различном порядке: последовательно, параллельно, комплексно. Поэтому компоненты урока могут располагаться и реализовываться по-разному: в различной последовательности, с разделением и без разделения класса на подгруппы, с совмещением решаемых задач. При составлении плана по общепринятой схеме представить урок в целом, во всей его структурной сложности учителю затруднительно. Нелегко также произвести расчёт и распределение времени на все этапы и микроэтапы занятия.
В то же время подготовка к нему требует ясного представления об уроке в целом, т.е. о структуре будущего урока, как целостной педагогической системе.
Успешному решению этой задачи способствует применение метода «графического моделирования». В данном случае модель - это чертёж структурной схемы урока. На этом чертеже в необходимой последовательности и во временном масштабе изображаются с нужной деталировкой все этапы и микроэтапы занятия.
Структурная схема представляет собой прямоугольник, по нижней горизонтали которого наносятся метки времени в определенном масштабе (например, 1 см - 3 мин, что потребует 15 см ширины), а на верхней горизонтали указывается продолжительность этапов урока в минутах. На схему наносятся вертикальные линии, ограничивающие этапы и микроэтапы урока, моменты смены видов деятельности, и горизонтальные линии, обозначающие деление класса на подгруппы. Штриховкой намечаются организационные микроэтапы урока (перестроения, смена мест, установка снарядов и т.п.). Полезно также отметить условными обозначениями или сокращенными надписями наиболее важную информацию. (Рис. 1).
На рисунке 2 приводится структурная схема одного из конкретных уроков.
Урок 57, VI класс.
Задачи: учить элементам тактических действий;
развивать прыжковую выносливость;
закреплять умение выполнять броски мяча в кольцо.
I. 1. Построение, ходьба, бег. Упражнение в прыжках.
2. Броски мяча в кольцо в движении разученным способом (у двух щитов с обеих сторон).
II. 1. Выполнение элементов тактических действий: держание игрока с мячом и без мяча, уход от опеки защитника изменением направления и рывком.
Упражнения. В парах (без мяча) - нападающий и защитник. Нападающий произвольно передвигается от одной лицевой линии к противоположной, меняя скорость и направление бега. Защитник, передвигаясь в защитной стойке спиной вперед, старается затруднить продвижение нападающего.
То же, но нападающий передвигается с ведением мяча. В колонне (по одному) на месте пересечения боковой и средней линий. Один игрок у щита с мячом. Он передает мяч первому в колонне, который выбегает вперед, тот ведет мяч к кольцу. Передавший мяч становится защитником и пытается помешать нападающему выполнить бросок в кольцо.
Тактические действия выполняет половина класса, другая упражняется в это время в прыжках.
2. Учебная игра в баскетбол.
III. Упражнения на осанку.
На рисунке 2 видно, что схема дает ясное представление о всей сложной структуре приведенного урока.
Структурная схема является дополнением к общепринятому плану или конспекту урока. Наиболее удобно схему размещать сразу после заглавной части плана. Много места рисунок не займет - 4-5 см по высоте листа. Имея перед собой структурную схему, легче составлять текстовую часть конспекта, так как ясно видны лимиты времени на каждый этап, возможности размещения подгрупп, последовательность и совмещение материала. Опытный учитель, имеющий большой педагогический стаж, может использовать вместо плана-конспекта урока только план, составленный по методу «графического моделирования» (рис. 3).
Рис. 1
Условные обозначения:
м
д
х - ходьба, б - бег; пу - прыжковые упражнения; бст - броски с разных точек; н÷з - нападающие и защитники; п - прыжки; б/м - без мяча; с/м с мячом; - мальчики; - девочки.
Д О З И Р О В К А 2 8 10 10 8 5 2 | ||||||||||
Упражнения с малым мячом | Метание | Мяча | Эстафета со скакалкой 2 раза | Игра «Разведчики» | ||||||
д м с отскоком0,5–1 - 2 м | ||||||||||
д Канат - | м 2,5 м | |||||||||
0 6 12 18 24 30 36 42 45 В Р Е М Я У Р О К А |
Рис. 2
Д О З И Р О В К А 1 4 5 6 8 8 6 6 1 | ||||||||||||
х, б | м д пу | бст | Н÷з | д Иг | ра м | |||||||
б/м | с/м | |||||||||||
-- " -- | н÷з | |||||||||||
б/м | с/м | |||||||||||
0 6 12 18 24 30 36 42 45 В Р Е М Я У Р О К А |
/Метод графического моделирования/
П Л А Н
проведения урока волейбола с учащимися 11-х классов методом «Круговая тренировка»
Дата: 05 апреля 2009 года
Задачи урока: | I. Образовательные: | 1. Совершенствование техники передач, верхней прямой подачи, атакующего/нападающего удара. 2. Развитие скоростно-силовых качеств, ловкости, силовой выносливости. 3. Проверка знаний по разделу «Волейбол». |
II. Оздоровительные: | 1. Воспитание правильной осанки. 2. Обучение самоконтролю за физической нагрузкой. | |
III. Воспитательные: | 1. Воспитание силы воли, самостоятельности, организованности, дисциплины, внимательного отношения к товарищам. |
Д О З И Р О В К А /мин./ | ||||||||||||||
3' | 3' | 4' | 4' | 1' | 4' | 12' | 8' | 4' | 2' | |||||
Метод проведения → | Фронтальный, поточно-круговой | Игровой, команд ный | Круговая тренировка 1' х 8 станций | Круговая тренировка 30" х 8 станц. | Фронтальный | Задание на дом сгибание и разгибание рук в упоре лежа /отжима ния/ 4 серии х 30-50 раз (ежедневно) | ||||||||
ОРУ в движении: 1. Различная ходьба 2. Упражнения для рук 3. Упражнения для туловища 4. Упражнения для ног О' | Построение, рапорт, сообщение задач урока, инструктаж по ОТ. Подсчет пульса | Строевые упражнения | Бег 10-12 кругов | ОРУ в движении | П е р е с т р о е н и я | Эстафета с набивными мячами | Команда № 1 | I. Передача снизу в стену | V. Верхняя прямая подача мяча на тренажере «Мяч на тросе» | Станция I | «Экспресс-опрос» по контрольным картам | Задание на дом, подсчет пульса | ||
Станция II | ||||||||||||||
II. Сочетание передач сверху и снизу у стены | VI. Передача мяча двумя руками снизу на тренажере «Падающий мяч» | Станция III | ||||||||||||
Станция IV | ||||||||||||||
Команда № 2 | III. Проверка знаний на приборе программируемого типа (ноутбуке) | VII. Атакующий удар на тренажере «Мяч на пружине» | Станция V | |||||||||||
Станция VI | ||||||||||||||
IV. Передача мяча двумя руками сверху у стены | VIII. Передача мяча двумя руками сверху на тренажере «Падающий мяч» | Станция VII | ||||||||||||
Станция VIII | ||||||||||||||
Время урока → | 5' | 10' | 15' |
20' 25' 30' |
35' | 40' | 45' | |||||||
Части урока → | Подготовительная часть - 15' | II. Основная часть - 24' | Заключит часть – 6' |
Замечания по уроку: 1. ______________________________________________________________________________________
2. ______________________________________________________________________________________
Учитель:_____________ /Королев А.В./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление презентации по этапам моделирования. (2 урока)
Вступительное слово учителя.Здравствуйте. Доброго утра всем. Мы собрались на очередное собрание журналистов для решения очередной задачи. К нам поступило письмо из известной телекомпании. В этом письм...
Составление план – конспекта урока физической культуры.
Материал в помощь учителю, для составления развернутого плана урока по физической культуре...
Схема составления плана-конспекта урока
в помощь молодому учителю...
Учебно-методическое пособие к составлению ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР
Учебно-методическое пособие к составлению ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР...
Фрагмент урока по составлению планов достижения целей, побуждающих к деятельностям, указанных в цели по развитию учащихся на уроке по теме «Ускорение. Равноускоренное движение».
Надо научить наших детей не только правильно формулировать цель деятельности на уроке, но и составлять план достижения целей, которые бы побуждали их к тому или иному виду деятельности....
План урока составлен на материале УМК “Starlight 10
It is a revision lesson of the module “the Sport and Entertainment”...
План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Ориентирование в задании по чертежу. Разбор чертежа. Составление плана работ изготовления скамейки».
Изучение план изготовления скамейки, научить самостоятельно изготавливать скамейку по плану; Развитие моторики рук, глазомер, связную речь, развить образную память, логическое мышление; Ко...