Метод графических образов на уроках физики при изучении темы "Тепловые явления"
учебно-методический материал по физике (8 класс) на тему
Изучение данной темы основано на методе графических образов. Содержание материала представляется в системе знаковых изображений, которые доступны восприятию учащихся данного возраста. Создание графических образов представляет собой совместную поисковую деятельность учащихся и учителя на основе реальных экспериментов. В ходе изучения тепловых процессов постепенно переходим от одной знаковой системы к другой: рисунок, график, уравнение. Одним из этапов является работа с текстом учебника. Текст учебника учащимся нужно совместить с графическими образами, созданными на основе опытов. Варьирование графическими образами позволяет управлять смысловым восприятием учебного материала, так как любое изменение в «картинке» связано с изменением в реальном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_teplovyh_protsessov.doc | 129.5 КБ |
buklet.pdf | 244.97 КБ |
izuchenie_teplovyh_protsessov.ppt | 658 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
«Использование метода графических образов при изучении темы «Тепловые явления»
Автор: Л.М. Ряжских, учитель физики
Изучение тепловых явлений в 8 классе.
Изучение данной темы основано на методе графических образов. Содержание материала представляется в системе знаковых изображений, которые доступны восприятию учащихся данного возраста. Создание графических образов представляет собой совместную поисковую деятельность учащихся и учителя на основе реальных экспериментов. В ходе изучения тепловых процессов постепенно переходим от одной знаковой системы к другой: рисунок, график, уравнение. Одним из этапов является работа с текстом учебника. Текст учебника учащимся нужно совместить с графическими образами, созданными на основе опытов. Варьирование графическими образами позволяет управлять смысловым восприятием учебного материала, так как любое изменение в «картинке» связано с изменением в реальном процессе.
Тема: Тепловые явления.
Цель: Организовать совместную деятельность с учащимися для создания возможности более глубокого изучения темы.
Задачи:
- Представить личностный опыт учащихся в знаково-символической форме.
- Организовать совместную поисковую деятельность на уроке на основе реального и мысленного эксперимента.
I. Изучение явлений нагревания и охлаждения.
Фронтальная беседа.
- Как часто вы встречаетесь в жизни с тепловыми явлениями?
- Назовите эти явления и объясните, почему вы их относите к тепловым.
Заслушать ответы нескольких учащихся.
Учитель: Давайте рассмотрим нагревание воды.
Демонстрационный эксперимент: Нагревание воды.
Выводы из наблюдений:
- Чтобы вода нагревалась, необходим источник тепла.
- Как реально проверить, происходит ли процесс нагревания.
Возможные ответы учащихся:
- Потрогать рукой.
- С помощью термометра измерить температуру.
Демонстрационный эксперимент: Измерение температуры при нагревании. (Измеряем температуру через определенные промежутки времени и убеждаемся, что вода нагревается).
Учитель: Давайте изобразим этот процесс в виде графика. По горизонтали откладываем время, по вертикали – измеренную температуру.
t, | 20 | 25 | 30 |
t, мин | 0 | 2 | 4 |
Под графиком обозначьте устройство для осуществления процесса нагревания – горелку.
Учитель: В природе существует процесс, обратный нагреванию – охлаждение.
Демонстрационный эксперимент: «Измерение температуры при охлаждении через равные промежутки времени».
t, | 100 | 95 | 90 |
t, мин | 0 | 2 | 4 |
Заслушать гипотезы учащихся.
Предположение «сделать ветер» реализуем на практике и убеждаемся в правильности гипотезы.
Предположение разбавить горячую воду холодной водой проверяем на опыте.
Обращаем особое внимание на второе предположение.
Учитель:
- Сколько тепловых процессов здесь протекает? (заслушать ответы учащихся)
- Изобразим эти процессы на одном графике.
Вывод: такой процесс передачи тепла называется теплообменом.
Работа с текстом учебника. §9.
Вопросы к тексту:
- Как количественно рассчитать количество теплоты, затраченное на нагревание и выделяемое при охлаждении?
- Запишите эти уравнения на графических образах.
- За счет чего происходит нагревание воды?
- Как количественно рассчитать тепло, выделенное при сгорании топлива?
Работа с текстом учебника §10.
Выписать формулу и указать физический смысл величин.
II. Учитель: Закон сохранения и превращения энергии – один из основных законов природы.
Работа с текстом учебника §11.
- Найти в тексте учебника формулировку и запись закона сохранения энергии.
- Объясните физический смысл закона на примерах: свинцовый шар падает на свинцовую плиту, падение молота – копра, сгорание топлива в двигателе автомобиля, смешивание холодной и горячей воды.
Лабораторная работа «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».
III. Учитель: В зависимости от условий вещество может переходить из одного агрегатного состояния в другое. Рассмотрим процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое – плавление.
Демонстрационный эксперимент. Плавление льда.
- Что происходит с температурой во время процесса плавления? (Учащиеся убеждаются в ее неизменности)
- Изобразим этот процесс на графике.
- Почему температура не изменяется?
- Куда тратится подводимое тепло?
- Найдите ответы на эти вопросы на странице 35 учебника. Работа с текстом учебника.
Учитель: Рассмотрим процесс, обратный плавлению – отвердевание.
Демонстрационный эксперимент. Отвердевание воды.
- Нужна для отвердевания горелка?
- Что происходит с температурой во время отвердевания?
- За счет чего поддерживается постоянная температура?
- Найдите ответы на эти вопросы на странице 36 учебника. Работа с текстом учебника.
- Изобразим этот процесс графически.
- Как рассчитать количество теплоты, затраченное на плавление и выделяемое при отвердевании?
Работа с текстом учебника §15.
- Записать уравнение и указать физический смысл величин.
7. Изобразим графически следующую ситуацию: кусочек льда бросают в теплую воду.
Что выполняет в том случае роль горелки? (Заслушать ответы учащихся)
8.Опишите количественно рассмотренные процессы.
9. Запишите уравнение закона сохранения энергии для данной ситуации.
Q1=Q2+Q3
10. Распишите слагаемые уравнения.
c1m1(t1-t)= λm2+ c2m2(t-t2)
IV. Изучение процессов кипения и конденсации.
Демонстрационный эксперимент. Кипение жидкости.
Вопросы для обсуждения:
- Что находится внутри пузырьков?
- Чем создается давление внутри пузырька?
- Как изменяется давление внутри пузырька в процессе нагревания и почему?
- Почему пузырьки растут?
- Почему пузырьки всплывают?
- При каком условии жидкость кипит? РвнутриРатм
- Как изменяется температура во время кипения?
- Отчего зависит температура кипения?
Демонстрационный эксперимент. Кипение при пониженном давлении.
1.Изобразить графически процесс кипения.
Работа с текстом учебника стр. 48. Выписать уравнения для расчета количества теплоты при парообразовании и конденсации и подставить их к графическим образам процессов.
V. Обобщение темы «Тепловые процессы» и составление уравнений теплового баланса.
Учитель: Запишем изученные тепловые процессы:
Объединим эти процессы по принципу взаимосвязи.
Представим эти процессы в виде графических образов и для каждого образа запишем уравнение теплового баланса.
VI. Решение задач на тепловые процессы.
- Нагревание.
- Упр. 4 №2,3
- 1006
- 1009
- 1010
- Нагревание и сгорание топлива.
- 1051
- 1052
- 1054
- Плавление.
- Упр. 5 № 1, 2, 3
- 1036
- 1038
- Кирик 8 класс СР №6 стр. 30 №5,6
- Парообразование.
- Упр. 10 № 4, 5, 6.
- 1117
- 1118
- Кирик 8 класс СР №11 стр. 47 №4, 5, 6
VII Контрольная работа.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изучение тепловых явлений в 8 классе. Пояснительная записка. Изучение данной темы основано на методе графических образов . Содержание материала представляется в системе знаковых изображений, которые доступны восприятию учащихся данного возраста. Создание графических образов представляет собой совместную поисковую деятельность учащихся и учителя на основе реальных экспериментов. В ходе изучения тепловых процессов постепенно переходим от одной знаковой системы к другой: рисунок, график, уравнение. Одним из этапов является работа с текстом учебника. Текст учебника учащимся нужно совместить с графическими образами, созданными на основе опытов. Варьирование графическими образами позволяет управлять смысловым восприятием учебного материала, так как любое изменение в «картинке» связано с изменением в реальном процессе.
I . Изучение явлений нагревания и охлаждения. Вопросы к картинке: Как пойдет процесс нагревания, если увеличить объем воды в 2 раза? Как при этом изменится наклон графика? Что произойдет, если взять две горелки? Отобразите это на графике. Вопросы к картинке: Как быстро происходит охлаждение? Как можно ускорить этот процесс ? t, С t, мин 2 4 6 20 25 30 t, С t, мин 2 4 6 90 95 100 Обсуждение гипотез учащихся
II . Плавление льда и отвердевание воды. Вопросы к картинке: Что происходит с температурой во время процесса плавления? (Учащиеся убеждаются в ее неизменности) Изобразим этот процесс на графике. Почему температура не изменяется? Куда тратится подводимое тепло? Найдите ответы на эти вопросы на странице 35 учебника. Работа с текстом учебника. Вопросы к картинке: Нужна ли для отвердевания горелка? Что происходит с температурой во время отвердевания? За счет чего поддерживается постоянная температура? Найдите ответы на эти вопросы на странице 36 учебника. Работа с текстом учебника. Изобразим этот процесс графически. t,С t, мин 0 t, С t, мин 0
III . Демонстрационный эксперимент. Кипение жидкости. Вопросы для обсуждения: Что находится внутри пузырьков? Чем создается давление внутри пузырька? Как изменяется давление внутри пузырька в процессе нагревания и почему? Почему пузырьки растут? Почему пузырьки всплывают? При каком условии жидкость кипит? Как изменяется температура во время кипения? Отчего зависит температура кипения? F Арх Р атм
Презентацию подготовила: Ряжских Лариса Михайловна, учитель физики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ
В методической и учебной литературе под учебными физическими задачами понимают целесообразно подобранные упражнения, главное назначение которых заключается в изучении физических явлений, формировании ...
Программа элективного курса" Решение задач по физике методом графических образов"
Рабочая программа курса предлагает оригинальный метод в решении физических задач, в основе которого лежит креативный принцип изображения содержания задачи. Освоение этого метода, названный автор...
Интегрированный урок (физика + информатика) по теме:" Явление электромагнитной индукции. Модели и моделирование в среде электронных таблиц Exсel ".
Интегрированный урок (физика + информатика) по теме:" Явление электромагнитной индукции. Модели и моделирование в среде электронных таблиц Exсel "Гурьева надежда Ивановна, учитель физики, Голованова Е...
Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления
Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления...
Презентация к уроку физики по теме "Электрические явления"
Презентация к уроку физики по теме "Электрические явления". Урок обобщения и повторения....
интегрированный урок(физика+биология) . Тема "Электрические явления"
Разработка интегрированного урока (физика+биология) для 8 класса по теме "Электрические явления"...