Сила трения 10 класс
методическая разработка по физике (10 класс) на тему

Кий Вера Николаевна

Урок изучения нового материала в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fiziki_v_10_klasse_sila_treniya.doc69.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc30.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc30 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc31 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_4.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 10 классе

Тема: Сила трения

Цели урока:

Образовательные: сформировать в ходе урока представление о трении как о физическом явлении, содействовать осознанию учащимися причин возникновения силы трения, знать отличие видов сил трения, знать способы изменения силы трения, содействовать развитию умения учащихся строить гипотезу, подтверждать её опытом, самостоятельно делать вывод.

Развивающие: создать условия для развития у школьников речевых навыков, содействовать развитию способностей к анализу и синтезу, способствовать развитию теоретического мышления.

Воспитательные: содействовать развитию умения работать в группе, выслушивать и уважать мнение товарища, содействовать воспитанию уважения к историческому пути познания и науке древних мыслителей, формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение и закрепление нового материала.
  3. Контроль и самопроверка знаний.
  4. Итог урока. Домашнее задание.

Ход урока.

Этап урока

Основные тезисы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Средства и методы обучения

Организационный

Психологический настрой учащихся на работу на уроке.

Определение целей урока.

Настрой на урок.

Слушают  учителя

Словесные

Введение в тему

  1. На станции метро и в больших магазинах есть эскалаторы. Рассказывают, что один покупатель, спускаясь на эскалаторе, уронил корыто. Оно понеслось вниз, словно санки с горы. Корыто набрало скорость и ударило под коленки толстяка с покупками. Толстяк рухнул, как подкошенный. Куда рухнул? Ну конечно же в корыто. И бедный толстяк, беспомощно размахивая руками и ногами, с грохотом покатился по ступенькам. А когда эскалатор кончился, корыто с визгом и скрежетом проехало ещё несколько метров по гранитным плитам пола и остановилось. И только после этого толстяка вынули из корыта, словно младенца из колыбели…

Почему корыто остановилось?

Слушают рассказ учителя, рассуждают, делают вывод.

Словесные

  1.  Опыт: Расположить брусок под наклоном. По бруску спускают карандаш: один раз вертикально бруску, второй раз горизонтально бруску.

Сделайте вывод из опыта.

Выполняют эксперимент, рассуждают, делают вывод.

Оборудование: брусок деревянный, подставка под край бруска.

Методы обучения: наглядный, практический, словесный.

Изучение нового материала

Итак, мы с вами узнали причину покоя карандаша, движения его по плоскости бруска, остановки тел. Это трение. Трение сопровождает нас на каждом шагу, а потому стало привычным и незаметным.

Сегодня мы будем изучать всё о трении, видах трения, о причинах возникновения трения.

Записываем тему урока «Сила трения»

Работают в тетради, записываю тему урока «Сила трения»

Метод обучения: словесный.

Первые исследования трения были проведены великим итальянским ученым Леонардо да Винчи ещё в 1500 г., но его работы не были опубликованы. И только в 1699 г. Гильом Амонтон и в 1785 г. Шарль Огюстен Кулон независимо друг от друга исследовали законы трения.

Работают в тетради, записывают фамилии ученых и даты работ.

Портрет Леонардо да Винчи.

Методы обучения: наглядный, словесный.

Каковы причины появления трения?

Опыт: Тянуть брусок на динамометре по доскам разного покрытия

Наблюдают за проведением опыта учителем, делают вывод: 

Трение зависит от покрытия доски, т.е. от шероховатостей поверхности доски.

Оборудование: брусок деревянный, доски с разным покрытием.

Методы обучения: наглядный, практический, словесный.

Помните, у Сергея Михалкова есть рассказ о том, как дети весь день делали горку, поливали её водой. А когда ушли отдохнуть, то вышел мальчик, который не работал вместе с ними. Пытаясь забраться на горку, он падал и… потом решил её посыпать песком. Что произошло потом?

Слушают учителя. Делают вывод.

Методы обучения: словесный.

А что между гладкими поверхностями трения нет?

Опыт: Трение между двумя стеклами.

Наблюдают за проведением опыта учителем, делают вывод: 

Трение между стеклами существует. Его причиной является притяжение молекул поверхностей трущихся тел.

Методы обучения: наглядный, практический, словесный.

Учитель работает на доске:

Трение зависит:

  1. От шероховатости поверхностей тел
  2. От притяжения молекул, расположенных на поверхности тел

Делают записи в тетрадь.

Методы обучения: словесный.

Рассмотрим движение бруска по горизонтальной плоскости. Какие силы действуют на брусок?

На него действуют:

 сила тяжести, приложенная к телу, и действующая на тело;

вес тела, приложенный к опоре, и действует на опору вследствие притяжения к Земле;

сама опора действует на тело с силой, называемой силой реакции опоры N.

(учитель чертит чертёж и направление сил)

Сила нормального давления или сила реакции опоры называют силу, с которой опора давит на брусок, равная весу тела, но направлена в сторону противоположную весу тела.

Слушают учителя, чертят чертёж, делают записи в тетради.

Методы обучения: наглядный, словесный.

Где возникает сила трения?

Сила трения возникает между соприкасающимися поверхностями.

Как направлена сила трения?

Направлена сила трения в сторону противоположную скорости движения тела.

(учитель чертит чертёж и направление силы трения)

Природа силы трения – электромагнитная.

Виды сил трения:

  1. трение скольжения
  2. трение покоя
  3. трение качения

Слушают учителя, чертят чертёж, делают записи в тетради.

Методы обучения: наглядный, словесный.

Какова природа силы трения мы выяснили.

Теперь необходимо выяснить, от каких величин зависит или не зависит сила трения и можно ли её изменить.

(Класс делится на группы, каждая группа получает задание)

1 группа: Выяснить, зависит ли сила трения от силы реакции опоры? (описание опыта в приложении 1)

Учащиеся проводят опыты, делают выводы, объявляют выводы одноклассникам.

Методы обучения: наглядный, практический.

2 группа: Выяснить, зависит ли сила трения от площади соприкасающихся тел? (описание опыта в приложении 2)

3 группа: Выяснить, зависит ли сила трения от материала соприкасающихся поверхностей? (описание опыта в приложении 3)

Вывод 1 группы:  Сила трения прямо пропорциональна силе нормального давления (силе реакции опоры).

Вывод 2 группы: Сила трения не зависит от площади поверхности соприкасающихся тел.

Вывод 3 группы: Сила трения зависит от материала, из которого сделаны трущиеся поверхности.

Учащиеся записывают в тетрадь выводы по опытам.

Методы обучения: наглядный, словесный.

Так как сила трения прямо пропорциональна силе нормального давления, то  можно записать формулу этой зависимости: Fтр = μ*N,

Учащиеся записывают в тетрадь формулу

Методы обучения: наглядный, словесный.

μ- коэффициент пропорциональности, коэффициент трения. (таблица стр.125 учебника; приложение 4

Определите по таблице какие тела при трении дают наибольший коэффициент трения скольжения,

наименьший коэффициент трения скольжения

Работа с таблицей

Закрепление нового материала

Заслуженный учитель России В.И. Ткачук рассказал о том, как он познакомился с трением.

«Когда я был маленьким, мы с друзьями утащили из дому 3 куска мыла и натерли ими рельсы на железной дороге на подъёме. На это у нас ушло часа три. Залезли в кусты , затаились и наблюдали, как груженый состав в течение получаса пытался подняться в гору, но все время скатывался. Домой я вернулся счастливым, не каждый день увидишь такое. Но дома меня ждал рассерженный отец с ремнем, я не успел спросить, за что получу…

Моим друзьям повезло больше, у них родители не работали на железной дороге в отличие от моего папы.

Так я понял, что такое трение»

А вы знаете, о каком виде трения здесь говорилось?

Слушают учителя, отвечают на вопрос учителя.

Методы обучения: словесный.

«Но мы не поднимем их! – закричала вся толпа, силясь сдвинуть мешки с места.

- Постойте, - сказала Оксана, - побежим скорее за санками, отвезем их домой на санках»

О каком виде трения идет речь в данном отрывке из повести Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Благодаря этому виду трения тела, стоящие на полу тела не движутся.

Не соскальзывают тела с наклонной плоскости. Удерживаются гвозди в стенах, винты, на которых висят картины в музеях.

Что это за вид трения?

Как вы думаете, трение вредно или полезно? Докажите примерами.

Трение вредно:

Во время листопада рельсы трамвая часто заносит листьями. Колеса вагонов давят их, выдавливая из них жидкость, которая смачивает поверхность рельсов, и колеса начинают скользить. Поэтому в городах с развитой транспортной инфраструктурой осенью можно видеть вывески «Осторожно, листопад», «берегись юза»

Как вы думаете, как избавиться от скольжения колес по рельсам?

Слушают учителя, отвечают на вопрос учителя.

Методы обучения: словесный.

Трение полезно:

Лианы, хмель, бобовые растения благодаря трению цепляются за находящиеся опоры, удерживаются на них и тянутся к свету.

Репейник при помощи трения распространяет семена, имеющие колючки с небольшими крючками на концах

Семена гороха, ореха благодаря своей шарообразной форме и малому трению качения, перемечаются легко сами.

У рыб тело имеет обтекаемую форму и покрыто слизью, что позволяет им развивать большую скорость.

Щетинистый покров моржей и тюленей помогает им передвигаться по суше и льду.

А как зависит жизнь нас с вами от трения? Может быть оно никак с нами не связано? Докажите своими примерами.

Рассуждают, отвечают на вопрос учителя.

Методы обучения: словесный.

Контроль и самопроверка знаний

Ответьте на вопросы:

  1. Что называют силой трения?
  2. Где возникает сила трения?
  3. Как направлена сила трения?
  4. От каких величин зависит?
  5. Какие виды трения вы знаете?
  6. Как уменьшают и увеличивают силу трения?
  7. Почему мы легко скользим по льду, но не скользим по стеклу?

Отвечают на вопросы учителя.

Методы обучения: словесный.

Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание.

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке. Объявляет выставленные оценки и комментирует их.

Домашнее задание: § 103,104 учебника

Дополнительное задание по желанию: Написать сочинение – рассуждение «Исчезло трение.  Ура? Караул?»



Предварительный просмотр:

1 группа:                                                                                                                            приложение 1

Зависимость силы трения от силы реакции опоры.

Цель:  Выяснить, зависит ли сила трения от силы реакции опоры

Оборудование: деревянный брусок, динамометр, доска, грузы.

Ход работы:

  1. Определить динамометром   вес бруска с одним грузом. Определить силу трения с помощью динамометра,  для этого тянуть равномерно брусок  с грузом по доске. Записать данные в таблицу.
  2. Определить динамометром   вес бруска с двумя грузами. Определить силу трения с помощью динамометра,  для этого тянуть равномерно брусок  с грузами по доске. Записать данные в таблицу.
  3. Определить динамометром   вес бруска с тремя грузами. Определить силу трения с помощью динамометра,  для этого тянуть равномерно брусок  с тремя грузами по доске. Записать данные в таблицу.
  4. Сделать вывод о зависимости силы трения от силы реакции опоры.

№ опыта

Вес бруска с грузами, Н

Сила реакции опоры, Н

Сила трения, Н

1

2

3



Предварительный просмотр:

2 группа:                                                                                                                            приложение 2

Зависимость силы трения от площади соприкасающихся поверхностей.

Цель:  Выяснить, зависит ли сила трения от площади соприкасающихся поверхностей.

Оборудование: деревянный брусок, динамометр, доска.

Ход работы:

  1. Определить силу трения с помощью динамометра,  для этого тянуть равномерно брусок  стороной меньшей площади по доске. Записать данные в таблицу.
  2. Определить силу трения с помощью динамометра,  для этого тянуть равномерно брусок  стороной  большей  площади по доске. Записать данные в таблицу.
  3. Сделать вывод о зависимости силы трения от площади соприкасающихся поверхностей.

№ опыта

Площадь поверхности

Сила трения, Н

1

Меньшая площадь

2

Большая площадь



Предварительный просмотр:

3 группа:                                                                                                                            приложение 3

Зависимость силы трения от материала, из которого сделаны  соприкасающиеся поверхности.

Цель:  Выяснить, зависит ли сила трения от материала соприкасающихся поверхностей.

Оборудование: деревянный брусок, динамометр,  деревянная доска, доска покрытая целлофаном, доска обитая резиной .

Ход работы:

  1. Определить силу трения с помощью динамометра при движении деревянного бруска по деревянной доске. Записать данные в таблицу.
  2. Определить силу трения с помощью динамометра при движении деревянного бруска по доске, обитой целлофаном. Записать данные в таблицу.
  3. Определить силу трения с помощью динамометра при движении деревянного бруска по доске, обитой резиной. Записать данные в таблицу.
  4. Сделать вывод о зависимости силы трения от материала соприкасающихся поверхностей.

№ опыта

Поверхность доски

Сила трения, Н

1

Дерево по дереву

2

Дерево по целлофану

3

Дерево по резине



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Коэффициент трения скольжения

№ п/п

Поверхности трущихся тел

Коэффициент трения скольжения

1

Бронза по бронзе

0,2

2

Бронза по чугуну со слабой смазкой

0,19

3

Дерево по дереву (дуб)

0,5

4

Дерево по сухой земле

0,71

5

Кирпич по кирпичу

0,65

6

Кожаный ремень по чугунному шкиву

0,56

7

Сталь по льду

0,02

8

Сталь по стали

0,13

9

Уголь по меди

0,25

10

Чугун по чугуну со слабой смазкой

0,15

11

Резина по бетону

0,75


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление знаний по теме "Силы" 7 класс

Работа по проверке знаний учащихся по теме "Силы"в 7 классе. Проверяются и закрепляются знания на расчет веса тела, о точке приложения силы упругости, силы тяжести, нахождение равнодействующей силы. Р...

Урок-игра "Движение и силы" , 7 класс.

Методическая разработка  урока - повторения материала в игровой форме....

Урок по теме"Архимедова сила", 7 класс.

Презентация по теме "Архимедова сила", задания для творческих групп для исследования зависимости силы Архимеда от различных величин. Перышкин А.В....

Тест "Определение силы" 7 класс

Тест представляет собою ЦОР для голосования в системе Mimio Studio.  Используется для краткосрочного контроля при изучении темы "Сила" в 7 классе....

Механические силы. 5 класс

Урок обобщения темы "Силы" при изучении физики в 5 классе...

Контрольная работа "Силы" 7 класс

Контрольная работа (Тест) "Силы" содержит  основные вопросы 1.Виды сил, 2. Направление действия сил, 3. Основные характеристики сил....

Классный час "В дружбе - сила" 5 класс

Презентация учит детей понимать и ценить законы дружбы....