Работа с обучающимися
статья по физике (10 класс) по теме

Методика работы с неуспевающимися обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ognyova_l.f.rabota_s_obuchayushchimisya.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Огнёва Людмила Фёдоровна – преподаватель физики и математики ГБОУ РХ НПО « ПУ-10» г. Черногорск, Республика Хакасия.

Работа с обучающимися, имеющими низкую мотивацию по физике.

                   Понятие «индивидуализация» образовательного процесса неразрывно связано с теми кардинальными изменениями, которые происходят сегодня в  системе образования. Речь идет  об индивидуализации образования двух категорий обучающихся: первая категория – это обучающиеся, которые не могут двигаться вместе со всеми по программе, предусмотренной стандартом, но  в принципе способны её освоить; вторая категория – обучающиеся, для которых освоение программы не составляет труда, они могут и готовы двигаться углубленно, идти в предмете собственным маршрутом.

               Я имею дело с обучающимися, нуждающимися в индивидуальной помощи, и только при её наличии у них появляется шанс получить образование. К такой категории относятся обучающиеся профессиональных училищ с трудностями в обучении и нередко с девиантным  поведением,  дети -  сироты, воспитывающиеся в детских домах, то есть находящиеся в особых социальных условиях, и  обучающиеся, имеющие низкую мотивацию к учебной деятельности.  

Мною в процессе работы выработаны способы, содействующие когнитивному и личностному развитию ребенка, а не только пополняющие запас знаний, умений и навыков. Я  исхожу из того, что индивидуально -  педагогическая помощь – это творческий процесс и   для его обеспечения нужны инструменты, а не рецепты.

         В процессе своей  работы я использую  следующие формы работы:  индивидуальные дополнительные занятия и консультации, которые организуются для отстающих обучающихся.

              В начале учебного года мною проводятся вводные контрольные работы по предметам:    математика и физика,  которые позволяют выявить имеющиеся  пробелы у обучающихся за курс средней школы.   Например, в теме «Преобразование графиков функций» я использую индивидуальные карточки с  заданиями  с разными степенями сложности, но строятся они  по принципу  «от простого к сложному»; карточки  лично – ориентированные на каждого обучающегося, карточки – задания на построение различных графиков и их чтение, которые оказывают огромную помощь в ликвидации  выявленных пробелов.

              Главным моментом в  такой   практической работе нужна умелая педагогическая помощь, которая   является организацией  самостоятельной деятельности обучающегося по преодолению своих трудностей и ликвидации пробелов  и рефлексии этой деятельности. То есть, получая помощь от педагога, обучающийся  развивается как субъект собственной деятельности и её рефлексии.

             Шагом в понимании механизмов и разработке средств оказания помощи в преодолении учебных трудностей стало обращение к введенному Л.С. Выготским (1984 г.)  понятия «зоны ближайшего развития», а также различие им двух зон – зоны актуального развития (область действий, которые  обучающийся   может совершить самостоятельно, не допуская ошибок) и зоны ближайшего развития (область действий, которые  ученик  не может выполнить самостоятельно, но может в сотрудничестве со взрослым).

Зона ближайшего развития ограничена с двух сторон – «снизу» она граничит с зоной актуального развития, «сверху» - с зоной актуально недоступного, то есть с областью действий, которые  ученик  не может выполнить даже совместно со взрослым.

                 Из различия трех видов зон и из тезиса о том, что «дети разные», следует, что когда в группе все выполняют одно и то же задание, то одни делают то, что уже умеют, вторые – то, что они могут сделать совместно со взрослым, а третьи – то, что им недоступно. Шанс на развитие получают только вторые, работающие в зоне ближайшего развития, и то если они получат помощь от педагога. Для первых эта деятельность бесполезна, для третьих – вредна и опасна, поскольку попытки сделать то, с чем заведомо не справишься, никому пользы принести не могут. Умение нащупывать границы этих зон и выстраивать совместную деятельность в этих границах является важным условием эффективности оказываемой помощи.

              Если проблемная ситуация – это ресурс развития, а ошибка – один из видов проблемной ситуации, то ошибка содержит в себе ресурс. Ошибка – это не случайность, которую нужно предотвратить, а закономерность, которую нужно использовать. Вопрос – как?

               Ответ на этот вопрос выводит на проблему отношений преподавателя и обучающегося в учебной деятельности. Вроде бы здесь все понятно: обучающийся допускает ошибку, а преподаватель ее исправляет.  Или делает нечто, чтобы ее исправит.  Или  - чтобы обучающийся ее исправил.

                Отвечая на этот вопрос, преподаватель оказывается тем самым былинным героем, который стоит перед камнем : направо пойдешь… налево пойдешь.  К сожалению, чаще всего преподаватель идет прямым путем: ставит оценку и сам исправляет ошибку, а обучающийся если сможет, то извлечет из этого пользу, а если не сможет то  он, вообще не способен что-либо усвоить, тогда на него и времени-то тратить не стоит. Хотя я трачу время .

               Оценка нужна, но как форма обратной связи, без которой не может быть ни деятельности, ни развития, ни какого-либо нормального движения. А торопиться исправлять ошибку самому преподавателю не следует. Потому что ошибка является показателем того, что обучающийся в своей деятельности вышел за границы зоны актуального развития и оказался в другой зоне, а вот в какой именно – зоне ближайшего развития или зоне актуально недоступного – важно различить.  Польза будет только от движения в зоне ближайшего развития. Чтобы успешно  и эффективно взаимодействовать с обучающимся, нужно эту зону определить.  Например, давая задания с самого простого и очевидно доступного обучающемуся, постепенно наращивая их сложность. Первая ошибка даст информацию о «нижней границе» зоны ближайшего развития данного обучающегося в области осваиваемых им действий. Можно прощупать «верхнюю границу», продолжая усложнять задания, чтобы определить, какие он перестает понимать. Диапазон действий, ограниченный снизу и сверху, покажет ту область предмета, внутри которой имеет смысл выстраивать взаимодействия с обучающимся.

Исходя из этого обучающийся может научиться: понимать причины ошибки и устранять их; переживать ситуацию ошибки, «держать удар»; относиться к ошибке оптимистически – как к шансу для перехода в новое качество в развитии; осмыслять, переосмыслять  собственную деятельность; преодолевать трудности за счет приобретения опыта успешной деятельности.

               Слова «учит» и «развивает» могут выражать два противоположных и несовместимых между собой смысла. Первый смысл – «учит и развивает», то есть меняет что-то в  обучающемся; второй – создает условия для того, чтобы  он  учился и развивался как субъект собственной деятельности и саморазвития.  Человек, настроенный на создание условий для развития в обучении, в проблемной ситуации думает о том, как помочь обучающемуся организовать свою деятельность, чтобы в ней возникла возможность развития, а человек, считающий, что не  обучающийся учится, а он учит его, в этой ситуации будет стремиться наполнить его знаниями и умениями, которых ему  не хватает.

               Если обучающийся не тот, кого учат, а тот, кто учится, то преподаватель в этом процессе оказывается всего лишь одним из двух субъектов учебной деятельности, причем его роль – роль помощника и сотрудника. В результате, урок перестает быть мероприятием по выполнению плана преподавателя, а превращается в творческую реализацию общего замысла.  Как только хотя бы один из двух субъектов учебной деятельности допускает, что ученик  не обучаем, то исчезают ресурсы, без которых не может быть успешной деятельности, ни нормального развития:  желание учится, вера в успех, интеллектуальная активность, субъективная позиция как таковая. В то же время нередко ситуация, когда преподаватель и обучающийся безуспешно бьются над трудным для обучающегося материалом, складывается потому, что этот материал ситуативно для обучающегося попадает в зону актуально недоступного. Достаточно чуть-чуть понизить уровень сложности, и обучающийся оказывается способным вполне успешно действовать с помощью преподавателя. Следовательно, ситуация, когда обучающийся  не может осваивать тот материал, который ему положен по программе, требует самоопределения от преподавателя: либо работать с обучающимся индивидуально, помогая ему преодолеть трудности, либо не делать этого.

Рефлексия является важнейшей составляющей механизма творчества как процесса, в котором происходит осознание, освобождение и изменение способов решения сложной задачи. Рефлексия – процесс, который дает обучающемуся возможность увидеть свой способ, понять его связь с ошибкой, понять, что в нем нужно изменить, и выстроить новый способ.   Принцип взаимодействия обучающегося и преподавателя в процессе преодоления учебной трудности – простой.  Обучающийся делает то, что может, а преподаватель восполняет дефицит, делая то, что не может сделать обучающийся, а затем проводит рефлексию совместной деятельности, чтобы обучающийся осмыслил, чем именно помог преподаватель. Их вклад может быть очень неравным. Например, вклад преподавателя -99%, обучающегося -1%. Но это уже будет совместной деятельностью двух субъектов.  Если вклад обучающегося в таком взаимодействии увеличится до 2% , это будет означать, что обучающийся увеличил свой вклад вдвое.  И что часть того, что делал преподаватель, теперь он может делать сам. Но обучающийся присвоит способ только в том случае, если отрефлексирует, чем именно помог преподаватель и что теперь он может сделать сам. Но необходимо оказывать помощь так, чтобы способы помощи превращались в способы действия обучающегося.

Все дело в способе: способ – источник ошибок, объект рефлексии, предмет разработки, гарантия качества действия.  Ошибка не случайна: ее источником является ошибочный способ, который обучающимся, как правило, не может осознать.  Тогда при возникновении трудности или ошибки целесообразно организовать рефлексию, которая  поможет обучающемуся установить связь между допущенной ошибкой и способом его действия.  В этот момент старый способ действия обучающегося становится предметом осознания.  Когда установлена связь, ставится задача разработки нового способа.  Мне, как педагогу   нужно добиться, чтобы обучающийся  сам нашел эту трудность или допущенную им ошибку. Простое объяснение и даже демонстрация обучающемуся его действия нередко ничего не дают. Власть старого  способа оказывается сильнее. Он все понимает, но  когда  доходит до рокового момента в деятельности, когда уже знает, что сейчас надо быть особенно бдительным, старый способ предательски срабатывает и приводит к той же самой ошибке. Если все же  ему удастся  выстроить новый способ рядом со старым, чтобы они не смешались, тогда обучающийся начинает действовать более уверенно.

          Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч. ,т.2 –М.,1982.
  2. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением.// Л.С. Выготский. Педагогическая психология. – М.,1999.
  3. Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Пространственно-временная схема  зоны ближайшего развития.// Вопросы психологии. – 2005, №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Научно-методическая публикация по проблемам образования и воспитания обучающихся  "Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)"...

Описание опыта адресной работы с различными категориями обучающихся. Опыт работы с обучающимися отнесенных к специальной медицинской группе по состоянию здоровья.

Проблема  организации физвоспитания детей и подростков, отнесенных к СМГ,  до настоящего времени не решена. К сожалению, нет адаптивных программ для таких обучающихся четких рекомендаций, фи...

Работа с обучающимися, имеющими проблемы в обучении. План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на учебный год.

Работа с обучающимися, имеющими проблемы в обучении.План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на учебный год....

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Схема работы с обучающимися и родителями ДДТ по зачислению обучающихся через систему "Навигатор" дополнительного образования

Схема помогает педагогам при зачислении обучающихся первого и последующих лет обучения как на программы, находящиеся на муниципальном задании, так и на программы ПФДОД  через систему "Н...