Решение задач на применение законов Кирхгофа
статья по физике (11 класс) по теме
Приведены примеры применения законов Кирхгофа в решении задач повышенного и высокого уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_zadach_na_primenenie_zakonov_kirhgofa.docx | 60.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение задач на применение законов Кирхгофа
Некрасов Александр Григорьевич, учитель физики
Статья относится к разделу : преподавание физики
Цели:
- Образовательная. Формировать понятие электрической цепи и ее элементов. Научится применять законы Кирхгофа для расчета сложных электрических цепей. Развивающая. Совершенствовать умения, активизировать познавательную деятельность учащихся через решение задач на расчет сложных электрических цепей.
- Воспитательная. Прививать культуру умственного труда, аккуратность, умение анализировать, видеть практическую ценность получаемых знаний, продолжить формирование коммуникативных умений.
Вид урока: практикум по решению задач.
Законы Кирхгофа применяются для расчета сложных электрических цепей.
Первый закон Кирхгофа: k=1nIk=0.
Второй закон Кирхгофа: k=1nuk=kEk.
Напомним правила знаков. Направления токов в узле выбирается произвольно. Притекающие в узел токи будем брать со знаком плюс, а вытекающие из узла – со знаком минус. Выбираем положительное направление обхода контура (обозначено овалом со стрелкой). Выбираем направление напряжения по направлению тока. Если «направление» напряжения совпадает с направлением обхода контура, то напряжение берется со знаком плюс. В противном случае – со знаком минус. Обозначим стрелкой над ЭДС направление возрастания потенциала (от катода к аноду). Если эта стрелка совпадает с направлением обхода контура, то E берется со знаком плюс, если нет, то с минусом.
Рассмотрим стандартную задачу на расчет сложной электрической цепи постоянного тока.
Задача1. Даны две батареи аккумуляторов с ЭДС E1=10 B с внутренним сопротивлением r1=1 Ом, E2=8 В и r2=2 Ом. Реостат имеет сопротивление R=6 Ом. Элементы цепи соединены по схеме, показанной на рисунке. Найти силу тока в батареях и реостате.
Дано:
E1=10 B
E2=8 B
r1=1 Ом
r2=2 Ом
R=6 Ом
Найти: I1, I2, I3=?
Решение:
Запишем уравнения законов Кирхгофа в соответствии с обозначениями на рисунке.
I1+I2-I3=0 u1-u2+0=E1-E20+u2+u3=E2
Так как u1=I1r1, u2=I2r2, u3=I3R, то
I1 +I2-I3=0 I1r1-I2r2+0=E1-E20+I2r2+I3R=E2.
Подставим в полученную систему данные, получим:
I1+I2-I3=0
1I1-2I2-I3=2
0+2I2+6I3=8 .
Решим эту систему по правилу Крамера. Найдем определитель системы:
∆=11-11-20026=1∙-2026-1∙1006-1∙1-206=-20.
Дополнительные определители для неизвестных:
∆I1=01-12-20826=0∙-2026-1∙2026-1∙2-282=-12-4+16=-32.
∆I2=10-1120086=1∙2086-0∙1006-1∙1-208=12-8=4.
∆I3=1101-22028=1∙-2286-1∙1208+0∙1-202=-20-8=-28.
Искомые значения токов определим по формуле Ik=∆Ik∆:
I1=3220=1,6 A, I2=-420=- 0,2 A, I3=2820=1,4 A.
Как видно, пришлось находить определители третьего порядка. Напомним один из способов их определения. Схема расчета определителя третьего порядка:
∆=a11a12a13a21a22a23a31a32a33=a11∙a22a23a32a33-a12∙a21a23a31a33+a13∙a21a22a31a32=
=a11a22a33-a32a23-a12a21a33-a31a23+a13(a21a32-a31a22).
Рассмотрим другие примеры.
Задача2. Резисторы с сопротивлениями R1=R2=1 Ом и R3=2 Ом и конденсаторы емкостью C1=2 нФ, C2=3 нФ включены в цепь с ЭДС E=10 B (смотри рисунок), Внутренним сопротивлением которого можно пренебречь. Определите заряды, установившиеся на конденсаторах [1].
Дано:
R1=R2=1 Ом
R3=2 Ом
E=10 B
C1=2 нФ
С2=3 нФ
q1=?; q2=?.
Решение:
Через конденсаторы постоянный ток не протекает. Тогда ток, который протекает по цепи, равен
I0=ER1+R2+R3=10 B4 Ом=2,5 А. Этот ток протекает через все резисторы. Чтобы определить заряды на конденсаторах, необходимо знать напряжения на них. Для этого воспользуемся вторым законом Кирхгофа. Поскольку всего два неизвестных, то и уравнений составим два.
u2+uC2=Eu2+u3+uC1=0.
Напряжение u2=I0R2=2,5∙1=2,5 B. Из первого уравнения находим uC2=E-u2=7,5 B. Найдем напряжение на R3: u3=I0R3=2,5∙2 = 5 B. Из второго уравнения uC1=-u2-u3=
=-7,5 B. Заряды определим по формуле q=Cu:
q1=C1uC1=2∙7,5=15 нКл
q2=C2uC2=3∙7,5=22,5 нКл. Это и есть ответы.
Приведем еще одну задачу в качестве примера применения законов Кирхгофа.
Задача 3. В схеме, изображенной на рисунке, ЭДС батареи E, сопротивление резистора R, индуктивности сверхпроводящих катушек - L1 и L2, причем L1>L2. Сначала замыкают ключ К1, а через некоторое ключ К2. Известно, что установившиеся токи через катушки L1 и L2 оказались одинаковыми. Определите силу тока, протекающего через резистор R в момент замыкания ключа К2. Внутренним сопротивлением батареи пренебречь [2].
Решение этой задачи, как и предыдущей, в указанных ссылках не приведено. Для решения также воспользуемся законами Кирхгофа.
Составим второе уравнение Кирхгофа при замкнутом ключе К1. Так как катушки индуктивности сверхпроводящие, то их омическое сопротивление равно нулю. Пусть в установившемся режиме сила тока равна I0. Имеем
uR+uL1=E. (1)
В некоторый момент времени сила тока равна i1. Перепишем (1) в виде:
i1R+L1∆i1∆t=E.
При замыкании ключа К2 соответствующие уравнения примут вид
uR+uL2=E и i2R+L2∆i2∆t=E.
Здесь необходимо отметить, что после установившегося режима ∆i∆t=0. Только в момент включения ключей эти производные отличны от нуля. Пусть ток i и есть тот ток, который изменяется в момент включения ключа К2. По правилу Ленца, этот ток будет направлен навстречу внешнему току I0=ER. А это значит, что в момент включения ключа К2 ток через резистор R уменьшится. Составим еще одно уравнение: uL2-uL1=0, или uL1=uL2. Так как uL=L∆I∆t, то L1∆I1∆t=
=L2∆I2∆t. В установившемся режиме сила тока I0. По условию задачи силы тока в катушках одинаковые, т. е. по I02 после установления при замыкании ключа К 2. Изменения ∆I1=i-I02, ∆I2=I02. Имеем L1i-L1I02=L2I22, откуда i=I02L1L1+L2. Ток, который протечет через резистор в момент включения ключа К 2 равен IR=I0-I02L1L1+L2=
=I0L1-L22L1. Так как I0=ER, тогда окончательно получим IR=EL1-L22RL1. По-видимому, это и будет ответом. Такого рода задачи хорошо проверяются на опыте. По крайне мере, можно зафиксировать скачок тока в резисторе и в какую сторону.
Задача4. Какой должна быть ЭДС E источника тока, чтобы напряженность электрического поля в плоском конденсаторе была равна E=2 кВ/м, если внутреннее сопротивление источника тока r=2 Ом, сопротивление резистора R=10 Ом, расстояние между пластинами конденсатора d=2 мм[3].
Для решения задачи воспользуемся вторым законом Кирхгофа для двух контуров, в которых указаны положительные направления обхода контуров.
uR+ur=E
uC-uR=0 .
Так как uR=I0R, ur=I0r, то I0=ER+r. Из второго уравнения uC=uR=ERR+r. Для плоского конденсатора uC=Ed. Тогда
E=uC(R+r)R = Ed(R+r)R. Это ответ.
Список использованной литературы.
- Москалев А. Н., Никулова Г. А..Физика. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа, 2008. – 224.
- Физика. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Ю. И. Дик, В. А. Ильин, Д. А. Исаев и др. – М.: Дрофа, 2008, - 735 с.
- Отличник ЕГЭ. Физика. Решение сложных задач. Под ред. В. А. Макарова, М. В. Семенова, А. А. Якуты. ФИПИ. – М.: - Интеллект-Центр, 2010.-368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по физике в 10 классе на тему " Решение задач на применение законов Ньютона"
Конспект урока по физике на применение законов Ньютона...
Презентация к уроку "Решение задач на применение закона сохранения импульса"
Презентация урока решения задач на применения закона сохранения импульса содежит разноуровненвые качественные и рассчетные задачи, с подробным решением и анимационными чертежами, необходимый теоретиче...
Урок применения ЭОР "Решение задач на применение закона Архимеда"
Решение задач «Закон Архимеда» Цели урока: Формирование умений вычислять силу Архимеда; показать значение познания мира через мышление; Проверка знаний учащихся по теме «Архимедова си...
Решение задач на применение законов Ньютона
Интегрирующая цель: после изучения темы ученики должны: понимать и знать:1. Понятие силы, единицы измерения силы;2. 2-ой закон Ньютона, его ...
Методическая разработка урока: Решение задач на применение законов Ньютона
Данный урок позволяет применить законы Ньютона для решения задач на примере снегохода. Методическая разработка сопровождается презентацией....
Решение задач на применение закона ЭДС индукции и определение энергии магнитного поля тока. 9 класс
Решение задач на применение закона ЭДС индукции и определение энергии магнитного поля тока.Цель урока: проверить знания учащихся на применение закона Фарадея, определение энергии магнитного поля тока....
10 кл - урок по теме «Решение задач на применение законов Ньютона»
Здесь содержиться план урока и презентация....