урок физики "Движение электрона в плоскости конденсатора "
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему
Урок составлени на использование электронного пособия "Открытая физика" с использованием виртуальных моделей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvizhenie_elektrona_v_ploskosti_kondensatora.doc | 229 КБ |
prilozhenie1._sravn.har_.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДВИЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОНА В ПЛОСКОСТИ КОНДЕНСАТОРА
Одно из направлений использования компьютера на уроках – моделирование физических процессов и явлений. Вашему вниманию предлагается пример использования интерактивной модели из «Открытой Физики» при изучении новой темы, при решении задач на движение электрона внутри заряженного конденсатора. А также на данном уроке используется мультимедийная презентация в начале урока при повторении и в конце урока при закреплении знаний и при подведении итогов.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Цель урока: изучить характер движения электрона в плоскости конденсатора, закрепить, обобщение и систематизация знаний по теме «Электрическое поле» на примере решения задачи, требующей анализа физической ситуации, понимания физической закономерности, характеризующей описанное явление, умения использовать материал, изученный в 9 классе в разделах «Кинематика. Динамика»
Задачи урока:
Образовательные – закрепление, обобщение и систематизация знаний полученных на уроках при изучении тем из курса физики 10-го класса – «Электрическое поле» и «Кинематика. Динамика»; пользуясь этими знаниями изучить новую тему, движение электрона в плоскости конденсатора.
Воспитательные – воспитание системы взглядов на мир.
Развивающие – речь, мышление, совершенствование умственной деятельности: Анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки , выдвигать гипотезы, проверять результаты.
Оборудование:
Компьютер,
Мультимедийный курс «Открытая Физика 2.5. Часть I и II», ФИЗИКОН, 2002;
Мультимедиа проектор, экран.
План урока:
№ | Этап урока | Методы и приемы | время |
1 | Орг. момент | Объявление темы и цели урока | 1 мин |
2 | Актуализация необходимых знаний | Презентация, фронтальная беседа, использование интерактивной модели «Движение тела под действием силы тяжести». | 7 мин |
3 | Изучение новой темы | Компьютерное моделирование и анализ ситуации движение заряженной частицы в однородном электрическом поле. | 10 мин |
4 | Закрепление знаний | Решение комплексных задач, использование интерактивной модели | 12 мин |
5 | Домашнее задание | Запись на доске и в тетрадях | 1 мин |
6 | Подведение итогов | Фронтальная беседа, использование презентации | 10 |
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Тема сегодняшнего урока – движение заряженной частицы в однородном электрическом поле, то есть в плоскости конденсатора. Цель урока – применить ранее полученные знания (знания кинематики и динамики движения тела в гравитационном поле, то есть в поле силы тяжести) для изучения и анализа движения заряженной частицы в однородном электрическом поле.
- Актуализация знаний. Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые разделы «Механики» и «Электрического поля». (Используем презентацию см. приложение
- Вопросы:
- Какие виды механического движения мы с вами знаем?
- По виду траектории (прямолинейное и криволинейное);
- По характеру движения (равномерное и неравномерное)
- Назовите основные характеристики движения. (ускорение, скорость, координата, перемещение, путь)
- В чем отличие равномерного движения от равноускоренного и равнозамедленного. (ускорение)
Модель. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. |
Движение тела под действием силы тяжести (интерактивная модель «Открытая Физика 2.5. Часть I , модель 1.18»)
Бросим тело под некоторым углом к горизонту и охарактеризуем движение. (Презентация, см. приложение 2)
Вопросы для беседы:
- Какие силы действуют, куда направлена сила?
- Если на тело действует сила, то это дело движется как?
- Рассмотрим движение вдоль горизонтальной и вертикальной оси.(ускорение, скорость, координата) Приведем здесь некоторые формулы, описывающие движение тела, брошенного под углом α к горизонту: Время полета:
Дальность полета:
Максимальная высота подъема:
Движение тела, брошенного под углом к горизонту, происходит по параболической траектории. В реальных условиях такое движение может быть в значительной степени искажено из-за сопротивления воздуха, которое может во много раз уменьшить дальность полета тела.
- Вспомним закон сохранения механической энергии, и какие преобразования энергии здесь происходят.
- Вспомним однородное электрическое поле. Дайте определение и назовите характеристики электрического поля.
- Какова связь между работой и перемещением заряда в однородном электрическом поле?
IV.Изучение новой темы. Итак, мы с вами убедились в том, что на перемещение заряда в однородном электрическом поле влияет величина потенциала данного поля. Давайте с помощью интерактивной модели «Движение заряда в электрическом поле» смоделируем данную ситуацию и рассмотрим траекторию движения заряда, находящегося между обкладками незаряженного и заряженного конденсатора.
Введем необходимые исходные данные для первой ситуации:
Е = 0 В/м, Vx = 4,0·106 м/с, Vу = 0,5·106 м/с. В этом случае электрон продолжает двигаться между обкладками равномерно по инерции, поскольку никакие силы на него не действуют (действием силы тяжести модно пренебречь из-за ничтожно малой массы электрона). Пронаблюдаем за движением электрона на экране. Можно несколько раз менять исходные данные. Напрмер, Е = 1500 В/м, Vx = 4,0·106 м/с, Vу = 1,2·106 м/с. При влете электрона в заряженный конденсатор на него начинает действовать постоянная кулоновская сила, направленная в сторону положительной обкладки конденсатора. Под действием этой силы электрон продолжает двигаться равномерно в направлении оси ОХ, одновременно начиная смещаться к положительной обкладке, двигаясь в этом направлении равноускоренно с ускорением а. Проследим за движением электрона с помощью интерактивной модели.
V.Закрепление.Мы с вами только что провели анализ физической ситуации. Предлагаю ознакомиться с текстом задачи.
Задача: Пусть компоненты начальной скорости электрона Vx = 5,0·106 м/с, Vу = 1,2·106 м/с. Напряженность поля в конденсаторе Е = 1500 В/м. Рассчитайте время полета электрона через конденсатор (L = 7,2 см) и смещение электрона по вертикали OY.
Начинаем решение задачи с чертежа.
По существу имеем задачу механики: нужно найти траекторию электрона в поле с кулоновской силой при заданных начальных условиях
Дано: | Решение: Нам неизвестно время полета электрона в конденсаторе. Запишем закон движения в проекции на оси координат: x = V0xt, y = V0yt + ayt2 / 2, т.к. электрон за время t пролетел расстояние, равное длине пластины, то x = L, значит t = L/V0x, y - координата точки, в которую сместился электрон после пролета в конденсаторе. Проведем вычисления: ay = – = – 2,64·1014 м/с2; |
Найти: t, Δy |
Проверим результаты, проведем компьютерный эксперимент с помощью интерактивной модели «Движение заряда в электрическом поле».
.
Задача решена правильно
Задания повышенного уровня сложности (дополнительное задание.)
Задача. Определить направление скорости электрона после пролета конденсатора.
Дано: | Решение: |
Найти: tg α |
Задача. Как изменится время полета и дальность полета электрона, если:
1 вариант - напряженность электрического поля возрастет в 2 раза?
2 вариант – начальная скорость направлена горизонтально оси конденсатора.
3 вариант – поменяйте заряды на обкладках конденсатора.
Найдите теоретически и проверим на интерактивной модели.
Домашнее задание. § 101-103 – повторить, упражнение 18 (2).
Прошу вас обратить внимание, что домашняя задача № 915 аналогична разобранной на уроке.
Предварительный просмотр:
Приложение.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛЕЙ.
Основные характеристики | Виды полей | |
Гравитационное | электростатическое | |
Объекты взаимодействия | Все тела и частицы | Заряженные тела и частицы |
Действующая сила (название и формула) | Сила гравитационного взаимодействия
Закон гравитации | Кулоновская сила Закон Кулона |
Напряженность | ||
Разность потенциалов | ||
Работа по перемещению тела или заряда | А = mgh A = mg(h2 -h1) Работа определяется только начальным и конечным положением тела | A = gEd A = Работа определяется только начальным и конечным положением тела |
Работа по замкнутой траектории | А = 0 Работа силы тяжести не зависит от формы траектории | А = 0 Работа силы Кулона не зависит от формы траектории |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока физики в 10 классе по теме:"Электроемкость. Конденсаторы"
Предложен урок с использованием видеофрагментов демонстрационных опытов из серии "Школьный физический эксперимент", которые наглядно и доступно раскрывают физический смысл процессов, происходящих в ко...
Урок физики "Движение тела по наклонной плоскости"
Урок физики "Движение тела по наклонной плоскости". Методическая цель урока - определение возможностей коммуникативно-деятельностного подхода к конструированию урока как педагогическог...
Урок по физике на тему: "Решение задач на движение по наклонной плоскости"
Урок по физике на тему: "Решение задач на движение по наклонной плоскости"...
Конденсатор в цепи переменного тока. Урок физики в 11 классе.
Цель урока: Раскрыть физическую сущность процессов, происходящих при протекании переменного тока через конденсатор. Рассмотреть основные особенности емкостного сопротивления и научить учащихся произво...
Урок физики в 10 классе "Электроемкость. Конденсаторы"
В этом материале содержатся: конспект урока, презентация, дополнительные материалы, тест на два варианта в программе MyTestX....
Презентация к уроку физики в 8-м классе по теме "Конденсаторы"
Презентация для сопровождения изложения нового материала и освоения практической части урока...
Технологическая карта урока физики по теме «Электроемкость. Конденсаторы»
Диагноцируемые цели:В результате обучающийся имеет следующие компетенции:Определение понятия емкости конденсатора, единицу электроемкостиОпределение понятия конденсатора и его схематического обозначен...