ЭКЗАМЕНЫ ЭРУДИТОВ (9-11 КЛАСС)
методическая разработка (физика, 9 класс) по теме
КОКУРС(ЗАВЕРШАЮЩИЙ) ЭРУДИТОВ. КОНКУРСЫ ПРОВОДИЛИСЬ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО УЧЕБНОГО ГОДА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekzameny_eruditov.doc | 282.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экзамены эрудитов
Театрализованное представление
Ведущий. Итак, друзья, сегодня у нас решающая, финальная встреча турнира эрудитов! Что поможет выявить сильнейшего? Конечно, экзамены! Но что такое экзамен? В толковом словаре экзамен - «это испытание, выдержав которое, экзаменующийся получает соответствующие официальные права». Какие же права, спросите вы, получит команда, лучше всех выдержавшая экзамены эрудитов? Она получит официальное право... считаться самой э-ру-ди-ро-ван-ной командой среди всех эрудированных команд турнира эрудитов этого года! Согласитесь, это немало. Ведь право на славу — это, как правило, слава по праву! Итак, сегодня жюри — это экзаменационная комиссия. Но поскольку экзамены — дело сверхответственное, в паре с экзаменационной комиссией будет работать инспекция в составе...
На сцене занимают свои места известнейшие литературные герои: Остап Бендер, Шерлок Холмс, Козьма Прутков.
Бендер. Получив мировую известность, я вынужден был закончить свою профессиональную деятельность. Теперь я раритет, с меня сдувают пыль и при этом нещадно цитируют. Впрочем, это приятно. Я все время в приличной компании, это соответствует моему происхождению. Не сомневаюсь, друзья, что вы вспомните полное мое имя?!
Ведущий. Игра, как видите, началась. Полное имя Остапа Бендера? Право на ответ — удар гонга!
Правильный ответ. Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер сын турецкоподданного.
Холмс. Приветствую вас, джентльмены. Вот что значит большая литература (а я, признаться, ее недооценивал): сегодня в одной компании — «великий комбинатор» и сыщик...
Ведущий. Тоже великий.
Холмс. Не будем уточнять. И это тем более приятно, джентльмены, что в корне противоречит викторианской морали... Но... Мой вопрос эрудитам: «Помните ли вы мою профессию и мое хобби?»
Правильный ответ. Холмс — химик; его хобби — скрипка.
Козьма Прутков. Когда-то я подарил себе афоризм, которым прекрасно пользовались мои друзья — и Остап Бендер, и Шерлок Холмс! Помните этот афоризм? «Бди!» Кстати, обо мне! Все знают Козьму Пруткова: меня цитируют, как Бендера, а Бендера цитируют, как меня, но кто я?
Когда в толпе ты встретишь человека,
Который наг;
Чей лоб мрачней туманного Казбека,
Неровен шаг;
Кого власы подъяты в беспорядке,
Кто, вопия,
Всегда дрожит в нервическом припадке, —
Знай: это я!
И все же это тоже не я! Кто же я?
Ведущий. Какова история литературного имени Козьма Прутков?
Правильный ответ. Писатель Козьма Прутков придуман братьями Жемчужниковыми и поэтом А. К. Толстым в 1854 г. Его любимые жанры — сатира, пародия, афоризмы.
Входит Гаспар Арнери.
Гаспар Арнери. Простите, кажется, я не туда попал? Это экзамены эрудитов?
Ведущий. Совершенно верно, доктор Гаспар!
Гаспар. Проклятая рассеянность! Ампер варил свои часы вместо яйца, Алехин бросал в чай пешку вместо сахара и удивлялся тому, что она не тает, а я же все время попадаю не туда или опаздываю.
Ведущий. Такому ученому, как доктор Гаспар, я думаю, простительны эти слабости. Поневоле забудешь эти мелочи, если будешь знать около ста наук! Помните, как у Ю. Олеши в «Трех толстяках»: «Доктор Гаспар Арнери был ученый. Пожалуй, он изучил около ста наук. Во всяком случае, никого не было в стране мудрей и ученей Гаспара Арнери».
Гаспар. Да-да... Впрочем, зачем об этом?.. Как-то неловко... А у меня для вас сюрприз! Я совсем забыл! Гаспар! Гаспар!
Вбегает маленький мальчик, первоклассник или второклассник.
Гаспар. Это мой юный друг из Академии Занимательных Наук, которую я сейчас возглавляю. Рекомендую. Все его зовут Гаспаром-младшим за удивительное стремление все знать.
Ведущий. Очень приятно. Ваш вопрос, доктор.
Гаспар-младший. А можно мне вместо доктора Гаспара?
Ведущий. Конечно!
Гаспар-младший. Помните ли вы припев из песенки о докторе Гаспаре, которую в «Трех толстяках» распевали все: и школьники, и дамы, и даже весь Государственный совет?!
Правильный ответ.
Как лететь с земли до звезд,
Как поймать лису за хвост,
Как из камня сделать пар, —
Знает доктор наш Гаспар.
Ведущий. Итак, пора начинать наши экзамены!
Гаспар (бьет в гонг). Сочинение!
Ведущий. А темы?
Гаспар. Темы у нас, как известно, утверждает министерство. Для эрудитов, правда, их утвердило Министерство Занимательных Наук... (роется в своем портфеле). (В ужасе.) Забыл! Оставил на письменном столе! Что делать?
Холмс. Не волнуйтесь, доктор Гаспар! В саквояже Бендера всегда найдется что-нибудь подходящее взамен.
Бендер. Вы слишком осведомлены, Холмс. Это вредно для пищеварения.
Гаспар. И все же вы нас выручите, Остап Ибрагимович?
Бендер. Из уважения к вам, профессор. (Раскрывает свой саквояж.) Вот моя любимая книга! (Листает ее.) Типичный реализм! Говорят, что ее сюжет был выменян на золотой портсигар. Надеюсь, эрудиты уже догадались, о чем идет речь?
Правильный ответ. «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова. По воспоминаниям В. Катаева, он «продал» сюжет романа Е. Петрову и И. Ильфу за золотой портсигар!
Бендер. Это не был, конечно, криминал. Авторы, как и я, этил и уголовный кодекс. Это была веселая шутка веселых молодых людей. Мне кажется, эта книжка могла бы стать темой сочинения.
Ведущий. Каким образом?
Холмс. Позвольте мне сформулировать. Итак, тема сочинения: «Что бы сказали, прочитав книгу «12 стульев», Козьма Прутков, доктор Гаспар, ваш покорный слуга и, конечно, сам Остап Бендер?» Нет возражений?
Гаспар. Удивительно точно и остроумно, Холмс.
Козьма Прутков. Но это сочинение должно состоять из одной фразы. Лучше скажи мало, но хорошо!
Ведущий. Согласен. Еще раз повторяю: о романе «Двенадцать стульев» говорят Гаспар Арнери, Шерлок Холмс, Козьма Прутков и Остап Бендер! Каждый — по одной фразе.
Ведущий может предложить и болельщикам попробовать свои силы в сочинении. Через 1—2 минуты ребята прочитают свои сочинения, а жюри подведет итоги конкурса.
Гаспар. Следующий экзамен — по математике!
Козьма Прутков. Доктор Гаспар, а это не скучно будет?
Гаспар. Ну что вы? Что может быть интереснее математики для просвещенного ума?
Козьма Прутков. Ну, разве что для просвещенного...
Ведущий. Итак, что вы нам предложите, доктор Гаспар?
Гаспар демонстрирует эрудитам и болельщикам грифельные доски с контрольной работой:
≈ ≈ ≈
.А.+.В.=.Г.
Гаспар-младший. Ну, с такой контрольной может справиться и первоклассник!
Гаспар. Разве что если этот первоклассник — Гаспар-младший. Это ведь не простая арифметика, а древнеславянская. Итак, что получится в результате?
Ведущий. Ответ вы, конечно, должны записать так, как это делали давным-давно наши предки. Начали!
Эрудиты выполняют задание.
Правильный ответ. В древнеславянской азбуке (кириллице) цифры обозначались буквами. Равенство 1+2 = 3 имело указанный вид, так как буква Б никакой цифры не обозначала (цифрами были только те буквы, которые славянская азбука заимствовала из греческой. Для того чтобы отличить цифры от букв, последние с двух сторон выделялись точками, а над ними ставилось «титло» — горизонтальная черточка в виде дужки или скобы).
Жюри подводит итоги конкурса.
Ведущий. Теперь, я думаю, экзамен по физике?
Гаспар. О, физика! Наука наук в мое время — для просвещенного ума, конечно.
Ведущий. Кто же проведет этот конкурс?
Гаспар. Может быть, Гаспар-младший?
Ведущий. Интересно, каким образом?
Гаспар. Очень просто. В фантастическом романе «Колыбель для кошки» Курта Воннегута есть одна мысль, которая мне очень близка: «Если ученый не может объяснить восьмилетнему мальчику, чем он занимается, то он шарлатан».
Холмс. Все понятно. Любой эрудит должен уметь объяснить восьмилетнему мальчику суть основных физических законов, не так ли, доктор Гаспар?
Гаспар. Верно! А этим мальчиком будет Гаспар-младший.
Козьма Прутков. По этому поводу у меня есть афоризм: «Пояснительные выражения объясняют темные мысли».
Ведущий. Пожалуйста, Холмс, напишите названия законов и разложите их по трем конвертам - сейчас мы их разыграем.
Ребята разыгрывают конверты с законами. Это может быть закон Паскаля, закон Архимеда и первый закон Ньютона.
Ведущий. Итак, 5 минут на подготовку. Каким угодно способом, но вы должны разъяснить доставшийся вам физический закон Гаспару-младшему. Смотрите, чтобы он не заснул от ваших объяснений... А пока...
Бендер. Коллеги, я могу вам предложить интересные рисунки, тоже имеющие отношение к физике.
Холмс. Бендер, вы, конечно, подрабатывали художником-иллюстратором в научном издательстве и вас выгнали вместе с вашими рисунками, не так ли?
Бендер. Не совсем так, Холмс. Сначала ушел я. И хлопнул при этом дверью! И только следом полетели мои рисунки.
Холмс. Но гонорар вы не вернули?
Бендер. Эти жалкие деньги нельзя было назвать гонораром. Гонорар! Это звучит громко! Так не хотите ли взглянуть на рисунки, Холмс?
Ведущий. Друзья, пусть их прокомментируют эрудиты. Внимание, все ли правильно на этих рисунках Бендера с точки зрения физики?
Остап Бендер достает из своего саквояжа рисунки, и ребята по очереди комментируют их. Темы рисунков: радуга, нарисованная под углом к плоскости картины; лыжник, прыгающий с трамплина на горизонтальную поверхность; лучи солнца, прошедшие сквозь призму и отклонившиеся «не в ту сторону».
После этой части конкурса эрудиты по очереди объясняют Гаспару-младшему суть физических законов. Как это сделать: или в виде сказки, или сценки, или с помощью песенки, или еще как-нибудь необычно, — думают сами ребята.
Жюри подводит итоги конкурса. При этом учитывается мнение Гаспара-младшего.
Ведущий. Математика, физика... Теперь химия?
Холмс. Позвольте провести этот конкурс мне.
Гаспар. Да-да, химия - ваш конек, я помню!
Холмс. Но я усложню задание. Еще немного астрономии и истории.
Ведущий. И еще немножко вашей знаменитой дедукции, не правда ли?
Холмс. Безусловно. Итак, обратимся в прошлое. Представьте себе начало нашей эры.
Гаспар. Примерно, период расцвета Древнего Рима?
Холмс. Да. К этому времени древним было известно семь чистых металлов. Назовите их.
Ведущий. Итак, семь металлов, известных к началу нашей эры? Удар гонга — право на ответ!
Правильный ответ. Медь — самый древний металл. Была выплавлена около IVтыс. до н. э. КIII тыс. до н. э. были известны золото, серебро (сначала как самородные металлы), свинец, олово, железо (сначала как «дар небес» — железные метеориты) и примерно около 500 г. до н. э. — ртуть. Итак, семь металлов древности: медь, золото, серебро, свинец, олово, железо, ртуть.
Холмс. Хорошо. Семь металлов названы. Семерка, как известно, магическое число. Древние часто стремились прийти в своих подсчетах к этому числу. Так вот, они насчитывали и семь планет. Назовите их.
Правильный ответ. Только пять «внешних» планет были известны в древности, так как были видны невооруженным глазом. Это Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Поскольку число 7 почиталось у астрологов как магическое, к планетам относили также Луну и Солнце — всего семь. И только в 1781 г. был обнаружен Уран, в 1846 г. - Нептун, а в 1930 г. - Плутон.
Холмс. Итак, известно 7 чистых металлов и 7 планет. Осталось соединить эти семерки.
Гаспар. Каким образом, уважаемый Холмс?
Холмс. Так, как это делали средневековые алхимики. Они придавали таинственный смысл совпадению этих семерок, и поэтому каждому металлу у них соответствовала своя планета. Я думаю, эрудиты смогут вычислить этот код. Скажу только, что мне как-то пришлось это сделать для того, чтобы распутать удивительную историю, связанную с похищением сокровищ...
Бендер. Дилетанты! Сокровища нельзя похищать — это грубо! Их нужно с благодарностью принимать в дар.
Ведущий. Простите, Бендер, вернемся к вопросу Холмса.
Таким образом, как я понял, нужно образовать семь пар: металл — планета?
Холмс. Да! В течение минуты нужно разгадать код средневековой алхимии.
Эрудиты на больших планшетах составляют эти пары.
Правильный ответ. Символ золота было Солнце, а серебра - Луна. Оба этих металла считались драгоценными и, естественно, связывались с самыми большими «планетами». Медь как менее драгоценный металл соотносили с планетой Венера. Марс был символом железа - ведь именно из него делали оружие, а тяжелому и тусклому свинцу как нельзя лучше подходил медленно движущийся по небу Сатурн. Для олова остался Юпитер, поскольку за «живым серебром», ртутью, «закрепился» «проворный» Меркурий, имевший самый короткий год обращения вокруг Солнца, и потому его видимое движение было самым быстрым. Таким образом, пары распределились так: золото - Солнце, серебро - Луна, медь - Венера, железо - Марс, олово - Юпитер, свинец - Сатурн, ртуть - Меркурий.
Жюри подводит итоги конкурса.
Козьма Прутков. Предлагаю чисто эрудитский экзамен. Видите эти камешки? (Подбрасывает на ладони несколько камешков.)
Гаспар. Это будет экзамен по минералогии?
Козьма Прутков. Нет, просто конкурс я предлагаю назвать «Камешки Демосфена».
Гаспар-младший. Я знаю! Я знаю! Демосфен заикался и вообще очень плохо говорил, а мечтал стать знаменитым оратором. И вот он уходил на берег моря и с камешками во рту произносил пламенные речи. И он победил! И стал знаменитым оратором!
Козьма Прутков. Верно! Может, и эрудиты произнесут по короткой, но пламенной речи?
Холмс. Вы предлагаете конкурс ораторов?
Козьма Прутков. Да, на мой взгляд, этого предмета, ораторского искусства, явно не хватает в школе, а в «наборе» эрудита это просто необходимая вещь.
Ведущий. Тогда предлагайте тему. Ваш любимый афоризм?
Козьма Прутков. Вы же знаете, что мне милее всего «имя славное Пруткова, имя громкое Козьмы!». Поэтому я процитирую самого себя: «Никто не обнимет необъятного!»
Ведущий. Итак, уважаемые ораторы, вот здесь для вас приготовлены три кресла, где вы можете обдумать свои миниречи на заданную тему. Но помните, микрофон вам предоставят ровно на одну минуту!
Козьма Прутков. По этому поводу у меня тоже есть афоризм: «Болтун подобен маятнику: того и другого надо остановить».
Ребята занимают свои места и начинают подготовку.
Гаспар. Пока ораторы готовятся, предлагаю провести еще один чисто эрудитский экзамен — по изобретательству.
Бендер. Коллеги, обращаю ваше внимание на то, что в моей профессии ораторское искусство и изобретательство были самыми важными вещами.
Гаспар. А вы смогли бы, Остап Ибрагимович, изобрести молоток?
Бендер. Дорогой доктор Гаспар, я не работаю с такими предметами, вы ведь знаете мое отношение к Уголовному кодексу. Кроме того, изобрести молоток — это то же самое, что изобрести велосипед! Генерируйте идеи — это веселее и безопаснее.
Гаспар. Кстати, о безопасности и в связи с этим все-таки о молотке. Вы знаете, что у молотка есть отдача?
Бендер. В том смысле, что я по нему, а он по мне? Неприятная вещь!
Гаспар. А представьте космонавтов, которые работают в открытом космосе. Ведь по третьему закону Ньютона при каждом ударе их будет отбрасывать от объекта работы!
Холмс. Доктор, я понял ваш вопрос: как нужно изменить конструкцию молотка, чтобы после удара он не давал отдачи?
Гаспар. Совершенно верно. Какие есть идеи? Каждой команде разрешается предложить одну идею. Команда, которая первой подготовит ответ, бьет в гонг и отвечает на поставленный вопрос. После этого слово передается следующей команде.
Правильный ответ. Существуют по крайней мере три решения этой задачи:
1. В ударную часть молотка можно засыпать дробь.
2. В ударную часть молотка заливается ртуть.
3. Электромагнитный молоток с меняющимся знаком намагниченности ударной части.
Козьма Прутков. И по этому поводу, друзья, у меня есть афоризм: «Всякая вещь есть форма проявления беспредельного разнообразия!»
Холмс. Я хотел бы задать в связи с этим экзаменом еще один чисто теоретический вопрос.
Ведущий. Я предвижу ваш вопрос, Холмс! Какое открытие или изобретение, сделанное в XX веке, радикально изменит образ жизни людей начала XXI века? Верно?
Холмс. Один к одному! Но я знаю, как вы догадались.
Ведущий. А я знаю, что вы знаете, как я догадался!
Гаспар. Друзья, я уже запутался! На вопрос-то будем отвечать?
Ведущий. Конечно! Повторяю, какое открытие или изобретение XX века будет иметь значительные социальные последствия в начале XXI века?
Каждая команда в течение минуты формулирует суть открытия или изобретения и его возможные социальные последствия. Остальным командам предоставляется право выступить в качестве оппонентов.
Варианты правильных ответов. 1. Открытие деления атома — доступ к новым видам энергии. 2. Изобретение ЭВМ — радикальные изменения образа жизни и труда огромного числа людей. Каждый человек, находясь дома, сможет получить доступ к любой информации. 3. Открытие и расшифровка гена позволят целенаправленно влиять на эволюцию вида.
Жюри подводит итоги конкурса.
Ведущий. А теперь приглашаю к микрофону ораторов. Итак, ваши минутные выступления (спичи) на тему афоризма Козьмы Пруткова.
Козьма Прутков. Никто не обнимет необъятного.
Ребята произносят мини-речи на заданную тему. После этого их ответы комментирует жюри.
Ведущий. Дорогой Холмс, а что если нам провести экзамен по дедукции? Вы расскажете нам какие-нибудь истории из своей практики, а эрудиты их попробуют распутать.
Холмс. С удовольствием! Бендер, вы поможете мне показать эти три истории?
Бендер. На тему «похитители и детективы»? Конечно. Профессионалы, вперед!
История первая.
Холмс. Однажды меня срочно вызвали в музей. Из кабинета директора была похищена бесценная картина.
На сцене условный кабинет директора музея. Директор сидит за столом. На столе — настольная лампа.
Директор. Ужасное несчастье, Холмс! Вы не можете себе представить, как я взволнован!
Холмс. Расскажите все по порядку.
Директор. Да-да, по порядку... Я задержался сегодня в музее, чтобы закончить отчет. Я сидел за этим столом, работал при свете вот этой настольной лампы (показывает), как вдруг увидел с правой стороны тень...
Холмс. И вы не слышали никакого шороха?
Директор. Абсолютно никакого. По радио передавали концерт эстрадной музыки, знаете, вот это... (напевает), и, кроме того, я был увлечен своим занятием. И вдруг - тень! Я поднял глаза и увидел, как какой-то человек выскочил в окно. Я тотчас включил верхний свет - нет картины! Ее только вчера приобрел наш музей, не успели повесить. Она стояла вот здесь, в углу...
Холмс (обращаясь к эрудитам). Были ли у меня основания поверить рассказу директора музея?
Ведущий. Слово эрудитам.
Правильный ответ. Лампа стояла таким образом, что никакой тени быть не могло. Значит, директор обманывал Холмса.
История вторая.
Интерьер гостиничного номера.
Холмс. Мне стало известно, что в гостинице «Хромая лошадь» остановился известный коллекционер живописи. С собой он вез замечательное полотно голландской школы. И вот эту картину должны были похитить! Три дня мне пришлось дежурить в номере коллекционера, поджидая развязки этой истории. На третий день, вечером, неожиданно раздался стук в дверь. Слышится стук в дверь. Холмс молчит. Стук повторяется. Дверь открывается. В комнату входит неизвестный.
Неизвестный (заметив Холмса). О, простите, я был абсолютно уверен, что это мой номер! Еще раз извините за беспокойство.
Холмс. Что же, по-вашему, я должен был сделать? Поверить словам неизвестного или немедленно задержать его?
Правильный ответ. Если бы неизвестный действительно был «абсолютно уверен, что это его номер», то он не стал бы стучать в дверь.
История третья.
Холмс. Эта история случилась холодной и снежной зимой. Музейный сторож взволнованно сообщил, что несколько человек только что ограбили художественный музей. Вскоре я был на месте преступления.
Декорация: большое окно музея, покрытое «морозными узорами».
Сторож. Я услышал подозрительный шум в музее, затем мне показалось, что шум переместился под окно запасника, и я бросился туда. Посмотрев с улицы в окно, я ничего не смог увидеть, так как все стекло замерзло. Тогда я продышал небольшую дырочку во льду, покрывавшем оконное стекло, и посветил карманным фонариком. Я заметил трех грабителей и тут же побежал к телефону!..
Холмс. Ну что же, мне все было ясно. А вам, друзья-эрудиты?
Правильный ответ. Лед нарастает только с внутренней стороны окна. Следовательно, сторож пытался обмануть Холмса.
Жюри подводит итоги конкурса и всей игры.
Ведущий. И нам нужно подводить итоги, уважаемые инспектора.
Козьма Прутков. Знаете, и по этому поводу у меня есть афоризм: «Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется».
Холмс (смеясь). Да-да, трудно выходить из своей роли! Но экзамены закончились, победитель назван, правда, интуиция мне подсказывает, что это не последняя наша встреча.
Гаспар-младший. Не интуиция, мистер Холмс, вы забыли — это ваша де-дук-ция!
Гаспар. А тебе, милый мальчик, еще предстоят эти трудные, но веселые экзамены - экзамены эрудитов. А я поздравляю победителей!
Бендер. Господа, внимание! Я должен вам сообщить пренеприятнейшую новость: нашу контору закрывают!
Ведущий. Но не в связи с банкротством, Остап Ибрагимович, а в связи с успешным завершением сезона! До новых встреч, друзья!
Литература
Энциклопедический словарь юного техника. - М., 1987.
Энциклопедический словарь юного физика. - М., 1984.
Энциклопедический словарь юного филолога. - М., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
турнир эрудитов для 5 класса
Данный сценарий позволит учителю легко провести увлекательный турнир для пятиклассников. Данная разработка позволит вовлечь детей и других классов, удачное сочетание театральной игры и математического...
Задания для проведения переводного экзамена по биологии (7 класс)
В папке содержатся четыре варианта экзаменационных заданий и материалы для подготовки обучающихся к переводному экзамену по бпологии...
Клуб эрудитов 9-11 класс
Эта викторина может использоваться во внеурочной деятельности для развития познавательного интереса к биологии....
Игра - презентаия по географии "Эрудиты"; 5-6 класс
Презентация по географии разработана для проведения урока обобщения после изучения курса природоведения в 5 классе. Так же материал можно использовать в 6 классе в рамках недели географии. Презентация...
Конкурс эрудитов 8-9 классов по теме "Жизнедеятельность М.В Ломоносова"
конкурс для учащихся 8-9 классов посвящённый жизнедеятельности М.В. Ломоносова...
Презентация к внеклассоному мероприятию "Бой эрудитов" 7 - 8 класс
Презентация поможет провести не только внеклассное мероприятие, но и обощить знания по теме....
Презентация к уроку по русскому языку (7, 8 класс) на тему: Презентация к внеклассоному мероприятию "Бой эрудитов" 7 - 8 класс
Презентация поможет провести не только внеклассное мероприятие, но и обощить знания по теме....