Урок по физике в 11 классе "Законы фотоэффекта"
методическая разработка по физике (11 класс) по теме
Данное методическое пособие предназначено для учителей, которые планируют проводить урок физики с использованием информационных технологий. Урок «Законы фотоэффекта» ориентирован на учащихся 11 класса, которые владеют основами работы с компьютером и периферийными устройствами, базовыми функциями работы с файлами (копирование, вставка, сохранение и т.д.) и принципами работы в операционной системе. Эта разработка поможет учителю провести урок, основываясь на использовании метода проблемного обучения, и подразумевающая активное взаимодействие и исследовательскую работу учащихся. Урок основан на стратегии интеграции обучения навыкам информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс.
Урок посвящён методам и способам развития творческого мышления и помогает учащимся адаптироваться к будущей взрослой жизни. Структура обучения на основе исследовательской деятельности трансформирует обучающую деятельность: она больше не фокусируется вокруг того, что говорит учитель, а концентрируется на том, что делает ученик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yrok_foto.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАКОНЫ ФОТОЭФФЕКТА
Цели методические:
- Учащиеся должны осознать противоречие, возникшее в начале XX века в теории излучения абсолютно черного тела.
- Познакомить учащихся с физическим явлением фотоэффекта:
- научить его обнаруживать;
- научить исследовать его законы;
- знать его область применения.
- Углубить знания о природе света.
Цели воспитательные:
- Освоение знаний о законах фотоэффекта и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; открытии, оказавшем влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы.
- Воспитание убежденности в возможности познания законов природы; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания.
Цели развивающие:
- Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по изучению законов фотоэффекта с использованием электронного учебника и современных информационных технологий.
Формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: виртуальный эксперимент;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Межпредметные связи:
Обществознание (законы диалектики), информатика и КТ.
Технологическое обеспечение урока:
- Материально-техническое – компьютер, интерактивная доска, лабораторное оборудование кабинета физики, видео и фотокамера. Электронный учебник «Программы Физикона. Локальная версия»
- Учебно-методическое – SMART коллекция, дополнительная литература (у учителя и в библиотеках).
- Информационное – доступ к знаниям в сети Интернет, к знаниям специалистов.
План урока:
- Актуализация знаний по теме «Шкала электромагнитных колебаний».
- Поисковая беседа и демонстрация компьютерной презентации «Фотоэффект».
- Работа с интерактивной моделью электронного учебника и вывод законов фотоэффекта.
- Задание на дом.
- Итог урока.
«Истина - это то, что выдерживает проверку временем»
А.Эйнштейн.
- Повторение и актуализация знаний учащихся (подготовительный этап)
- Шкала электромагнитных волн.
- Экспериментальные факты, свидетельствующие об электромагнитной природе света.
- Работа сил электрического поля по перемещению заряда.
- Постановка цели урока с помощью презентации (слайды № 1-11)
- Поисковая беседа:
- (Цинковой пластине сообщили отрицательный заряд слайд 12 видеоролик)
Учитель: Заряд на пластине может оставаться очень долго. Почему?
Ученик (предполагаемый ответ): воздух диэлектрик
Учитель: Какими способами можно разрядить пластину?
Ученик: заземлить или нагреть воздух около пластины или осветить ее светом
Учитель: А как можно разрядить положительно заряженную пластину?
Ученик: теми же способами
Учитель: Давайте проверим. Посмотрим продолжение демонстрации (слайд № 12) Пластина с отрицательным зарядом разряжается от света электрической дуги. Положительно заряженная пластина не разряжается. Возникает проблемная ситуация. Опыт проводили в вакууме, но наблюдалась та же самая картина.
Учитель: Давайте разберемся. Почему цинковая пластина теряла отрицательный заряд?
Ученик: на неё действовал свет дуги.
Учитель: Как можно представить себе процесс уменьшения отрицательного заряда под действием света дуги с точки зрения электронной теории?
Ученик: отрицательный заряд означает избыток электронов, очевидно
электроны вырываются из пластины и её заряд уменьшается.
Учитель: Почему же не теряет заряд положительно заряженная пластина?
Ученик: положительный заряд прочно связан с узлами кристаллической решетки и свет дуги не может их выбить.
Учитель: А электроны в положительно заряженной пластине имеются?
Ученик: да.
Учитель: Итак, ребята, мы только что пришли к выводу, что свет способен вырывать электроны из пластины. Что же в таком случае можно ожидать при облучении положительно заряженной пластины?
Ученик: увеличения положительного заряда пластины.
Учитель: Почему же электрометр не обнаруживает изменения заряда?
(идет объяснение учителя с рисунком)
Рис. 1 Рис. 2
Учитель: Что произойдет с электроном, выбитым светом из отрицательно
заряженной пластины?
Ученик: он будет отталкиваться от пластины.
Учитель: А что произойдет с электроном, выбитым светом из положительно
заряженной пластины?
Ученик: он будет притягиваться пластиной.
Учитель: Итак, вы правильно объяснили опыты. (Далее демонстрация опыта завершается)
(Слайд №13, 14)
Учитель: В 1887 г. Генрих Герц – открыл явление фотоэффекта- вырывание электронов из вещества под действием света, а 1888 -1890 А.Г. Столетов - исследовал законы фотоэффекта.
Учитель: А теперь попробуем объяснить фотоэффект с помощью волновой теории, так как другой теории мы ещё не знаем. Вспомним сначала, что представляет собой световая волна? (дети на доске чертят график и объясняют)
Учитель: Итак, как будто вопрос ясен: сила Лоренца достаточно мала и ею мы пренебрегли, со стороны электрического поля световой волны на электрон действует переменная сила «раскачивающая» его. Естественно предположить, что в результате её действия электрон вырывается из металла. При этом, чем больше модуль Е, тем больше вероятность того, что электрон преодолеет связи, удерживающие его в металле, и вырвется из него. Таким образом, увеличивая освещенность пластины, зависящей от квадрата амплитуды напряженности электрического поля, мы должны наблюдать фототок. Давайте проверим свою рабочую гипотезу на интерактивной модели.
ОПЫТ № 1
Задание: Определить зависимость фототока I (мA) от интенсивности или мощности P (мBт) падающего излучения на пластину.
U (B) | 3 | 3 | 3 | 3 | Не изменяется |
P(мBт) | 0,1 | 0,3 | 0,5 | 1 | Увеличивается |
I (мA) | 0 | 0 | 0 | 0 | Не изменяется |
hс/λ(эВ) | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | Не изменяется |
λ (нм) | 690 | 690 | 690 | 690 | Не изменяется |
Вывод: Итак, мы видим по результатам опыта, что увеличение освещенности катода не привело к изменению его заряда, фототок не появился. Что это значит? Что наша гипотеза не подтвердилась
Учитель: изменим другие параметры опыта и посмотрим, как они влияют на появление фототока.
Опыт № 2
Задание: Не изменяя освещенность пластины, но уменьшая длину падающего излучения на неё, определить влияние этого фактора на изменение фототока и энергии квантов.
U (B) | 3 | 3 | 3 | 3 | Не изменяется |
P Bт) | 1 | 1 | 1 | 1 | Не изменяется |
I (мA) | 0 | 0 | 0,991 | 0,997 | Увеличивается |
hс/λ (эВ) | 1,8 | 1,98 | 2,07 | 2,36 | Увеличивается |
λ (нм) | 690 | 626 | 600 | 525 | Уменьшается |
Выводы:
- Уменьшение длины волны падающего излучения до 622 нм приводит к появлению фототока и его дальнейшему росту (стекло на пути излучения, падающего на цинковую пластинку в слайде № 12).
- Увеличивается энергия кванта, т.к. она зависит обратно пропорционально от длины волны падающего излучения.
- Фотоэлектроны УВЕЛИЧИВАЮТ свою скорость с увеличением частоты излучения (т.к. кинетическая энергия электрона равна Е=½тv2)
Опыт № 3
Задание: Определить, зависит ли количество фотоэлектронов от увеличения освещённости пластины?
U (B) | 3 | 3 | 3 | 3 | Не изменяется |
P (мBт) | 0,1 | 0,5 | 0,7 | 1 | Увеличивается |
I (мA) | 0,1 | 0,498 | 0,698 | 0,997 | Увеличивается |
hс/λ (эВ) | 2,36 | 2,36 | 2,36 | 2,36 | Не изменяется |
λ (нм) | 525 | 525 | 525 | 525 | Не изменяется |
Вывод:
- При увеличении освещённости пластины фототок растет, а это значит, что число фотоэлектронов растет.
- При увеличении освещённости пластины энергия квантов не изменяется,
значит, кинетическая энергия фотоэлектронов также не изменяется.
Опыт № 4
Если между фотокатодом и анодом вакуумного фотоэлемента создать электрическое поле, тормозящее движение электронов к аноду, то при некотором значении задерживающего напряжения Uз, анодный ток прекращается. Величина Uз определяется соотношением
Задание: Определить, как зависит фототок от изменения задерживающего напряжения Uз при неизменной длине волны и освещенности ?
U (B) | 1,5 | 1 | 0 | - | Уменьшается |
P (мBт) | 1 | 1 | 1 | 1 | Не изменяется |
I (мA) | 0,691 | 0,413 | 0,001 | 0 | Уменьшается |
hс/λ (эВ) | 2,03 | 2,03 | 2,03 | 2,03 | Не изменяется |
λ (нм) | 612 | 612 | 612 | 612 | Не изменяется |
Вывод:
При уменьшении напряжения между электродами мы видим, что фототок уменьшается до нуля при неизменных мощности излучения (Р) и длине волны (λ)
Опыт № 5
Задание: Определить, как изменяется задерживающее напряжения Uз от увеличения длины волны падающей на катод ?
Uз (B) | 1,2 | 0,8 | 0,3 | 0,1 | Уменьшается |
P (мBт) | 1 | 1 | 1 | 1 | Не изменяется |
I (мA) | 0 | 0 | 0 | 0 | Не изменяется |
hс/λ (эВ) | 3.10 | 2,76 | 2,26 | 2,07 | Уменьшается |
λ (нм) | 400 | 450 | 550 | 600 | Увеличивается |
Вывод:
При увеличении длины волны падающего излучения задерживающее напряжения Uз уменьшается .
Другими словами, кинетическая энергия фотоэлектронов уменьшается с уменьшением частоты падающего излучения, поэтому уменьшается и запирающее напряжение, при котором фототок равен нулю.
Опыт № 6
Задание: Определить, как изменение освещенности катода влияет на задерживающее напряжения Uз ?
Uз (B) | -0,1 | -0,1 | -0,1 | - | Не изменяется |
P (мBт) | 1 | 0,8 | 0,6 | 0 | Уменьшается |
I (мA) | 0 | 0 | 0 | 0 | Не изменяется |
hс/λ (эВ) | 2,09 | 2,09 | 2,09 | 2,09 | Не изменяется |
λ (нм) | 593 | 593 | 593 | 593 | Не изменяется |
Вывод:
Изменение освещенности катода не влияет на задерживающее напряжения Uз.
Итоговые выводы по выполнению заданий 1-6:
( Слайд 17. Законы фотоэффекта)
- Количество электронов, вырываемых светом с поверхности металла за 1 с, прямо пропорционально поглощаемой за это время энергии световой волны.
- Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов линейно возрастает с частотой света и не зависит от его интенсивности.
(Переход к концу урока (слайд 18) кратко об А.Эйнштейне и его теории фотоэффекта, которая будет изучаться на следующем уроке).
Домашнее задание:
- Введение к разделу «Квантовая физика» и § 88.
- Дополнительное задание для желающих углубить свои знания по теме урока: написать реферат по теме: «История открытия теории фотоэффекта».
ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
- К какому противоречию пришли ученые в конце XIX века?
- Какой ученый разрешил противоречие и как?
- Как называется новая теория поглощения и излучения энергии и в чем её
суть?
- Кто открыл явление фотоэффекта и в чем оно состоит?
- Кто изучил законы этого явления?
- В чем суть законов фотоэффекта?
- Выполнение заданий на интерактивной доске.
- Могут ли носить исследовательский характер задания, которые вы выполняли на интерактивной модели? Ответ поясните.
Подведение итогов урока, рефлексия.
Использованная литература.
- В.И Рыдник «Многоцветье спектров», Москва, изд-во Детская литература» 1979г.
- А.В. Усова, А.А. Бобров «Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики», М., Просвещение, 1988 г.
- Л.И. Ерунова «Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения», М., Просвещение, 1988 г.
- Электронный учебник Кирилла и Мефодия CD-диск.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по физике в 11 классе по теме "Фотоэффект"
Урок изучения нового материла по теме "Фотоэффект". Материал этой методической разработки содержит презентацию к уроку и видеофрагменты, которые значительно облегчат работу обучающихся на уроке по пон...
Конспект урока по физике на тему:"Фотоэффект"
Обяснение нового материала в 11 классе...
Урок по физике на тему "Фотоэффект"
Конспект урока...
Методическая разработка открытого урока по физике на тему: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».
Темаурока: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».Раздел «Квантовая Физика».Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о явлении фотоэффекта, знать зак...
Методическая разработка открытого урока по физике на тему: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».
Темаурока: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».Раздел «Квантовая Физика».Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о явлении фотоэффекта, знать зак...
Презентация по физике на тему " Фотоэффект(11 класс , физика)
В этой презентации много интересного материала о фотоэффекте. В презентации рассказывается об истории открытия фотоэффекта , о внутреннем и внешнем фотоэффекте , законы фотоэффекта , об использовании ...
Медколледж 17.04. 20. ФИЗИКА Тема 4. "Фотоэффект и его применение"
Задание 41. Изучить тему " Фотоэффект и его применение". СМ. файл.2. Составить опорный конспект.3. Подготовить сообщение на тему "Применение фотоэффекта"....