Открытый урок по физике в 11 классе по теме "Фотоэффект"
методическая разработка (физика, 11 класс) по теме
Урок изучения нового материла по теме "Фотоэффект". Материал этой методической разработки содержит презентацию к уроку и видеофрагменты, которые значительно облегчат работу обучающихся на уроке по пониманию законов фотоэффекта. Дан подробный план работы на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ФОТОЭФФЕКТ. ЗАКОНЫ ФОТОЭФФЕКТА»
КЛАСС - 11
ТИП УРОКА – УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ ВЫДЕЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ ЗНАНИЯ.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – СИСТЕМНОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ, ИКТ, ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.
ОБОРУДОВАНИЕ: КОМПЬЮТЕР, ПРОЕКТОР, ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ФОТОЭФФЕКТ» С ВИДЕОФРАГМЕНТАМИ, ЛИСТЫ ДОМИНИРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ ЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ (НА КАЖДОГО УЧАЩЕГОСЯ), ЛИСТЫ САМОПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ (НА 2 ВАРИАНТА), ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ (НА ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ), ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ НА УРОКЕ.
Цели урока:
- Образовательная – изучить явление фотоэлектрического эффекта, его закономерности, области применения; продолжить подготовку к ЕГЭ (4 задания части А, 1 задание части В, задание С6 на квантовую физику);
- Развивающая – подготовить обучающихся к пониманию процессов и явлений, происходящих по законам квантовой физики; учить систематизировать учебный материал, выделяя доминирующие элементы знания; развивать умение работать с формулами при решении задач;
- Воспитательная – формирование научного мировоззрения; тренировка памяти, внимания, самостоятельности, ответственности за собственные знания и их применение.
Ход урока:
- Организационный момент
- объявление темы урока;
- отец квантовой физики – Макс Планк; 2011 год, декабрь – 111 лет образованию отдельной области в физике – квантовой физики;
- постоянная Планка;
- А. Эйнштейн – единственный, кто смог вывести уравнение, описывающее процессы, происходящие при фотоэффекте; кто до конца верил в существование квантов энергии (1921 год – Нобелевская премия); Эйнштейну удалось показать, что квантовая теория имеет право на существование. Применяя, ее для объяснения все новых явлений он непрерывно увеличивал число ее сторонников. Последние сомнения в существовании световых квантов отпали.
- использование фотоэффекта.
- Постановка целей урока учащимися
- Изучение нового материала с заполнением карты доминирующих элементов знания
- Столетов – первый и единственный русский ученый-физик, который экспериментально вывел законы фотоэффекта;
- Наблюдение внешнего фотоэффекта; видео
- определение фотоэффекта;
- особенности возникновения фотоэффекта; видео
- схема экспериментальной установки;
- исследование закономерностей фотоэффекта; видео
- 3-й закон фотоэффекта;
- красная граница фотоэффекта; 1 эВ = 1,6·10 -19 Дж.
- зависимость фототока от напряжения между электродами; видео
- анализ вольт-амперной характеристики (ток насыщения);
- зависимость между световым потоком и величиной тока насыщения; видео
- 1-й закон фотоэффекта;
- запирающее напряжение; видео
- работа выхода;
- формула для работы выхода;
- уравнение Эйнштейна для фотоэффекта;
- зависит ли энергия фотоэлектронов от светового потока и частоты света? видео
- 2-й закон фотоэффекта;
- формула связи запирающего напряжения и максимальной кинетической энергии;
- окончательное уравнение для фотоэффекта.
- Закрепление изученного материала
- решение задачи С-6 ЕГЭ по физике;
- ответы на вопросы для самопроверки.
- Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия.
Д/з учебник, параграф 22, №№ 149, 151,154.
Вопросы для самоконтроля
- От чего зависит: а) число фотоэлектронов, вырываемых в единицу времени с поверхности катода при фотоэффекте? б) скорость фотоэлектронов? в) величина красной границы фотоэффекта?
- На разные металлы падают фотоны одинаковой частоты. Одинакова ли скорость фотоэлектронов, вылетевших из металлов?
- На рисунке приведены вольт – амперные характеристики одного фотоэлемента. Сопоставьте условия проведения эксперимента, соответствующие кривым 1 и 2.
- Какое предположение о взаимодействии фотонов с электронами вещества лежит в основе уравнения Эйнштейна?
- Как объясняет фотоэффект квантовая модель света?
Вопросы для самоконтроля
- От чего зависит: а) число фотоэлектронов, вырываемых в единицу времени с поверхности катода при фотоэффекте? б) скорость фотоэлектронов? в) величина красной границы фотоэффекта?
- На разные металлы падают фотоны одинаковой частоты. Одинакова ли скорость фотоэлектронов, вылетевших из металлов?
- На рисунке приведены вольт – амперные характеристики одного фотоэлемента. Сопоставьте условия проведения эксперимента, соответствующие кривым 1 и 2.
- Какое предположение о взаимодействии фотонов с электронами вещества лежит в основе уравнения Эйнштейна?
- Как объясняет фотоэффект квантовая модель света?
Вопросы для самоконтроля
- От чего зависит: а) число фотоэлектронов, вырываемых в единицу времени с поверхности катода при фотоэффекте? б) скорость фотоэлектронов? в) величина красной границы фотоэффекта?
- На разные металлы падают фотоны одинаковой частоты. Одинакова ли скорость фотоэлектронов, вылетевших из металлов?
- На рисунке приведены вольт – амперные характеристики одного фотоэлемента. Сопоставьте условия проведения эксперимента, соответствующие кривым 1 и 2.
- Какое предположение о взаимодействии фотонов с электронами вещества лежит в основе уравнения Эйнштейна?
- Как объясняет фотоэффект квантовая модель света?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по физике 8 класс по теме "Изменение агрегатных состояний"
Повторительно - обощающий урок по теме "Агрегатные состояния вещества". Форма урока - урок-игра. Основная задача урока: закрепить понятия, связанных с изменением агрегатных состоянийвещества,повторить...
Открытый урок по физике ( 8 класс) по теме "Свет. Источники света".
открытый урок по физике 8 класса "Свет. Источники света"....
План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»
План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...
Открытый урок по физике 8 класс "Параллельное и последовательное соединение проводников"
Целями данного урока являются: формулирование законов параллельного и последовательного соединения проводников, отработка навыков решения задач на расчет параметров участка цепи с параллельным и после...
Открытый урок по физике 9 класс - Импульс
Целями данного урока являются: формулирование закона сохранения импульса, отработка навыков решения задач. Материал будет полезен как на уроках, так и во внеурочной деятельности....
Открытый урок по физике 7 класс. Плавание тел
Открытый урок по физике...