Разработка урока физики в 7 классе по теме "Строение твёрдых, жидких и газообразных тел"
план-конспект урока (физика, 7 класс) по теме

Нардина Галина Алексеевна

Разработка учебно - исследовательского урока. Урок состоит из 4 основных блоков: 1 - проблемно-мотивационный блок (даётсятся тема, формулируется гипотеза, ставится цель и задачи), 2 - информационный блок (класс делится на группы, определяется роль для каждого ученика), 3 - аналитический блок (определяется индивидуальное исследовательское задание, даётся инструкция для работы в группах), 4 - рефлексивно-оценочный блок (оценка деятельности групп, подведение итогов урока, домашнее задание).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_fiziki_v_7_klasse_po_teme.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока физики в 7 классе по теме

«Строение твёрдых, жидких и газообразных тел»

Проблемно-мотивационный блок.

Тема: Строение твёрдых, жидких и газообразных тел

Проблемный вопрос: От чего зависят свойства тел?

Гипотеза: Предположим, что свойства тел зависят от строения веществ.

Задачи:

  1. Выяснить как располагаются молекулы в веществе.
  2. Выяснить движутся они или покоятся.
  3. Выяснить как взаимодействуют молекулы друг с другом.
  4. Объяснить свойства тел на основе знаний о строении веществ.
  5. Сделать общие выводы.

Информационный блок.

Класс делится на 3 группы. Можно по желанию, можно по интересам (агрегатные состояния вещества: твёрдые, жидкие, газообразные.) В каждой группе раздаются роли:

  1. Хронометрист – следит за временем
  2. Организатор – поддерживает дисциплину в группе, организует работу
  3. Регистратор – делает записи
  4. Докладчик – выступает у доски перед классом с выводами группы
  5. Эксперт – оценивает работу каждого члена группы

Учитель даёт инструктаж по работе в группе, по проведению эксперимента.

Аналитический блок.

Учитель показывает слайдовую презентацию «Агрегатные состояния вещества» и организует исследовательскую работу в группах. Исследовательская работа индивидуальная (лабораторная работа) на 20 минут и групповая (по инструктивным карточкам) на 12 минут.

Инструктивная карточка для группы №1

  1. Выполните лабораторную работу «Определение размеров малых тел» согласно инструкции.
  2. Наблюдения и выводы запишите в тетрадь для лабораторной работы.
  3. Прочитайте текст стр.75 – 79 и рассмотрите рисунки 76, 80а.
  4. Какие вещества могут находиться в твёрдом состоянии?
  5. Какое строение имеют твёрдые тела?
  6. Что происходит с объёмом и формой твёрдых тел в обычных условиях?
  7. Какое свойство присуще только твёрдым телам?
  8. Составьте рассказ по изученному материалу. Подготовьте выступление.
  9. Перечертите таблицу в рабочую тетрадь. Заполните соответствующую графу в таблице. Перенесите информацию в таблицу на компьютере.

Агрегатное состояние вещества

Примеры

Строение

Физические свойства

Итоги

(основные положения МКТ)

Твёрдое

Жидкое  

Газообразное

Инструктивная карточка для группы №2

  1. Выполните лабораторную работу «Определение размеров малых тел» согласно инструкции.
  2. Наблюдения и выводы запишите в тетрадь для лабораторной работы.
  3. Прочитайте текст стр.75 – 79 и рассмотрите рисунки 76, 80б.
  4. Какие вещества могут находиться в жидком состоянии?
  5. Какое строение имеют жидкие тела?
  6. Что происходит с объёмом и формой жидких тел в обычных условиях?
  7. Какое свойство присуще только жидким телам?
  8. Составьте рассказ по изученному материалу. Подготовьте выступление.
  9. Перечертите таблицу в рабочую тетрадь. Заполните соответствующую графу в таблице. Перенесите информацию в таблицу на компьютере.

Агрегатное состояние вещества

Примеры

Строение

Физические свойства

Итоги

(основные положения МКТ)

Твёрдое

Жидкое  

Газообразное

Инструктивная карточка для группы №3

  1. Выполните лабораторную работу «Определение размеров малых тел» согласно инструкции.
  2. Наблюдения и выводы запишите в тетрадь для лабораторной работы.
  3. Прочитайте текст стр.75 – 79 и рассмотрите рисунки 76, 80в.
  4. Какие вещества могут находиться в газообразном состоянии?
  5. Какое строение имеют газообразные тела?
  6. Что происходит с объёмом и формой газообразных тел в обычных условиях?
  7. Какое свойство присуще только газообразным телам?
  8. Составьте рассказ по изученному материалу. Подготовьте выступление.
  9. Перечертите таблицу в рабочую тетрадь. Заполните соответствующую графу в таблице. Перенесите информацию в таблицу на компьютере.

Агрегатное состояние вещества

Примеры

Строение

Физические свойства

Итоги

(основные положения МКТ)

Твёрдое

Жидкое  

Газообразное

Презентация результатов работы групп: регистратор впечатывает выводы группы в таблицу на компьютере (через мультимедийный проектор выведено на экран), докладчик выступает у доски.

Учитель обобщает детские выступления, обращается к поставленным задачам – выполнены или нет.

Подтверждена или опровергнута гипотеза?

Фокус-вопрос: Вещества могут находиться в трёх агрегатных состояниях…

Рефлексивно-оценочный блок.

Оценка работы обучающихся. Выступление экспертов.

Критерии оценивания:

Критерии оценивания

Количество баллов

Правильно заполненная графа в таблице

2 балла

Умение сделать вывод

2 балла

Публичное выступление

2 балла

Логичность

1 балл

Грамотная речь

1 балл

Соблюдение временных рамок

1 балл

Перевод баллов в отметку:

7 баллов

Отметка «5»

5-6 баллов

Отметка «4»

3-4 балла

Отметка «3»

Подведение итогов урока учителем. Домашнее задание. §30,31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока физики в9 классе

Урок повторения по теме "Давление""...

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"урок дополняет качественно выполненная презентация. Кого заинтересует данный материал - пишите....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

Разработка урока физики 10 класс

Урок физики "Первый закон термодинамики" с презентацией...

Разработка урока физики 10 класс

Разработка урока  "Первый закон термодинамики"....

Мультимедийная разработка урока. физика 8 класс Тема урока: Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Цели и задачи, решаемые с помощью представленной работы:1.  Наглядно сформулировать цели и задачи урока. 2. Повторить пройденный материал,  необходимый  для  изучения  н...