Внеклассное мероприятие по физике "Мужество"
методическая разработка (физика, 10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
УЧИТЕЛЬ.
В истории нашей родины было немало воин. Ледовое побоище и Куликова битва, Полтава, Бородино и много других сражений, малых и больших, в которых пришлось отбиваться от иноземных захватчиков. Для русского народа Великая Отечественная война – это не только прошлое, ее дыхание многие чувствуют и сейчас. Ведь она круто повернула всю жизнь страны, вошла в каждый дом, в каждую семью, поглотила в своем огне миллионы людей. Время, удаляя от нас военные годы, позволяет глубже и полнее оценить бессмертный подвиг воинов, принявших смерть во имя жизни, во имя свободы и независимости любимой Родины. Бывают события, даже весьма значительные для своего времени, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не тускнеет от неумолимого бега времени. К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне.
Память о прошлом…. Нет, это не просто свойство человеческого сознания, способность сохранять следы минувшего. Память – это связующее звено между прошлым и будущим. Память не нейтральна, не пассивна. Она учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силы и внушает веру.
По всей территории нашей страны – в граните, в бронзе, в металле – высятся памятники воинам, городам и сражениям, партизанам и подпольщикам, матерям и сестрам, тем, кто самоотверженно ковал в тылу священное оружие победы. Нескончаемым потоком идут к ним люди. Никогда не зарастут тропы к этим бессмертным монументам мужества, доблести, славы нашей Родины. Но самая нетленная – память, которая, переходя от поколения к поколению, вечно будет гореть в сердце народном.
ПЕСНЯ « ПАМЯТЬ»
ВЕДУЩИЙ.
Июнь 1941 г. начался, как обычно. Работали в трудовом ритме фабрики и заводы, дети разъезжались на летние каникулы, выпускники готовились к прощальному школьному балу, ученые трудились в научных лабораториях, библиотеках, архивах….
- й чтец.
Стихотворение С. ЩИПАЧЕВА « 22 июня»
« Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего, каких – то пять минут осталось».
На рассвете воскресного дня, 22 июня, на страну обрушилась беда: грозный враг вероломно перешел границу и напал на нашу Родину. Началась война. Заполыхали пожары, с ревом неслись снаряды, падали бомбы, рушились здания, горел на полях хлеб, стонали искалеченные и … падали, падали мертвые – солдаты, женщины, малые дети….
2- чтец.
И сто, и двести лет спустя,
Кляня событье роковое,
Помянут старец и дитя
Июньский день – двадцать второе …
Земля, как мать в кольце огня,
Кричала –
Ужас исступленья.
Тот ужас в сердце у меня
Живет – и нет ему забвенья.
Не уставали бомбы выть,
И падать вниз – за сотней сотня…
Л. Геллер.
ПЕСНЯ « Ах, война…»
ВЕДУЩИЙ.
Сурово, как приказ, прозвучал призыв, обращенный ко всем гражданам:
« Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!»
Песня «Священная война»
Наглое, вероломное нападение фашистской Германии на нашу Родину вызвало у трудящихся Воронежской области, как и у всего народа, величайший гнев и стремление разгромить врага.
3 – чтец.
Товарищ, ты видишь – над краем родным
Распластанной свастики тень.
Товарищ, ты слышишь – сквозь гул орудийный
Надорванный стон деревень.
Смотри, под фашистской пятою кровавой
Томятся, как узник в цепях,
И наши луга, и леса, и дубравы,
И наш урожай на полях…
Вперед же, товарищ, - отвагой и сметкой
Мы сломим фашистский редут!
Враг зол и хитер, но стреляем мы метко,
И силы народа растут…
К.Кириенко
«ПЕСНЯ О ВОРОНЕЖЕ»
Только в первые недели войны в Воронежской области в народное ополчение вступило 60 тыс. человек. Жизнь области перестраивалась на военный лад.
Воронежцы все свои дела подчиняли одной цели – укреплению мощи Родины, разгрому врага. А фронт уже приближался к городу.
Враг, бешенный, на нас пошел войной,
Жестокий враг на наше счастье поднял руку
Враг топчет мирные луга
Он сеет смерть над нашим краем,
Иди смелее в бой, ради врага,
Жестокий дай отпор кровавым хищным стаям.
Как дом, в котором ты живешь,
Оберегай страны просторы
Завод родной, сады, и лес, и рожь
И воздух наш, и степь широкую, как море,
Храни, как дом, в котором ты живешь.
Немцы стягивали в район Воронежа новые силы. Им противоборствовала 60 армия, командующей которой 24 июля 1942 года был назначен генерал – майор Черняховский.
3 июля 1942 года началось сражение за Воронеж. Линия фронта прошла через город. Левобережный район остался в руках советских войск. Район СХИ, аэропорт, Березовая Роща, Парк культуры и отдыха были ареной непрестанной битвы. Этот район можно сравнить со Сталинградским Мамаевым курганом. И по упорству сопротивления врагу, и потому, что здесь буквально каждый метр земли был вздыблен, изранен железом и полит кровью. Части оборонявшие город, героически отражали натиск наземных войск противника. У оберефрейтора Луринга, убитого под Воронежем найдено неотправленное письмо.
« Я не могу тебе передать, что здесь происходит. Поверь, что ничего подобного я еще не видел и не пережил за все время войны. Русские очень отчаянные люди. Они упорно сопротивляются и не боятся смерти.
Да, Россия – это загадка для всех нас. Иногда мне кажется, мы втянуты в очень опасную авантюру».
У берегов донских в бою
Столицу грудью ты заслонишь
Чтоб защитить Москву свою,
Ты должен отстоять Воронеж!
Врага утопишь ты в Дону,
Сожжешь огнем, в могилу сгонишь,
Боец, спасая всю страну,
Ты должен отстоять Воронеж.
Бои за город продолжались в течение 200 дней.14 июля Совинформбюро сообщило, что за десять дней боев в районе Воронежа немецко-фашистские войска потерпели убитыми и раненными 35 тыс. солдат, 241 орудие, 157 танков, 160 танковых пулеметов, 115 автомашин, 220 повозок с грузами.
Солдаты! Мы сражались вместе,
Мы сотни верст прошли в пороховом дыму
Отдайте жизнь! Но родины и чести
Не отдавайте никому!
В декабре 1942 года началось наступление советских войск. В ходе декабрьских боев наши войска окружили и уничтожили южнее Кантемировки крупные силы немецко-фашистской армии. Одновременно были разгромлены войска фашистской Италии-союзницы гитлеровской Германии.
Солдату я слагаю оду,
Был ратный путь его тяжел,
Он все прошел огонь и воду,
И трубы медные прошел
Шагая по вражескому следу
До завершающего дня
И прочно выковал Победу
Из грома, стали и огня.
Многие воронежцы отдали за свободу и независимость свои молодые жизни.
Не установили обстоятельства казни и имена 34 человек, повешенных фашистскими палачами на деревьях Первомайского сада. Осталось неизвестным, кто была молодая женщина, казненная на балконе дома №77 по улице Сакко и Ванцетти. На груди ее висела табличка «Медицинский работник. Повешена за шпионаж». В Песчаном логу, на южной окраине города расстреляли около 500 человек, среди них старики, женщины и дети.
ПЕСНЯ «Братские могилы»
Советские войска накапливали мощь, готовились нанести противнику удар. Наступление началось. Танковые части, сосредоточенные на левобережье Воронежа, форсировали реку в южной части города, они ворвались на правый берег в том самом месте, где 250 лет назад кипели корабельные работы. 25 января 1943 года Воронеж был полностью освобожден от врага. За мужество и героизм в годы войны Воронеж был награжден орденом Отечественной войны I степени.
ПЕСНЯ «Воронежский вальс»
С началом войны начался величайший в истории поединок воздушных армий. Уже в первые часы боевых действий, столкнувшись с сильным сопротивлением, фашисты убедились, что русские располагают новейшими самолетами всех назначений.
В разгар Великой Отечественной войны, был создан ряд новых машин. Назовем лишь несколько:
. истребитель высокого класса Ла – 5(конструктор С. А. Лавочкин) обладал скороподъемностью, маневренностью, огневой мощью и большим потолком полета (более 11 км); он был прост в управлении и легок, от предыдущей модели ЛаГГ – 3 отличался более мощным двигателем пятиконечной формы, как броня, защищал летчика при лобовых атаках;
. Як – 3 – самый легкий и маневренный истребитель Второй мировой войны (1943 год конструктор А. С. Яковлев); взлетная масса 2650 кг, потолок 12 км, для подъема на 5 км требовалось всего 4,1 мин;
. модифицированный штурмовик Ил – 2 (1942 год, конструктор С.В. Ильюшин) с форсированным двигателем и крупнокалиберным пулеметом; скорость до 430 км в час; хвостовая часть была защищена стрелковой установкой; фашисты прозвали его «черной смертью»;
. пикирующий бомбардировщик Ту – 2 (КБ А. Н. Туполева) с двумя двигателями мощностью по 1361,6 кВт, потолок 9,5 км, дальность полета 2100 км; скорость до 570 км в час, бомбовая нагрузка 1000 кг! Специальное оборудование позволяло прицельно сбрасывать бомбы при разных режимах полета – по горизонтали и при пикировании.
Ученик.
Во время ночных полетов для освещения цели бомбардировщики сбрасывали на парашютах осветительные ракеты. В состав такой ракеты входили порошок магния, спрессованный с особыми составами, и запал из угля, бертолетовой соли и солей кальция. При запуске осветительной ракеты высоко над землей красивым ярким пламенем горел запал; по мере снижения свет постепенно делался более ровным, ярким и белым – это загорался магний. Наконец, когда цель была освещена и видна так же хорошо, как и днем, летчики начинали прицельное бомбометание.
УЧЕНИК.
Магний использовали не только для создания осветительных ракет. Основным потребителем этого металла была военная авиация. Магния требовалось много, поэтому его добывали даже из морской воды.
ТЕХНОЛОГИЯ: морскую воду смешивают в огромных баках с известковым молоком, затем, действуя на выпавший осадок соляной кислотой, получают хлорид магния. При электролизе расплава хлорида магния получают металлический магний. (Запись уравнений реакций).
УЧЕНИК.
Для защиты городов использовали все возможные средства. Во время ночных налетов пилотов ослепляли специально выбрасываемыми составами, содержащими соли стронция и кальция.
(Демонстрационный опыт. Окрашивание пламени солями стронция и кальция.)
УЧЕНИК.
Вместе со всеми трудящимися нашей страны советские ученые принимали самое активное участие в обеспечении победы над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны. Ученые вложили свои знания и труд в создание новых артиллерийских установок – реактивных,- которые обеспечивали мощный маневренный огонь и массивные залпы, они были любовно названы в народе «катюшами». А ученые – химики создавали новые способы производства самых различных материалов, взрывчатых веществ, высокооктановые бензины, каучук, материалы для изготовления броневой стали, легкие сплавы для авиации, лекарственные препараты и топливо для реактивных снарядов «катюш». Реактивные снаряды имели ряд преимуществ перед обычными: заряд, сообщающий движение, находился внутри, отсутствовала отдача при выстреле, а потому не требовались дорогие орудийные стволы из высококачественной стали. Эти установки были малогабаритными и монтировались на автомобилях. Новое оружие впервые было применено в бою 14 июля 1941года: батарея капитана И. А. Флерова произвела залп из семи пусковых установок по железнодорожной станции Орше. Враг не узнал его устройства и любой ценой хотел раскрыть тайну. Были назначены большие награды тем, кто захватит хотя бы одну установку, «метающую ракетообразные снаряды». Для улучшения этого оружия, еще очень не совершенного из – за своей новизны, было создано КБ во главе с В. П. Баниным – крупным ученым в области механики и машиностроения. Осенью 1941 года специально для обороны столицы были сконструированы 16 - , 48 – и 72 зарядные установки на железнодорожных платформах.
Говорит пехота: «Чистая работа!»
Где ударит «Катя» - фрицу не пролезть.
«Воевать охота, - говорит пехота,-
Раз у нас такая пушка есть.
Голосок – что надо он для нас отрада,
А для немцев это - замогильный бас».
Как услышат «Катю» - удирают гады
И бросают танки, прибавляют газ.
С.Семин.
7
К началу войны были разработаны боевые ракеты и специальные порохи. Во время войны в основном использовался порох нитроцеллюлозный (бездымный) и реже черный (дымный). Основой первого является высокомолекулярное взрывчатое вещество нитроцеллюлоза, а второй представляет собой смесь нитрата калия (75%), угля (15%), серы (10%). Грозные боевые «катюши» и штурмовик Ил - 2 были вооружены реактивными снарядами, топливом для которых служили баллиститные (бездымные) пороха – одна из разновидностей нитроцеллюлозных порохов.
Демонстрационный опыт. ( Горение пороха).
Во время войны ученые – энтузиасты наладили выпуск бутылок КС (Качурина – Солодовникова). К обыкновенной бутылке прикреплялись резинкой ампулы, содержащие концентрированную серную кислоту, бертолетову соль, сахарную пудру.
В бутылку заливали бензин, керосин или масло. Как только такая бутылка разбивалась о броню, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось. Три компонента запала берутся в отдельности, их нельзя смешивать заранее, т. к. получается взрывоопасная смесь.
ВЕДУЩИЙ.
Теперь несколько цифр и фактов, подобных статистическим сводкам:
. к началу Великой Отечественной войны промышленная база фашистской Германии вместе с базой ее союзников и порабощенных стран превышала советскую в 1,5 – 2 раза, а в 1942 г. В связи с захватом богатейших районов СССР – в 3 – 4 раза;
. хотя Советский Союз располагал значительно более слабой воено – промышленной базой, чем противник, он превзошел его в производстве военной технике: по орудиям - более чем в 2 раза, по танкам и самоходным артиллерийским установкам (САУ) – почти в 2 раза, по самолетам – в 1,7 раза, по автоматам и минометам – в 5 раз;
. в январе1945г.мы имели в 2,8 раза больше танков и САУ, чем гитлеровцы, в 3,2 раза больше артиллерии и минометов, в 7,4 раза больше авиации ;
. в ходе войны было проведено не просто оснащение техникой нашей многомиллионной армии, но и ее полное перевооружение; таких фактов история до этого не знала.
8
УЧИТЕЛЬ.
Война, бушевавшая над нашей планетой шесть лет, в ходе которой были убиты выше 55 млн. человек и ранены свыше 9 млн., закончилась 9 мая 1945г. Победой Советского Союза над гитлеровской Германией. Эта победа означала спасение человечества от ужасов фашизма. Она спасла народы от порабощения и уничтожения.
Оставшиеся в живых должны помнить, а их внуки и потомки – знать, какой ценой она была завоевана. Память о сотнях тысяч замученных в концентрационных фашистских лагерях, о миллионах погибших в сражениях, призывает всех нас беречь мир, как самую большую ценность, как залог жизни.
ПЕСНЯ «РИСУЮТ МАЛЬЧИКИ ВОЙНУ»
Мы чашу горя выпили до дна
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнь, и смерть была побеждена
И победили человек и город.
Завершим мы нашу конференцию символическим салютом в честь тех, кто сделал все возможное и невозможное для приближения победы над фашизмом.
ПЕСНЯ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
Опыт «Салют».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Внеклассное мероприятие Разработка внеклассного мероприятия по теме: «Я выбираю здоровый образ жизни».
Разработка внеклассного мероприятия и презентация....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...