Статья "Роль творческих домашних заданий в активизации навыков самообразования учащихся 7 классов"
статья по физике (7 класс) по теме
В статье предлагаются формы работы и контроля, виды творческих домашних заданий для учащихся различного уровня подготовки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Лебедева Ирина Геннадьевна
учитель физики
ГОУ СОШ № 43
«Лингвистическая школа»
Приморского района
г. Санкт-Петербурга
Роль творческих домашних заданий по физике
в активизации навыков самообразования
учащихся 7-х классов
Сегодня, в начале третьего тысячелетия, когда с экранов телевизоров, через компьютер и Интернет, на человека льется непрерывный поток информации, в жизни большинства школьников формируются преимущественно потребительские и созерцательные интересы.
Этому можно найти массу причин: социально-экономические условия, перегрузка учебных программ, неумение ребенка работать с учебником, анализировать и обобщать материал, часто нежелание учиться и познавать. Всё это приводит к тому, что сам процесс образования становится малоэффективным.
А ведь основная задача школы – научить ребенка учиться!
Как помочь школьнику в этой ситуации?
Как сделать образовательный процесс интересным, позволяющим каждому ученику реализовать себя?
Как сделать так, чтобы процесс самообразования, без которого познание и обучение невозможны, стал для него интересным и жизненно необходимым?
В своем выступлении я хочу раскрыть некоторые механизмы, способствующие формированию навыков самообразования учащихся 7-х классов с учетом их возрастных особенностей и уровня учебной подготовки.
Не секрет, что при первом знакомстве с семиклассниками каждый учитель из года в год замечает снижение познавательного интереса у детей. И основная задача учителя физики на первом этапе обучения – вызвать первоначальный стойкий интерес ученика к предмету. При этом очевидна необходимость в дифференцированном, личностном подходе к подростку. Но базовая учебная программа составлена таким образом, что возникает сложность в осуществлении такого подхода.
Решить эту проблему помогают многоуровневые творческие и экспериментальные домашние задания. У учителя появляется возможность использования разнообразных технологий обучения и контроля с учетом индивидуальных особенностей ученика и степени его подготовки.
Трудно переоценить роль домашних работ в деле самообразования школьника, развития его творческих способностей, углублении знаний, получения практических навыков и, самое главное, в создании ситуации успеха даже для самого слабого ученика.
Творческие домашние задания в большинстве случаев задаю на выходные дни и каникулы, довольно часто на добровольной основе, дифференцируя их по уровню сложности. При выполнении заданий ребенок самостоятельно находит материал, составляет алгоритм действий, анализирует полученный результат, сравнивая его с ожидаемым и, конечно, после обсуждения в классе, получает хорошую отметку.
Условно я разделила домашние задания на 4 вида:
- Исследовательская работа с источниками
- Литературно - творческие работы
- Расчетно – экспериментальные работы
- Практические работы (моделирование)
Для полноты картины в разделах приведены домашние и практические работы как новые, придуманные мной совместно с учениками, так и работы, предложенные в учебнике А.В.Перышкина и задачнике Г.Н. Степановой, поэтому прокомментирую лишь некоторые из них.
Исследовательская работа с источниками
- Рефераты или презентации «Великие ученые и изобретатели»
- Рефераты или презентации «Великие открытия»
- Сообщение « Международная система единиц СИ»
- Реферат или презентация «Агрегатные состояния вещества»
- Сообщение «Земная атмосфера. Проблемы экологии»
- Сообщение «Современное судоходство»
- Сообщение или газета «Это интересно!»
Этот вид работ не является обязательным. Ребята по желанию пишут рефераты и сообщения для выступлений перед классом в течение всего года.
Здесь приветствуется инициатива, творческий подход к материалу.
Очень помогает в освоении и запоминании основных единиц измерений оформление плаката « Международная система измерений «СИ».
Особо хочу отметить последний вид работ: «Это интересно!», где детям не дается никакой определенной темы, они сами разыскивают интересную информацию в рамках изучаемого раздела и делятся ею с одноклассниками.
Подготовка презентаций на заданные темы также позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся при использовании современных информационных технологий.
Литературно - творческие домашние работы
- Составление и решение задач с литературным содержанием по темам:
«Механическое движение»
«Давление твердого тела»
«Атмосферное давление»
«Архимедова сила»
«Работа и мощность»
- Сочинение «Сила трения»
- «Реклама и антиреклама»
- «Объясни пословицу»
- Кроссворды «наоборот»
Один из любимых видов домашних работ моих учеников – составление и решение задач с литературным содержанием.
Несомненно, такие задачи формируют мотивацию к обучению, требуют анализа явлений природы, законов физики в отрывках из художественной литературы. При решении необычных задач учащиеся получают новую информацию, приобретают и закрепляют умения и навыки, а формируемое понятие при этом обогаща ется, получает эмоцио нальную окраску, делается ярким, наглядным.
Особо следует подчеркнуть, что задачи на основе литературных сюжетов служат средством связи не только между учебными предметами, но и между дву мя такими сферами человеческой деятельности, как наука и искусство. Это активизирует интерес учащихся - «гуманитариев», не склонных к изучению точ ных наук.
Задание «Объясни пословицу» позволяет учителю донести до учащихся взаимосвязи между природными явлениями и устным народным творчеством, развить у них интерес к этому виду литературного жанра, служит хорошим инструментом для воспитания патриотизма, чувства гордости за свой народ, за свою культуру, красоту и образность русского языка.
Одной из интересных форм самостоятельной работы является работа с кроссвордом «наоборот». Она заключается в том, что ученики должны составить вопросы к уже разгаданному кроссворду. Такое задание способствует развитию навыков самостоятельной работы с учебником и более прочному усвоению отдельных понятий.
Практические работы (моделирование)
- Определение размеров малых тел
- Исследование явления диффузии
- Исследование явлений смачивания и несмачивания
- Составление маршрута движения, определение средней скорости ходьбы
- Определение плотности картофеля
- Определение массы воздуха в помещении
- Исследование явления инерции
- Расчет давления твердого тела
- Расчет силы атмосферного давления на ладонь
- Определение числа ударов пульса при беге и ходьбе
- Плавает или тонет?
- Определение работы и мощности при быстром и медленном подъеме по лестнице.
Физика должна изучаться как экспериментальная наука. Без этого невозможно формирование научного мировоззрения, ключевых компетентностей, активной, осознанной деятельности ученика.
Исследовательские, экспериментальные работы выполняются учащимися в определенной последовательности: от действия по образцу (в ходе урока, лабораторной работы) к самостоятельной деятельности в домашних условиях.
Система самостоятельных заданий содержит такие разновидности работ, которые соответствуют многообразию познавательных целей, дифференцированы на разные уровни подготовки учащихся и их способностей к исследовательской деятельности. Предложенные задания повышают эффективность учебного процесса, формируя у школьников сознание необходимости самостоятельной работы и интерес к ней. Во всех предложенных заданиях хочу отметить тесную связь физики с другими учебными предметами: математикой, биологией, информатикой и даже литературой, которая позволяет показать общность и единство законов природы и путей ее познания, позволяет ученикам увидеть явление или прием решения задачи со многих сторон, применить полученные знания в нестандартной ситуации.
В ходе выполнения творческих работ уже на первом этапе обучения можно говорить о некоей профессиональной направленности учащихся, о возникновении приоритетных направлений в дальнейшем обучении. Домашние эксперименты и наблюдения чрезвычайно важны и полезны в качестве дополнения к школьному курсу физики. Они составляют основу самообразования на начальном этапе обучения, позволяют расширить связь теории с практикой, привить интерес к самостоятельной исследовательской работе и предмету в целом.
И, наконец, трудно переоценить роль творческих заданий для воспитания яркой, неравнодушной, социально активной личности. Недаром девиз нашей школы уже много лет звучит так:
«Не для школы учимся, а для жизни!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность творческих домашних заданий в процессе обучения по курсу "Физическая география России"
Эффективность творческих домашних заданий в процессе обучения по курсу «Физическая география России». На уроках в 8 классе целесообразно применять разнообразные виды домашних зада...
Творческие домашние задания по географии 6-9 классы
Разработанные автором комплекс творческих домашних заданий, способствуют повышению познавательной активности к предмету география...
Организация работы учащихся над творческим домашним заданием
В статье рассмотрены основные проблемы, усложняющие работу учащихся над творческим домашним заданием, методические рекомендации по организации работы учащихся, классификация творческих домашних задани...
Творческие домашние задания по математике 5-6 класса
Здесь представлены некоторые из творческих домашних заданий по математике учащихся 5-6 классов по темам: "Обыкновенные дроби", "Угол", "Круговые диаграммы", "Координ...
Комплекс творческих домашний заданий по географии для 6-9 классов
Творческие задания на уроках географии...
«Организация взаимопомощи и взаимоконтроля на самоподготовке при выполнении домашнего задания для активизации умственной активности воспитанников старших классов»
Приоритетным направлением в организации самоподготовки в старших классах является подготовка будущих выпускников. В процессе выполнения домашнего задания на первый план выдвигается задача закрепления ...
Комплекс творческих домашних заданий по географии для 6-9 классов
Комплекс творческих домашних заданий по географии для 6-9 классов...