Тест - опрос.
методическая разработка по физике по теме

Методика диагностики структуры учебной мотивации. Позволяет выявить интерес к изучаемому предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_diagnostiki_struktury_uchebnoy_motivaci_kopiya.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

Методика диагностики структуры учебной мотивации                  

В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность обучающегося, как будущего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс, сохранение и развитие жизни на Земле и в космосе. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. При этом воспитание личности заключается прежде всего в развитии системы его потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования.

Фактор мотивации для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта.

Среди разнообразных мотивов учения принято, в частности, выделять внешние и внутренние мотивы. Л.М.Фридман так характеризует их отличие: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними».

Мотив является внутренним, если он совпадает с целью деятельности. То есть в условиях учебной деятельности овладение содержанием учебного предмета выступает одновременно и мотивом, и целью.

Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания. Овладение учебным материалом служит целью учения, которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Учащийся непосредственно включен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности.

Внешне мотивированной учебная деятельность становится при условии, что овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата, диплома), стипендии, похвалы, признания товарищей, подчинение требованию учителя и др. При внешней мотивации знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы для учащегося не являются внутренне принятыми, внутренне мотивированными, а содержание учебных предметов не становится личностной ценностью.

Учитель, преподаватель, заинтересованный в повышении эффективности своей деятельности, естественно, обращает внимание на мотивацию учения и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне, но при этом он лишен методического инструментария, позволяющего определить наличный уровень мотивации учащихся и ее динамику при использовании различных форм, методов обучения, подбора содержания предмета.

Предлагается  методика диагностики направленности мотивации изучения предмета, которая может использоваться в образовательном процессе и служить основой повышения эффективности обучения.

Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями учащихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.

ТЕСТ-ОПРОСНИКА.

Инструкция.

Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения.

Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

·        верно                                + +

·        пожалуй, верно              +

·        пожалуй, неверно           –

·        неверно                            – –

1.      Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

2.      Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

3.      В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

4.      Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

5.      Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

6.      При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.

7.      Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

8.      Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

9.      На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

10.  Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).

11.  Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

12.  Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

13.  По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

14.  Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.

15.  Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

16.  Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

17.  Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

18.  Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

19.  Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

20.  Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Обработка результатов

Ключ

Да        

1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

Нет        

3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Расшифровка

·        0–10 баллон – внешняя мотивация;

·        11–20 баллов – внутренняя мотивация.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:

·        0–5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации;

·        6–14 баллов – средний уровень внутренней мотивации;

·        15–20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.

Результаты исследования могут рассматриваться:

1) как показатель эффективности применяемой учителем методики (технологии) обучения

2) как показатель способности учителя активизировать мотивационную сферу учащихся

3) как основа для повышения эффективности педагогической деятельности и совершенствования педагогического мастерства.

 

        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест-опрос "Вселенная" (презентация)

тест-опрос по теме "Как древние люди представляли себе Вселенную". Можно использовать в интерактивном режиме....

Тест-опрос по теме : Земледелие и скотоводство 5 класс

Опрос по теме Земледелие и скотоводство. В тесте 11 заданий , из них 10 заданий с 4 ответами на выбор и 1 задание по заполнению таблицы. Ключи к тесту прилагаются....

Тест-опрос по теме «Сложное и простое предложения»

Презентация к уроку руччкого языка в пятом классе. Возможно использовать как итоговое тестирование по теме "Сложное предложение"...

Тест-опрос по теме : Земледелие и скотоводство 5 класс

С возникновением земледелия и скотоводства жизнь человека изменилась, она зависела теперь не только от природы ......

Комплект тестов-опросов для определение уровня знаний, умений и навыков у обучающихся по образовательной общеразвивающей программе "Мягкая игрушка"

опросы- тесты для проведения промежуточного и итогового мониторинга по освоению образовательной программы "Мягкая игрушка"...

Тест-опрос для родительского собрания

Для изучения семьи я использую различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволяют корректировать поведение ребёнка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. С целью изучения ...

Тест-опрос по изученному материалу. 7 класс. Музыка. Музыкальная драматургия оперного спектакля.

Тест-опрос по изученному материалу. 7 класс. Музыка. Музыкальная драматургия оперного спектакля.Пройти по ссылке и ответить на вопросы.https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdmBHzLdvZ3puvgGxSg200MQ...