Рабочая программа по физике ГБОУ НПО
материал по физике (10,11 класс) по теме
Данная рабочая программа составлена на основе примерной, предназначена для реализации в учреждениях НПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих среднего звена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_fizike.zip | 34.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Нижегородской области
ГБОУ НПО «Профессиональное училище №6»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИКА
г.Нижний Новгород
2011г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) физика изучается в ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 6», как профильный учебный предмет – в объеме 175 часов.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
В программе по физике, реализуемой при подготовке обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля, профильной составляющей является раздел «Электродинамика», так как большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.
В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными и практическими работами.
Содержание обучения
Введение
Физика – наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира.
1. МЕХАНИКА
Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание.
Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость.
Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.
Демонстрации
Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
Виды механического движения.
Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.
Сложение сил.
Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Невесомость.
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Образование и распространение волн.
Лабораторные работы
Измерение коэффициента трения скольжения
2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА
История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц.
Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Модель строения жидкости. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение и смачивание. Модель строения твердых тел. Изменения агрегатных состояний вещества.
Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей.
Демонстрации
Движение броуновских частиц.
Диффузия.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Кипение воды при пониженном давлении.
Психрометр и гигрометр.
Явления поверхностного натяжения и смачивания.
Кристаллические вещества.
Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.
Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы
Измерение влажности воздуха.
3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи.
Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Мощность электрического тока.
Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.
Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя.
Явление электромагнитной индукции. Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.
Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи.
Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. Законы отражения и преломления света. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Оптические приборы.
Демонстрации
Взаимодействие заряженных тел.
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Тепловое действие электрического тока.
Собственная и примесная проводимость полупроводников.
Полупроводниковый диод.
Транзистор.
Опыт Эрстеда.
Взаимодействие проводников с токами.
Электродвигатель.
Электроизмерительные приборы.
Электромагнитная индукция.
Работа электрогенератора.
Трансформатор.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Радиосвязь.
Интерференция света.
Дифракция света.
Законы отражения и преломления света.
Получение спектра с помощью призмы.
Оптические приборы
Лабораторные работы
Изучение последовательного соединения проводников.
Изучение параллельного соединения проводников.
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Определение показателя преломления стекла.
Определение длины световой волны.
4. СТРОЕНИЕ АТОМА И КВАНТОВАЯ ФИЗИКА
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта.
Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.
Строение атомного ядра. Энергия расщепления ядра и ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.
Демонстрации
Излучение лазера.
Линейчатые спектры различных веществ.
Счетчик ионизирующих излучений.
5. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.
Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.
Образование планетных систем. Солнечная система.
Демонстрации
Солнечная система (модель).
Фотографии планет, сделанные с космических зондов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование раздела | Количество часов |
Входной контроль | 3 |
Введение | 1 |
1. Механика | 37 |
2. Молекулярная физика. Термодинамика | 25 |
3. Электродинамика | 72 |
4. Строение атома и квантовая физика | 22 |
5. Эволюция Вселенной | 5 |
6. Подготовка к экзаменам | 10 |
Итого | 175 |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Физика» обучающийся должен:
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий;
- делать выводы на основе экспериментальных данных;
- приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
- применять полученные знания для решения физических задач[1]*;
- определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле*;
- измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей*;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
№ | Содержание учебного материала | Кол-во часов |
I курс Физика | ||
I | Входной контроль | 3 |
1 | Основные формулы и законы курса физики основной школы | 1 |
2 | Решение задач | 1 |
3 | Входное тестирование | 1 |
II | Введение | 1 |
4 | Физика и познание мира | 1 |
III | Механика | 37 |
Кинематика | 14 | |
5 | Механическое движение | 1 |
6 | Система отсчета. Материальная точка. Перемещение | 1 |
7 | Равномерное прямолинейное движение | 1 |
8 | Решение задач | 1 |
9 | Мгновенная скорость. Сложение скоростей | 1 |
10 | Решение задач | 1 |
11 | Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение | 1 |
12 | Решение задач | 1 |
13 | Уравнения движения с постоянным ускорением | 1 |
14 | Свободное падение тел | 1 |
15 | Центростремительное ускорение. Вращательное движение твердого тела | 1 |
16 | Решение задач | 1 |
17 | Обобщающий урок | 1 |
18 | Контрольная работа №1 «Кинематика» | 1 |
Динамика | 14 | |
19 | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона | 1 |
20 | Понятие силы, как меры взаимодействия тел. Второй закон Ньютона | 1 |
21 | Третий закон Ньютона | 1 |
22 | Решение задач | 1 |
23 | Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения | 1 |
24 | Сила тяжести. Вес. Невесомость | 1 |
25 | Решение задач | 1 |
26 | Деформация. Силы упругости. Закон Гука | 1 |
27 | Решение задач | 1 |
28 | Силы трения | 1 |
29 | Решение задач | 1 |
30 | Лабораторная работа №1 «Измерение коэффициента трения скольжения» | 1 |
31 | Обобщающий урок | 1 |
32 | Контрольная работа №2 «Динамика» | 1 |
Законы сохранения | 9 | |
33 | Импульс тела. Закон сохранения импульса | 1 |
34 | Решение задач | 1 |
35 | Работа силы. Мощность | 1 |
36 | Кинетическая энергия и ее изменение | 1 |
37 | Работа силы тяжести и упругости | 1 |
38 | Потенциальная энергия | 1 |
39 | Закон сохранения энергии в механике | 1 |
40 | Решение задач | 1 |
41 | Контрольная работа №3 «Законы сохранения» | 1 |
Молекулярная физика. Термодинамика | 25 | |
Молекулярно кинетическая теория | 18 | |
42 | Основные положения МКТ | 1 |
43 | Масса. Количество вещества | 1 |
44 | Строение газообразных, жидких и твердых тел | 1 |
45 | Идеальный газ. Основное уравнение МКТ | 1 |
46 | Решение задач | 1 |
47 | Тепловое равновесие. Абсолютная температура. | 1 |
48 | Уравнение состояния идеального газа | 1 |
49 | Решение задач | 1 |
50 | Изопроцессы. Газовые законы | 1 |
51 | Решение задач | 1 |
52 | Насыщенный пар. | 1 |
53 | Влажность воздуха | 1 |
54 | Лабораторная работа №2 «Измерение влажности воздуха» | 1 |
55 | Поверхностное натяжение. | 1 |
56 | Смачивание | 1 |
57 | Кристаллические и аморфные тела. | 1 |
58 | Обобщающий урок | 1 |
59 | Контрольная работа №4 «МКТ» | 1 |
Термодинамика | 7 | |
60 | Внутренняя энергия | 1 |
61 | Работа в термодинамике. Количество теплоты | 1 |
62 | Первый закон термодинамики. | 1 |
63 | Применение I закона термодинамики к изопроцессам | 1 |
64 | Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей | 1 |
65 | Решение задач | 1 |
66 | Контрольная работа №5 «Термодинамика» | 1 |
Электродинамика | 31 | |
Электростатика | 12 | |
67 | Электризация тел.Закон сохранения электрического заряда | 1 |
68 | Закон Кулона | 1 |
69 | Решение задач | 1 |
70 | Электрическое поле. Напряженность электрического поля | 1 |
71 | Решение задач | 1 |
72 | Проводники и диэлектрики в электростатическом поле | 1 |
73 | Потенциальная энергия заряженного тела в электростатическом поле | 1 |
74 | Потенциал. Разность потенциалов | 1 |
75 | Решение задач | 1 |
76 | Конденсаторы | 1 |
77 | Решение задач | 1 |
78 | Контрольная работа №6 «Электростатика» | 1 |
Законы постоянного тока | 13 | |
79 | Электрический ток. Сила тока | 1 |
80 | Закон Ома для участка цепи. Сопротивление | 1 |
81 | Решение задач | 1 |
82 | Последовательное и параллельное соединение проводников | 1 |
83 | Решение задач | 1 |
84 | Лабораторная работа №3 «Изучение последовательного соединения проводников» | 1 |
85 | Лабораторная работа №4 «Изучение параллельного соединения проводников» | 1 |
86 | Работа и мощность постоянного тока | 1 |
87 | Решение задач | 1 |
88 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи | 1 |
89 | Лабораторная работа №5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | 1 |
90 | Обобщающий урок | 1 |
91 | Контрольная работа №7 «Законы постоянного тока» | 1 |
Электрический ток в различных средах | 6 | |
92 | Электрическая проводимость различных веществ. Сверхпроводимость | 1 |
93 | Электрический ток в полупроводниках | 1 |
94 | Электрическая проводимость полупроводников. Полупроводники р и n типов | 1 |
95 | Электрический ток в вакууме. Электронно – лучевая трубка | 1 |
96 | Электрический ток в жидкости | 1 |
97 | Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды | 1 |
№ | Содержание учебного материала | Кол-во часов |
II курс Физика | ||
I | Электродинамика (продолжение) | 41 |
Магнитное поле | 11 | |
1 | Магнитное поле, его свойства. | 1 |
2 | Сила Ампера | 1 |
3 | Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд | 1 |
4 | Решение задач | 1 |
5 | Явление электромагнитной индукции | 1 |
6 | Магнитный поток | 1 |
7 | Закон электромагнитной индукции | 1 |
8 | ЭДС индукции в движущихся проводниках | 1 |
9 | Самоиндукция. Индуктивность | 1 |
10 | Электромагнитное поле | 1 |
11 | Контрольная работа №1 «Магнитное поле» | 1 |
Колебания и волны | 7 | |
12 | Свободные и вынужденные механические колебания | 1 |
13 | Гармонические колебания | 1 |
14 | Превращение энергии при гармонических колебаниях. Резонанс | 1 |
15 | Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. | 1 |
16 | Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре. | 1 |
17 | Переменный электрический ток | 1 |
18 | Активное сопротивление. | 1 |
Производство, передача и использование электрической энергии | 2 | |
19 | Генерирование электрической энергии | 1 |
20 | Производство, передача и использование электрической энергии | 1 |
Электромагнитные волны | 4 | |
21 | Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн | 1 |
22 | Изобретение радио А.С. Поповым | 1 |
23 | Принцип радиосвязи | 1 |
24 | Радиолокация. Понятие о телевидении | 1 |
Световые волны | 13 | |
25 | Скорость света | 1 |
26 | Закон отражения света | 1 |
27 | Закон преломления света | 1 |
28 | Лабораторная работа №1 «Определение показателя преломления стекла» | 1 |
29 | Полное отражение | 1 |
30 | Линзы. Построение изображений в линзах | 1 |
31 | Решение задач | 1 |
32 | Формула тонкой линзы | 1 |
33 | Дисперсия света | 1 |
34 | Интерференция света | 1 |
35 | Дифракция света | 1 |
36 | Лабораторная работа №2 «Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки» | 1 |
37 | Поляризация света | 1 |
Излучение и спектры | 4 | |
38 | Виды излучений и спектров. | 1 |
39 | Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение | 1 |
40 | Рентгеновские лучи | 1 |
41 | Шкала электромагнитных излучений | 1 |
II | Строение атома и квантовая физика | 22 |
Световые кванты | 6 | |
42 | Фотоэффект. | 1 |
43 | Уравнение фотоэффекта | 1 |
44 | Фотон, его энергия и масса и импульс | 1 |
45 | Применение фотоэффекта | 1 |
46 | Решение задач | 1 |
47 | Контрольная работа №2 «Фотоэффект» | 1 |
Атом и атомное ядро | 16 | |
48 | Строение атома. Постулаты Бора | 1 |
49 | Лазеры | 1 |
50 | Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц | 1 |
51 | Открытие радиоактивности. | 1 |
52 | Радиоактивные превращения. Изотопы. | 1 |
53 | Закон радиоактивного распада. | 1 |
54 | Открытие нейтрона | 1 |
55 | Энергия связи атомных ядер | 1 |
56 | Ядерные реакции. | 1 |
57 | Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции | 1 |
58 | Ядерный реактор. | 1 |
59 | Термоядерные реакции | 1 |
60 | Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений | 1 |
61 | Элементарные частицы | 1 |
62 | Обобщающий урок | 1 |
63 | Контрольная работа №3 «Атом и атомное ядро» | 1 |
III | Эволюция Вселенной | 5 |
64 | Строение солнечной системы | 1 |
65 | Общие сведения о солнце и земле. | 1 |
66 | Эффект Доплера | 1 |
67 | Большой взрыв. | 1 |
68 | Происхождение и эволюция галактик и звезд | 1 |
IV | Подготовка к экзаменам | 10 |
69 | Основные законы динамики | 1 |
70 | Законы сохранения в механике | 1 |
71 | Основное уравнение МКТ | 1 |
72 | Газовые законы | 1 |
73 | Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики | 1 |
74 | Закон Кулона | 1 |
75 | Законы постоянного тока | 1 |
76 | Сила упругости. Закон Гука | 1 |
77 | Работа. Мощность. Энергия | 1 |
78 | Электрический ток в различных средах | 1 |
Литература
Для обучающихся
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2007.
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2007.
Рымкевич А.П. Задачник 10-11 классы. – М., 2008.
Для преподавателей
Маркина Г.В. Физика 10: Книга для учителя. – В., 2003.
Волков В.А. Физика. 10 кл. Тематическое и поурочное
планирование. – М., 2006.
Волков В.А. Физика. 11 кл. Тематическое и поурочное
планирование. – М., 2009.
Янушевская Н.А. Повторение и контроль знаний по физике. 10—11
классы. – М., 2001.
Щербакова Ю.В.Занимательная физика – М., 2010.
Боброва С.В. Нестандартные уроки физики – В., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике ГБОУ НПО
Данная рабочая программа составлена на основе примерной, предназначена для изучения математики в учреждениях НПО, реализующих программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных ра...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны
Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны
Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда ГБОУ Школа №1375 ДО СП №5 на 2015-2016 уч.год
Аннотация к рабочей программеучителя-логопеда Каретниковой Е.И.по коррекции речевых нарушенийна 2015-2016учебный год. В связи с нарастающей тенденцией появления в садах бо...
Рабочая программа социального педагога ГБОУ СОШ №490
Рабочая программа разработана на основании социальной характеристики обучающихся школы, анализа работы за прошлый учебный год, выявленные проблемы....