физические величины и их измерение. цена деления
презентация к уроку физики (7 класс) на тему

Урок "Физические величины. Цена деления" подробно расскажет о кратных единицах измерения величин, на примерах научит ребят переводить одни кратные единицы в другие. материал дается с использованием ИКТ, ребят порадуют яркие картинки на слайдах

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon velichiny.ppt910.5 КБ
Файл velichiny._cena_deleniya.docx167.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физические величины и их измерение Выполнила Кривоносова Л. В. 2011г

Слайд 2

Физические величины: высота h , масса m , путь s , скорость v , время t , температура t , объём V и т.д. Измерить физическую величину – это значит сравнить её с однородной величиной, принятой за единицу. Единицы измерения физических величин: О с н о в н ы е Длина - 1 м - (метр) Время - 1 с - (секунда) Масса - 1 кг - (килограмм) П р о и з в о д н ы е Объем - 1 м ³ - (метр кубический) Скорость - 1 м/с - (метр в секунду)

Слайд 3

Приставки к названиям единиц: Кратные приставки - увеличивают в 10, 100, 1000 и т.д. раз г - гекто ( × 100) к – кило ( × 1000) М – мега ( × 1000 000) 1 км ( километр) 1 кг (килограмм) 1 км = 1000 м = 10 ³ м 1 кг = 1000 г = 10 ³ г Дольные приставки – уменьшают в 10, 100, 1000 и т.д. раз д – деци ( × 0, 1) с – санти ( × 0, 01) м – милли ( × 0, 001) 1 дм (дециметр) 1дм = 0,1 м 1 см (сантиметр) 1см = 0,01 м 1 мм (миллиметр) 1мм = 0,001 м Кратные приставки используют при измерении больших расстояний, масс , объемов, скоростей и т. п. Дольные приставки используют при измерении малых расстояний, скоростей, масс, объёмов и т.п.

Слайд 4

Физические измерительные приборы: каждый прибор предназначен для измерения определённой физической величины; каждый прибор, как правило, имеет шкалу; шкалы приборов, предназначенных для измерения одной физической величины, могут отличаться ценой деления. Мензурки для измерения объемов жидкостей Амперметры и вольтметры для измерения силы электрического тока и напряжения в цепи Часы и секундомер для измерения времени Линейки для измерения длин отрезков Термометры для измерения температуры

Слайд 5

Ц е н а д е л е н и я прибора: Цена деления прибора показывает, какому значению величины соответствует самое малое деление шкалы. Чтобы определить цену деления шкалы, необходимо: найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величин; вычесть из большего значения меньшее и разделить результат вычитания на число делений, находящихся между выбранными штрихами. Пример ( см. рис.1 внизу): (80 – 60) : 4 = 5 мл, т.е. цена деления мензурки № 1 равна 5 мл Задание : Определите цену деления приборов, изображенных на рисунках.

Слайд 6

Определите цену деления приборов:

Слайд 7

Каким термометром (см. рис.) можно измерить температуру кипящей воды? Температуру в морозильной камере? Почему?

Слайд 8

Как связана точность измерения с ценой деления шкалы прибора? Какой линейкой - 1 или 2 (см. рис.) - можно измерить длину бруска более точно? Почему?

Слайд 9

Назовите подобия и отличия во внутренней и внешней шкалах секундомера

Слайд 10

Домашнее задание: Для всех: § 4; упр. 1; определить цену деления физических приборов, имеющихся дома. Для желающих: доклад по теме «Старинные единицы измерения физических величин». Спасибо за работу! Успехов в выполнении домашнего задания!



Предварительный просмотр:

Кривоносова   Людмила  Викторовна

учитель физики

МОУ «СОШ с. Октябрьский Городок»

Татищевского района

Номинация: «Сценарий урока»

Домашний адрес: Саратовская область

Татищевский район

с. Октябрьский Городок

ул. Уханова   д.79

тел.: 8-905-324-26-93, дом.:8-845-585-31-02, раб.: 8-845-585-33-70

эл. адрес:  krivonosova.mila@yandex.ru (личный)

                   MOUSOSHsOktGor@yandex.ru (школьный)

Преподавание  физики в школе ведется по учебнику А. В. Перышкина (М.:Дрофа)

Название конкурсной работы  «Урок физики в 7 классе»

Тема  «Физические величины и их измерение. Лабораторная работа  «Определение шкалы деления физических приборов»

«Физические величины и их измерение.

Лабораторная работа  «Определение шкалы деления физических приборов»

Цель урока:

познакомить ребят с понятием «физическая величина», а так же с кратными и дольными единицами измерения величин;

научить ребят определять шкалу деления различных физических приборов;

закрепить полученные практические знания в ходе кратковременной лабораторной работы;

продолжать добиваться, чтобы учащиеся понимали смысл таких терминов , как физическое тело, физическое явление, вещество и умели приводить примеры;

в ходе объяснения  материала  показать детям, что мир познаваем, а знания,  которые может получить человек, ограничены лишь его собственными устремлениями;

формировать  целеустремленность, настойчивость, терпимость;

продолжить формирование познавательного интереса к новому для ребят предмету «физика»

I. Организационный момент

Сообщение темы урока, рассказать ребятам о предстоящей работе на уроке

II. Повторение пройденного материала

1. Физический диктант     (расположите слова в 4 столбика таблицы)

Деталь, вода, масса, цилиндр, термометр, кусок льда, объем, время, ртуть, мензурка, водяной пар, рулетка, высота, клубы пара, теплота.

2. Определите, от каких существительных образованы прилагательные: физический, космический, тепловой, звуковой, световой, электрический, магнитный.

3. Подберите прилагательное к существительному явление.

4. Поставьте вместо точек глаголы: а) вода… и превращается в пар; б) лед… и превращается в воду; в) вода… и превращается в лед; г) пар… и превращается в воду.

5. Подумайте и скажите, какие явления мы наблюдаем, когда: слушаем радио; включаем электрический свет; включаем телевизор.

III. Объяснение нового материала

Опыты (или эксперименты), осуществляемые учеными, как правило сопровождаются измерениями. Характеристики тел или процессов, которые могут быть измерены на опыте, называются физическими величинами. Физическими величинами являются: объем, температура, скорость, масса, вес и др.

У каждой физической величины есть своя единица. Нипример, в принятой многими странами международной системе единиц (сокращенно СИ, что значить: система интернациональная) основной единицей длины считается метр (1м.), а единицей времени - секунда (1с.)

На практике используются также кратные единицы, которые в 10, 100, 1000 и т. д. больше и дольные единицы, которые в 10, 100, 1000 и. т. д. раз меньше принятых единиц. Для обозначения кратных и дольных единиц используются специальные приставки: мега (м), кило (к), милли (м), санти (с) и др. Например:

Кратные единицы

Приставка

Множитель

Мега (м)

1 000 000

Кило (к)

1 000

Гекто (г)

100

        Дольные единицы

Приставка

Множитель

Микро (мк)

0,000001

милли (м)

0,001

санти (с)

0,01

      Делать запись величин с помощью этих кратных и дольных единиц мы потренируемся на следующем уроке, а пока, продолжим…

Для измерения физических величин и проведения опытов нужны различные физические приборы. Некоторые из них достаточно просты, например: рулетка, измерительный цилиндр (мензурка), применяемый для измерения объема жидкости. Существуют более сложные приборы: секундомер, термометр и др. По мере развития физики и техники приборы совершенствовались и усложнялись.

У большинства измерительных приборов имеется шкала, т. е. на них нанесены при помощи штрихов деления и написаны значения величин, соответствующие делениям. Интервалы между двумя штрихами, около которых написаны числовые значения, могут быль дополнительно поделены на несколько делений, не обозначенных числами. Но несложно установить, какому значению величины соответствует самое малое деление.

Рассмотрим для примера линейку – прибор для измерения длины. Расстояния между штрихами: 1см, 2 см., 3 см., и т.д. разделены на 10 одинаковых делений. Найдя отношение: 1 см. / 10, мы установим, что каждое деление, т. е. расстояние между двумя ближайшими штрихами, соответствует значению 1 мм. Эта величина называется ценой деления шкалы прибора.

Прежде чем измерять физическую величину каким – либо прибором, нужно обязательно определить цену деления шкалы этого прибора. Чтобы определить цену деления шкалы прибора, нужно найти два ближайших штриха шкалы, около которых написаны числовые значения. Затем из большего значения вычесть меньшее и полученное число разделить на число делений, находящихся между ними

где d1 – первое числовое деление, d2 – второе числовое деление, n – количество промежуточных делений

Задание (устно) определить цену деления приборов на слайде

IV. Лабораторная работа

        Приборы и материалы:   измерительный цилиндр (мензурка), термометр, лабораторный секундомер, амперметр, вольтметр.

Ход работы:

 1. Внимательно рассмотрев прибор, обратите внимание на его шкалу.

2. Определите цену деления прибора.

3. Запишите в тетрадь найденные значения величин и  заполните таблицу:

№ опыта

Название прибора

Цена деления

Предел измерения прибора

1

мензурка

2

термометр

3

секундомер

4

амперметр

5

вольтметр

V. Подведение итога урока

Вопросы:

1. Каким термометром (см. рис.) можно измерить температуру кипящей воды? Температуру в морозильной камере? Почему?

2. Как связана точность измерения с ценой деления шкалы прибора? Какой линейкой - 1 или 2 (см. рис.) - можно измерить длину бруска более точно? Почему?

3. Назовите подобия и отличия во внутренней и внешней шкалах секундомера

VI. Оценки за лабораторную работу выставить после ее проверки. Результат объявить на следующий урок

VII. Домашнее задание

§4 и  вопросы;  упр 1;   определить цену деления физических приборов, имеющихся дома.
Для желающих: доклад по теме «Старинные единицы измерения физических величин».

Аннотация

Я работаю над темой самообразования: «Введение новых понятий на уроках физики».     Моя цель не только дать детям сумму знаний, а сформировать потребности и умения учащихся, организовывать свою деятельность по описанию окружающего мира языком физики и математики.

В  данном классе обучается 20 ребят, их возраст составляет 12-13 лет. По количеству преобладают девочки, но все работают на одном уровне, незаинтересованных во время учебного процесса  нет.

С первого урока физики в 7 классе ставлю перед собой цель заинтересовать детей предметом, используя для этого: индивидуальный подход к учащимся при изучении, закреплении и контроле знаний; эмоционально окрашенный фон занятий; включение эффектных опытов; знакомство учащихся с предметом разнообразными методами (познавательные игры, учебные дискуссии, введение фронтальных экспериментальных заданий, домашних опытов); использование наглядных пособий развивающего типа.

Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить.

Применение ИКТ несет в себе освежающую новизну известных принципов обучения и воспитания, таких как принципы наглядности, деятельности, усиливает познавательные мотивы обучения, усиливает возможности учителя в постановке учебных задач, повышает эффективность усвоения нового учебного материала, способствует организации самостоятельной работы учащихся.

Использование электронных пособий позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране — в красках и со звуком. В этом случае процесс обучения делается более эффективным, поскольку активизируются все формы чувственного восприятия.

Но стараюсь использовать ПК лишь в тех случаях, когда он является дополнением к реальным экспериментам, помня о том, что только работа с приборами дает учащимся необходимые для практики умения и навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса "ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ИХ ИЗМЕРЕНИЕ" 7-9класс

Курс «Физические величины и  их измерения» ставит своей целью дать возможность учащимся,  интересующимся физикой, познакомиться с основными методами физической науки, овладеть измерительными...

Компетентностный урок по физике 7 класс. "Физические величины и их измерение"

Урок "Физические величины и их измерения" 7 класс  - урок изучения нового материала. Направлен на формирование учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенций. Обучающиеся выс...

Физические величины и единицы измерения, применяемые в химии.

Презентация подготовлена для проведения уроков с применением физических величин в 8-9 классах, как при изучении нового материала, так и при повторении. Служит для иллюстрации  речи учителя....

Материалы к уроку "Физические величины и их измерение" 7 класс

Данный материал предназначен для наглядного сопровождения урока в 7 классе  "Физические величины, их измерения"...

Презентация к уроку "Физические величины и их измерение" (7 класс)

Презентация к уроку "Физические величины и их измерение" (7 класс)...

Урок по теме: "Физические величины и их измерение".

В презентации данного урока даётся определение что такое физическая величина, каким образом можно измерять физические величины, чем характеризуются все физические величины....

Физические величины.Точность ипогрешность измерения.

Данный урок  изучается в разделе "Введение". Это третий урок в данном разделе. Урок изучения нового материала.Построен в несколько этапов. Проверка  полученных знаний проводится путём тестир...