Психологическая подготовка к ЕГЭ по физике
презентация по физике на тему
Психологическая подготовка к ЕГЭ по физике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_podgotovka_k_ege_po_fizike.pptm | 289.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Насколько сложно подготовить ребенка к ЕГЭ? Физика у многих школьников имеет репутацию сложного предмета. Действительно, школьный курс физики касается большого объёма явлений и закономерностей. В отличие от большинства других школьных дисциплин естественно-научного цикла, физика требует высокого уровня математической подготовки. Вдобавок ко всему, в непрофильных классах 3 ступени на физику отводится всего 2 часа. А КИМы ЕГЭ не учитывают этих сокращений. Я выделяю следующие сложности : Ввиду ограниченного времени на ЕГЭ, психологического дискомфорта условия задач учениками прочитываются бегло, а поэтому зачастую понимаются неправильно. Часто невнимательность при прочтении текста, неумение анализировать и проводить аналогию с решёнными ранее подобными задачами. Медлительные по своему темпераменту обучаемые не успевают выполнять задания более высокой сложности. Зачастую результаты верно решённой задачи выпускник записывает с нарушением правил заполнения бланков ответов, а в результате при проверке компьютером они не засчитываются. Задача физически решена верно, но произведён неверный математический подсчёт. Всем известно, что задания типа С ориентированы на сильного ученика, претендующего на высокий балл. Эти задания многие ученики заранее считают сложными и даже не пытаются приступать к их решению. Многие выпускники уже испытывают усталость после решения заданий блока А и В, поэтому не могут сосредоточиться на заданиях блока С.
« Какие же пути выхода из сложившейся ситуации можно найти?» Главная проблема учителя «Научить учеников учиться». ЕГЭ предъявляет большие требования к знаниям физического материала. Хорошие знания учащихся, их глубина и качество находятся в прямой зависимости от познавательного интереса школьников, который формируется прежде всего в процессе учебной деятельности ребят. Известный советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Нет и не может быть детей, которые не хотели бы учиться… Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание — лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становиться всё крепче, и разрывать его всё труднее. Главное средство предупреждение этих пороков — учить учиться…» Выход из ситуации есть Во-первых , это профилизация , введение в школе с 10 класса профильного обучения, целенаправленный выбор учащимися с 10 класса такого профиля, где на физику отводиться 5 часов в неделю. Это уже само по себе является достаточной гарантией успешности ученика на ЕГЭ. Во-вторых , систематическая тренировка по материалам ЕГЭ прошлых лет, неоднократное проведение в течение года «школьных ЕГЭ». В третьих , при составлении календарно-тематического планирования перераспределить учебное время так, что теоретический материал изучать по блочно-модульной системе, увеличивая число часов на решения задач по темам. Особое внимание обратить на внесение в планирование проверочных работ тестового характера по всем темам без исключения. В четвёртых , проведение индивидуальных консультаций с учащимися во внеурочное время. В пятых , систематическое тесное взаимодействие учителя, ученика и родителей. Внедрение на уроках физики современных технологий также является одним из условий качественного усвоения учебного материала.
При подготовке к сдаче ЕГЭ необходимо помнить, что успех выполнения теста зависит не только от прочности и глубины знаний, но и от психологических аспектов готовности выпускника к этому испытанию . Необходимо обратить внимание на: В процессе подготовки к экзамену, необходимо предоставить учащимся возможность неоднократно выполнить тесты в форме ЕГЭ с записью результатов в аналогичные бланки ответов. (ТЕСТЫ на уроках, работа с бланками на ЭЛЕКТИВНЫХ курсах и ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ занятиях) Решать задачи части В на черновике, не тратя время на оформление. Обращать внимание на округление результата и на единицы измерения в задачах части В. Записывать решения задач части С, даже если они не доведены до конца. Научиться правильно распределять время на экзамене. Сначала выполнить все те задания, которые являются легкими и знакомыми. Затем вернуться к выполнению более трудных заданий, а в конце обязательно оставить время на быструю проверку всей работы на предмет правильности записи ответов в бланки.(НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ) Дочитывать до конца не толко текст самого задания , но и все ответы к нему, чтобы не попасть в «ловушку»
Как научиться решать задачи по физике? Прежде всего, необходимо понимать теорию. Зубрить формулы и законы бессмысленно — надо вникать в суть физических явлений . Поэтому первое, к чему следует приготовиться, — это постепенное освоение теории всего пятилетнего школьного курса физики. Задания ЕГЭ по физике охватывают всю программу. Любой пробел в знаниях обернётся на ЕГЭ потерей баллов. А второе, и самое трудное в подготовке к ЕГЭ,— это как раз научиться решать физические задачи. В физике нет алгоритмов и готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, навыки и развитая интуиция. Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения десятков и сотен задач, тщательно подобранных преподавателем с учётом особенностей каждого конкретного ученика .
Советы выпускникам при подготовке к экзаменам Подготовка в течение года В интерьер комнаты для подготовки к экзаменам желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Достаточно картинки в этих тонах или эстампа. Составь план занятий. Для начала определи: кто ты – "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день, четко определи, что именно сегодня будешь изучать. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы. Начни с самого трудного — с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм.
Чередуй занятия и отдых , скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала. Выполняй как можно больше различных опубликованных по этому предмету тестов. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (в разделе "А" в среднем уходит по 2 минуты на задание). Готовясь к экзаменам , никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину успеха. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах. Потренируйся в чётком написании печатных букв. Познакомься со своими правами во время ЕГЭ. Апелляции бывают по процедуре экзамена и по выставленному количеству баллов (но не по содержанию ЕГЭ).
Часть работы Балл за одно задание Общее кол-во баллов Общий процент от максимального первичного балла, равного 52 Часть А 1 30 58 Часть В 1 4 7 Часть С 3 18 35 Особенности структуры КИМов по физике и советы выполнения их на экзамене. Экзаменационный вариант по физике состоит из трёх частей и включает 40 заданий: 30 тестовых заданий одинаковой формы с выбором одного верного ответа (часть А), задания с кратким ответом (часть В) и задания с развёрнутым ответом (часть С). В частях В и С предлагаются задачи различного уровня сложности по всем темам школьного курса физики; в последние годы количество заданий в этих разделах работы меняется незначительно. На выполнение всей работы отводится 210 минут (3,5 часа). Распределение первичных баллов за задания по частям работы указано в таблице 1. Анализ таблицы позволяет определить возможную тактику сдачи ЕГЭ по физике , т.е. порядок выполнения отдельных частей экзаменационной работы. Школьникам надо выработать собственную тактику выполнения теста в соответствии с поставленными целями и уровнем подготвки . На репетиционных экзаменах каждый выпускник должен провести собственный хронометраж времени на выполнение отдельных частей работы, а затем, зная, сколько времени он тратит на решение заданий различной сложности (базовой, повышенной, высокой), наметить оптимальный для себя порядок выполнения заданий.
Поскольку все вопросы базового уровня находятся лишь в части А, и она же обеспечивает почти 60% успеха выполнения экзаменационного варианта , основное внимание советую уделить выполнению тестовых заданий первой части работы. Справившись с максимально большим количеством этих заданий, можно переходить к следующему этапу. Также можно определить для себя первоначальный промежуток времени для выполнения части А и действовать в соответствии с этим лимитом. Сначала следует выполнять тесторые задания в том порядке, в котором они даны. Однако не стоит тратить много времени на задание, формулировка или решение которого вызывает затруднение . Его лучше пропустить, отметив каким-либо образом его текст в варианте (чтобы потом быстро найти), и вернуться к нему позже, если останется время. Сейчас в правилах проверки варианта ЕГЭ отсутствует система штрафов за неверно выполненное тестовое задание. Кроме того, наличие лишь четырёх ответов в тестовых заданиях закладывает и определённый процент угадывания верного ответа. Если пропущенные задания части А решить не удаётся, не стоит оставлять их без ответа ко времени сдачи экзаменационной работы. Лучше использовать интуицию и здравый смысл и попытаться всё же дать ответы на все задания.
Вторым этапом может быть решение задач части С , а не В, поскольку последняя обеспечивает лишь 7% от максимального тестового балла. Каждая задача в части С оценивается в 3 первичных балла, а в части В — лишь в 1 балл . Поэтому успешное решение одной задачи части С автоматически приравнивается к выполнению трёх кратких заданий части В. Часть С содержит задачи по всем разделам школьного курса физики и обеспечивает 35% максимального тестового балла. Уровень трудности этих задач сильно варьируется в рамках одного варианта. Охват большого числа тем и различный уровень сложности задач дают возможность выбора и повышают шансы на успешное выполнение части этих заданий. В отличие от двух первых частей работы, где каждое задание оценивается лишь в рамках «верно» или «неверно », развёрнутые задания эксперты проверяют по специально разработанным критериям (о них будет сказано ниже). Поэтому даже при неполном решении или допущенных ошибках есть возможность получить за задание 1 —2 балла. Часть В имеет смысл выполнять после того, как исчерпаны возможности выполнить развёрнутые задания, поскольку «весовая» категория решения задач с краткой записью ответа приравнена к заданиям части А.
Ученикам следует знать, что правом публикации аналитических материалов и вариантов экзамена обладают лишь два издательства : «Интеллект-Центр» и «Просвещение». В издательстве «Интеллект-Центр» выпускаются учебно-тренировочные материалы для подготовки к экзамену текущего года: даётся их характеристика, примеры заданий и демонстрационный вариант. В издательстве «Просвещение» после экзамена публикуются его основные результаты, анализ контрольно-измерительных материалов, а также часть использованных вариантов КИМов . Выпускаемые другими издательствами книги под названием «Единый государственный экзамен » не имеют отношения к реальным КИМам и могут использоваться лишь как вспомогательные учебные пособия при повторении курса физики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике
Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....
Психологическая подготовка выпускников в период подготовки к ГИА
Консультация для родителей выпускников...
Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ».
Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ»....
Программа психологического занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х классов «Психологическая подготовка к экзаменам»
Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:1. Обучение выпускников способам рела...
Рабочая программа по самообразованию по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТАПОВ И ПЕРИОДОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА»
Актуальность:Достижения высокого уровня спортивного мастерства и успех выступления в соревнованиях зависит от рационального построения всех взаимосвязанных сторон подготовки спортсменов: технической, ...
Методическая работа «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТАПОВ И ПЕРИОДОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА.»
Содержание I. Пояснительная записка II. Общая психологическая подготовка спортсменов III. Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям IV. Управление нервно-психиче...