Вопросы Олимпиады "Ломоносов 300 лет"
олимпиадные задания по физике (7 класс) по теме
Здесь размещены вопросы к заочной межпредметной олимпиаде "Ломоносов 300 лет".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_lomonosov_300_let.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
6.1. Какие физические приборы и инструменты заказал Пётр 1 в Европе? Какова дальнейшая судьба их и Физического кабинета?
6.2. С 1737 г. Ломоносов с другими студентами слушал лекции профессора Христиана Вольфа по экспериментальной физике. Что представляло собой тогда «вольфианство»? Почему позднее Ломоносов занял диаметрально противоположные научные позиции? Критиковал ли Ломоносов Вольфа?
6.3. Когда в России началось преподавание физики?
6.4. Как Ломоносов относился к «гипотезам»?
6.5. «Таблицы колебаний центроскопического маятника» (1765). С какой целью Ломоносов проводил такие наблюдения колебаний маятника?
6.6. «О переменах тягости по земному глобусу». С какого времени науке известно непостоянство силы тяжести? На какую величину (примерно) и почему она изменяется? Какая наука изучает эти вариации?
6.7. Как Ломоносов предполагал измерять силу притяжения Луны и Солнца?
6.8. «Изменяется ли направление центра тяжести»? Что Вы можете сейчас сказать по этой конкурсной задаче самого Ломоносова? Если, например, соорудить достаточно высокий и точный отвес, покажет ли он на центр Земли? Что он будет показывать с течением времени?
6.9. Ещё в 1745 г. Рихман демонстрировал императрице (кстати, какой?) свои электрические эксперименты. Что это могло быть?
6.10. Какие приборы «для измерения степени электричества» были им предложены? Какие исследования по электричеству и где проводил сам Ломоносов?
6.11. «Сыскать подлинную электрической силы причину и составить точную ее теорию» (конкурс Академии). Как Ломоносов объяснял природу проводников и изоляторов?
6.12. «Без всякого чувствительного грома и молнии происходили от громовой машины сильные удары с ясными искрами и с треском, издалека слышным, что ещё нигде не примечено и с моею давнею теориею о теплоте и нынешнею об электрической силе весьма согласно...» (31 мая 1753 г.). Открытие какого принципиального физического понятия осуществил здесь Ломоносов? Как сейчас называется это явление, происходящее при хорошей погоде?
6.13. «Теория электричества, изложенная математически» (апрель 1756 г.) — эфирная теория электричества Ломоносова, устанавливающая взаимосвязь света и электричества, а также оптические свойства наэлектризованных сред. Проведите логические связи между учеными: Эйлер — Ломоносов — Максвелл; и понятиями: эфир — электромагнитное поле.
6.14. «Магнитная теория, и особенно магнитное склонение и наклонение» (задача Академии). Какое применение данной теории предполагал Ломоносов? Где и для чего он считал необходимым использовать наклонные магнитные стрелки?
6.15. Во время визита Екатерины Второй Ломоносов показывал «новоизобретенные им физические инструменты и химические опыты» (Санктпетербургские ведомости). Почему императрица приехала к Ломоносову, а не наоборот? Какие физические инструменты Ломоносов мог показать? Какие — не мог бы?
6.16. Что общего и что различно между атомами древних философов, монадами Лейбница, корпускулами Ломоносова и молекулами в нашем современном представлении?
6.17. В чём состоит атомно-кинетическая концепция Ломоносова?
6.18. Для всех процессов природы Ломоносов, в пределах механистических представлений 18 века, различал три формы движения. Какие же?
6.19. «О тяжести тел и извечности первичного движения». Разделял ли Ломоносов представления Ньютона о «первотолчке», как причине всех движений в природе?
6.20. В каких физических величинах измерялось количество движения во времена Ломоносова?
6.21. В физике времен Ломоносова господствовали невесомые жидкости: «расширительная сила», «теплород», «огненная материя», «электрическая жидкость», «световое вещество». Как сам Ломоносов объяснял физические опыты по тепловым, электрическим и световым явлениям?
6.22. Какие опыты с вакуумом проводил Ломоносов? Какое оборудование он использовал?
6.23. Когда в науке были созданы условия для изучения превращений разных видов энергии и определения закона сохранения энергии?
6.24. «Размышления о причине теплоты и холода» (1749). Возможны ли, по Ломоносову, «высшая и последняя степень теплоты» или «наибольшая и последняя ступень холода»?
6.25. Как Ломоносов измерял вязкость жидкостей? Как — твёрдость и износоустойчивость материалов? Как получал условия вакуума?
6.26. «Опыт теории упругости воздуха» (1748). Пригодилась ли Ломоносову «расширительная материя»?
6.27. Как Ломоносов объяснял явление «вольного» движения воздуха в рудниках и шахтах? Какое применение эта теория нашла для пламенных печей?
6.28. «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее». Предполагал ли Ломоносов корпускулярно-волновой дуализм света?
6.29. «Новая теория света и цветов»: «Живописцы употребляют цветы главные, прочие через смешение составляют; то в натуре ли положить можем большее число родов эфирной матери для цветов, нежели она требует и всегда к своим действиям самых простых и коротких путей ищет?». Какой философский принцип Ломоносов положил в основу своей теории цветов?
6.30. Ломоносов предложил трёхцветную теория зрения. Какие три базовых цвета он использовал? Кто и почему считается основоположником современной теории цветов?
6.31. Как предложил Ломоносов усовершенствовать часы с точки зрения трибологии (науки о трении)?
6.32. Как связаны явления теплового излучения с электрическими и световыми явлениями?
6.33. Как у Ломоносова осуществлялся резонанс между светом и веществом?
6.34. А зачем предшественники и современники Ломоносова (неглупые ведь люди!) выдумывали несметное количество гипотетических «невесомых жидкостей» и «разносортных эфиров» чуть ли не для каждого рода явлений? Был ли в том прок?
6.35. В конце жизни Ломоносов предполагал составить труд «Система всей физики». Как Вы полагаете, насколько бы и в чём она отличалась от учебника физики его предшественников? Насколько бы она отличалась от нынешнего учебника?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольные вопросы по разделу "Кулинария" (5,6 класс). Вопросы по материаловедению (5,6 класс).
Контрольные вопросы по разделу "Кулинария". (5,6 класс). Проверь себя. Вопросы по материаловедению. (5,6 класс)....
Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на раз
Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деяте...
презентация типы вопросов (общий вопрос)
презентация типы вопросов (общий вопрос)...
Разработка урока "Специальные вопросы и вопросы к подлежащему"
Тема: Специальные вопросы и вопросы к подлежащему с глаголом can.Цель....
Вопросы для проведения компьютерного тестирования (среза знаний) по дисциплине "Основы латинского языка с медицинской терминологией", 30 вопросов.
Даннуюработу можно использовать в каяестве теста по дисциплине "Основы латинского языка с медицинской терминологией" и в виде компьютерного тестирования и в бумажной версии. Предназначена для проведен...
Контрольные вопросы по предмету «Грамматика русского языка» для 5 класса.Контрольные вопросы по предмету «Грамматика русского языка» для 6 класса.
Контрольные вопросы по предмету "Грамматика русского языка" для 5-6 классов состоят из пятнадцати вопросов каждая. Целью этих работ является проверка ЗУН по изучаемой дисциплине в течении данног...