Экспериментальная физика 11 класс
рабочая программа по физике (11 класс)

 

Курс соответствует задачам, стоящим перед обучением физике в старших классах средней школы, основной особенностью которого является универсальность, включающая такие составляющие, как овладение учащимися языком изучаемой науки, общими методами и способами познания. Изучая фундаментальные эксперименты, учащиеся знакомятся с историей развития физики, становлением и эволюцией физической науки, с биографиями учёных, что позволяет им представить физику в контексте общей культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zksperimentalnaya_fizika_11_klass.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1539»

       РАССМОТРЕНА                                                     УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                                  Директор ГБОУ Школа №1539

ГБОУ  Школа №1539                                          ____________В.С. Карагашкин

протокол № ____от_____                                   «____»____________20____г        

                                                                                        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

(бюджетная деятельность)

                                               

Экспериментальная физика

название кружка

Направленность программы: естественнонаучная

Уровень программы: базовый

Возраст: 16 – 17 лет (11 класс)

Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель:

Маркова Е.А.                                       

                                            педагог дополнительного образования

МОСКВА, 2020-2021

Пояснительная записка

   Курс соответствует задачам, стоящим перед обучением физике в старших классах средней школы, основной особенностью которого является универсальность, включающая такие составляющие, как овладение учащимися языком изучаемой науки, общими методами и способами познания. Изучая фундаментальные эксперименты, учащиеся знакомятся с историей развития физики, становлением и эволюцией физической науки, с биографиями учёных, что позволяет им представить физику в контексте общей культуры.

   Данный курс способствует углублению и расширению представлений учащихся об экспериментальном методе познания в физике, о роли и месте фундаментального эксперимента в становлении физического знания, о взаимосвязи теории и эксперимента. Выполнение учащимися некоторых фундаментальных опытов с использованием физических приборов позволяет внести вклад в формирование у них экспериментальных умений использование компьютерного моделирования дает возможность сформировать у учащихся умения выполнять исследования с помощью компьютера, а также целый ряд общеучебных умений.

   В  ходе изучения данного  курса создаются условия для решения таких общеобразовательных задач, как приобретение обучающимися  знаний; предметных, надпредметных и метапредметных умений; политехническое образование.

Актуальность курса обусловлена практической направленностью:

  - Реализацией возможности учащимися продемонстрировать свои умения практически;

  - Развитием личностных качеств, связанных с формированием самостоятельного подхода к решению конкретных задач.

Программа состоит из следующих частей: а) погрешности; б) лабораторные работы; в) экспериментальные работы; г) экспериментальные задачи; д) решение физических задач ;е) тестирование.

Цель курса: систематизация и совершенствование уже усвоенных в основном курсе знаний и умений и их углубление, а также дать учащимся возможность развивать практические навыки, творческую инициативу, положительную мотивацию к изучению физики.

Задачи:

1. Усвоение содержания физических понятий, законов в процессе активной познавательной деятельности.

2. Формирование представлений о связи теоретических и практических задач.

3. Приобретение навыков работы с физическими приборами.

4. Знакомство учащихся с великими экспериментами в физике по литературным источникам.

5. Развитие умений и навыков в постановке и решении экспериментальных задач.

6. Оказание помощи учащимся в понимании того, что собой представляет физика как наука.

7. Совершенствование умения решать задачи по алгоритму, аналогии, графические, геометрические и др.

8. Создание основы для правильного понимания естественнонаучной картины мира при рассмотрении различных типов задач.

Формы и режим занятий:

Форма обучения: очная, групповая

Режим занятий: Программа рассчитана на 34 часа. Начало занятий с сентября.

На 2-м году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю (время занятий включает 45 мин. учебного времени )

Программа курса.

  1. Методы измерения физических величин.

Основные и производные физические величины и их измерения. Единицы и эталоны величин. Абсолютные и относительные погрешности прямых измерений. Измерительные приборы, инструменты, меры. Инструментальные погрешности и погрешности отсчета. Классы точности приборов. Границы систематических погрешностей и способы их оценки. Случайные погрешности измерений и оценка их границ.

Этапы планирования и выполнения эксперимента. Меры предосторожности при проведении эксперимента. Учет влияния измерительных приборов на исследуемый процесс. Выбор метода измерений и измерительных приборов.

Способы контроля результатов измерений. Запись результатов измерений. Таблицы и графики. Обработка результатов измерений. Обсуждение и представление полученных результатов.

  1. Фундаментальные опыты в электродинамике.

Опыты Кулона по электростатическому взаимодействию. Опыты Рикке, Иоффе, Милликена, Мандельштама, Папалекси, Толмена, Стюарта как основа электронной теории проводимости. Опыты Ома, их роль в установлении законов постоянного тока. Опыты Ампера, Эрстеда и Фарадея по электромагнетизму. Опыты Герца по излучению и приёму электромагнитных волн. Фундаментальные опыты как подтверждение следствий теории.

  1. Фундаментальные опыты в оптике.

Краткая история развития учения о свете. Опыты, послужившие основой возникновения волновой теории света. Опыты Ньютона по дисперсии света. Опыты Ньютона по интерференции света. Опыты Юнга. Опыты по поляризации света. Проблема скорости света в физической науке. Измерение скорости света: астрономические и земные методы.

  1. Фундаментальные опыты в квантовой физике.

Зарождение квантовой теории. Экспериментальное изучение теплового излучения. Опыты Столетова и Герца по изучению явления и законов фотоэффекта. Опыты Лебедева по измерению давления света. Опыты Резерфорда по зондированию вещества и модель строения атома. Опыты Франка и Герца и модель атома Бора. Фундаментальные опыты по формированию нового стиля научного мышления.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны знать (на уровне воспроизведения):

– имена учёных, поставивших изученные фундаментальные опыты, даты их жизни, краткие

биографические данные, основные научные достижения;

- понятие физической задачи,

- классификацию задач по различным критериям,

- правила и приемы решения физических задач,

- основные законы и формулы различных разделов физики;

Учащиеся должны понимать:

– роль фундаментальных опытов в развитии физики;

– место фундаментальных опытов в структуре физического знания;

– цель, схему, результат и значение конкретных изученных фундаментальных опытов.

Учащиеся должны уметь:

– выполнять определённые программой исследования с использованием физических приборов и

компьютерных моделей;

– демонстрировать опыты;

– работать со средствами информации (осуществлять поиск и отбор информации, конспектировать её,

осуществлять её реферирование);

– готовить сообщения и доклады;

– выступать с сообщениями и докладами;

– участвовать в дискуссии;

– подбирать к докладам и рефератам иллюстративный материал;

– оформлять сообщения и доклады в письменном виде;

- использовать различные способы решения задач,

- применять алгоритмы, аналогии и другие методологические приемы решения задач,

- решать задачи с применением законов и формул, различных разделов физики,

- проводить анализ условия и этапов решения задач,

- классифицировать задачи по определенным признакам.

Методические рекомендации

     При проведении занятий используются такие формы организации обучения, как лекции (вводные), семинары, практические занятия, самостоятельная работа учащихся (коллективная, групповая, индивидуальная), консультации. Обучающиеся осуществляют деятельность по поиску информации для подготовки докладов и сообщений, готовят эксперимент, подбирают видеоматериалы, компьютерные программы.

     При выполнении лабораторных работ как с реальными физическими приборами, так и с компьютерными моделями организуется исследовательская деятельность обучающихся по экспериментальному установлению зависимостей между величинами. Учащиеся выполняют все этапы деятельности: постановка задачи, выдвижение гипотез, планирование эксперимента, выбор средств для выполнения эксперимента, сборка установки, наблюдения и измерения, фиксация результатов и их анализ, выводы. При этом в зависимости от уровня владения учащимися исследовательским методом уровень самостоятельности при выполнении лабораторных работ и характер помощи со стороны учителя могут быть различными.

     Помимо исследовательского метода целесообразно использовать частично-поисковый и проблемный методы изложения материала. В отдельных случаях – информативно-иллюстративный.

Литература

  1. «Физика», 11 класс. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Гутник. «Просвещение», 2012.
  2. «Фундаментальные эксперименты в физической науке». Н.С.Пурышева, Н.В.Шаронова, Д.А.Исаев. Москва.
  3. «Фундаментальные эксперименты в физической науке». Методическое пособие. Н.С.Пурышева, Н.В.Шаронова, Д.А.Исаев. Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для 7 класса

Рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 7 классов составлена на основе авторского методического пособия: Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М. Г. ...

рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для 8 класса

Рабочая программа работы кружка по физике для учащихся 8 классов составлена на основе авторского методического пособия: Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М. Г. Ковтунович. Направле...

Элективный курс по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 8-9 классов как подготовка к экспериментальной части ОГЭ по физике.

Данная программа разработана для тогго, чтобы подготовить учащихся к выполнению экспериментальной части на ОГЭ по физике....

План кружка "Экспериментальная физика" для 8А (физико-математического ) класса по теме "Сила тока, напряжение, сопротивление"

В рамках дистанционных занятий, на занятиях кружока по экспериментальная физика  имеет смысл рассмотреть задачи включенные в экспериментальную часть Всероссийской ол импиады школьников по физике ...

Подробный план занятий кружка "Экспериментальная физика" по тема «Исследование смешанного соединения проводников» для 9 А (физико-математический профиль) класса

В рамках дистанционного обучения разработан подробный план занятий для обучающихся в рамках кружка "Экспериментальная физика", базирующийся на материалах эксперимента Всероссийской олипиады ...

Занятие кружка экспериментальная физика по теме «Исследование полупроводникового диода» 9 класс (физико-математический и инженерный профиль)

В рамках дистанционного обучения разработан план занятий для обучающихся пв рамках раоты кружка "Экспериментальная физика" с использованием видео материалов показывающих исследование вольт-а...

Занятие кружка «Экспериментальная физика» 9 класс Тема "Оптика" 9 класс углубленное изучение

В рамках дистанционного проведения занятий обучающимся предлагается подробный план занятия кружка....