Предпрофильная подготовка 8 касс
элективный курс по физике (8 класс) по теме
Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для учащихся 8 классов и рассчитана на 1 час в неделю.
Цели программы: Закрепить, систематизировать и углубить знания учащихся по физике; формировать познавательный интерес; расширить кругозор учащихся; повысить их интерес к решению качественных задач на основе межпредметных связей, позволяющих устанавливать причины и следствия; позволить учащимся оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе.
Программа направлена на повышение интереса к физике и способствует лучшему усвоению материала. Содержание программы соответствует познавательным возможностям восьмиклассников, но предоставляет ученику возможность работы на уровне повышенных требований, развивая его учебную мотивацию. Программа по некоторым темам содержит более углублённый материал, а также связь физики с другими дисциплинами ( биология, география, экология, история). Содержание данной программы включает в себя следующие виды деятельности: самостоятельную ( индивидуальную или коллективную) работу учащихся, лекционно – семинарские занятия, уроки решения задач, уроки – презентации, проектная деятельность, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией.
В результате подготовки учащиеся должны уметь:
- Более осознанно применять на практике физические законы, правильно (оптимально и безопасно для жизни) действовать в реальном мире.
- Уметь самостоятельно приобретать и применять знания.
- Уметь работать с источником информации.
- Уметь работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
- Самостоятельно выдвигать способ и алгоритм решения задач.
- Решая задачу, уметь выбирать простой и рациональный способ решения.
- Уметь решить одну задачу различными способами.
- Экономно использовать своё время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativa_8.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Предпрофильная подготовка по физике.
(Программа дополнительного образования)
8 класс
Москва 2011-2012 уч.год
Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для учащихся 8 классов и рассчитана на 1 час в неделю.
Цели программы: Закрепить, систематизировать и углубить знания учащихся по физике; формировать познавательный интерес; расширить кругозор учащихся; повысить их интерес к решению качественных задач на основе межпредметных связей, позволяющих устанавливать причины и следствия; позволить учащимся оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе.
Программа направлена на повышение интереса к физике и способствует лучшему усвоению материала. Содержание программы соответствует познавательным возможностям восьмиклассников, но предоставляет ученику возможность работы на уровне повышенных требований, развивая его учебную мотивацию. Программа по некоторым темам содержит более углублённый материал, а также связь физики с другими дисциплинами ( биология, география, экология, история). Содержание данной программы включает в себя следующие виды деятельности: самостоятельную ( индивидуальную или коллективную) работу учащихся, лекционно – семинарские занятия, уроки решения задач, уроки – презентации, проектная деятельность, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией.
В результате подготовки учащиеся должны уметь:
- Более осознанно применять на практике физические законы, правильно (оптимально и безопасно для жизни) действовать в реальном мире.
- Уметь самостоятельно приобретать и применять знания.
- Уметь работать с источником информации.
- Уметь работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
- Самостоятельно выдвигать способ и алгоритм решения задач.
- Решая задачу, уметь выбирать простой и рациональный способ решения.
- Уметь решить одну задачу различными способами.
- Экономно использовать своё время.
Содержание программы
1. Вводное занятие.
Задачи и содержание данной программы. Безопасность труда и правила техники безопасности.
2.Примеры теплопередачи в природе и технике.
Ветры. Отопление и охлаждение жилых помещений. Термос. Теплопередача и растительный мир.
Роль конвекции в процессах, происходящих в атмосфере и в океане. Образование конвекционных потоков в промышленных зонах. Тяга. Механизм рассеивания выбросов с помощью высоких труб. Особенности рассеивания при циклонах и антициклонах. Нарушение конвекции в случае ядерной войны и наступление «ядерной зимы». Теплоизоляция в быту и технике как метод сбережения энергоресурсов.
Экологические аспекты водяного отопления (загрязнения от ТЭЦ).
Парниковый эффект на Земле и возможные последствия его усиления. Перспективы использования экологически чистой энергии Солнца.
3.Первый закон термодинамики. Удельная теплоёмкость.
Нарушение природно – климатических условий при осушении естественных и создании искусственных водоёмов. Широкое применение воды во всех сферах производства. Ограниченность запасов пресной воды.
4.Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.
Расчёт давления при ходьбе и стоя на месте. Решение качественных и расчётных задач.
Способы уменьшения и увеличения давления (обобщение в виде таблицы).
Уменьшение давления | Увеличение давления |
Фундамент здания | Топор |
Шасси самолёта | Нож |
Широкие шины автомобилей | Гвозди, кнопки |
Гусеницы вездеходов, тракторов | Иголки |
Лыжи | Зубы, когти, клювы зверей |
Шайбы под гайки | Шипы, колючки растений |
Шпалы под рельсы | Жало осы |
Можно предложить дополнить таблицу ученикам, исходя из личного опыта.
5.Теплота сгорания топлива.
Органическое топливо как основной источник энергии на современном этапе. Ограниченность запасов органического топлива, загрязнение атмосферы продуктами его сгорания. Сравнение эффективности и экологической безвредности различных видов топлива (газ, жидкое топливо, твёрдое топливо). Необходимость перехода автотранспорта на газовое топливо.
6.Атмосферное давление. Давление на различных высотах.
Как мы пьём? Атмосферное давление в живой природе. Атмосфера и человек. Влияние атмосферы на здоровье. Атмосфера Земли.
7.Сходство и различия агрегатных состояний вещества. Плавление и отвердевание.
Систематизация материала о различных агрегатных состояниях вещества:
Агрегатное состояние | Расстояние между частицами | Характер движения частиц | Порядок в расположении частиц | Взаимодействие частиц | Свойства |
Газооб- разное | R>>d0 | Хаотическое движение-частицы свободно движутся среди других частиц | Силы взаимодействия чрезвычайно слабы | Газы: 1.Не сохраняют ни формы, ни объёма. Могут неограниченно расширяться. 2.Оказывают давление на стенки сосуда по всем направлениям одинаково. 3.Легко сжимаемы и упруги. 4.Обладают плохой теплопроводностью | |
Жидкое | R~d0 | Колебательно-поступательное движение частиц | Ближний порядок | Проявляются силы взаимного притяжения и отталкивания | Жидкости: 1.Сохраняют объём, но легко меняют свою форму. 2.Плохо сжимаемы (упруги). 3.Обладают текучестью. 4.Обладают плохой теплопроводностью |
Твёрдое | R=d0 | Колебательное движение частиц около положения равновесия | У кристаллов дальний и ближний порядок. У аморфных тел ближний порядок | Проявляются силы взаимного притяжения и отталкивания | Твёрдые тела обладают: 1.Упругостью. 2.Пластичностью. 3.Прочностью. 4.Хрупкостью. 5.Анизотропией (для монокристаллов). 6.Изотропностью (Для поликристаллов). |
Круговорот воды в природе. Явление испарения с поверхности морей и океанов и его влияние на климат Земли.
Влияние засоленности воды на температуру льдообразования. Экологические аспекты литейного производства.
8.Расчёт количества теплоты в различных тепловых процессах. Уравнение теплового баланса.
9.Действие жидкости и газа на погружённое в них тело.
10.Испарение и конденсация. Холодильник.
Образование кислотных дождей. Опасность накопления в атмосфере фреона и аммиака для жизни на Земле.
11.КПД простых механизмов.
12.Тепловые двигатели. КПД. Экономия тепловой энергии в быту. Охрана окружающей среды.
Загрязнение окружающей среды выбросами в атмосферу и сточными водами. Кислотные дожди. Гибель водоёмов, растительности, разрушение архитектурных сооружений, коррозия металлов. Меры снижения вредных выбросов. Контроль за выхлопными газами. Сравнение тепловых двигателей по их влиянию на экологическую обстановку. Совершенствование тепловых двигателей с целью охраны природы. Резиновые двигатели.
13.Механическое движение.
Ознакомить со способами описания прямолинейного равномерного движения. Научиться: 1. По графику зависимости пути от времени определять скорость. Строить график зависимости скорости от времени.
2.По графику зависимости скорости от времени рассчитывать путь, пройденный телом. Строить график зависимости пути от времени.
3.Сравнивать графики зависимости пути от времени для двух тел; находить и сравнивать скорости тел.
4.Сравнивать графики зависимости скорости от времени для двух тел; находить и сравнивать пути тел.
5.Рассматривать графики зависимости пути от времени движения двух тел и находить графически и аналитически время и место встречи.
Решать задачи на расчёт пути и времени движения. Записывать решение задач в общем виде. Показать на конкретной задаче, что значение средней скорости отличается от среднего арифметического значения.
14.Электризация тел. Электрическое поле.
Влияние статического электричества на биологические объекты. Электростимулирование жизнедеятельности семян и растений. Борьба с электризацией жилых помещений (ионизаторы воздуха, влажность воздуха и электризация, очистка воздуха электрофильтром).
15.Явление тяготения и сила упругости.
16.Проводники. Диэлектрики. Полупроводники.
17.Электрическая цепь. Безопасные приёмы работы с электроцепями .
Основные способы защиты человека от поражения электрическим током. Наибольшее напряжение, при котором разрешается работать. Постоянное и переменное напряжения, степень их опасности. Правила работы с предохранителем. Правила безопасной работы с электро –и радиоизмерительными приборами.
18.Проводимость жидкостей и газов.
19.Сила тока. Напряжение. Сопротивление.
20.Из жизни учёных: Фарадей, Максвелл, Иоффе, Милликен, Резерфорд, Гальвани, Джоуль, Ленц, Ампер, Вольт, Ом.
21.Закон Ома для участка цепи.
22.Смешанное соединение проводников.
23.Работа и мощность тока.
24.Расчёт энергии, потребляемой бытовыми электрическими приборами. Экономия электроэнергии.
25.Электронагревательные приборы. Безопасные приёмы работы с электроприборами.
26.Магнитное поле. Магнитное поле Земли и других планет. Магнитное поле и живые организмы.
Взаимообусловленность явлений в природе. Влияние магнитного поля на биологические объекты. Понятие о магнитобиологии (воздействие на организм магнитных бурь, магнитных браслетов, ориентация птиц).
27.Постоянные магниты. Индукция магнитного поля.
Экологические аспекты добычи железной руды открытым способом (образование завалов и их последующая разработка).
28.Электродвигатель. КПД.
Перспективы развития электротранспорта. Преимущества электродвигателя как экологически чистого двигателя.
29.Электрификация и охрана природы.
30.Свет и зрение. Источники света. Световые пучки.
Действие света на вещество. Тепловые источники света. Отраженный свет и его источники. Источники люминесцентного света. Люминофоры. Способы возбуждения люминесценции. Искуственное освещение. Устройство лампы накаливания. Превращение энергии при свечении лампы накаливания.
Объяснение видимости световых пучков. Диафрагмы и получение с их помощью световых пучков. Тени и полутени. Солнечные и лунные затмения.
31.Отражение и преломление света. Зеркала.
Прохождение света сквозь стеклянную пластинку с параллельными гранями. Зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света и опыты, подтверждающие эти иллюзии. Полное отражение света. Волоконная оптика. Распространение света в оптически неоднородной среде. Миражи.
Построение изображения в плоском зеркале. Многократное изображение предмета в нескольких плоских зеркалах. Опыты с двумя зеркалами. Отражение света от кривых зеркальных поверхностей. Вогнутое зеркало. Ход световых пучков и лучей при отражении от вогнутого зеркала. Изображение предметов в вогнутом зеркале. Практическое использование вогнутых зеркал.
32.Оптические приборы: глаз, калейдоскоп, фотоаппарат, камера обскура.
Устройства глаза. Оптическая система глаза и её части. Глаз как орган зрения. Изображение предмета на сетчатке глаза. Свойства глаза. Нормальное зрение. Дальнозоркость и близорукость. Острота зрения. Адаптация.
Изготовление камеры и её использование.
33.Спектр. Разложение белого света на цвета. Цвет тел.
Получение на опыте непрерывного спектра белого цвета. Объяснение разложения белого пучка света призмой на цветные пучки. Объяснение образования радуги.
34.Световые явления.
Изменение прозрачности атмосферы под действием антропогенного фактора, его экологические последствия. Изменение климата.
35.Оптические явления в воде.
36.Экспериментальные задачи.
37.Использование Солнца на Земле.
38.Итоговое занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...
Курсы предпрофильной подготовки "Уютный дом" ( программа)
Реализация идеи профильности старшей ступени средней школы ставит учащихся 9 классов перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в...
Проект "Школьное лесничество как модель предпрофильной подготовки и профильного обучения"
На базе школьного лесничества "Лесные Берендеи" как структурного компонента дополнительного экологического образования в школе возможно создание модели предпрофильной подготовки и профильного обучения...
Программа элективного курса по математике для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
"Программа элективного курса по математике "В мире модулей""Элективный курс для учащихся 9 класса общеобразовательной школы посвящен одной из важных и трудных тем «Модули». При подготовке к экзаменам ...
Проблема предпрофильной подготовки и профильного обучения, роль элективных курсов, факультативных занятий, специальных курсов для усиленной подготовки к ГИА и ЕГЭ по физике.
Доклад был подготовлен в рамках районного методического объединения учителей физики....
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «Интенсивный курс подготовки к ОГЭ» для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
Интенсивный курс подготовки к ОГЭ ориентирован на учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 34 часа аудиторного времени....
Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс
Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс...