Разработка урока "Световые явления" 8 класс
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Урок физики в 8 классе по теме "Свнтовые явления". Урок проводится в форме лаборатории, где представлены не только теоретические задания, но и самостоятельная практическая деятельность.
К уроку прилагается презентация и конспект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок физики в 8 классе | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок физики в 8 классе
«Лаборатория света»
Цель — в нестандартной форме закрепить полученные знания по теме : «Световые явления»
Задачи:
- познакомить с разнообразными направлениями изучения световых явлений:
- отработать знания о линзах, их применении в различных сферах жизни человека;
- закрепить умения решения задач на применение законов оптики;
- отработать навыки построения в линзах;
- привить интерес к изучению данного курса физики.
Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний
Форма урока: урок — исследование
Оборудование:
- мультимедийная презентация к уроку, репродукции картин «Утро в сосновом бору» И.И. Шишкина, «Заросший пруд» В.Д. Поленова, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Солнце осени», картины световых явлений в природе, роман «Таинственный остров» Ж.Верна,
- схемы хода лучей в линзах и зеркалах,
- исторические и медицинские документы для исследования,
- линзы разных видов (рассеивающие и собирающие),
- источники света (лампочка, свеча, лазерный луч),
- дневники эксперимента,
- набор по оптике.
Этап | Содержание урока | Слайд |
I |
Это только Поль Гоген мог позволить себе закрывать глаза, чтобы видеть: так он процитировал состояние поиска творческого настроя. А нам всё чаще приходится открывать глаза пошире, чтобы не упустить ничего нового и интересного. Конечно, суть увиденного зависит от имеющихся знаний, но видим-то мы только то, на что смотрим. Поэтому важно, какими глазами… точнее, каким зрением мы смотрим вокруг. Современность принесла с собой не только стремительное развитие технического прогресса, изобретение предметов, доселе казавшихся фантастикой, но и ухудшение экологии, стрессы и, как следствие, проблемы со здоровьем. Сейчас все большее количество людей жалуется на проблемы со зрением. Если у наших родителей зрение начинало снижаться годам к сорока, то сейчас многие школьники и студенты, а также молодое поколение офисных работников нуждаются в коррекции зрения в гораздо более раннем возрасте. А чем корректировать зрение? Что лучше: очки или контактные линзы? На этот вопрос нам предстоит сегодня ответить? А что нужно узнать, чтобы ответить на этот вопрос? (ответы детей) Необходимо узнать, а откуда человек узнал о линзах и очках, каким образом происходит преломление света в линзах и очках, почему мы видим себя в зеркале, как отдохнуть нашим глазам. |
II | Сегодня в нашем НИИ оборудовано несколько лабораторий, работа в которых поможет нам решить вопрос о линзах и очках: |
III | Перед вами целый список вопросов и задач, которые нам необходимо решить в ходе нашей работы. Обратите на них внимание и скажите: какие вопросы мы отнесем к тем или иным лабораториям (На слайде список вопросов). |
IV | Ну что ж, начнем нашу работу в лабораториях. Как вы думаете, с чего все начинается (с истории). В какую лабораторию мы с вами должны сейчас попасть? (В историческую). |
V | «Суха теория, мой друг, |
VI | Далее проследуем непосредственно в медицинскую лабораторию, где вы должны разделиться на две группы, каждая из которых будет доказывать эффективность использования очков или контактных линз, используя необходимые материалы, лежащие на столах. |
VII | Ну и, конечно же, необходимо отметить, что нашим глазам нужен отдых. А глазам в очках или линзах он нужен вдвойне. Кто вспомнит название этой картины и ее автора? (Показ картины.) Правильно, это “Утро в сосновом лесу” Ивана Ивановича Шишкина. Глухой сосновый бор пробуждается. Солнце только-только взошло и залило все вокруг своими щедрыми лучами. Взгляните на солнечные лучи. А что мы в оптике называем лучом света? А какие природные явления помогают нам разглядеть солнечные лучи на картине? Как это происходит? ( В тумане происходит рассеяние (отражение) света мелкими капельками воды.) Вот и у М.Ю.Лермонтова в стихотворении “Солнце осени” говорится об этом: Люблю я солнце осени, когда, Меж тучек и туманов пробираясь, Оно кидает бледный, мертвый луч На дерево, колеблемое ветром, И на сырую степь. Люблю я солнце... Ребята, а на поверхности вот этого озера (показ фотографии заката солнца у водоема) против солнца видна сверкающая дорожка. Как она образуется? Почему дорожка всегда ориентирована на наблюдателя? (Дорожка на поверхности воды возникает вследствие отражения света от мелких волн, которые ориентированы в различных направлениях. Поэтому при самых различных положениях наблюдателя отраженные лучи попадают к нему в глаз. Каждый наблюдатель видит “свою” дорожку.) Ребята, многие из вас, наверное, читали “Таинственный остров” Ж.Верна. Помните? “- Но кто же зажег огонь? - спросил моряк. - Солнце, - ответил Спилетт... Действительно, Солнце доставило огонь, которым так восторгался моряк. Он не верил своим глазам и был до того изумлен, что даже не мог расспрашивать инженера. - Значит, у вас было зажигательное стекло? - спросил инженера Герберт. - Нет, я его изготовил. И он показал. Это были просто два стекла, снятые инженером со своих часов и часов Спилетта. Он соединил их края глиной, предварительно наполнив водой, и таким образом получилась настоящая зажигательная чечевица, с помощью которой, сосредоточив лучи на сухом мхе, инженер добыл огонь”. Какой физический прибор сделал инженер? |
VIII | Ну что же ребята, вы ответили на много вопросов. Но самый важный вопрос, который мы ставили вначале: а что же лучше очки или линзы? |
IX | Звучит фрагмент «Лунной сонаты» Бетховена, на фоне музыки звучат стихи (Из оперы «Иоланта» П.И. Чайковского): Чудный дар природы вечной, Дар бесценный и святой, В нем источник бесконечный Наслажденья красотой: Небо, солнце, звезд сиянье, Море в блеске голубом – Всю картину мирозданья Мы лишь в свете познаем. Чудесные слова, красивые и точные. Берегите этот бесценный дар – дар видеть мир. И берегите свое здоровье. |
Год открытия | Имя ученого | Открытие |
400г. До н.э. | Платон | Теория зрительных лучей |
3 в. До н.э. | Евклид |
|
4 в. До н.э. | Аристотель | Закон преломления |
ХI век | Альхазен | Практические применения законов отражения и преломления (отражение света от зеркал, прохождение света в линзах) |
1272 г. | Эразм Вителлий (Вителло) | Теория обратимости световых лучей при преломлении |
ХIII век | Р. Бэкон | Открыто явление сферической аберрации, Признает линзы физическими приборами. |
ХIII век (1284г.) | Изобретение очков |
XV век | Леонардо да Винчи | Открыл закон бинокулярного зрения |
1521 год | Ф Мавролик | Описал законы собирающих и рассеивающих линз рассчитал количество цветов радуги, Изучил дефекты зрения (дальнозоркость и близорукость) |
1621 год | В.Снеллиус | Экспериментально доказал закон преломления света |
1647г. | Б.Кавальери | Открыта формула линзы |
1675г. | И. Ньютон | Корпускулярная теория света |
1678 год | Гюйгенс | Волновая теория света |
1508 год | Леонардо да Винчи | Первые упоминания о контактном способе коррекции зрения (создание линз) |
1637 год | Рене Декарт | Первые оптические системы, напоминающие контактные линзы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"
Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....
Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс
Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....
Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс
Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....
Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"
Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...
Разработка урока 7 класс "Северный Ледовитый океан"
Разработка урока по теме "Северный Ледовитый океан" для учащихся 7 классов. Урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения.Тип урока: урок новых знаний.Цель урока: выделить особ...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)
Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1. Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....