Роль физики в экологическом образовании
методическая разработка по физике на тему

В настоящее время человечество уже не сможет отказаться от благ цивилизации. Цивилизация- это монстр, которого необходимо укротить. Задача образования создать условия для экологического образования, однако, изучать экологию надо в рамках каждого предмета. Данная методическая работа показывает роль физики как предмета в экологическом образовании школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Rol_fiziki_v_ekologicheskom_obrazovanii.doc420.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        

ГЛАВА 1. РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ        

ГЛАВА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ  И  ШКОЛА        

ГЛАВА 3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ        

ГЛАВА 4. РОЛЬ ФИЗИКИ В ПРИРОДООХРАННОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ.        

ГЛАВА 5. ПРОЕКТ ПО СОЗДАНИЮ «ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПАСПОРТА ШКОЛЫ»        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.        

ЛИТЕРАТУРА.        

ПРИЛОЖЕНИЕ        

ОТЧЕТ ПО СОЗДАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПАСПОРТА ШКОЛЫ        

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ        

СТАТИСТИКА К УРОКАМ        

ВКЛЮЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКОЛОГИИ В КУРС ФИЗИКИ        

КОНФЕРЕНЦИЯ НА ТЕМУ «ОЗОНОВЫЙ ЭКРАН НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ»        

ВЛИЯНИЕ ЗВУКОВ И ШУМОВ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА        

ХОРОШЕЕ ЗРЕНИЕ – ЭТО ПРИЗНАК ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА!        

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАМЕНЫ ЛАМП НАКАЛИВАНИЯ НА ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ        

ПИСЬМА ПРИРОДЕ        

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ФИЗИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦОР        


ВВЕДЕНИЕ

В период научно-технической революции, когда наблюдается быстрый рост научных знаний и их широкое внедрение в производство, перед школой стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности.

Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний – развитие учебно-познавательного энтузиазма учащихся на уроках, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой школьников к восприятию нового учебного материала. Последнее предполагает широкое применение системы средств обучения, позволяющего учителю с наименьшей затратой времени и усилий использовать любые средства обучения в комплексе, в системе.

Проблема стимулирования, побуждения школьников к учению не нова: она была поставлена еще в 40-50-е гг. И.А. Каировым, М.А. Даниловым, Р.Г. Лембер. В последующие годы к ней было привлечено внимание ведущих методистов - физиков нашей страны (В.Г.Разумовский, А.В.Усова, Л.С.Хижнякова и др.). Они поставили задачу формирования положительных мотивов учения в качестве одной из самых главных в обучении физики, ибо высокий уровень мотивации учебной деятельности на уроке и интереса к учебному предмету – это первый фактор, указывающий на эффективность  современного урока.

Актуальность выбранной темы. Сегодня, по мнению специалистов, всю Россию можно назвать зоной экологического бедствия. Химическое и физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И, тем не менее, люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей... Так что задача состоит сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, в воде, почве, жилище, так как для современных людей характерно снижение (и даже потеря) инстинкта самосохранения и сохранения рода. К примеру, все знают, что питьевая вода практически везде (за весьма редким исключением) очищается плохо и представляет опасность для здоровья. Но многие ли используют аппараты для очистки воды?

К сожалению, людям свойственно пренебрегать опасностью тогда, когда она для них не очевидна; они не привыкли принимать меры предосторожности в этом случае. Только раннее (с детства) формирование правильного, научно осознанного взаимоотношения человека и природы может  предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их. Вот почему экологическое воспитание учащихся чрезвычайно актуально, и каждый учебный предмет может и должен (своими средствами) решать эту проблему. Учителям физики нужны для этого конкретные, связанные со школьной физикой яркие и убедительные материалы.

Объект исследования — экологическое образование учащихся при обучении физике.

Предметом исследования являются педагогические условия формирования экологических знаний и умений школьников в курсе физики основной общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что успешность формирования экологических знаний и умений учащихся в курсе физики основной общеобразовательной школы возможна в случае, если: создана система экологического образования на базе различных предметов, включающая содержание экологического материала, методы обучения и формы организации учебного процесса; содержание экологического материала органически связано с курсом физики, учитывает комплексный характер экологических знаний и межпредметные связи курса физики с дисциплинами естественнонаучного цикла, ориентировано на экологические проблемы глобального, регионального и локального уровня; обучение осуществляется с опорой на личный опыт взаимодействия учащихся с окружающей средой; обеспечивается самостоятельная деятельность школьников по изучению, анализу состояния окружающей среды, определению мер по улучшению экологической ситуации и решению конкретных экологических проблем.

В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Выявить роль и возможности школьного курса физики в раскрытии вопросов экологии.

2. Определить педагогические условия формирования экологических знаний и умений учащихся в курсе физики основной общеобразовательной школы.

3. Разработать методические рекомендации по изучению вопросов экологии в курсе физики.

4. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанных методических рекомендаций.

5. Повысить уровень знаний учащихся по физике и интерес к предмету.

Ожидаемые результаты:

 - Повышение мотивации учащихся к изучению предметов естественнонаучного цикла;

- овладение дополнительными знаниями, умениями и навыками в обозначенной области;

- разработка учащимися своих собственных учебно-исследовательских и научно- исследовательских работ и проектов.



ГЛАВА 1. РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одно из значимых направлений деятельности школы — работа по экологическому образованию. Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье — основное право человека и главная цель развития цивилизации. Без необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому экологическое образование должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее основ.

Если литература и история нужны для усвоения ценностей культуры, естествознание — закономерностей природы, то экологическое образование необходимо для формирования компетентного отношения к природе, определения допустимой меры ее преобразования, усвоение специфических закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Все изменения природной среды, и естественные, и вызванные деятельностью человека, оказывают влияние на условия жизни здоровья населения.

Деформация системы экологических отношений, дефицит ответственности перед будущим являются одним из истоков кризисной экологической ситуации. У выпускников школ, вузов, как и у населения в целом, преобладает потребительский подход к природе. Низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых. Не развита потребность практического участия в реальной работе по изучению и улучшению среды, окружающей человека. Поэтому основная цель экологического образования — формирование ответственного отношения к природе.

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности каждого жителя планеты. Ответственность — универсальная форма связи и взаимной зависимости личности и общества, соответственно она является существенной характеристикой человека. Развитие личности тесно связано с воспитанием чувства ответственности за судьбы своей страны и близких людей, природы родного края и всей планеты. Экологическая ответственность связана с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих. Поэтому необходимо признать экологическое образование приоритетным направлением совершенствования общеобразовательных систем.

Различают экологическое образование и экологизацию системы образования. Хотя они взаимосвязаны, но характеризуют в некотором отношении различные явления. Экологическое образование — это непосредственное усвоение экологических знаний различного характера и уровня. Выделяют два основных направления экологического образования:

1 — воспитание в духе общих идей охраны окружающей среды и здоровья людей;

2 —приобретение специальных, профессиональных знаний об общих закономерностях существования природных и антропогенных систем.

Оба эти направления взаимосвязаны, ибо в их основе лежит познание принципов, подходов, закономерностей экологии.

Экологизация системы образования — характеристика проникновения экологических идей, понятий, принципов, подходов в другие дисциплины, а также подготовка экологически грамотных специалистов различного профиля.

Реально система образования всегда отстает от научных исследований. Учитывая специфику экологической проблемы, когда решение многих ее проявлений требует большей оперативности, такое отстаивание должно быть сведено до минимума. Экологическое образование по праву должно стать узловым в структуре образования, одним из факторов ее развития.

В нашей школы существует экологическое движение уже третий год. Экологическую работу в школе возглавляет экологический отряд «Бархатцы», созданный в 2005 году. Его задача — создание условий для применения теоретических знаний на практике.

Учащиеся провели комплексное экологическое обследование территории  3 микрорайона, где находится наша школа.  Учащиеся провели обследование пришкольной территории. В этом году учащиеся проводят комплексное обследование и составляют экологический паспорт нашей школы.

По результатам проведенных экологических исследований был составлен проект создания «Детского городка» на пришкольной территории (2 место на областной олимпиаде школьников по экологии). Обучающимися созданы проекты по физике «Эффективность замены ламп накаливания на энергосберегающие», «Звук. Шум. Влияние на здоровье человечества», «Глаз. Хорошее зрение – залог здоровья», «Влияние сотовой связи на здоровье человека», «Мифы и реальность о микроволновых печах». Все эти работы несут исследовательский характер. Для учащихся младшего и среднего звена проводится экологическая тропа, где дети, играя, учатся. Учащиеся 5-7 классов с интересом пишут письма природе, составляют стихи, буклеты. Активно участвуют в просветительской работе.

Силами школьников проводились исследования микробиологического состава воды в родниках. Запрашивали данные в СЭС. Изучался социальный аспект использования воды родников населением микрорайона. Был разработан проект создания охранной зоны у родника, к сожалению, своими силами проект закончить нам не удалось. Наши дети, независимо от возраста, понимают проблемы нашей планеты, но очень странно, они не видят проблемы рядом.

Начиная с 2005 года, ученики нашей школы проводят экологический мониторинг микрорайона.

Проведены:

1 — оценка экологического состояния зеленых насаждений микрорайона;

2 —оценка экологического состояния родников микрорайона;  

3 — оценка загрязнения района бытовыми отходами.

Результаты исследовательской работы были представлены в администрацию города, где наши предложения были рассмотрены и частично выполнены.

Формирование экологических знаний невозможно без закрепления их практическими занятиями. Они способствуют воспитанию бережного отношения к природе, формированию навыков исследовательской работы.

В 2008 году с учениками начат исследовательский проект по оценке экологического состояния школы.

Экологический отряд  школы сотрудничает с Сахалинской областной общественной организацией «Экологический центр «Родник».

 В прошлом году были проведены мероприятия «Питьевая вода. История, проблемы и перспективы», «Земля наш общий дом», «День экологии». Состоялась конференция «Человек и дерево».

Субботники, экологические десанты, постоянно проводимые учащимися школы, помогают преодолеть потребительское отношение к природе, способствуют ломке устоявшихся понятий и представлений о безграничности природных богатств. Экологический отряд школы принимает участие в экологических мероприятиях города.

Экологическое образование должно быть связано с региональными вопросами.  Экологическое образование — это целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы решения проблем взаимодействия общества и природы и овладевают прикладными знаниями, практическими навыками охраны природы.


ГЛАВА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ  И  ШКОЛА

В российском обществе, к сожалению, существует определенное недопонимание проблем экологических опасностей для здоровья человека, их влияния на продолжительность жизни. Стереотипы старого мышления (от природы не следует ждать милостей, а природу надо завоевывать), приводит ко многим непредсказуемым последствиям этого вмешательства.

Подлинное экологическое благополучие населения может быть обеспечено лишь на основе постоянной работы различных структур в этой области производственных, сельскохозяйственных, научных, образовательных, управленческих.

Именно эти обстоятельства и заставляют настойчиво изыскивать и поддерживать любые направления повышения знаний в системе "человек - природа - жизнь и безопасность".

Целевой функцией экологической учебы в школах являлось преодоление морально-психологического барьера и, апатии, в сознании молодежи и взрослого населения по вопросам взаимоотношений с окружающей средой, изжитие бытующего потребительского отношения к природе.

Это очень нелегкая, трудная работа с детскими коллективами, населением, управляющими структурами любого уровня.

Само по себе экологическое движение, движение "зеленых" уже является положительным явлением в обществе, и его можно рассматривать также как дисциплинирующий фактор во взаимоотношениях с окружающей средой.

Хотя школьное образование, как отмечается, испытывает на себе последствия некоторого безразличия общества к экологическим проблемам, необходимо более решительное расширение форм и методов работы с различными группами учащихся, населения, исходя из конкретных социально-экономических условий, выискивая качественно новые подходы к решению экологических конкретных задач.

Иными словами, необходимо включать механизмы реальной постановки экологического обучения. Конечно, решить эту задачу в одночасье нельзя. Требуется системный плановый подход в общественном экологическом движении, где школьное образование должно стать его главной частью.

В целом, решение экологических проблем, куда составной частью входит и экологическое образование, должно планироваться и сосредотачиваться в концепциях, моделях, целевых комплексных программах оценки состояния и развития города и региона, оздоровления и сохранения здоровой окружающей среды обитания человека.

Развитие и укрепление связей со всеми заинтересованными организациями, учреждениями, специалистами, учёными ещё подлежит дальнейшему, более конкретному наполнению со стороны экологического движения.


ГЛАВА 3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ

Экологический аспект школьного курса физики, в принципе, заключается в сообщении учащимся технических и технологических основ минимального отрицательного воздействия на экосистему.

Большое значение имеет представление об экологически чистых источниках энергии (реки, ветер, солнечное излучение, морские приливы, геотермальные источники и др.), а также о замкнутых производственных циклах.

В курсе физики у школьников можно формировать экологически ориентированные инженерно-конструкторские стратегии на основе энергосберегающих изобретений (повышение КПД двигателей, использование вторичных ресурсов, уменьшение сырьевых и энергетических потерь в технологических процессах и т. д.).

Особое внимание необходимо уделять вопросам защитно-аварийных (бетонные саркофаги и стальные оболочки, контейнеры для ядерных отходов), а также очистных сооружений (электрофильтры, инерционные фильтры, аэрозольные фильтры, тканевые фильтры, адсорбционные фильтры, диффузионные мембраны и т. д.).

Чернобыльская авария актуализировала рассмотрение в курсе физики таких проблем, как радиационное загрязнение, радиационный фон и его допустимые параметры, приборы для измерения уровня радиации, их индивидуальное использование.

Таким образом, биологические науки формируют, прежде всего, представления об уровнях организации живого и системном характере взаимосвязей в биосфере, география — о целостности мира природы, химия о загрязнении природной среды, физика — об энергетическом взаимодействии с природой. Во всех научных дисциплинах необходимо анализировать систему «природа — общество — человек», демонстрировать пути гармонизации взаимодействия элементов этой системы.

Сферу вторжения человека в природу сильно расширяют наука и техника вследствие роста масштабов использования традиционных и новых природных ресурсов, а также производственной деятельности человека, которая имеет разнообразные направления. Среди этих направлений можно выделить следующие: физические (в том числе термодинамические, механические, электромагнитные), химические и биологические.

Основы экологии изучаются не в курсе специального предмета (такой предмет не может, в каком бы классе он ни вводился, дать целостного представления о взаимодействии общества и природы), а в процессе преподавания школьных учебных дисциплин, причем не только биологии, но и других - физики, химии, географии и т.д.

Для понимания учащимися правильного функционирования биосферы и проблем ее охраны как единого целого преобразующая деятельность человека в природе показывается не только с положительной стороны. Отмечается, что наряду с избавлением человечества по мере развития техники и производства от голода, болезней, обеспечением роста его материального и духовного богатства происходит, и разрушение некоторых природных систем, что должно быть предусмотрено и нейтрализовано. Возможность последнего зависит от общественного устройства общества.


ГЛАВА 4. РОЛЬ ФИЗИКИ В ПРИРОДООХРАННОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ.

На современном этапе взаимодействия природы и общества понятие «естественный фактор» во многих случаях имеет относительный характер, поскольку каждый такой фактор в той или иной степени испытывает на себе антропогенные воздействия даже в районах, где человек не проживает. Например, солнечная радиация у поверхности Земли в любом ее регионе отличается сейчас от радиации, которая была до эпохи научно-технического прогресса, так как повысилась «запыленность» атмосферы, уменьшающая количество поступающей энергии, снижающая освещенность земной поверхности и задерживающая значительный процент ультрафиолетовых лучей.

Физическая среда и биологический мир в сочетании друг с другом образуют некую крупную систему - экосистему, в пределах которой необходимые для жизни вещества совершают непрерывный круговорот между почвой, воздухом и водой, с одной стороны, и между растениями и животными - с другой. Изменения физических параметров среды обязательно приводят, в конечном счете, к изменениям в биологическом мире.

Роль физики в понимании биосферы как целостной динамической системы определяется следующими обстоятельствами:

- физика изучает наиболее общие и фундаментальные закономерности природы, которые лежат в основе правильного, диалектико-материалистического понимания всей природы в целом. Это дает возможность в процессе обучения физике последовательно раскрывать перед учащимися многообразие, взаимосвязь, взаимообусловленность и целостность явлений и процессов, протекающих в природе;

- физика является ядром современной научно-технической революции; ее достижения лежат в основе современных технологий. Это позволяет показать ученикам все возрастающие масштабы воздействия человека на природу, ряд социальных последствий этого воздействия в условиях социалистического и капиталистического общества и решение современных проблем защиты окружающей среды от загрязнения;

- физика в настоящее время возглавляет науки о природе; все они пользуются ее терминологией, приборами и методами исследований. Поэтому при обучении физики есть возможность ознакомить учащихся с современными методами изучения природы и ее охраны, обобщить полученные ими знания на уроках по другим предметам естественно-математического цикла.

Одна из важнейших задач школьного курса физики - развить у учащихся научный подход к явлениям и процессам природы, сформировать у них умения и навыки проведения научного эксперимента. Это даст возможность выработать у школьников умения, важные для изучения и решения доступных им физико-экологических задач.

Развитие энергетики, транспорта, промышленности в эпоху научно-технической революции привело к сильному загрязнению биосферы и большим отклонениям от нормы ее основных параметров, что неизбежно ведет к изменению законов функционирования как ее отдельных биологических систем, так и всей биосферы в целом, к подрыву ее способности к самостабилизации и самоочищению. Поскольку именно физика открывает законы природы, используемые техникой в процессе производства материальных благ, эту связь физики и техники важно раскрыть с природоохранительной точки зрения.

При этом следует остановиться на таких моментах: что обрабатывается (материалы), чем обрабатывается (энергия), как обрабатывается (технология). Развитие техники и ее связь с физикой можно схематично представить таблицей 1, показывающей ступени познания и освоения окружающего мира человеком, масштабы воздействия его на природу.

Следовательно, в курсе физики могут быть раскрыты такие важные в экологическом отношении вопросы, как:

- рациональное использование энергетических ресурсов: нефти, газа, угля, торфа и др.;

- наиболее выгодные и безопасные для окружающей среды способы применения механической, внутренней («тепловой»), электрической и атомной энергии;

- рациональное использование сырьевых ресурсов: водных, земельных, полезных ископаемых и пр.

Эти вопросы тесно связаны между собой, поскольку имеют общую научную основу—оптимизацию взаимодействия общества и природы в условиях интенсивного развития техники и современного производства. К ним непосредственно примыкают и такие вопросы:

- физические методы защиты природной среды от загрязнений;

- использование возобновляемых источников энергии (солнечного излучения, внутренней энергии Земли, энергии ветра, морских приливов и отливов).

При рассмотрении вопросов экологии ученики должны получить представление и о том, что проблема охраны природы не может быть решена только на основе достижений естественных наук и техники, изменений технологий производства, способов добычи сырья и его переработки в отдельных регионах нашей планеты.

Формирование ответственного отношения учащихся к природной среде в процессе обучения физике не ограничивается только овладением системой экологических знаний, оно еще связано с выработкой некоторых умений и навыков природоохранительного характера.

Исходя из современного содержания понятия «охрана природы» и состава экологических знаний в школьном образовании, можно выделить такие природоохранительные умения, которые следует сформировать и развить у учащихся при обучении физике:

- измерять ряд основных физических параметров природной среды (температуру, влажность воздуха, освещенность и др.);

- оценивать основные физические факторы и параметры для различных объектов, явлений и процессов, протекающих в биосфере, и их допустимые нормы;

- выбирать рациональный способ применения природных ресурсов и различных видов энергии (механической, электрической и др.) в практической деятельности;

- предвидеть возможные последствия своей деятельности для физического состояния окружающей среды и критически оценивать поступки отдельных людей при воздействии на нее;

- оценивать физическое состояние природной среды, складывающееся под воздействием антропогенных факторов;

- пропагандировать и содействовать использованию на практике физических идей и законов, лежащих в основе применения возобновляемых источников энергии, методов борьбы с различными видами загрязнений и оптимизации взаимодействия общества с природой.


ГЛАВА 5. ПРОЕКТ ПО СОЗДАНИЮ «ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПАСПОРТА ШКОЛЫ»

Школа — это место, где дети проводят большую часть времени, и поэтому она должна отвечать определенным требованиям. Если говорить об экологии школы, то главное требование здесь — сохранение здоровья. Также можно выделить развитие интересов ребенка. Другими словами, экология состоит из нескольких слагаемых. Наверное, имеет смысл упоминать в этом случае такое понятие, как «полное организационное строение школы», куда входят здание, помещения, кадры, ученики. Причем эти составляющие нужно рассматривать, только во взаимодействии.

Экология школы — целая наука о ее составе, свойствах, особенностях и эволюции. Мы улучшаем ее своими делами.

Безусловно, в первую очередь в понятие «экология школы» должны входить санитарно-гигиенические нормы: температурный и водный режим, мебель, световой режим — все то, от чего зависит здоровье детей.

Очень жаль, что много мебели делается из деревоплиты, которая обрабатывается формальдегидами.

Экологическая составляющая школы — это и шумовой фон. Конечно, дети бегают во время перемен, и запретить им двигаться мы не можем — это возрастная потребность. Между тем первое, на что обращают внимание приходящие в школу родители и посторонние, — это шум.

В понятие «экология школы» входит воспитание культуры питания и гигиены одежды. Мы проводим с учениками беседы, воспитывающие негативное отношение к вредным привычкам, и умение управлять конфликтными ситуациями. На классных часах учим детей строить отношения друг с другом, с их родителями, да и с нами тоже.

Задача любого учителя — воспитать или посеять в душе ребенка понимание того, что высшая ценность в мире — это жизнь.

Я  считаю, что школа экологична, если в ней приятно жить. Краски, в которые покрашены наши кабинеты, коридоры, создают настроение, которое вызывает желание учиться, доставляет радость. И мне кажется, необходимо в процессе строительства или ремонта школы привлекать дизайнеров, которые могли бы подсказать новые современные решения в интерьерах, в цвете.

Экология школы — это средовая характеристика, отражающая состояние школьного «дома». Конечно, это и санитарно-гигиенические условия: свежий воздух, чистота, обилие цветов и свободного пространства. Кроме того, это и эстетика школьной среды — современный дизайн, цветовая насыщенность, присутствие музыки — эстетика, несущая ощущение праздника и радости жизни. Это и безопасность, дающая ощущение надежности и спокойствия.

Но, самое главное, экология школы — это ее «атмосфера», то есть отношения, стиль общения и взаимодействия учеников, учителей, родителей — то, что сегодня часто называют «уклад школьной жизни». Присутствие в отношениях открытости, уважения, доверия, доброжелательности и бережного отношения друг к другу, диалог и умение слушать, совместные дела и принятие важнейших решений отличают такую школу.

Важны интеллектуальная и духовная составляющие этой жизни. В школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят нужно учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить. Мы стараемся делать все, чтобы кабинеты, коридоры да все помещения школы, ее двор радовали глаз.

Чистота окружающего пространства... В школе она не просто существует (или нет), она воспитывает. Без объединения усилий педагогов, учеников и родителей, направленных на озеленение территории школы, невозможно формирование воспитывающего экологического пространства.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Экологические сведения составляют ныне неотъемлемую и важную компоненту основ физики и других естественнонаучных дисциплин, изучаемых в современной средней общеобразовательной школе; на их базе формируется экологическая культура подрастающего поколения, которая предполагает, в частности, овладение системой знаний о физико-технических и технологических аспектах поддержания равновесия в природе, о способах предотвращения его нарушения. В условиях научно-технического прогресса это служит залогом правильного выбора направления развития производственной деятельности человеческого общества, выбора, в котором предстоит участвовать выпускникам нашей школы, т.е. служит важным аспектом подготовки молодежи к жизни и труду. Эта подготовка будет тем более эффективной, если уже в стенах школы ученики приобретут практические умения по изучению природы, определению рационального использования природных ресурсов и способов охраны окружающей среды, чего позволяет добиться реализация в экологическом образовании принципа политехнизма.

Изучение физических аспектов экологических знаний ведет к углублению и расширению знаний учащихся по физике, повышению их интереса к предмету, развивает у них ряд природоохранительных умений, убеждает в жизненно важном значении экологических знаний и умений, формирует в их сознании научную картину целостности природы, способствует осознанию места и роли человека в ней, современных и будущих задач, которые должно решать человечество по охране и рациональному использованию природных ресурсов, приумножению их.

Чтобы эти потенциальные возможности экологического воспитания и образования, учащихся при изучении курса физики стали реальными, учителю нужно проникнуться идеей «экологизации» учебного процесса, осознать ее насущную необходимость в наши дни. Ведь выживание человечества зависит сейчас от сохранения общей благоприятной для жизни экологической обстановки на Земле, катастрофический «удар» по которой может быть нанесен, как мы видели, не только ядерным оружием, а любым источником сильного необратимого нарушения природного равновесия.

Понимание этого и сообщение учащимся экологических сведений, развитие их «экологического сознания», привлечение школьников к участию в спасении природы, в сохранении ее красот и богатств, воспитание их в духе необходимости предвидения и оценки возможных конкретных изменений равновесия в окружающей среде под влиянием их будущей производственной деятельности - непосредственный гражданский долг учителя физики в условиях ускорения НТП и его весомый вклад в борьбу за нормальные условия жизни на нашей планете, сохранять которые призваны и нынешние ученики средней школы.

В ходе исследовательской работы были получены следующие результаты:

  1. Повышение мотивации обучающихся к изучению физики по результатам анкетирования выросла на 30% по сравнению с 2007/2008 учебным годом.
  2. 25% обучающихся изъявили изучать физику на профильном уровне, что выросло на 43% по сравнению с 2007/2008 учебным годом.
  3. Экзамен за курс основной школы по физике выбрали 40% выпускников, что по сравнению с предыдущим годом на 85% больше.
  4. Приняли активное результативное участие в дистанционных эвристических олимпиадах 60% обучающихся, что на 98% больше по сравнению с предыдущими годами.
  5. Качество знаний учащихся выросло на 16%
  6. Средний балл в 10-11 классах составил 4,0.
  7. Желают продолжить обучение в технических вузах 11 человек, что составило 26% всех выпускников.
  8. Заняли три призовых места по физике на районной научно-практической конференции

Результаты превзошли ожидаемые.

Связь обучения с жизнью – одно из средств создания положительных мотивов к учению, формирование к нему интереса. Когда учащийся видит наглядное применение различных законов, то перед ним уже проще выдвинуть проблему, так как он сможет оценить полученный результат.

Работа учителя по формированию мыслительной деятельности и развитию познавательного интереса учащихся на уроках физики  будет успешной лишь в том случае, если его усилия найдут поддержку у учащихся. Учитель почувствует по поведению учащихся, насколько он сумел их заинтересовать своим предметом.  Тенденцию заинтересованного участия, живого движения мысли надо всячески поддерживать, стимулировать и развивать, используя для этой цели не только различные методы, но и формы урочной и внеурочной деятельности.

Наибольший интерес вызывают задачи и упражнения экологического характера, лабораторно-практические работы с элементами экологического исследования, различные самостоятельные работы, причем от урока к уроку, от темы к теме характер самостоятельных работ должен усложняться. Учащимся интересен не легкий материал, а доступный, но в достаточной мере сложный, требующий мобилизации имеющихся у учащихся знаний и умений, овладения новыми знаниями. Необходимо применять упражнения и задания производственного характера, развивающие сообразительность учащихся, смекалку, требующие самостоятельной мысли, творческого подхода.

По итогам работы удалось установить положительное влияние данной формы работы:

- формирование положительной мотивации учения

- развитие активного словарного запаса, устной и письменной речи

- удовлетворение потребности личности в преодолении, общении, познании, творчестве, самоактуализации и самоутверждении

- развитие устойчивого внимания и памяти

- умение логически излагать свои мысли

- потребность в познавательной деятельности учеников

- значительное увеличение числа учеников, усваивающих программный материал на «5»

Заключительное анкетирование, проводимое психологом школы, показало, что рейтинг предмета «Физика» на очень высоком уровне, и в течение учебного года ни разу не падал:

- ученики выделили любимый предмет среди всех изучаемых предметов - «Физика»- 60%

- отнесли в разряд доступных предметов для их понимания – 87%.

Результат данного анкетирования ярко дает оценку проделанной работе.


ЛИТЕРАТУРА.

  1. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе. Москва, 2003.
  2.  Экологическая школьная лаборатория: учебно-методическое пособие. Под ред. Гелашвили Д.Б. и Швец И.М. Н.Новгород. Нижегородский гуманитарный центр. 1995.

3. Хабиббулин Р.Д., Хабибуллина Л.А., Каюмов А.А., Чубарова Л.М., Крылов Ф.Ф. Детское экологическое движение: образование и воспитание. Пособие для учителей и педагогов дополнительного образования. Волгоград, 2008.
4. Киселёва Н.Ю. «Национальные экологические традиции и их изучение», Вестник АсЭкО, 1/2000.

5. Зверев А.Т. Экологические игры. Москва, Дом педагогики, 2001.
6. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России. М., «Школьная пресса», 2001.

7. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры. Москва, «Сервисшкола» , 2002.

8. В.А.Самкова «Открывая мир», М., МСоЭС, 2003. 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ОТЧЕТ ПО СОЗДАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПАСПОРТА ШКОЛЫ

Пояснительная записка. Экологический паспорт школы не является первоочередным документом и не имеет юридической значимости, однако его разработка является очень важным шагом на пути улучшения состояния здоровья, а значит и успеваемости учащихся. При создании экологического паспорта используются знания, полученные учащимися на уроках естествознания, биологии, математики и др. Поскольку многие вопросы охраны окружающей среды соответствуют содержанию и специфике школьного курса физики, целесообразно рассматривать необходимость знания физики для понимания природных процессов и их изменений под влиянием человеческой деятельности. При этом важно обратить внимание школьников на взаимосвязь и противоположности, существующие между основными положениями физики и экологическими проблемами.

Задание 1. Изучение состояния здоровья учащихся школы и класса

- Каково соотношение практически здоровых учащихся и учеников, имеющих хронические заболевания или часто болеющих в школе? В вашем классе?

- Какие хронические заболевания преобладают чаще:

  • Снижение зрения
  • Заболевание дыхательных путей
  • Заболевания опорно-двигательной системы
  • Желудочно - кишечные заболевания.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ:

Наиболее сложной является проблема оценки эффективности здоровьесберегающего образовательного процесса. Дело в том, что, казалось бы, наиболее прямой путь оценки эффективности — медицинская статистика заболеваемости — не может быть использована для этих целей, поскольку заболеваемость зависит от множества разнообразных факторов, среди которых роль школьной среды и качества образовательного процесса составляют лишь определенную долю, причем оценить эту долю, а тем более вычленить из общего комплекса факторов, не представляется возможным. Хроническая заболеваемость зависит от сложнейших генетико-демографических и социоэкологических процессов, протекающих в стране, причем условия протекания и направление этих процессов может существенно различаться в отдельных регионах. Острая заболеваемость - также представляет собой результат воздействия сложнейшего комплекса факторов экологического, экономического, социального, эпидемиологического характера, вычленить из которых школьный компонент практически невозможно.

Количество детей, болеющих хроническими заболевания, неуклонно растет. Статистика практически одинакова по всей стране. У 27% школьников наблюдается миопия; 12% школьников страдают желудочно- кишечными заболеваниями; каждый второй школьник болеет в течение года хотя бы один раз острыми респираторными заболеваниями; 38% школьников имеют различные изменения в опорно-двигательной системе; до 15% детей страдают сердечно - сосудистыми заболеваниями. В статистике не рассматривались психические отклонения учащихся.

МЕДИЦИНСКАЯ СТАТИСТИКА ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

1- миопия

2- желудочно-кишечные заболевания

3- нарушения опорно-двигательной системы

4- сердечно-сосудистые заболевания

5- здоровые

Задание 2. Изучение качества озеленения класса и других школьных помещений.

- Подсчитайте количество экземпляров комнатных растений в помещениях

- Где расположены растения:

На подоконнике

На шкафах

На стенах

- Оцените состояние растений:

здоровые и неповрежденные растения

сломанные стебли

поврежденные листья

подсохшая почва

- Оцените эстетическое состояние комнатных растений (от 1 до 5 баллов)

РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ:

Цветы влияют на эмоции и благополучие человека. Цветы являются естественным и здоровым модератором настроения.  Цветы имеют долгосрочный положительный эффект на настроение. Они делают людей более стрессоустойчивыми, более удовлетворенными жизнью. Цветы добавляют домашнего уюта. Они создают позитивный эмоциональный фон для людей, которые находятся в этом пространстве. Однако, большое количество цветов не всегда дает положительный эффект. Цветочные горшки по принципу, какие есть, погибающие цветы, засохшие листья – это добавляет больше отрицательных эмоций.


Для исследования стихийно выбрано 10 кабинетов школы.

Кабинет

Количество горшков с цветами

Оценка

9

4

4

11

10

4

13

13

4

14

30

4

15

15

4

20

4

4

22

12

3

23

29

4

34

23

4

37

15

4

Оценку давали дети, они очень придирчиво рассматривали каждый цветок, определяли уровень увлажнения почвы. Определяли кислотность почвы.  Ни один кабинет не ответил всем требованиям.

Озеленение помещений школы можно считать недостаточным. Если в кабинетах, которые закреплены за определенным классом, комнатных растений много, то в коридорах школы их гораздо меньше. Если учесть, что растения эффективно очищают воздух от пыли и избытка углекислого газа, то нужно увеличивать их количество во всех помещениях.

Задание 3. Определение бактериального загрязнения воздуха в классах.

- Выясните, какие кабинеты проветриваются во время перемен или после уроков.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ:

Воздушная среда помещения постоянно оказывает воздействие на организм человека. В ней содержится большое количество разных химических веществ, которые образуются в процессе жизнедеятельности людей, а также микроорганизмов.

Выявлено: В зимнее время, кабинеты в школе не проветриваются. Открываются двери в коридор. Это один из факторов повышенной заболеваемости школьников. Проверены (метод зажженной свечи) все вентиляционные отверстия, результаты удовлетворительны. Состояние оконных рам в кабинетах плохое, не все окна и фрамуги открываются, поэтому можно констатировать факт о неполном выполнении режима проветривания школьных помещений.

Задание 4. Изучение психологического климата в классе

Проведите анкету в своем классе

Дружелюбие

3

2

1

0

1

2

3

Враждебность

Согласие

3

2

1

0

1

2

3

Несогласие

Удовлетворенность

3

2

1

0

1

2

3

Не удовлетворенность

Увлеченность

3

2

1

0

1

2

3

Равнодушие

Продуктивность

3

2

1

0

1

2

3

Непродуктивность

Теплота

3

2

1

0

1

2

3

Холодность

Сотрудничество

3

2

1

0

1

2

3

Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка

3

2

1

0

1

2

3

Недоброжелательность

Занимательность

3

2

1

0

1

2

3

Скука

Успешность

3

2

1

0

1

2

3

Неуспешность

Баллы

7

6

5

4

3

2

1

ПОДВЕДИТЕ ИТОГИ ПО КАЖДОЙ АНКЕТЕ.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ: Психологический климат в коллективе играет не маловажную роль, так как он создает комфорт.

Описание: psih

По данным тестирования в 6 Б классе средний уровень психологической оценки дал результат: 47. Это ниже нормы. Дети адекватно оценили свои отношения в классе, постарались выявить причины снижения дисциплины. Отметили свои положительные качества, им очень нравится заниматься серьезными делами, так они ощущают себя нужными.


Задание 5. Изучение соответствия школьной мебели росту учащихся

Измерьте высоту края стола над полом и высоту края сиденья над полом в сантиметрах. Выявите рост каждого ученика в классе (можно взять данные в медицинском кабинете)

Сравните полученные данные

Рост учеников (см)

Высота стола

Высота сиденья стула

До 130

54

32

130-140

60

36

145-160

66

40

160-175

72

44

Выше 175

78

48

Сделайте вывод.

Задание 6. Изучение освещенности классного помещения

1. Искусственное освещение класса

- Выясните мощность ламп в классе

- Найдите сумму мощностей всех ламп в классе

- Определите площадь класса

- Определите качество освещения по гигиеническим нормам (Мощность всех ламп/площадь класса = больше 48 ватт/кв.м)

2. Естественное освещение

- Определите световой коэффициент (площадь всех окон/ площадь пола= больше 0.25)

- Определите коэффициент заглубления ( высота от пола до верхнего края окна/ ширина класса= не менее 0.5)


Кабинет

S пола

Sкласса

S окон

ΣPламп

ΣP/Sкласса

Искус.осв.

ΣSокон

/ΣSпола

Естест.осв.

Hокна

/bкласса

Коэф.заглуб.

9

12

24

5,4

750

31

0,45

0,8

11

12.8

48

8,1

1500

29

0,63

0,4

13

12

48

8,1

1500

31

0,68

0,4

14

12

48

8,1

1500

31

0,68

0,4

15

12

48

7,9

1500

31

0,66

0,4

20

12.8

25.5

5,4

450

18

0,42

0,8

22

12

48

7,83

1200

25

0,65

0,4

23

12

48

8,05

1200

25

0,67

0,4

34

10.5

42

7,67

1200

29

0,73

0,4

37

16.5

66

10,7

1800

27

0,65

0,4

РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ:

В целом, естественное освещение в классных комнатах и кабинетах соответствует гигиеническим нормам. Искусственное освещение в тестируемых кабинетах не соответствует нормам, так как удельная мощность ламп должна быть 48 Вт/м2.  Коэффициент заглубления должен быть не менее 0,5. Рекомендуется увеличить проход от стены в третьем ряду для уменьшения затенения.

Задание 7. Изучение микроклимата в классе

- Измерьте температуру в классе (норма 18-20 градусов)

- Измерьте влажность воздуха в классе (норма 40-50 %)

Температурный режим оставляет желать лучшего. Из-за несоответствия конструкции отопительной системы, в зимнее время года, температура в рекреациях и кабинетах колеблется. В некоторых кабинетах температура выше нормы, в некоторых ниже нормы. Присутствует перепад температур.

По-видимому, решить эту проблему без капитального ремонта здания, оконных рам и отопительной системы не получится.

Ученики начальных классов находятся в более выгодном положении, так как их учебный день проходит в одном классе и перепад температур они не ощущают.

Влажность воздуха в классах измеряли психрометром, с учетом особенностей наших климатических условий, так же превышает норму.

Задание 8. Изучение уровня шума в помещении школы.

Шум – громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.

Шумы присутствуют почти во всех населённых пунктах.

Каждый человек воспринимает шум по-разному. Длительный шум неблагоприятно влияет на органы слуха, понижая чувствительность к звуку.

Шум обладает аккумулятивным эффектом, то есть акустические раздражения, накапливаясь в организме, всё сильнее угнетают нервную систему.

Поэтому перед потерей слуха от воздействий шумов возникает функциональное расстройство центральной нервной системы. Особенно вредное влияние шум оказывает на нервно – психическую деятельность.

Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно –сосудистой системы; оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.

Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток.

В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.

Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 децибелов (ДБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь “под колокол”. Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ:

Уровень шума в школе намного превышает допустимых норм. Так во время исследования получены следующие результаты:

На первом этаже шум во время большой перемены достигает 130-140 дб. На втором этаже 110-120 дб. На третьем этаже 110 дб. В столовой 120 дб. Во время уроков дополнительный  шум создают  проезжающие автомобили, который составляет 60 дб. Детям запретить шуметь не возможно, так как это особенности их возраста. Поэтому, предлагаем по мере возможности,  в коридорах школы можно было бы продумать использование шумопоглощающих покрытий.


ПРИЛОЖЕНИЕ  2.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Понятия и законы используемые при изучении физики.

Учебные дисциплины и структурные элементы знаний, при изучении которых возникают межпредметные связи:

предшествующие

сопутствующие

перспективные

Давление.

Атмосферное давление.

Закон Паскаля.

Давление в жидкости и газе.

Архимедова сила

Биология

Корневое давление

Биология

Легочной и тканевой газообмен.

Работа плавательного пузыря рыб.

Кровяное давление.

Химия

Влияние давления на равновесие реакции.

Экология

Химическое и биологическое загрязнение атмосферы и здоровье человека.

Влияние погоды на самочувствие человека.

Количество теплоты

Удельная теплоемкость

Удельная теплота плавления

Удельная теплота парообразования

Биология

Защитная функция коры (защита от переохлаждения).

Испарение воды листьями.

Листопад.

Экология

Круговорот воды на планете.

Круговорот веществ и потока энергии в экосистемах.

Последствия нарушения круговорот веществ и потока энергии в экосистемах.

Биология

Защитная функция покрова птиц и млекопитающих, подкожного жира у водных млекопитающих.

Роль кожи человека в теплорегуляции.

Химия

Горение предельных и непредельных углеводородов.

Фракционная перегонка нефти.

Тепловой эффект реакции.

Экология

Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы.

Тепличный эффект.

Проблема озонового экрана.

Импульс тела

Механическая работа

Кинетическая и потенциальная энергия

Законы сохранения импульса и механической энергии

Биология

Движение кальмара, осьминога, каракатицы.

Экология

Круговорот воды на планете

Биология

Общая характеристика обмена веществ и энергии.

Взаимосвязь пластического и энергетического обменов. Расход энергии организмом

Экология

Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушение.

Биология

Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере

Энергетический обмен в клетке. фотосинтез.

Химия

Законы сохранения и превращении энергии при химических реакциях.

Температура, давление, влажность воздуха.

Основное уравнение молекулярно–кинетической теории.

Уравнение Менделеева–Клапейрона.

Законы Бойля–Мариотта, Гей–Люссака, Шарля.

Химия

Количество вещества.

Моль – единица количество вещества

Число Авогадро. Молярная масса. Относительная молярная масса.

Кристаллическая решетка.

Производств и о применение химических веществ в технике.

Биология

Дыхание растений животных и человека

Экология

Влияние загрязнения и состава атмосферы на состояние и жизнь человека и живых организмов.

Тепличный эффект.

Проблема озонового экрана

Сила тока, сопротивление.

Закон электролиза.

Химия

Разложение воды электролитическим способом.

Электролиты и неэлектролиты.

Электролитическая диссоциация. Электрохимические процессы.

Электролиз.

Особенности строения металлов. Металлическая связь.

Характерные физические и химические свойства металлов.

Биология

Электрический орган некоторых видов рыб.

Первая помощь при электрошоке.

Химия

Гидролиз сахарозы, крахмала и глюкозы.

Химия

Гидролиз белков. Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева, особенности электронного строения атомов.

Электрохимические способы получения металлов.

Дефект массы ядра, энергия связи ядра, энергетический выход ядерной реакции.

Постулаты Бора.

Закон радиоактивного распада

Химия

Молекулы и атомы, знаки химических элементов, относительная атомная масса.

Химические реакции.

Закон Авогадро

Периодический закон и  периодическая система химических элементов.

Состав атомных ядер. Изотопы.

Строение атомов элементов подгрупп кислорода, азота, углерода, металлов.

Тепловой эффект реакции.

Биология

Радиоизотопный метод измерения интервалов времени

Экология

Минеральные и энергетические ресурсы и использование их человеком.

Рациональное использование и охрана недр.

Использование новых источников энергии. Охрана окружающей среды при разработке полезных ископаемых.

Химия

Строение электронных оболочек атомов элементов малых и больших периодов: s–, p–, d– электроны.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

СТАТИСТИКА К УРОКАМ

Известно, что численность населения на земном шаре очень быстро увеличивается. Около 200 тыс. лет назад на Земле было приблизительно 1 млн. человек. Сейчас численность населения на планете уже превысила 5 млрд. человек; к 2000 г. она достигнет 6-7 млрд. человек. Такой быстрый рост населения, безусловно, усиливает воздействие человека на природу, причем в крупных городах наблюдается ухудшение окружающей среды. Между тем характерной чертой современного развития общества является урбанизация - процесс сосредоточения промышленности и населения в крупных городах. С 1920 по 1960 г. городское население мира увеличилось втрое; предполагается, что к 2011 г. оно достигнет 5 млрд. человек.

В связи с развитием производства резко возрастает потребление топлива и энергии. Так, только за последние 100 лет выработка энергии на душу населения увеличилась в 20 раз. Значительно возросла добыча полезных ископаемых. Многие из них, ранее казавшиеся неисчерпаемыми, теперь стали дефицитными. Ведь ежегодно добывается почти 100 млрд. т. руды, горючих ископаемых и строительных материалов. Общество вынуждено переходить к использованию менее богатых их запасов, расширять территории, где ведутся разработки.

Значительно увеличивается распашка земель. Раньше большие площади земли находились в природном обороте; все воспроизводство на них регулировалось самой природой. Теперь таких земель остается все меньше; они вовлекаются в хозяйственный оборот. Большое влияние оказывает человек и на водные ресурсы, являющиеся частью природной среды: создает многочисленных крупных водохранилища, каналы, выемки горных пород в связи с расширением добычи полезных ископаемых и пр.

Реальной стала угроза повышения температуры поверхности Земли на 2-3°С в первой четверти XXI в. вследствие усиления «парникового эффекта», создаваемого атмосферой планеты и зависящего от содержания в ней углекислого газа и других веществ. Ухудшается прозрачность воздушной оболочки Земли, а также чистота вод; например, около в поверхности Мирового океана покрыто нефтяной пленкой, в воздух ежегодно выбрасывается около 1 млрд. т. различных взвесей, среди которых есть неизвестные природе канцерогенные вещества. Главное же - человечество столкнулось с возможностью потери равновесия в природе: так, темп увеличения безвозвратного забора воды на промышленные и бытовые нужды достиг 4 - 5% в год; каждые 15 лет удваивается площадь отчуждаемых у природы земель и др.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

ВКЛЮЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКОЛОГИИ В КУРС ФИЗИКИ

Диффузия (VII класс)

Изучение распространения загрязняющих веществ в водоемах (реки, озера, моря) и атмосфере на основе законов диффузии газов и жидкостей. Выравнивание концентрации диффундирующего вещества. Частицы, обладающие способностью к диффузии (атомы, ионы, молекулы). Значение диффузии в гидрохимии. Рассеяние загрязнителей в атмосфере после их выброса из труб вследствие диффузии и ветра.

Тепловые явления (VIII класс)

Двигатель внутреннего сгорания как пульсирующий химический реактор, предназначенный для преобразования энергии химической реакции в механическую энергию. Условие получения максимального количества энергии — полное сгорание топлива. Состав современного топлива — бензины разных марок. Загрязнение воздуха оксидами азота, углерода, несгоревшими углеводородами, свинцом в результате неполного сгорания топлива при работе ДВС. Пути снижения загрязнения окружающей среды выхлопными газами: изменение конструкции двигателя (послойная подача топлива, роторные ДВС и др.); альтернативные источники энергии (электричество, природный газ); очистка выхлопных газов (установка фильтра-заградителя на выхлопной системе для улавливания частиц, содержащих свинец).

Движение под действием силы тяжести (IX класс)

Отделение безвредных для окружающей среды стоков от веществ, представляющих опасность для нее. Один из способов разделения — осаждение загрязняющих жидкость частиц под действием силы тяжести. Разделение частиц, отличающихся по размеру и плотности, благодаря их осаждению с разной скоростью. Условия эффективного осаждения взвешенных в жидкости частиц (их нерастворимость, свободное движение в среде, превышение гравитационной силы архимедовой или электростатической, турбулентной, молекулярной, стремящихся удержать частицу во взвешенном состоянии). Зависимость времени, необходимого для разделения (скорости осаждения частиц), от плотностей частицы и жидкости, размера частицы, вязкости жидкости.

Смачивание (X класс)

Загрязнение поверхности морей, океанов и рек нефтью. Образование нефтяной пленки, ее толщина и размеры. Расползание пленки под влиянием ветра и перемещения водных масс. Последствия возникновения поверхностной нефтяной пленки (уменьшение проникновения света в глубь воды, что препятствует фотосинтезу, затруднение и снижение скорости обмена кислородом и углекислым газом между глубинными слоями воды и атмосферой).

Передача электрической энергии (XI класс)

Изучение воздействия электромагнитных полей на животных, растения, микроорганизмы, почву, воздух, человека (в частности, в районах трасс ЛЗП высокого напряжения—500, 750, 1150 кВ). Разные уровни этих исследований: молекулярный, популяционный, биогеоценотический. Основная цель исследований (дать рекомендации об оптимальном размещении трасс ЛЭП с учетом ценности территории, например мест обитания редких животных, чтобы нанести минимальный вред окружающей среде).


ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

КОНФЕРЕНЦИЯ НА ТЕМУ «ОЗОНОВЫЙ ЭКРАН НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ»

Учащиеся должны осознать мысль о том, что законы природы познаются не только с целью их применения на благо людей, но и для того, чтобы человек не нарушал гармонии окружающего его мира и считал бы преступлением против всего живого нанесение вреда природе.

Он готовится совместно учителями физики, астрономии, географии, биологии, химии и обществознания в виде пресс-конференции.

Прежде всего, определяется круг вопросов, которые должны быть обсуждены на пресс-конференции. Учащиеся-«специалисты» самостоятельно разрабатывают ответы на эти вопросы (каждый — на «свой»), используя дополнительную литературу, а при необходимости обращаясь за консультацией к учителю. Выбирается комментатор, ведущий пресс-конференции. Остальные учащиеся класса становятся «журналистами», представляющими различные средства массовой информации.

В начале конференции формулируется основная экологическая проблема: озоновый слой атмосферы — своеобразный охранительный щит Земли, но он постепенно разрушается и утоньшается.

Каковы возможные экологические последствия этого?

«Журналисты» задают «специалистам» такие, например, вопросы:

• Что представляет собой озон? Каковы его химические свойства? (Отвечает «химик».)

• Что такое озоновый слой? Где он расположен? (Отвечает «географ».)

• Каков состав и физические свойства солнечного излучения? (Отвечают «астроном» и «физик».)

• Как воздействует солнечное излучение на природу и человека и какова роль озонового слоя в существовании жизни на Земле? (Отвечают «физик» и «биолог».)

• Что представляют собой «озоновые дыры» и каковы причины их возникновения? (Отвечают «химик» и «географ».)

• Каковы возможные последствия разрушения озонового слоя? (Отвечает «биолог».)

• Существуют ли международные соглашения, предусматривающие меры предупреждения отрицательных последствий? (Отвечает «обществовед».)

• Что делается в нашей стране по сокращению производства озоноразрушающих веществ? (Отвечает «химик».)


ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

ВЛИЯНИЕ ЗВУКОВ И ШУМОВ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА


ХОРОШЕЕ ЗРЕНИЕ – ЭТО ПРИЗНАК ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА!


ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАМЕНЫ ЛАМП НАКАЛИВАНИЯ НА ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ


ПИСЬМА ПРИРОДЕ

ПОСВЯЩАЕТСЯ ДНЮ ВОДЫ

Климович Елена, 11 лет

РОДНИК

Звенит родник

В сухом лесу,

Как- будто весело смеется

И только тихо улыбнется,

Завидев человека вдруг.

Он никогда не унывает,

И людям часто помогает,

Неповторим он и велик,

Любимый, милый наш родник!

РЕКА

Остроумна и хитра

Обаятельна, быстра,

Неповторима и мила

Сахалинская река.

Салмина Марина, 12 лет

РУЧЕЙ

Бежит ручей, бежит

И весело звенит

На солнце он сверкает

И жажду утоляет.

Он чистый и отважный

Поможет вам однажды.

И станет он вам другом верным,

Спасителем, помощником примерным.

И вы, ручей не забывайте,

Мусор не кидая, ему вы помогаете

И будет долго он бежать

Путникам усталым жажду утолять.

Гашко Анна, 11 лет

***

О, вода!

Дорогая моя вода!

Как я люблю тебя!

Все твои ручейки и речушки,

Живут во мне. Да, да, да!

О, вода!

Камышенцева Дарья, 10 лет

***

Зимний холод,  летний зной

Бьёт в лесу родник веселый

Он журчит, искрит, играет

И прохладною водой

Напоит он нас с тобой.

Старова Элла, 13 лет

Посмотрите вокруг: все, что вас окружает, называется ПРИРОДА!!!

В природе постоянно происходят какие-то изменения: день сменяется ночью, дует ветер, горит костер, светит солнце, идет дождь.

На свете есть часть природы – ЧЕЛОВЕК. Человек с появлением на Земле сильно изменил облик природы и продолжает это делать в наши дни.

Только человек, хорошо изучивший науку о природе, способен пользоваться щедростью Земли, не нанося природе вреда.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ФИЗИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦОР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование на уроках физики.

Ряд тем курса физики в учреждениях НПО, позволяет эффективно проводить уроки под знаком экологического образования и воспитания. Для ознакомления с конкретными экологическими сведениями дополнительные...

Методическая разработка по теме:"Экологическое образование в процессе обучения физике"

Среди глобальных жизненно важных проблем,стоящих перед человечеством,первостепенное значение имеет проблема экологии......

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Роль детских объединений в экологическом образовании МОАУ гимназия №25, учитель биологии

Положение человека в природе и обществе мы объясняем своим учащимся на уроках биологии, обществознания. Но именно для человека характерно стремление отстаивать своё «Я» перед обществом, в котором он р...

Роль и возможности школьной географии в экологическом образовании и воспитании.

В этой статье рассматриваются методы, средства и формы обучения, а  также пути экологизации школьного географического образования....

РОЛЬ ОБЛАСТНОЙ СТАНЦИИ ЮННАТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ДокладРОЛЬ ОБЛАСТНОЙ СТАНЦИИ ЮННАТОВВ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИУЧАЩИХСЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ...

РОЛЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В проекте закона РФ “Об образовании” сказано: “ Образовательное  учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся”.  Проблема здоров...