Методические материалы
методическая разработка по физике (8,9,10,11 класс) по теме
Методические разработки по физике для 10 класса, 11 класса, 8 класса. Внешкольное мероприятия по физике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnye_meropr.rar | 1.18 МБ |
dinamika_kachestva_znaniy.rar | 30.7 КБ |
Ekologicheskie_aspekty.rar | 1.13 МБ |
Postoyannye_magnity.rar | 15.1 КБ |
L.Tolstoy_fizika_i_sovremennost.rar | 304.54 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ х.Малая Скатовка
Саратовского района Саратовской области»
А.Г. Забабурин
Декада физики в школе, посвящённая Дню космонавтики
Ермакова Мира Владимировна,
учитель физики МОУ «СОШ х. Малая Скатовка,
Саратовский район»
Вначале недели объявляется план мероприятий:
1.конкурсы на тему, посвящённую Дню космонавтики, например «Мы и космос», «Космос в нашей жизни» и др.:
- художников-эрудитов для учащихся 1-6 классов;
- плакатов для учащихся 7-9 классов;
- рефератов для учащихся 10-11 классов.
2.внеклассное мероприятие «История космических побед».
3.КВН «Космос».
Цель: Развивать любознательность, показать огромные возможности науки физика, формирование навыков работы в команде.
Задача: Привлечь внимание к истории космических побед не только старших, но и младших школьников, воспитание патриотизма.
В конце декады подводятся итоги конкурсов, и проводится мероприятие «История космических побед» и КВН.
Внеклассное мероприятие «История космических побед»
Форма: устный журнал.
Два ведущих открывают журнал, затем объявляют каждую следующую страницу журнала.
Оформление каждой страницы: выступление учащихся, демонстрация видеосюжетов о космосе, показ презентации «История космических побед», аудиозаписи песен А.Пахмутовой и Н. Добронравова «Знаете, каким он парнем был?» и «Четырнадцать минут до старта».
Оборудование: портреты первых космонавтов; фотографии отряда первых космонавтов; фильм о полёте в космос Ю.А. Гагарина; видеоаппаратура; мультимедийный проектор; аудиозаписи песен А.Пахмутовой и Н. Добронравова «Знаете, каким он парнем был?» и «Четырнадцать минут до старта»; магнитофон.
1.Какими представляли Землю и небеса люди в древности
Ученик: Древние греки думали, что Земля – плоская и похожа на огромное блюдо. На этом блюде расположены горы и равнины, реки и озера. Сверху необыкновенное блюдо прикрывает небесный свод. Некоторые народы полагали, что Земля лежит на трёх могучих слонах-великанах. Наши предки-славяне – считали, что небеса и Земля похожи на яйцо, которое снесла огромная «космическая птица». ( приложение 1)
Ученик: На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и старинных легенд! И на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, даже на летучих мышах! Алладин летал на волшебном ковре-самолёте, Баба-Яга неслась над землёй на ступе, Иванушку несли на крыльях гуси-лебеди. ( приложение 1)
Ученик: Прошли века и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Но человечество мечтало о полётах не только в воздушном, но и в космическом пространстве, о котором великий русский учёный и поэт Михаил Ломоносов сказал так:
Открылась бездна
Звёзд полна,
Числа нет звёздам,
Бездне - дна!
2.Первые крылья человечества
Ученик: Леонардо да Винчи как учёный и инженер обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания того времени. Страсть к моделированию приводила Леонардо к поразительным техническим предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полёта птиц конструкции летательных аппаратов и парашюта. ( приложение 1)
3.Циолковский Константин Эдуардович
Ученик: Циолковский К.Э., русский изобретатель, основоположник современной космонавтики, говорил: «Человечество не останется на Земле, оно завоюет себе около солнечное пространство». «Но человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума», - добавлял учёный. Циолковский доказал, что освоить космическое пространство можно только с помощью ракеты! Он разработал теорию ракеты, предложил использовать для ракет жидкое топливо, продумал устройство ракеты и вывел основную формулу движения ракеты. Кроме того, он предсказал, что в космическом пространстве будет постоянно находиться настоящий космический дом, где космонавты станут подолгу жить, занимаясь исследованиями! (приложение 1)
4.Королёв Сергей Павлович
Ученик: Все идеи Циолковского воплотил в жизнь Королёв Сергей Павлович. Королёвым был создан Реактивный научно-исследовательский институт, в котором создавались проекты межпланетных летательных аппаратов. Под его руководством здесь строили мощные ракеты для запуска искусственных спутников. ( приложение 1)
Ученик: 4 октября 1957 года произошло событие, которое потрясло весь мир,- был запущен первый искусственный спутник Земли (ИСЗ). Это было первое, сотворённое человеком тело, которое не упало на Землю, а стало вращаться вокруг неё.
Ученик: Учёные мечтали о полёте человека в космос. Но прежде они решили проверить безопасность полётов на наших верных четвероногих помощниках – собаках. Для пробных полётов выбрали не породистых собак, а обыкновенных дворняжек – ведь они и выносливее, и неприхотливее, и очень смышлены.
Ученик: 19 августа 1961года стартовал космический корабль «Восток» с двумя четвероногими космонавтами на борту – Белкой и Стрелкой. Они провели в космосе 22 часа. За это время космический корабль облетел вокруг Земли 18 раз. Кроме собак на борту корабля были мыши, крысы, семена растений. Все благополучно вернулись на Землю. Наконец всё было подготовлено для полёта в космос человека.
5.Гагарин Юрий Алексеевич
Ученик: 12 апреля 1961 года на околоземную орбиту был выведен космический корабль «Восток». Его пилотировал Юрий Алексеевич Гагарин. Этот отважный молодой человек первым из всех живущих на планете увидел Землю из космоса. Она показалась ему прекрасной! Юрий Гагарин принёс славу нашей Родине. Мы можем гордиться им. В честь первого космонавта Земли называли города, улицы, площади и даже цветы! В мире не было ни одной газеты, ни одного журнала, которые бы не опубликовали портрет первого космонавта планеты. Все помнят его обаятельное лицо, открытую улыбку, ясный взгляд. Каждый год 12 апреля в нашей стране отмечается замечательный праздник – День космонавтики. ( приложение 1)
6.Пионеры космоса
Ученик: 6-7 августа 1961 года на корабле «Восток-2» в космос полетел Герман Титов. Он совершил 17 витков вокруг Земли. Это был первый в мире многовитковый полёт.
Ученик: с 14 по 19 июня и с 16 по 19 июня 1963 года опять в космосе два корабля: «Восток-5», пилотируемый Валерием Быковским и «Восток-6», на котором полетела первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова. Этот совместный полёт продолжался 70 часов. (приложение 1)
Ученик: С 12 по 13 октября 1964 года на околоземную орбиту поднялся первый многоместный корабль «Восход». На его борту находились три человека: командир Владимир Комаров, врач Борис Егоров и учёный Константин Феоктистов. Впервые в космосе работали люди разных специальностей, которые проводили наблюдения и изучение космического пространства.
Ученик: 18-19 марта 1965 года – в космическом пространстве – «Восход-2». Командир корабля – Павел Беляев, второй пилот – Алексей Леонов, который впервые в мире вышел из корабля в открытый космос и выполнил ряд экспериментов вне корабля.
7.На Луну
Ученик: Первым (и пока единственным) небесным телом на которое высадились обитатели нашей планеты, стала Луна. Советский Союз и Соединенные Штаты запускали к Луне автоматические межпланетные станции. Сначала они только фотографировали поверхность спутника, а потом начали. совершать посадки на Луне. ( приложение 1)
Ученик; Первыми землянами, осуществившими экспедицию на Луну, стали Нейл Армстронг, Майкл Каллинз, Эдвин Олдрин. Экипаж доставил на Луну космический корабль «Аполлон-11». Полёт длился 8 суток и 3 часа – с 16 по 24 июля 1969 года. На Луне астронавты провели 31 час 31 минуту. Впоследствии на Луне побывали экипажи ещё 4 «Аполлонов».( приложение 1)
Ученик: В январе 1973 года с советской станции «Луна-21» на поверхность нашего спутника был спущен «Луноход-2» - необычная машина, сконструированная специально для работы в открытом космосе. Луноходом управляли с Земли по телевизионному и радиоканалам. Он проработал на нашем спутнике несколько месяцев и прошёл по поверхности в общей сложности 37 километров.
8.Стуковка в космосе
Ученик: В 1975 году две мировые державы – Советский Союз и Соединённые Штаты Америки приняли программу ЭПАС – экспериментальный полёт «Аполлон» - «Союз». 17 июля 1675 года состоялась стыковка двух кораблей. Космонавты А. Леонов, В. Кубасов и астронавты Т. Стафферд, Д. Слейтон, В. Браундт пожали друг другу руки на орбите.
9.Космические станции «Мир» и МКС
Ученик: Следующим шагом в освоении космического пространства стало появление орбитальных станций – крупных научно-исследовательских комплексов. Советская орбитальная станция «Мир», выведенная на орбиту 20 февраля 1986 года, проработала 15 лет. За это время на борту «Мир» побывало 104 космонавта, со станцией состыковалось 109 космических аппаратов. ( приложение 1)
Ученик: В 1998 году Россия и США приступили к постройке МКС – Международной космической станции. Это огромный орбитальный комплекс, лаборатория для совместной работы российских и американских исследователей космоса. Космонавты и астронавты проводят исследования, ставят эксперименты и достраивают станцию.
10.Вывод
Ученик: Искусственные спутники Земли по-прежнему день и ночь несут вахту в космосе. Они снабжены многими сложными приборами и ведут наблюдение за Солнцем, звёздами, атмосферой. С помощью спутников можно предсказать погоду, осуществлять телевизионную, телефонную связь.
Ученик: Когда-то Циолковский назвал Землю «колыбелью» разума, но добавил, что «…нельзя же вечно жить в колыбели!». Человек стремится покинуть «колыбель», чтобы освоить бесконечное пространство космоса!
Проводим КВН, посвящённый космосу. Выбираются капитаны и названия команд.
КВН «Космос»
1. «Большая Медведица»
В тёмную безоблачную ночь можно увидеть тысячи звёзд. Звёзды объединены в созвездия. И у каждого созвездия есть своё имя. Вот это созвездие называется Большая Медведица (показать плакат). В нём 7 звёзд. Несколько крупных и несколько маленьких. Посмотрите внимательно на плакат и запомните расположение звёзд. (Плакат убирается). Вы должны нарисовать расположение звёзд этого созвездия.
2. «По кратерам Луны»
Земля – удивительная планета. На ней живут люди, животные, растения. А на других планетах жизни нет. Американские космонавты побывали на Луне, видели лунные кратеры, безжизненную поверхность. Внимание! А теперь мы с вами побываем на Луне и пройдёмся по кратерам.
Участникам раздаются по две дощечки, они должны, перекладывая их и идя по ним, перейти лунные кратеры.
3. «Встреча с кометой Галлея»
А сейчас, кто быстрее вычислит, в скольких метрах мы пролетаем от кометы Галлея. (Устно)
Каждой команде раздаётся по одному листку с примером.
1 команда: 12+36+24+25+3=
2 команда: 16+28+11+37+8=
4. «Радиограмма»
Итак, наш путь лежит к планете Венера. Но что это? На борт корабля поступили какие-то странные зашифрованные телеграммы. Кто может разгадать эти загадочные шифры? Радисты! Кто быстрее их расшифрует?
Каждому экипажу вручается телеграмма, которую надо прочесть с помощью шифра. Текст-шифровка даётся один и тот же.
5. «Завтрак космонавта»
Во вселенной нет столовых
И буфетов тоже нет,
Так что нужно быть готовым
Захватить с собой обед.
Да мы с вами уже долго летаем и проголодались. Но пищу космонавт должен брать с собой. Еда запаяна в тубы, пакеты; космонавту не нужны ложки, вилки. Они пищу выдавливают прямо в рот.
Представителям команд раздаются бутылочки с сосками, в которых налит чай (сок). Надо как можно быстрее выпить его.
6. Как называется место старта космического корабля?
7. Как называется костюм у космонавта?
8. Почему космонавты не едят ложкой?
9. Какой самый быстрый вид транспорта?
10. Кто из литературных героев рассказывал, он забрался на Луну по стеблю боба?
11. Какой герой Н.Носова оказался на Луне?
12.С.В.Михалков написал замечательные стихи о дяде Стёпе и его сыне:
И однажды утром рано
Мы услышали в тишине:
«Космонавт … Степанов
С Марса шлёт привет Луне!»
Как звали сына Дяди Стёпы?
13. Ракета за 3сек, пролетела 18км. Сколько километров она пролетит 1сек.?
14. Маленький Принц путешествовал 3 года, а Иван-царевич – на 5 лет больше. Сколько лет путешествовал Иван – царевич?
Награждаются победители конкурсов и КВН.
1
Предварительный просмотр:
Динамика качества знаний
по физике педагога Ермаковой М.В.
МОУ «СОШ х. Малая Скатовка Саратовского района»
Средний % качества знаний 2008-2009 уч. году: 54 %
Средний % качества знаний 2009-2010 уч. году: 66,5 %
% увеличения качества знаний: 12,5 %
Директор школы А.Г. Забабурин
Предварительный просмотр:
Краткие тезисы
Важной задачей экологического образования на уроках физики является развитие мышления учащихся в области разумного природопользования.
При изучении раздела ядерной физики вопросам экологии посвящаю целый урок. Решение на уроке физические задачи с экологическим содержанием активизирует познавательную деятельность учащихся. Знакомлю с экологической проблемой Челябинской области.
Ермакова Мира Владимировна
учитель физики
Предварительный просмотр:
Краткие тезисы
Урок 8 класс, по программе. А.В. Перышкин
Цель урока: Ввести понятие постоянного магнита и магнитного поля Земли, познакомить обучающихся со свойствами постоянных магнитов, используя экспериментальный метод исследования при объяснении нового материала.
Ермакова Мира Владимировна
Учитель физики
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к мероприятию «Л.Н. Толстой, физика и современность»
Обращение к литературному наследию Л.Н. Толстого в данном случае носит принципиальный характер. Во-первых, великий писатель был педагогом – практиком, а во-вторых, потому что с его произведениями, касающимися естественных наук, общество недостаточно знакомо. Наиболее известна комедия «Плоды просвещения», однако её естественнонаучная основа часто оказывается вне поля зрения читателя и зрителя, хотя именно в этом отношении пьеса является поистине уникальной в русской драматургии XIX в. и заслуживает того, чтобы остановиться на ней подробнее. Следует сказать о понимании писателем роли науки в жизни общества. Во-первых, Толстой является сторонником организации общества на строго научной основе. Во-вторых, он делает мощный акцент на нравственно-этические нормы, и поэтому естественные науки в трактовке Толстого оказываются науками второстепенными, их назначение исключительно прикладное. Отсюда его негативное отношение к фундаментальным научным исследованиям в физике, астрономии, химии, биологии. Толстой склонен оценивать современные ему научные достижения как бесполезные, а порой и вредные для большинства жителей России. Именно поэтому Л.Н. Толстой осмеивает в «Плодах просвещения» московское барство. Обоснование спиритизма в комедии Толстого сделано в увязке с состоянием тогдашних естественных наук и прежде всего физики.
Цели урока:
Обучающая:
- используя художественный текст показать учащимся, как великий писатель, рассматривая взаимосвязь научного знания и нравственности, интуитивно нащупав проблемы, которые в настоящее время пытается решить современная наука.
- обобщение и закрепление учебного материала.
- формирование умения излагать свои мысли в устной речи.
- расширить кругозор обучающихся.
Развивающая:
- развивать творческие и коммуникативные способности учащихся
- развитие самостоятельности при объяснении явлений.
Воспитывающая:
- воспитывать интерес и любовь к физике, литературе и естественным наукам.
- воспитывать в процессе обучения трудолюбие, чувство ответственности и дисциплины.
Задача: Привлечь внимание к истории написания комедии «Плоды просвещения», обоснованию спиритизма в комедии Толстого сделанного в увязке с состоянием тогдашних естественных наук и, прежде всего физики. Рассмотреть развитие учения о «жизни и смерти» на современном этапе, христианское отношение к спиритизму.
Урок конференция проводится с учащимися 10 класса, когда на уроках литературы изучается творчество Л.Н. Толстого и 11 класса (2 четверть). За неделю до мероприятия учащиеся получают задание: «Используя художественный текст, показать учащимся, как великий писатель, рассматривая взаимосвязь научного знания и нравственности, интуитивно нащупал проблемы, которые в настоящее время пытается решить современная наука».
Для выполнения задания обучающиеся разделены на группы по интересам:
- Группа «Исходные данные» - выдаёт сведения по истории создания комедии Л.Н. Толстого «Плоды просвещения».
- Группа «Мозговой центр» - рассказывает о самой комедии и читает отрывки из комедии Л.Н. Толстого «Плоды просвещения».
- Группа «Историков» - рассказывает о состоянии науки на момент создания комедии.
- Группа «Обозреватели» - рассказывает о спиритизме на момент создания комедии и на современном этапе.
- Группа «Оптимисты» - сторонники учения о спиритизме. Отвечают на вопросы, т.е. доказывают, что спиритизм существует.
- Группа «Пессимисты» - противники учения о спиритизме, видящие негативное в учении. Задают вопросы.
- Группа «Психологи» - создают психологическую разрядку на уроке, для лучшего восприятия материала: рассказывают интересные истории, делают физминутку.
- Группа «Контроля» - оценивает работу групп, подводит итоги работы обучающихся.
Оформление: портреты писателя и учёных, плакат «…есть только миг между прошлым и будущим …», словарные слова на столах обучающихся, текст комедии «Плоды просвещения». На столах перед выступающими таблички с указаниями групп (гр. «Исходные данные», гр. «Мозговой центр» и др.); видеоаппаратура; аудиозапись песни из к/ф «Земля Санникова» (муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева). Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в POWER POINT.
Вначале урока звучит песня из к/ф «Земля Санникова» («… есть только миг между прошлым и будущим …» муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева)
В рамках подготовки конференции обучающиеся работают в библиотеках хутора Малая Скатовка и города Саратова, используют ресурсы Интернет. В ходе конференции выступают представители групп:
- История создания комедии Л.Н. Толстого «Плоды просвещения». (Гр. «Исходные данные»)
- Содержание комедии Л.Н. Толстого «Плоды просвещения». (Гр. «Мозговой центр»)
- Состояние науки на момент создания комедии Л.Н. Толстого «Плоды просвещения». (Гр. «Историки»)
- Диспут оптимистов и пессимистов. (Гр. «Оптимисты» и гр. «Пессимисты»)
- Развитие учения о «Жизни и смерти» на современном этапе. (Гр. «Обозреватели»)
- Подведение итогов. (Гр. «Контроля»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник методических материалов: работы победителей и дипломантов Фестиваля методических идей молодых педагогов в Самарской области - 2016/ Составители: А.П. Бережнова, М.В.Мальцева – Нефтегорск, 2017. – 103 с.
Статья Батуевой Е.И.зам. директора ГБОУ СОШ «ЦО» пос.Варламово, «Интеграция основного и дополнительного образования как основа формирования одарённой личности»...
Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Личные качества военнослужащего»
Урок предназначен для изучения нового материала, отработки полученных знаний и закрепления пройденного...
Методические материалы руководителя методического объединения учителей ЕМЦ
В помощь руководителю школьного методического объединения...
Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)
Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)...
Форма 4 п.4.1 Публикации педагогических разработок и методических материалов в СМИ, размещение материалов в сети Интернет
свидетельства о публикации в сети Интернет...
Методические материалы Материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных у
Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по об...
Комментарии
методические разработки
Всё выполнено грамотно.