урок по физике " Диффузия и здоровье"
методическая разработка по естествознанию (7 класс)
Цель урока:
- сформировать у обучающихся представление о явлении диффузии;
- показать значение явления диффузии для жизни человека;
-развить интерес к изучаемому материалу;
- формировать убежденность в пользе ЗОЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок физики в 7 классе
Тема: «Диффузия и здоровье.»
Цель урока:
- сформировать у обучающихся представление о явлении диффузии;
- показать значение явления диффузии для жизни человека;
-развить интерес к изучаемому материалу;
- формировать убежденность в пользе ЗОЖ.
Задачи:
Закрепление понятий:
-молекула;
-строение твердых тел, жидкостей и газов (расположение частиц и их поведение) ;
Знакомство с явлением диффузии ;
Выявление факторов ,от которых зависит скорость протекания данного явления.
Показать связь диффузии с жизнью человека.
Развитие навыка
- самоконтроля;
-организации учебной деятельности;
- умения выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника;
Развитие познавательного интереса, самостоятельности в приобретении знаний и практических умений, оценивать результаты своих действий, ценностное отношение друг к другу, к своему здоровью и явлениям природы.
УУД
Убежденность в возможности познания природы, способность видеть закономерность изучаемого явления.
Планировать свою деятельность при выполнении задания, определяя последовательность действий, умение работать по плану.
Работа с различными типами информации, установление причинно-следственных связей.
Речевая деятельность, навыки сотрудничества и ведения диалога.
Планируемые результаты
личностные
метапредметные
предметные
мотивация образовательной деятельности на основе демонстраций и проблемных ситуаций; формирование ценностных отношений к явлениям природы и к своему здоровью.
Коммуникативные: Представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений в процессе восприятия ответов других учащихся на вопросы учителя и в процессе беседы;
Познавательные: приобретение опыта отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения проблемных вопросов; развитие мышления учащихся при систематизации явлений природы; развитие внимания в ходе демонстраций и при устных ответах одноклассников.
Регулятивные: прогнозирование протекания физического явления в различных состояниях вещества и при различной температуре.
Сформированость знаний о строении вещества и о поведении частиц из которых они состоят
Знание определений: диффузия, броуновское движение, молекулы;
Уметь отображать в таблицах и схемах характеристики понятия, доказательства основных положений теории о строении вещества.
Оборудование к уроку: Мензурки, спиртовой раствор йода или бриллиантовый зеленый, освежитель воздуха, холодная и горячая вода.
Формы работы: групповая, индивидуальная , фронтальная.
Ход урока:
- Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.
Приветствие.
Проверка наличия учебных принадлежностей.
Проверка присутствующих.
Настрой учащихся на работу. - Актуализация знаний учащихся.
Обучающимся предлагается вспомнить и продемонстрировать материал прошлого урока - модели строения твердых тел , жидкостей и газов.
Для этого формируются 3 команды по 6 участников .
К доске вызываются первые 6 желающих, которые перевоплощаются в молекул твердого тела и демонстрируют расположение и поведение частиц в данном состоянии.
Следующие 6 – демонстрируют жидкое состояние и еще 6 - газообразное.
В это время ,оставшиеся на местах комментируют происходящее у доски (по одному на каждое состояние).
Все рассаживаются на свои места.
Рефлексия.
3.Постановка целей и задач урока.
Демонстрируется освежитель воздуха.
Вопрос: что произойдет после распыления ?
В процессе обсуждения формулируется ответ о том, что молекулы освежителя распространяются в воздухе по всему помещению. И целью урока будет изучение данного явления. Вводится понятие – диффузия.
Тема урока, дата и первое определение записываются в рабочую тетрадь.
4.Этап введения нового знания.
Сначала демонстрация растворения капли спиртового раствора йода (бриллиантового зеленого) в холодной и горячей воде(проводит учитель), потом «Живая демонстрация»( команды разных веществ , теперь различные по составу . Например – вода девочки, а раствор йода - мальчики ). Дети демонстрируют диффузию во всех трех состояниях и при различных температурах.
Обучающимся предлагается продемонстрировать данный процесс и в процессе демонстрации ответить на вопросы:
- Как происходит перемешивание в газах , жидкостях и твердых телах?
- Одинаково ли быстро это произойдет?
- От чего еще может зависеть скорость этого перемешивания - диффузии?
-Какие примеры диффузии вы можете назвать?
Выводы по каждому вопросу записываются в рабочую тетрадь.
(В процессе урока в живых демонстрациях необходимо задействовать всех учащихся).
Рефлексия.
5. Этап применения новых знаний.
Учитель вместе с учениками в процессе дискуссии переносят полученные знания на новые ситуации.
Вопросы для обсуждения:
-Как вы думаете , диффузия – это вредное или полезное явление для человека?
-Если мы почувствовали запах , то это означает, что вещество попало к нам в организм?
Полезные проявления диффузии.
Краткая информация:
Диффузия газов обеспечивает однородность атмосферы вблизи поверхности Земли . Если бы не было диффузии, то более тяжелые газы располагались у поверхности Земли, а легкие газы – дальше от её поверхности.
А как же дышит человек? У человека в дыхании принимает участие вся поверхность тела – от самого толстого эпидермиса пяток до покрытой волосами кожи головы. Особенно интенсивно дышит кожа на груди, спине и животе. Интересно, что по интенсивности дыхания эти участки кожи значительно превосходят легкие. С одинаковой по размеру дыхательной поверхности здесь может поглощаться кислорода на 28% а выделяться углекислого газа даже на 54% больше, чем в легких. Однако во всем дыхательном процессе участие кожи ничтожно по сравнению с легкими, так как общая площадь поверхности легких, если развернуть все 700 млн. альвеол, микроскопических пузырьков, через стенки которых происходит газообмен между воздухом и кровью, составляет около 90-100 квадратных метров а общая площадь поверхности кожи человека около 2 квадратных метров, т.е, в 45-50 раз меньше.
Несколько слов о пищеварении человека. Наибольшее всасывание питательных веществ происходит в тонких кишках, стенки которых специально для этого приспособлены. Площадь внутренней поверхности кишечника человека равна 0,65 м2. Она покрыта ворсинками – микроскопическими образованиями слизистой оболочки высотой 0,2–1 мм, за счет чего площадь реальной поверхности кишечника достигает 4-5 м2, т.е. достигает в 2-3 раза больше площади поверхности всего тела. Процесс всасывания питательных веществ в кишечнике возможен благодаря диффузии.
Вредные проявления диффузии:
К сожалению, необходимо отметить и вредные проявления этого явления. Дымовые трубы предприятий выбрасывают в атмосферу углекислый газ, оксиды азота и серы.
Процесс диффузии играет большую роль в загрязнении рек, морей и океанов. Годовой сброс производственных и бытовых стоков в мире равен примерно 10 триллионов тонн.
Загрязнение водоёмов приводит к тому, что в них исчезает жизнь, а воду, используемую для питья, приходится очищать, что очень дорого. Для предупреждения загрязнения водоемов необходимо следить за тем, чтобы вблизи берегов не выбрасывался мусор, пищевые отходы, навоз, различного рода химикаты.
Благодаря диффузии табачный дым хорошо смешивается с воздухом и проникает всюду: в одежду, волосы, легкие, живые ткани, кровь, лимфу, мозг, рассеивается в помещении. Запах табачному дыму придает никотин, являющийся одним из сильных растительных ядов, которые действуют не только на низших, но и на высших животных.
В сигаретном дыме содержится более 400 химических соединений, которые, как обнаружено, опасны для здоровья. Незлостный курильщик, потребляющий только половину пачки сигарет в день, атакует свой организм эти ми химическими веществами приблизительно 3500 раз в год.
В табачном дыме присутствуют три самых опасных вещества:
1)Смола: является канцерогенным веществом.
2)Никотин: это ядовитое вещество, которое длительное время применялось в качестве инсектицида и крысиного яда. Он по токсичности занимает второе место (по сравнению с цианидами) по своему разрушительному воздействию на человеческий организм.
3)Угарный газ: этот газ присутствует в табачном дыме.
В табачном дыме обнаружено свыше 48 химических соединений, являющихся канцерогенами, которые стимулируют развитие рака .
Поэтому вредно не только курение, но и нахождение рядом с курящим человеком!
6. Закрепление новых знаний.
Тест на 5 мин (Задания одинаковые для всех, на отдельных листках. После выполнения задания, обучающиеся обмениваются листами с соседями по парте – происходит взаимопроверка. ).
1. Какие явления доказывают, что молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении?
А) испарение;
Б) диффузия;
В) изменение объёма при нагревании;
Г) Броуновское движение.
2. Какие явления доказывают, что между молекулами существуют силы притяжения?
А) газ оказывает давление на стенки сосуда;
Б) диффузия;
В) существование жидких и твёрдых тел;
Г) Броуновское движение.
3. Как зависит скорость диффузии от температуры для данного агрегатного состояния вещества?
А) не зависит;
Б) увеличивается с повышением температуры;
В) уменьшается с повышением температуры;
Г) уменьшается в 4 раза.
4. Как движутся молекулы газа в воздухе?
А) молекулы, в основном колеблются;
Б) молекулы, в основном вращаются;
В) молекулы , в основном движутся поступательно;
Г) молекулы движутся беспорядочно, хаотично.
5. Молекулы в жидкостях располагаются...
А) беспорядочно;
Б) упорядоченно в определённых областях;
В) упорядоченно по всему объёму вещества;
Г) среди ответов нет правильного.
6. Молекулы в твёрдых веществах располагаются...
А) беспорядочно;
Б) упорядоченно в определённых областях;
В) упорядоченно по всему объёму вещества;
Г) среди ответов нет правильного.
7.Итоги урока.
Выставление оценок.
Рефлексия.
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по физике 7 класс "Диффузия"
Урок полностью соответствует ТРКМ. Выделено три этапа урока : вызов, осмысление, рефлексия. На этапах урока использованы следующие приёмы: "Корзина идей", "Инсерт", "Синквейн". применены следующ...
Методическая разработка урока по физике "Движение частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Силы взаимодействия молекул"
Методическая разработка урока по физике по теме: «Движение частиц вещества. Броуновское движение.Диффузия. Силы взаимодействия молекул».Цель урока: формирование знаний о характере движения частиц...
Самоанализ урока по физике на тему "Диффузия твердых тел жидкостей и газов" 7 класс
Самоанализ урока по физике на тему "Диффузия твердых тел жидкостей и газов" 7 класс...
Проект по физике "Диффузия"
Визитная карточка портфолио проекта "Диффузия": авторы проекта, описание проекта, основа проекта, планируемые результаты обучения, вопросы, график оценивания, сведения о проекте, материалы д...
УРОК ФИЗИКИ 7 КЛАСС «ДИФФУЗИЯ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»
УРОК ФИЗИКИ 7 КЛАСС «ДИФФУЗИЯ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»...
Методическая разработка урока по физике на тему "Движение частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул"
Конспект урока по теме: движение частиц вещества. Диффузия.Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Раскрывает понятия броуновского движения, диффузии (в чем различия), отражены примеры, где...
Урок по физике. Тема : "Здоровье человека связано с диффузией?!". 7кл
Урок физики в 7 классе Тема: «Здоровье человека связано с диффузией?!»Целью данного урока является:- сформировать у обучающихся представление о явлении диффузии;- показать...