Школа инструкторов в Клубе Шаги в природу"
статья по естествознанию
Статья о наставничестве. Из опыта работы. Клуб "Шаги в природу".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_instruktorov_v_klube_statya_ren_eyub.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа инструкторов в клубе «Шаги в природу»
Рясная Е. Н., педагог дополнительного образования ГБУ ДО «Молодежный творческий форум Китеж плюс», Ермолаева Ю.Б., педагог дополнительного образования ГБУ ДО «Молодежный творческий форум Китеж плюс»
Наставничество – не новое явление в детских коллективах, формирующихся в системе дополнительного образования, поскольку традиционно ‒ это коллективы разновозрастные. Таким образом, в силу естественных процессов младшие и менее опытные учатся у старших, более опытных, как непосредственно подражая их действиям, так и сознательно «впитывая мудрость» от старших, эмоционально значимых людей. В чем же новизна нашей школы инструкторов? На мой взгляд, наиболее существенным является то, что «инструктора» вступают на путь наставничества весьма целенаправленно. Разумеется, не все ребята жаждут возиться с малышами, но в процессе деятельности в клубе всем, так или иначе приходится помогать новичкам, и, оказывая подобную "вынужденную" помощь, некоторые, видимо, получают значимую эмоциональную отдачу и уже сами активно предлагают себя в качестве помощников на мероприятиях для младших ребят.
Поскольку в нашем Клубе существенная часть деятельности проходит на однодневных и многодневных выездах в природу, помощь старших становится особенно востребована. Следует отметить, что предложение вывозить на лесные экскурсии малышей исходило именно от старших юннатов и выпускников, которые активно помогали на первых выездах. Появилась категория ребят-"инструкторов", которые помогают малышам в решении мелких (но от этого не менее важных) бытовых вопросов, обучают необходимым для походной жизни навыкам, утешают загрустивших, помогают педагогам проводить коллективные игры и просто подают пример конструктивного взаимодействия, являясь некой "прослойкой" между “совсем взрослыми" преподавателями и юными экспедиционниками. Такое общение, на наш взгляд, является полезным для обеих сторон. По данным анкетирования "действующих" и бывших инструкторов, им нравится "быть нужными", нравится, когда дети им радуются, интересно наблюдать, как малыши становятся умнее и самостоятельнее. Кроме того, подобная практика помогает сохранять единство клуба, без противопоставления старших и младших. Постепенно сложилась традиция и даже некоторая преемственность, когда подросшие участники "Малой экспедиции" ждут своей очереди стать инструкторами. В настоящее время все желающие стать инструкторами в обязательном порядке посещают «курсы инструкторов», на которых знакомятся с основами возрастной психологии, правилами обеспечения безопасности при нахождении в природе и выполняют тренинговые задания. Поскольку "инструкторство" у нас стало "модным трендом”, и появилась неожиданная проблема: желающих стать инструкторами больше, чем необходимо для работы, пришлось ввести некоторую бюрократизацию (зачеты на курсах инструкторов и контроль посещаемости), что позволяет отсеивать избыточных «кандидатов». Как правило, эти ребята все-таки становятся инструкторами, но в следующем году, когда освобождаются места, занимаемые выпускниками.
Школа инструкторов в Клубе «Шаги в природу» (звания: «личинка» юнната – новичок, юннат – прошел посвящение, любознательный мумрик – выполняет большинство задач самостоятельно, опытный мумрик – совершил несколько выездов, помогает другим, атлант – прошел все «испытания»).
Процесс внедрения целевой модели наставничества в деятельность Клуба «Шаги в природу»
Форма «УЧАЩИЙСЯ - УЧАЩИЙСЯ»
Цель: раскрытие творческого потенциала учащихся
1)«ТАНДЕМ» - учащиеся с разницей в освоении программы не менее 2-х лет
2)«УЧАЩИЙСЯ - ГРУППА УЧАЩИХСЯ» учащийся старших групп и учащиеся младших годов обучения.
Этапы. | Задачи | Методические продукты (ссылки) |
Подготовка условий для запуска программы наставничества Информирование о возможностях модели | Информирование о возможностях программы наставничества | Презентация по наставничеству Анкетирование по выявлению дефицитов и возможностей |
Формирование баз | Проведение мониторинга | Заполнение форм |
Отбор и обучение наставников, Формирование наставнических пар / групп (назначение сверху, групповая встреча, дистанционное анкетирование) | Организация отбора и обучения наставников, с использованием интерактивных форм. | Программа обучения наставников (кейсы, ролевые ситуации, сессии – вопросы и ответы) Сводный план мероприятий Консультации для участников |
Организация работы наставнических пар / групп | Оформление дневников для участников наставничества Анализ ведения дневников, маршрутов, планов и др. Документации пар Организация сбора обратной связи от наставников, наставляемых для мониторинга эффективности реализации программы Сбор данных от наставляемых для мониторинга влияния программы на их показатели Разработка системы поощрений наставников | Дневники Чат с организатором Календарь событий |
Завершение наставничества | Проведение итоговых мероприятий для всех участников (игра, круглый стол) Определение «успешности» процесса Разработка индивидуальных инструментов анализа (таблиц, диаграмм, опросных листов, анкет и т.д.) Организация сбора обратной связи, проведение рефлексии Реализация системы поощрений наставников; | Итоговое мероприятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание клуба "Лицеист" "Первые шаги в поэзию"
В данном материале представлена презентация и сценарий заседания "Первые шаги в поэзию" литературного клуба "Лицеист". Материал будет интересен педагогам, начинающим поэтам и всем любителям поэзи...
Проект урока географии в малокомплектной школе. География 8 и 9 класс. Природа регионов России. Особенности населения и хозяйства Архангельской области.
Тема урока географии в 8 классе "Природа регионов России". 9 класс- "Особенности населения и хозяйства Архангельской области....
Родительское собрание в 3 "Б" классе на тему :«Встречая ребенка из школы… Учение – шаг за шагом»
Цель: выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома;дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельн...
Рабочая программа воспитателя школы - интернат "Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)"
Рабочая программа воспитателя...
Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п
Cтатья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...
Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п
Статья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...
Проектная работа "Изменить мир, начиная с себя: 10 простых шагов навстречу природе".
Мы часто говорим о том, что проблемы экологии носят глобальный характер, но не задумываемся о том, что решать их нужно нам. Мы опускаем руки, полагая, что от нас ничего не зависит. Но важно понимать, ...