"И ПОЛЬЗУ ОБЩУЮ ОТЕЧЕСТВА ПРОЗРЯ…" СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ М.В. ЛОМОНОСОВА 300 ЛЕТ СПУСТЯ
статья по естествознанию

Прокудина Татьяна Сергеевна

Статья написана к юбилею М.В. Ломоносова и представляет собой попытку осмыслить место великого ученого в истории России, рассказывает о сферах его деятельности, широте одаренности, проводит связь великого человека с эпохой Возрождения и доказывает актуальность его открытий для наших дней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_lomonosov.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

"И ПОЛЬЗУ ОБЩУЮ ОТЕЧЕСТВА ПРОЗРЯ…»» СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ М.В. ЛОМОНОСОВА 300 ЛЕТ СПУСТЯ

Михайло Ломоносов… Это имя так давно причислено к великим и знаменитым, что спустя три века он видится бронзовым памятником в парике с забавной косичкой. Казалось невероятным найти в нем что-то близкое нам,  людям сегодняшнего дня. Но вот прочитана уйма литературы, изучены интернет-ресурсы – вместо монумента передо нами вырастает удивительно живой облик умного, энергичного ученого, способного к веселой шутке. Данная статья имеет своей целью доказать, что

  1. Михаила Васильевича Ломоносова по праву ставят в один ряд с титанами эпохи Возрождения;
  2. взгляды и заветы нашего великого соотечественника сохраняют свою актуальность и в наши дни, т.е. нам, сегодняшним, есть чему поучиться.

Начало ломоносовской биографии широко известно, но все равно кажется сказочным. Девятнадцатилетний сын зажиточного крестьянина-рыбака добирается до Москвы, выдает себя за дворянина, поступает в Славяно-греко-латинскую академию, остается без родительской поддержки (наказание за гордость и самоуправство), бедствует, голодает – и делает блестящие успехи в науках. За три года талантливый юноша закончил шесть классов, многому научился. Когда по решению Сената в Петербурге организовали при Академии наук «семинарию» для самых способных к учению дворян, Ломоносов попал в список тридцати избранных. Спустя некоторое время трёх наиболее способных студентов направили в Германию для изучения химии и горного дела. Это не помешает ему потом, в России, до конца жизни не ладить с немцами, заполонившими отечественную Академию. (Замечу в скобках: он был гениальным школяром, студентом, на недостаток которых так сетуют современные учителя.) Через пять лет, закончив обучение, в Петербургскую Академию наук возвратился блестяще образованный молодой учёный — энциклопедист. Началась новая эпоха в жизни Ломоносова — эпоха великих открытий.

Кто же он, Ломоносов? Физик, инженер, химик, астроном, философ, филолог, поэт, мастер мозаики, незаурядный организатор, которому под силу создать целый университет? Наверное, самое подходящее определение для этой личности – человек эпохи Возрождения. Таким был великий итальянец Леонардо да Винчи, прославившийся в области изобразительного искусства, поэзии, анатомии, инженерного дела. Новое время вызвало к жизни людей-универсалов, талантливых столь всеобъемлюще, что при чтении их биографий хочется ущипнуть себя: неужели правда? Неужели все это за несколько десятилетий?

 Чтобы ознакомиться с огромным наследием великого ученого, понадобилось немало времени. Теперь мне его не жаль, более того, рискну заявить: не зная Ломоносова, невозможно считать, что ты знаешь и любишь Россию.

Вклад великого ученого в науки не укладывается в объем небольшой статьи. Благодаря его усилиям, была создана первая химическая лаборатория, был открыт закон сохранения материи и движения — один из основных законов природы.
Научные интересы Ломоносова столь разнообразны, что их с лихвой хватило бы не одному десятку учёных. Так он первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, высказал правильную догадку о вертикальных течениях в атмосфере, верно указал на электрическую природу северных сияний и определил их высоту — 110 км., открыл атмосферу на Венере. Далеко опережая современную ему науку, Михаил Васильевич первым из учёных разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят», предсказал существование Антарктиды. За двадцать лет неустанных трудов учёный-исследователь создал очень важную для практического применения работу по горному делу, где дал описание руд и минералов, рассказал о признаках их залегания, причинах и значении окраски горных пород. Книга Ломоносова была первым практическим руководством к поискам руд, основанным на строгих научных наблюдениях. Она была разослана по рудникам и оказала большую помощь русским горным мастерам-рудоискателям, открывшим много новых месторождений на Урале, Алтае и в Нерчинском крае. К книге была приложена работа Ломоносова «О слоях земных», положившая начало геологической науке в нашей стране.

Взгляды великого учёного значительно опередили его время. Ломоносов утверждал, что останки вымерших животных встречаются там, где жили эти животные, а пласты каменного угля имеют органическое происхождение. Также Ломоносов первый указал на образование нефти из остатков организмов. Эта мысль получила подтверждение и признание только  в 20 веке.

Ломоносову принадлежит удивительное для ХVIII века пророчество: «Могущество России прирастать будет Сибирью и Северным океаном». (Думаю, он бы с горечью узнал, что деньги от продажи нефти и газа составят основу бюджета современной России.) Много сил положил он на открытие северного морского пути. Самим учёным были изготовлены многие навигационные приборы для оснащения кораблей, например, морской барометр, «ночезрительная труба» — прибор ночного видения для морских кораблей, дающий возможность ночью или в сумерках различать скалы и корабли в море. Спустя более двух веков по чертежу Ломоносова в Советском Союзе были созданы специальные ночные бинокли, которые использовались на кораблях в годы Великой Отечественной войны.

Подобно гениям эпохи Ренессанса, Ломоносов был великим поэтом-реформатором. Его оды, стихи, послания открыли новую эпоху в русской литературе.  Со школьной скамьи мы запоминаем поэтические строки, так живо звучащие и сейчас:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут..

И вслед за великим поэтом и патриотом мы верим:

            …Что может собственных Платонов

            И быстрых разумом Невтонов

            Российская земля рождать!

С Ломоносова начинается поворот российской поэзии от извечной серьезности средневековой литературы к легкости, настроению непринужденной беседы, к удовольствию от текста – тому, за что мы любим чтение сейчас.

Первый русский академик, он как никто другой мог и умел наслаждаться творчеством – в уединении, под бездной звезд. Но только творчества ему было недостаточно. Пожалуй, главной его страстью было просвещение. И Ломоносов был не только гениальным ученым, но и великим популяризатором науки: «Стараюсь защитить идеи Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство». Он понимал, что если «врата учености» открыты только для немногих избранных, то они ведут в тупик. Велика заслуга Ломоносова как в создании Московского университета, так и в отстаивании права обучения в нем не только детям дворян, но и детям трудового народа Вопрос доступности качественного образования для всех слоев населения очень остро стоит в наши дни. Думаю, что введение Единого Государственного Экзамена – это хорошая возможность для способных школьников с дальних окраин получать образование в столичных вузах.    

Русский язык Ломоносов считал основой нравственного воспитания. Он понимал, что без выработки национального литературного языка нельзя говорить ни о науке, ни о литературе. Поэтому развитие общедоступного литературного языка было важнейшей задачей на протяжении всей его жизни.  Он первым в России читал лекции на родном языке, что считалось дерзостью. Стало знаменитым его изречение о том, что в русском языке можно найти «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского и сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». Сегодня уже не приходится доказывать, что язык наш богат и прекрасен, однако наблюдения за речью моих современников приводят к выводу, что защищать русский язык все же нужно, и прежде всего – от нас самих, когда мы бездарно загрязняем свою речь, делаем её бедной и убогой.

Создавая Российскую Академию наук, Ломоносов более всего хотел, чтобы с помощью Академии извлекалась польза Отечеству, чтобы иностранные специалисты не верховодили в ней, а наравне с отечественными трудились на благо России. Обидно сознавать, что в наши дни чаще приходится читать об «утечке мозгов и капиталов» на запад.

Ломоносова наука и производство интересовали только в комплексе со стратегией развития страны. Ему было чуждо понятие «науки для науки». Он постоянно подчеркивал, что наука должна отвечать задачам, стоящим перед страной. Одно из выдающихся произведений Ломоносова называется «О сохранении и размножении российского народа». Опубликовано оно  250 лет назад, но что может быть актуальнее этой проблемы – сохранения и сбережения людей?

Природа вложила столько таланта и энергии  в М.В. Ломоносова, что ещё многие поколения будут пользоваться его открытиями и выводами во всех областях человеческой мысли и деятельности. Он своим существованием и жизнью показал всему миру великие перспективы России. Обычно значение деятельности таких людей современники не понимают, только через двести-триста лет приходит пора осмысления. Уверена, время Ломоносова как раз сейчас и наступает.

Использованные источники

  1. http://gazeta-licey.ru/content/view/3230/  , 
  2. http://www.publiclibrary.ru/readers/kaleidoskop/historical-portrait-Lomonosov.htm 
  3.  http://kprf.ru/rus_soc/97851.html 
  4. Басовская Е.Н. Русская словесность в художественном осмыслении/ Е.Н. Басовская.- М.: «Центр гуманитарного образования», 1996. – 414с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Любовь и уважение к Отечеству. 1812 год:200лет спустя"

Вашему вниманию предлагается классный час, в основе которого театрализованное предствление учеников 5 класса. В конспект входит конспект и 2 презентации...

Мобильный взгляд со всех сторон (Вред и польза сотовых телефонов)

Мы живем в веке передовых технологий, невозможно представить жизнь человека без общения посредством мобильного телефона. Сегодня мобильные телефоны стали предметом первой необходимости. Быстрая связь ...

Мобильный взгляд со всех сторон (Вред и польза сотовых телефонов)

Мы живем в веке передовых технологий, невозможно представить жизнь человека без общения посредством мобильного телефона. Сегодня мобильные телефоны стали предметом первой необходимости. Быстрая связь ...

Мобильный взгляд со всех сторон (Вред и польза сотовых телефонов)

Мы живем в веке передовых технологий, невозможно представить жизнь человека без общения посредством мобильного телефона. Сегодня мобильные телефоны стали предметом первой необходимости. Быстрая связь ...

Сценарий мероприятия к 300-летию со дня рождения русского ученого М.В. Ломоносова «Я живу на земле Михаила Васильевича Ломоносова»

1.    Пояснительная запискаВ 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765).М.В. Ломоносов великий ру...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ВАРИАНТ 1) ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» 7 КЛАСС

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями  Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллек...

Адаптированная программа среднего общего образования по истории Отечества в Колонии-поселения РС/Я/

Адаптированная программа среднего общего образования по истории Отечества в Колонии-поселения РС/Я/...