Конспект урока по окружающему миру :Вода.Свойства воды"
план-конспект урока по естествознанию

Новакова Александра Ивановна
Данная тема может быть использована на уроках окружающего мира в начальных классах. 1.Вода-основное богатство на свете. 2.Три состояния воды. 3.Основные свойства воды. Учебный предмет :окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_1.docx103.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Вода. Свойства воды.

Цель: создать условия для формирования умения определить основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека.

Задачи:

Предметные:

-узнать о значении воды для всего живого, физические свойства и химическое свойство воды, необходимость бережного использования воды.

- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки; экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

Коммуникативные УУД:
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах;
Личностные УУД:
- формировать интерес к предметно-исследовательской   деятельности;
- формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Регулятивные УУД:

- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы)

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы

Форма урока: урок-исследование (исследовательский проект)

Ресурсы: основные:

  • Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» с.49-52, М. «Просвещение», 2008-2010г
  • Рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир» с.20-23, М. «Просвещение», 2012г.
  • Инструкционные карты, карты «учёных-исследователей», карточки для парной работы, карточки для рефлексии,

Столики с необходимыми инструментами и материалами для проведения опытов. – дополнительные: компьютер, проектор, презентация, карта, глобус, выставка книг

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, литературное чтение, технология, ИЗО, математика.

Ход урока

Тип: открытия новых знаний

Этапы урока

Содержание и виды деятельности преподавателя

Содержание и виды деятельности обучающегося

1.Мотивация к учебной деятельности

Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах.

Приветствие:

Здравствуйте, ребята! У меня сегодня хорошее настроение, а какое у вас?

-У нас сегодня очень интересный урок, потому что у меня к нему особое отношение. Я очень ценю то, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

-А какое настроение мы возьмем с собой? (У вас на листочках ступеньки, раскрасьте первую ступеньку таким цветом, какой характеризует ваше состояние перед началом урока.)

У всех хорошее настроение. Желаю всем на сегодняшнем уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

Хорошее, с чем связанно ваше настроение?

Почему особое?

Дети раскрашивают ступеньку таким цветом, который характеризует их сегодняшнее настроение.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

в пробном учебном действии

Итак, ребята, давайте с вами отгадаем загадки и решим ребусы по нашей теме «Вода. Свойства воды».

(Хорошо)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

(Ответ: Вода)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

 (Ответ: Вода)

К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился - весной.

(Ответ: Ручей)

Мост - как синее стекло:
Скользко, весело, светло.

(Ответ: лёд)

Меня ждали, меня звали,

Показался – убежали. (Дождь)

Много этого добра

Возле нашего двора,

А рукою не возьмешь

И домой не принесешь. (Туман)

Какие вы молодцы! А теперь давайте обратим наше внимание на нашу презентацию и решим ребусы.

i (2).jpgi (3).jpg        

i (5).jpgi (4).jpg

Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию. А мы с вами будем в роли исследователей. Ребята, кто знает кто такие исследователи.

Сегодня мы проведем исследование  воды и ее свойств.

Дети отгадывают загадки и решают ребусы по теме урока.

Дети по очереди говорят свои версии.

Человек, который изучает разные предметы и вещества.

3. Выявление места и причины затруднения

Определение задач урока.

Что нам сегодня предстоит выяснить на уроке?

Для  этого Я предлагаю вам создать кластер, в котором мы будем с вами писать свойства воды. Для начала предлагаю вам подготовить все, начертите в центре страницы кружок и напишите в нем «Свойсва воды», в процессе изучения материала мы будем вписывать туда , какими свойсвами обладает вода.

Мы будем выяснить, что обозначает слово «вода», и какими свойсвами она обладает.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Релаксация с музыкой.

-Закройте глаза, расслабьтесь и послушайте шум моря. Представьте, что вы находитесь на солнечном берегу, и волны совсем рядом с вами. Послушайте, как море ласково успокаивает вас….

        

- А теперь вспомните и скажите, а какое значение имеет вода в природе и в жизни человека.

Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям.

- Вода не только «поит», она еще и кормит – по морям и океанам плывут тысячи рыболовецких судов.

- Вода «добывает» электрический ток, вода моет всех людей, города, машины.

- А еще вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров.

- Без воды не приготовить пищи, не сделать бумагу, не приготовить бетон для стройки и др.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Наметим план наших действий.

- Как же мы будем исследовать воду

1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за

 веществом и его

 свойствами.

2. Сделаем выводы.

5. Реализация построенного проекта

Работа в группах.

1 группа работает над первым свойством воды-прозрачность.

Оборудование-стаканы с водой и молоком, чайная ложка)

Инструкция по проведению опыта.

Опусти ложку в стакан с водой, а затем в стакан с молоком. Видна ли она?

Что вы заметили?

 О каком свойстве воды это говорит?

2 группа работает над вторым свойством воды- цвет.

Оборудование-стакан с водой, разноцветные полоски.

Инструкция по проведению опыта.

Сравни цвет воды с цветом полосок.

О каком свойстве воды это говорит?

3 группа работает  над третьим свойством воды – запах.

Оборудование-стакан с водой и стакан с вишневым соком.

Инструкция по проведению опыта.

Понюхай жидкости в стаканах.

Вспомнить правила при определении запаха жидкости!!!

Что вы заметили?

Следующий опыт проводит учитель.

Свойства- вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Оборудование: колба с трубкой, заполненная подкрашенной жидкостью,тарелочка с горячей водой, тарелочка со льдом.

Инструкция по проведению опыта.

Колба ставится в тарелку с горячей водой-дети наблюдают за столбиком жидкости в трубке-она поднимается.

Затем колбу переносят в тарелочку со льдом-при наблюдении столбик жидкости в трубке опускается.

Ребята разбиваются на 3 рабочих групп.

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Когда ложка опускается в воду, то ее видно.

Когда ложка опускается в стакан с молоком, ее не видно.

Вывод: вода прозрачная

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Рассматривая полоски, мы увидели, что полоски имеют цвет, а вода нет.

Вывод: вода не имеет цвета, бесцветна.

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Мы понюхали жидкости в стаканах и определили, что сок имеет запах, а вода не пахнет.

Вывод: вода не имеет запаха.

Дети наблюдают и делают выводы

Вывод.

При нагревании вода расширяется, а при охлаждении сжимается.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 Ну, теперь давайте подведем итог наших

 исследований .

- Какое вещество было объектом нашего

 исследования?  

- Какими свойствами она обладает?

Запишем все в наш подготовленный кластер.

Вода. Записывают свойсва воды в кластер в рабочей тетрали.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Сейчас вы прочитаете статью в учебнике на

 с.49 «Вода и жизнь», после напишите небольшой рассказ о воде и ее свойствах.

Молодцы, я тоже подготовила небольшой рассказ, сейчас вам прочитаю.

Вода – это основа жизни человека, это огромное богатство. Кругом нас окружает вода в разных состояниях. Реки и моря – жидкое, тучи и облака – газообразное, град и лед – твердое. В жизни человека вода имеет очень большое значение, несмотря на то, что у нее нет никакого цвета, запаха и особого вкуса.

Человек не может долго прожить без воды. Организм человека состоит из воды почти на 80 процентов. За сутки необходимо выпивать около трех литров в день. Это кроме тех жидкостей, которые человек употребляет в виде бульона, чая и других напитков. Когда человек пьет разные напитки, например, сок, компот, то из него выйдет еще больше жидкости, чем он выпил. Поэтому надо пить именно не кипяченую, но обработанную воду. Иначе организм будет обезвожен.

В природе происходит круговорот воды. Из океанов, морей и рек вода испаряется и дождь поливает нашу землю, все, что на ней растет и чем питается человек. Невозможно представить себе, как бы люди выращивали домашних животных и птиц, фрукты и овощи, разные растения, если бы не было воды. Всего этого бы в природе просто не существовало бы. А значит, и не было бы человека.

Источники воды – реки, моря, океаны и другие водоемы надо беречь. Нельзя загрязнять водоемы и их берега, потому что чистая вода человеку жизненно необходима.

Ну что, интересно было?

Подумайте, что ещё нового вы

 из нее узнали?

Самостоятельно изучают материал в книге. Пишут рассказы.После их читают в классе.

Ответы детей.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Ребята , на следующий урок подготовьте с родителями кроссворд по теме, которую мы с вами сегодня изучали «Вода. Свойства воды.»

Дети записывают задание.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

 Какой момент урока вам больше всего запомнился?

- Где нам могут пригодиться новые знания?

- Мы выполнили план урока?

- Оцените свои знания на конец урока (капельки)

Зелёная  – узнал на уроке много;

Желтая  – узнал, но не все

Красная – ничего не узнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе( УМК "Школа России") на тему "Пожар"

Начало урока посвящено повторению правил дорожного движения, а затем идет работа уч-ся по основной теме, с закреплением знаний детей о том, как звонить в службу экстренной помощи....

План конспект урока по окружающему миру.1 класс

Сформировать представление о грибах, как особом царстве живой  природы....

конспект урока по окружающему миру "Воздух" 1 класс

конспект урока по окружающему миру "Воздух" 1 класс УМК "Школа России"...

конспект урока по окружающему миру "Воздух" 1 класс

конспект урока по окружающему миру "Воздух" 1 класс УМК "Школа России"...

конспект урока по окружающему миру "Воздух" 1 класс

конспект урока по окружающему миру "Воздух" 1 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру "Свойства воды"

Данный конспект предназначен для 3 -го класса. Учитель использует ТСО, групповую, парную работу, что актуально в современном мире.  Дети самостоятельно формулируют учебную задачу, соотрудничают, ...

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Замечательное вещество - вода"

Учащиеся познакомятся на уроке со свойствами воды, проведут исследование некоторых физических свойств воды. К уроку разработана интересная презентация, лабораторный журнал, который учащиеся заполняют ...