Игра-викторина «Шаг в науку»
план-конспект по естествознанию

Кандалова Вера Павловна

Внеклассное мероприятие,  посвященное Дню Российской науки

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-851-13-05, 8-495-851-50-03, 8-495-592-46-26                        e-mail:cenreab@mos.ru

Внеклассное мероприятие,

посвященное Дню Российской науки

Игра-викторина «Шаг в науку»

Подготовила: учитель химии и физики

Кандалова Вера Павловна

Москва, Троицк

Февраль, 2021 г.

Игра-викторина «Шаг в науку»

Цель мероприятия: раскрытие творческих способностей, знаний и внутреннего потенциала учащихся, а также погружение в мир достижений отечественных ученых.

Задачи: 

1) способствовать развитию умения работать в коллективе, чувства ответственности;

2) воспитывать любовь к научной, интеллектуальной деятельности;

3) развивать чувство общественной значимости науки, знаний в стране;

4) развивать логическое мышления, внимание и речь.

Форма проведения: интеллектуальная игра-викторина с элементами демонстрации научных опытов по химии, физике.

Ведущий: Сегодня наша викторина посвящена Дню российской науки и мы хотим, чтобы в нашей стране уважали научные успехи наших ученых, и чтобы, вы, ребята, осознавали огромные возможности мировой науки.

День российской науки в нашей стране отмечается ежегодно 8 февраля.

Данный праздник был учрежден, не так давно, указом президента РФ Б. Н. Ельциным в 1999 году.  В Указе говорится, что праздник был установлен: «учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук», при Петре I  в 1724 году, которая в 1925 году  была переименована в Академию наук СССР, а в 1991-ом – в Российскую академию наук.

Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Петрович Павлов, Дмитрий Иванович Менделеев, Константин Эдуардович Циолковский, Петр Леонидович Капица, Лев Давидович Ландау, Игорь Васильевич Курчатов, Павел Сергеевич Александров, Сергей Павлович Королев — вот только малая часть имен российских ученых, внесших вклад в мировую науку.

Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная  станция.

И это лишь малая часть об истории этого праздника.

А сейчас мы начинаем. Напоминаю, что сегодня разделимся 2 команды. Итоги викторины будут подведены после того, как мы с вами отыграем.

Команды представлены, а теперь можем приступать к игре. Вам предстоит ответить на вопросы, которые будут после презентации. Итак, начинаем!

Внимание на экран

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Великие российские ученые с мировым именем»: (https://drive.google.com/file/d/1wo2pVKM5wmABp4XSNIGagfv4CHFNx7Ph/view?usp=sharing )

Начинаем Викторину!

ТЕМА: УГАДАЙ УЧЕНОГО

1. Русская история знала много гениев, но вот, он такой был один. Он потрясающе разносторонний человек, который преуспел во многих направлениях науки и искусства. Деятельность его охватывала различные сферы науки. Его труды внесли большой вклад в развитие математики, горного дела, естествознания, металлургии, истории, литературы, искусства и языкознания.  (Михаил Васильевич Ломоносов) 

2. Подобно Леонардо да Винчи, он увлекался проектами летательных аппаратов. В 1887 году он поднялся на воздушном шаре собственной конструкции, который назывался «Русский», на высоту более 3000 метров. Там ему удалось измерить давление и температуру, и даже увидеть солнечное затмение. (Д.И. Менделеев)

3. Его по праву называют дедушкой космонавтики, он создал модель аэростата, разработал первую в СССР аэродинамическую трубу и модель космического лифта (К.Э. Циолковский)

4.  Благодаря русским ученым, у многих иностранцев, Россия ассоциируется с космосом. А вот у нас слово космос, в первую очередь ассоциируется с фамилией этого ученого, с полетом первого человека в Космос (Сергей Павлович Королёв)

5. «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, он объял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей» - так говорил про этого русского великого учёного – энциклопедиста А.С. Пушкин. О ком идёт речь? (Михаил Васильевич Ломоносов

ТЕМА: УГАДАЙ УЧЕНОГО

(Ребятам последовательно показываем картины ученых).

Кто правильно угадает ученого, тот из предложенных картинок раскладывает области достижения ученого вокруг портрета. (1 балл за правильно угаданного ученого)

ТЕМА: ДОСТИЖЕНИЯ УЧЕНОГО

Раскладывают картинки вокруг ученых, угадывая поочередно достижения ученого (цветные карточки) (по баллу за каждое правильно угаданное достижение)

ТЕМА: ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

(провожу хим. опыты:

  1. «зубная паста для слона»: мочевины пероксид (гидроперит) с красителем, дрожжи в воде, все соединяем в узкой бутылочке),
  2. «фараоновы змеи»: (диглюконат кальция на сух. горючем),
  3. образование комплекса меди (сульфат меди пятиводный + глицерин + р-р аммиака (изб.)),
  4. Na + вода
  5. Исследование рН среды раствора щелочи (см выше) и соляной кислоты с помощью индикатора (изменение окраски и сравнение по таблице рН)

В конце: видео физических и химических экспериментов:

  1. Ньютоновская жидкость: (https://yandex.ru/efir?stream_id=45693d1d0595ffcbaf1649c905738262&from_block=player_share_button_yavideo 
  2. Цветное пламя: https://yandex.ru/efir?stream_id=4eb789d88cdc5b999c260b855f0da292&from_block=player_share_button_yavideo 
  3. Летающие чайные пакетики https://www.youtube.com/watch?v=CBdaAJiDNCE 

Вопросы к детям: 1. В каких случаях в жизни вы встречались с «цветным пламенем»? Как думаете, почему оно такое?9 1 балл ) 2. Приведите примеры «летающих объектов» в живой и неживой природе (1 балл команде за правильный ответ) 3. Почему индикатор изменил цвет в растворе щелочи?

Используемые и дополнительные материалы:

  1. Канал для увлекающихся химией: https://www.youtube.com/channel/UCjAmQ-4NL3UZX0W_nmjn4_w 
  2. Космический транспорт https://youtu.be/cm-eDKSfHSY 
  3. М.В.Ломоносов: биография https://obrazovaka.ru/alpha/l/lomonosov-mixail-vasilevich-lomonosov-mikhail-vasilyevich 
  4. Д.И. Менделеев: биография: https://biographe.ru/uchenie/dmitriy-mendeleev/ 
  5. К.Э. Циолковский история развития космонавтики https://topwar.ru/82789-konstantin-eduardovich-ciolkovskiy-uchenyy-samouchka-osnovopolozhnik-kosmonavtiki.html
  6. С.П.Королев: человек с характером https://warbook-club.turbopages.org/warbook.club/s/istoriya/imena/korolev/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игры-викторины «Своя игра» по МДК 01.01 Технология металлообработки на токарных станках

В разработке представлен материал для проведения  игры – викторины по МДК 01.01 Технология металлообработки на токарных станках....

Игра-викторина "Зимние олимпийские игры. Сочи-2014"

Цель:- формирование всесторонне развитой личности.Задачи:- познакомить учащихся с интересным материалом по Зимним Олимпийским играм.- организовать соревнование команд, способствующее сплочению детског...

Методическая разработка межпредменой игры-викторины для пятиклассников "Пифийские игры"

Игровой метод подачи учебного материала является эффективным средством мотивирования учащихся на самостоятельное усвоение знаний. Данная разработка посвящена этому методу обучения. В игровой форм...

Сценарий игры-викторины для детей подготовительной группы «Школа пешеходных наук» с применением интерактивного оборудования

Игра-викторина «Школа пешеходных наук» предназначена для детей подготовительной группы, носит обучающих характер, способствует формированию познавательных способностей детей, развитию мышл...