Урок по теме"Экологические факторы"
презентация к уроку по естествознанию (10 класс)
В разработке урока представлены 3 группы экологических факторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_faktory.ppt | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: познакомиться с понятием «Экологические факторы», и более подробно рассмотреть примеры их влияния на живые организмы.
Экологические факторы – факторы среды, которые воздействуют на организм
Абиотические факторы – факторы неживой природы (температура, свет, влажность, ветер, воздух, давление, течение, долгота дня)
Температура По характеру температуры тела все организмы делятся на 2 группы: Пойкилотермные ( холоднокровные ) – (греч. Poikilos – различный, переменный и therme – тепло) – внутренняя температура тела следует за изменениями температуры среды. (Рыбы, членистоногие, бактерии, грибы, змеи) Гомойотермные (теплокровные) – (греч. Homoios – подобный и therme – тепло) – организмы, имеющие постоянную температуру тела, независимо от температуры среды. (Птицы, млекопитающие)
Температура Теплолюбивые – растения юга – бананы, пальмы, виноград. 2. Холодостойкие – растения средних и северных широт – мхи, сосна, рожь, пихта.
Свет 1. Светолюбивые растения – растения открытых пространств, на которые падает прямой свет.
Свет 2. Теневыносливые растения – растения, которые могут произрастать в условиях некоторого затенения.
Свет Животные, ведущие дневной образ жизни
Свет Животные, ведущие ночной образ жизни
Влажность 1. Ксерофиты - растения, которые живут в условиях недостаточной влажности
Влажность 2. Суккуленты – группа растений, обладающих сильно утолщенным мясистым стеблем, содержащим большое количество воды.
Влажность 3. Мезофиты – растения, произрастающие в условиях среднего увлажнения.
Влажность 4. Гигрофиты – растения, живущие в условиях повышенной влажности.
Влажность 5. Гидрофиты – водные растения.
Юстус Либих (1803-1873) Закон минимума Либиха: даже единственный фактор за пределами зоны своего оптимума приводит к стрессовому состоянию и в пределе – к гибели организма.
Задание Какие из абиотических факторов 1 – минералы 2 – свет 3 – азот 4 – кислород лимитируют (ограничивают) распространение жизни в океане, но обычно не лимитируют распространение жизни на суше? А) 1,3 Б) 1,4 В) 2,3 Г) 2,4
Ограничивающий фактор В воде В пустыне В тундре
2. Биотические факторы – формы влияния живых организмов друг на друга. Знак «+» - означает благоприятное влияние, т.е вид извлекает пользу. Знак «–» - означает неблагоприятное влияние, т.е вид испытывает угнетение или вред. Знак «0» - показывает, что отношения безразличны, т.е отсутствие влияния
1. Взаимополезные А) Протокооперация – совместное существование выгодно для обоих, но не обязательно для них.
Взаимополезные Б) Мутуализм – отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера.
Взаимополезные В) Симбиоз – сожительство (от греч Symbiosis – совместная жизнь)
2. Полезно-нейтральные А) «Нахлебничество» - потребление остатков пищи хозяина. Б) «Квартиранство» - использование одними видами животных тел или жилищ других животных, в качестве убежища или жилища
3. Полезновредные А) Хищничество – одни организмы служат пищей другим.
Полезновредные Б) Паразитизм – организмы одного вида «паразиты» живут за счет питательных веществ другого вида «хозяина».
4. Взаимовредные Конкуренция – вид взаимоотношений, при которых организмы соревнуются за одни и те же ресурсы окружающей среды.
3. Антропогенные факторы – деятельность человека, влияющая на окружающую природную среду.
Установите соответствие между примерами взаимоотношений организмов в природе и их формами. Впишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам. I . Примеры взаимоотношений организмов в природе: 1) Рак-отшельник и актиния 2) Гриб и водоросль в лишайнике 3) Волк и лось 4) Змея и лягушка 5) Блохи и кошка 6) Белка и лось 7) Муха и паук 8) Собака и мышь II . Формы взаимоотношений: А) Нейтрализм Б) Симбиоз В) Антибиоз Примеры взаимоотношений 1 2 3 4 5 6 7 8 Формы взаимоотношений
Установите соответствие между примерами взаимоотношений организмов в природе и их формами. Впишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам. I . Примеры взаимоотношений организмов в природе: 1) Рак-отшельник и актиния 2) Гриб и водоросль в лишайнике 3) Волк и лось 4) Змея и лягушка 5) Блохи и кошка 6) Белка и лось 7) Муха и паук 8) Собака и мышь II . Формы взаимоотношений: А) Нейтрализм Б) Симбиоз В) Антибиоз Примеры взаимоотношений 1 2 3 4 5 6 7 8 Формы взаимоотношений Б Б В В В А В А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презинтация урока по биологии по теме "Экологические факторы"
Данную презинтацию предлагается использовать на уроках биологии в 11 классе....
Разработка урока по теме:"Экологические факторы среды и их влияние на живые организмы".
В условиях перехода ивнедрения ФГОС, наша школа как вся система образования постепенно отказывается от традиционного представления результатов обучения в ивде знаний, умений и навыков.И в соотве...
Разработка урока по теме:"Экологические факторы среды и их влияние на живые организмы".
В условиях перехода ивнедрения ФГОС, наша школа как вся система образования постепенно отказывается от традиционного представления результатов обучения в ивде знаний, умений и навыков.И в соотве...
Разработка урока по теме ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. УСЛОВИЯ СРЕДЫ
Задачи: рассмотреть классификацию экологических факторов, изучить основные абиотические факторы среды, выявить их роль в жизни организмов.Элементы содержания: абиотические, биотические, антропогенные ...
Урок биологии в 5 классе Тема урока: «Среда обитания. Экологические факторы»
Урок биологии в 5 классеТема урока: «Среда обитания. Экологические факторы»Цели урока: Образовательная: формировать экологическое мышление, сформировать понятие о среде обитания,...
Разработка открытого урока по биологии на тему:"Экологические факторы среды. Экологические ресурсы. Адаптация."
Разработка открытого урока по биологии на тему:"Экологические факторы среды. Экологические ресурсы. Адаптация."...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по теме «Экологические факторы среды»
Цель урока: Формирование универсальных учебных действий средствами урока через формирование общего представления об экологических факторах и их роли в природе, ответственного отношения к жи...