Конкурсно-познавательная игра «Мусор разделяй-природу сохраняй»
классный час по естествознанию (5 класс)
Данное мероприятие направлено на формирование у обучающихся культуры обращения с отходами в быту. В ходе игры знакомятся с видами отходов, способами обращения с коммунальными бытовыми отходами, с сортировкой и переработкой мусора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
musor_razdelyay-prirodu_sohranyay.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсно-познавательная игра
«Мусор разделяй-природу сохраняй»
Аннотация
Данное мероприятие направлено на формирование у обучающихся культуры обращения с отходами в быту. В ходе игры знакомятся с видами отходов, способами обращения с коммунальными бытовыми отходами, с сортировкой и переработкой мусора. Способствует развитию у обучающихся творческих способностей, умений работать в команде. Разработка рассчитана для обучающихся 5-6 классов, может быть использована учителями на занятиях по биологии, в рамках декад естественнонаучных знаний, как форма проведения Дня Земли.
Пояснительная записка
Цель игры: формирование у обучающихся культуры обращения с отходами в быту.
Задачи:
Задачи:
1. Привлечь внимание к проблеме утилизации и использования бытовых отходов.
2. Способствовать развитию творческих способностей, коммуникативных навыков обучающихся;
3. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Возраст участников: обучающиеся 5-6 классов.
Форма проведения: познавательная игра.
Методы:
по источнику передачи и восприятия знаний – словесно-наглядный, практический;
по характеру познавательной деятельности – частично-поисковый.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Оборудование: слайдовая презентация, ручки и листы бумаги, карточки.
Оформление: выставка «Отходы в доходы» с поделками из вторичного сырья.
Этапы игры:
1.Организационный этап.
2.Основная часть.
2.1. Игровой блок по 3 заданиям
2.2. Блок полезной информации
3.Подведение итогов.
Составление советов бережливости.
Просмотр выставки «Отходы в доходы»
Сценарный ход игры.
1.Организационный этап.
Приветствие участников игры. Представление команд. Знакомство обучающихся с целью игры, этапами проведения.
Актуализация знаний.
Ежегодно в мире на свалки отправляются миллиарды тонн отходов, а перерабатывается лишь незначительная их часть (в среднем в развитых странах – 10%-30%). Во многих странах уже практически нет мест, пригодных для складирования и захоронения отходов. Сегодня проблема переработки отходов является одной из главных экологических проблем.
2.Основная часть.
Команды одновременно выполняют задания игры.
Задание 1. Виды отходов.
Даны карточки с информацией о сроках разложения отходов и их вреде, наносимом природе. Необходимо соотнести карточки и составить таблицу.
Вид отходов | Срок разложения | Вред природе |
Металл | 10-500 лет | Продукты разложения могут быть ядовитыми |
Пластик | 150-400 лет | При разложение может выделять ядовитые соединения, если горит, то с выделением диоксинов |
Бумага | 1 -24 месяцев | Краска может быть токсичной |
Стекло | 1000 лет | Возможен пожар, травмоопасно для живых существ |
Пищевые отходы | 1 месяц | Минимален |
Задание 2. Способы обращения с коммунальными бытовыми отходами (КБО).
Ликвидация (утилизация) отходов регламентируется строгими правилами и нормами. Есть четыре основных варианта обращения с КБО.
Задание: каждая команды получает информацию о способах обращения с КБО, необходимо определить, что это за способ.
1. Это самый антиэкологичный вариант. При этом способе обращения с отходами образуются токсичные инфильтрационные воды, в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта. Происходит глубинное заражение грунта, смрадный воздух разносится ветром на большие расстояния. (захоронение, свалка)
2. При этом способе обращения с отходами удаётся уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии. Но, даже при самой совершенной технологии загрязняется атмосфера, остатки мусора требует захоронения. Загрязняющие вещества выбросов, распространяясь с потоками воды и воздушными массами, со временем накапливаются в пищевых цепочках и организме человека, оказывая влияние, способное проявиться через многие годы. (сжигание)
3.Самый экологичный вариант обращения с КБО, при котором не увеличивается их объем и снижается расход первичных ресурсов. (переработка)
4. Это способ обезвреживания и использования отходов. Можно перерабатывать только органические вещества, составляющие в объеме бытовых отходов немногим более половины. При этом способе образуется вещество, используемое как удобрение. (компостирование)
Демонстрация слайдовой презентации с подробным описанием способов.
1. Захоронение. Это самый антиэкологичный вариант. При обычной свалке из неё вытекают токсичные инфильтрационные воды, в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта. Если используется современный полигон для хранения ТБО (это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой плёнки, в которой уплотнённые слои ТБО пересыпаются слоями почвы), то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют – их, собирают и очищают. Метан попадает в атмосферу и в данном случае мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется и нужно строить новый.
В результате микробиологических процессов образуется биогаз который обладает значительным энергетическим потенциалом (содержание в нем метана достигает 44 – 66%) и может быть использован в теплосиловых установках, а в очищенном виде – газовых турбинах.
2. Сжигание. При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удаётся уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии, 1 т мусора может дать 400 КВт-час. Даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. Кроме того, значительное количество образующейся золы требует захоронения. За последние 20 лет интерес к сжиганию мусора резко снизился. В США закрыли половину ранее построенных заводов и прекратили строить новые. В Европе также не строят мусоросжигающие заводы и постепенно закрывают имеющиеся.
3. Сортировка и переработка. Самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объем и снижается расход первичных ресурсов. Для того чтобы начать переработку, нужны инвестиции. После этого мусороперерабатывающие заводы становятся экономически рентабельными. Перерабатывать ТБО выгодно, на вторичное сырьё - бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и др. - всегда есть спрос.
4. Компостирование мусора - способ обезвреживания и использования отходов. Способом компостирования можно перерабатывать только органические вещества, составляющие в объеме бытовых отходов немногим более половины. Органические вещества, имеющие естественное (растительное и животное) происхождение, под воздействием бактерий и кислорода воздуха разлагаются. При компостировании, как правило, бытовые отходы смешиваются с отходами, образующимися при переработке сточных вод на очистных сооружениях. Отходы перегнивают и образуют компост, используемый как удобрение. Аналогично получают компост в сельском хозяйстве, смешивая навоз с растительными остатками.
Задание 3. Возможности переработки отходов.
Задание: даны карточки с категорией отходов, необходимо и определить возможные способы переработки. (таблица 1)
Таблица 1.
Задание 3. Возможности переработки отходов | |
Категория отходов | Что можно изготовить? |
Бумага | |
Пластик | |
Металлы | |
Стекло |
Ответы на задание 3.
Категория отходов | Виды отходов | Возможности переработки |
Бумага | Газеты | Бумажные отходы применяют для изготовления пульпы – сырья для бумаги. Из смешанных или низкокачественных бумажных отходов можно изготовлять туалетную или оберточную бумагу и картон, для производства теплоизоляционных материалов и в сельском хозяйстве – вместо соломы на фермах. |
Офисная бумага | ||
Глянцевые журналы | ||
Бумага для компьютеров | ||
Картон | ||
Пластик | РЕТ (бутылки из-под газированной воды) | Обычно не перерабатываются в России, есть переработка пластиковых бутылок. |
Смешанный пластик | ||
Пенопласт | ||
Другой пластик (полиэтилен, ПВХ) | ||
Металлы | Ферромагнетики (стальные банки и т. д.) | Стальные и алюминиевые банки переплавляются с целью получения соответствующего металла. При этом выплавка алюминия из баночек для прохладительных напитков требует только 5% от энергии, необходимой для изготовления того же количества алюминия из руды, и является одним из наиболее выгодных видов «ресайклинга» |
Алюминий | ||
Другие неферромагнетики | ||
Стекло | Коричневое («янтарное») | Обычно перерабатывают путем измельчения и переплавки. Существуют предприятия по отмыванию и повторному использованию стеклянной посуды; стеклянный бой низкого качества после измельчения используется в качестве наполнителя для строительных материалов (например, т. н. «глассфальт») |
Зеленое | ||
Другое (лампы, оконное и т. д.) | ||
Растительные отходы | Листья, трава, ветки, деревянные отходы | Компостирование – это технология переработки отходов, основанная на их естественном биоразложении. Существует технология компостирования пищевых отходов. |
Пищевые отходы | Растительной и белковой природы |
Задание 4. Сортировка отходов
Блок полезной информации «Новые технологии переработки отходов» с применением слайдовой презентации.
Оптимальное решение проблемы бытовых отходов в нашей стране – строительство обслуживающих город и область комбинированных мусороперерабатывающих заводов, обеспечивающих в процессе переработки отходов их предварительную механическую сортировку. В России разработана технология механизированного извлечения из твердых бытовых отходов шести компонентов: черных металлов, оловосодержащего лома, алюминия, полимерной пленки, пищевых отходов и легкой (макулатурной) фракции. На одном таком заводе можно было бы получить 2,5 тыс. т черного и 3,5 тыс. т оловосодержащего лома, 1 тыс. т лома алюминия, около 55 тыс. т шлакоцементных камней строительного назначения и более 1015 Дж тепла.
В Москве уже сейчас действуют десятки частных предприятий по переработке полиэтиленовых, бумажно-картонных, стеклянных, металлических и резиновых отходов.
В нашей стране внедрена технология переработки изношенных автомобильных покрышек механическим и термомеханическим способами с получением резиновой крошки, пластификатора (смолы) и наполнителя. Металлическая проволока, извлеченная из покрышек, утилизируется. С помощью этой технологии получают широкий ассортимент строительных материалов: кровельные, гидроизоляционные, герметизации, антикоррозионной защиты, а также добавки в асфальт, которые увеличивают срок службы дорожного покрытия и уменьшают тормозной путь автотранспорта.
Из отходов в Японии сделали целый остров, из бутылок строят дома.
3.Подведение итогов.
Как мы, подрастающее поколение реально можем бороться с отходами?
Составьте советы бережливости, чтобы уменьшить количество отходов. Каждая команда составляет полезные советы.
Просмотр выставки «Отходы в доходы». Обучающиеся нашего Центра изготавливают из использованных пластика, бумаги, металлических предметов различные панно, поделки.
Ежегодно организуем в пгт.Излучинск акцию по сбору макулатуры.
Предлагаем соблюдать советы бережливости
- Каждый человек ответственен за то место, где он живет и учится, используй для мусора контейнеры и урны.
- Не покупай больше, чем может понадобиться тебе.
- Почини и исправь вещь вместо того, чтобы ее выбросить.
- Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут кому-то понадобиться.
- Не выбрасывай одежду, из которой вырос, а отдай нуждающимся.
- Используй многократно полиэтиленовые пакеты.
- Экономь бумагу.
Информационные источники
- Иванова Н.А., Сторчак Т.В., Гребенюк Г.Н. Экология леса. – Ханты-Мансийск, ГП «Полиграфист», 2006.
- Колбовский Е.Ю. Изучаем природу в городе. – Ярославль: Академия развития, 2006.- 256 с.
- Мелехова О.П., Егорова Е.И., Евсеева Т.И. Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование. М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.
- Оценка экологического состояния почвы: практическое руководство / Под ред. А.Г. Муравьева. – СПб., 2000. – 156 с.
- Хомич В.А. Экология городской среды: учебное пособие. –М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2006. – 240 с.
- Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие/Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.:АГАР, 2000.
- Экология. 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся/ сост. И.П. Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 134 с.
- Readmore: http://www.svobodanews.ru/content/Transcript/451752.html#ixzz0cMzztnSg
Under Creative Commons License: Attribution
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсно-познавательная игра "Птицы - наши друзья!"
Мероприятие можно провести в рамках недели биологии. Участники - учащиеся 7-8 классов....
Сценарий конкурсно-познавательной игры "Вредные привычки"
Объединить усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах сохранения, укрепления здоровья учащихся; формировании здорового образа жизни семьи. В доступной форме раскрыть перед родителями ...
Конкурсно-познавательная игра "Энергетика и экология"
Данная разработка знакомит обучающихся 4-5 классов с проблемой энергосбережения. Содержание направлено на формирование у обучающихся понимания важности энергосбережения для сохранения прир...
Конкурсно-познавательная игра "Югра заповедная"
Конкурсно-познавательная игра «Югра заповедная» знакомит обучающихся 4-5 классов с особо охраняемыми территориями Нижневартовского района. Содержание направлено на формирование у обучающихся пон...
Конкурсно-познавательная игра "Живая природа, животные"
Данный материал содержит увлекательные конкурсы и игры, интересные задания, связанные с живой природой и животными. Позволит ребятам расширить кругозор об окружающем мире и проявить свою эрудицию....
Конкурсная познавательная игра "Летняя карусель рукоделия" в форме игры "Поле Чудес"
Мероприятие для воспитанников 7 - 13 лет в рамках летнего оздоровительного лагеря, цель которого: закрепление и расширение представлений детей о разных видах декоративно-прикладного творчества. Матери...
Методическая разработка конкурсно-познавательной игры "Всё о кошках".
Конкурсно-познавательная игры «Всё о кошках» является итоговым занятием по теме «Кошки, которые не гуляют сами по себе» дополнительной образовательной программы «Юный нат...