Методическая разработка конкурсно-познавательной игры "Всё о кошках".
методическая разработка по биологии
Конкурсно-познавательная игры «Всё о кошках» является итоговым занятием по теме «Кошки, которые не гуляют сами по себе» дополнительной образовательной программы «Юный натуралист». Проводится с целью обобщения и повторения знаний о происхождении и истории разных пород кошек, об особенностях содержания в домашних условиях, о повадках, понимании «языка тела» и жестов кошки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_vse_o_koshkah.docx | 36.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
конкурсно-познавательной игры «Всё о кошках»
Разработала: Кунакбаева Елена Юсуповна, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Районный центр творчества детей и молодежи «Спектр», пгт.Излучинск, Нижневартовский район, spektr68-13@mail.ru
Аннотация
Конкурсно-познавательная игры «Всё о кошках» является итоговым занятием по теме «Кошки, которые не гуляют сами по себе» дополнительной образовательной программы «Юный натуралист». Проводится с целью обобщения и повторения знаний о происхождении и истории разных пород кошек, об особенностях содержания в домашних условиях, о повадках, понимании «языка тела» и жестов кошки.
Игровая программа предполагает проведение творческих заданий, что способствует развитию обучающихся: внимание, мышление, интерес к домашним питомцам. Разработка рассчитана для обучающихся 2-3 классов и может быть использована учителями на занятиях по окружающему миру.
Пояснительная записка
Цель занятия: организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний и способов деятельности по теме «Кошка, которая не гуляет сама по себе».
Задачи:
1.Проверить и повторить ранее изученный материал о кошках в игровой форме.
2.Развивать интерес к познавательной деятельности, эмоционально-нравственное, практически-деятельностное отношение обучающихся к домашним животным. Воспитывать чувство ответственности за питомца.
3.Развивать у обучающихся коммуникативные способности (доброжелательное общение, умение выслушать друг друга, взаимопомощь).
Возраст участников: обучающиеся 2-3 классов.
Форма проведения: занятие
Методы:
по источнику передачи и восприятия знаний – практический;
по характеру познавательной деятельности – творческий.
Продолжительность занятия: 2 урока по 45 минут.
Оборудование: 2 листа ватмана, ручки, карандаши, фломастеры, клей, конверты с заданиями, карточки с изображением разных пород кошек; стеллаж для оформления выставки «Кошки, которые не гуляют сами по себе».
Подготовительная работа: обучающиеся делятся на 2 команды по 6 человек. Каждая команда придумывает название, выбирает капитана, выполняет домашнее задание: подготовить небольшой рассказ о своём питомце и принести его фотографию, для оформления выставки. Из числа обучающихся старших классов формируется состав жюри. Для проведения мероприятия готовятся комплекты заданий для команд, оценочные листы и ответы для жюри (Приложение 1, 2).
Сценарный ход
Приветствие команд.
Такие знакомые и такие загадочные, грациозные и изящные, нежные и ласковые, смешные и забавные. Они не перестают удивлять нас, а мы не перестаем умиляться и любоваться ими. Кто же эти удивительные создания? Правильно, кошки. Кошки испокон веков были и остаются самыми популярными домашними животными во всем мире: около 80% всех жителей Земли держат домашнее животное, и более половины из них отдали свое предпочтение именно кошкам.
Мы сегодня, вспомним всё окошках - занимательные факты, как ухаживать, особенности той или иной породы, еще лучше узнаем природу этих животных, как вы почитаете и любите своих питомцев.
Задание №1. Разминка. По очереди отвечайте чётко, быстро на вопросы блиц-викторины:
- Тот, который гуляет сам по себе?
- Кошачье дитя?
- Главное слово в кошачьем языке?
- Игрушка для котёнка?
- Что встаёт у кошки дыбом, когда она злится?
- А кто слушает, да ест?
- Как звали кота, который жил в Простоквашино?
- Мультфильм «Котёнок по имени...?»
- Что означает русская голубая, рэгдолл, рекс, сиамская?
- Известный дрессировщик кошек.
- Какого числа отмечается всемирный праздник кошек?
- Кто является предками крупных кошек?
Задание №2. Кто такая кошка?
ДОСЬЕ КОШКИ
Почему мы можем сказать про кошку, что она……. Или у неё ….?
Слова, предложенные в таблице, связать с характеристикой кошки. Например, АКРОБАТ – кошка, как акробат, очень гибкая. Она способна сжаться, растянуться, согнуться дугой, свернуться в клубочек.
Акробат | Кошка, как акробат, очень гибкая. Могут прыгнуть в высоту в 5 раз выше своего роста. |
Охотница и рыболов | |
Два глаза в одном | |
Суперантенны | |
Синоптик | |
Соня |
Задание№3. Породы кошек.
Команда получает конверт с заданием, карточки с изображением разных пород кошек. Нужно соотнести название породы кошек с её принадлежностью к группе.
КОРОТКОШЕРСТНЫЕ | ПОЛУДЛИННОШЁРСТНЫЕ | ДЛИННОШЁРСТНЫЕ |
Повадки и язык тела.
Кошки – мастера общения посредством своего тела, так если кошка приподняла переднюю лапку и насторожилась – это значит, что она увидела что-то любопытное, но не хочет выдавать своё присутствие лишним движением. Если кошка легла на спину, демонстрируя свой живот – это знак доверия к человеку, живот - это самое уязвимое место у кошки. Посторонние, позволившие себе дотронуться до кошачьего живота, тут же будут награждены царапинами и укусами. Такое поведение инстинктивное - это защитная реакция кошки. Но если она доверяет хозяину, то сама ложится перед ним вверх лапками, перекатывается с боку на бок, как бы прося уделить ей внимания и ласки.
Задание №4. Кошачий словарь.
Учёные всегда восхищались тем, что кошка может молниеносно менять своё поведение. Порой кажется, что кошка беззаботна и расслаблена, но на самом деле она всё время настороже.
Участник должен изобразить ситуацию, а командам угадать повадки и характер.
Ситуации –
- Кошка охотится, например, в засаде
- Кошка спит
- Кошка просит есть
- Кошка недовольна, может поцарапать и укусить
- Кошка играет
- Кошка скучает
Задание №5. Про еду.
Животное должно есть с аппетитом. Шерстка при правильно подобранном рационе выглядит блестящей и ухоженной. Кошка находится в хорошей физической форме. Кормить можно натуральными продуктами или специализированными рационами.
Лист или ватман, клей, картинки с изображением разных продуктов, фломастеры, карандаши, ручки. Команда №1 из предложенных продуктов выбирает те, которые можно давать кошке. Команда №2 - продукты, которые нельзя.
Оформляют на ватмане. Продукты: мясо (говядина, птица); рыба сырая, вареная; шоколад, колбаса, лук, чипсы, творог, молоко, кефир, яичный желток, овощи, зелень, апельсин.
Задание №6. О возрасте.
Кошки живут в среднем до 15-19 лет. Старше 15 лет относятся к разряду долгожителей. Старея, они меняют свое поведение. В это время становятся более степенными, сильнее нуждаются в заботе хозяина. Поэтому, при обращении со старой кошкой, будь более нежен и терпелив.
Ответьте на вопрос, пользуясь таблицей, сколько лет твоей кошке или коту?
Задание №7. Найди ошибку.
ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ КОШЕК.
Какие ошибки допущены в тексте?
Текст: Эти животные есть почти в каждом доме. Как вы уже догадались, речь пойдет о кошке. В диких условиях обитает много животных из семейства кошачьих: барс, енот, волк, рысь, тигр. У кошек мало пород, всего три: простая, сиамская и персидская. Слух развит не очень, но глаза видят в темноте и могут различать все цвета. Усы нужны лишь для красоты. У кошек имеется хвост, которыми они машут, когда довольны. Раз в два года кошки линяют. Линька начинается с хвоста и заканчивается усами. Они любят горячую еду. Кошки очень преданы хозяину и могут ходить за ним по пятам.
Задание №8. Самые-самые.
- Самая крупная порода кошек?
- Самая маленькая порода кошек?
- Самая коротконогая кошка?
- Самая старая кошка?
Финальное задание.
Фотографии любимцев, рассказать про своего питомца и оформить выставку.
Подведение итогов: жюри сообщает командам количество набранных баллов. По итогам игры каждый участник получает наклейку с кошечкой.
Методические рекомендации по проведению конкурсно-познавательной игры.
Для создания эмоционального настроя на занятии постоянно создается ситуация успеха, доброжелательная обстановка, поддержка команд со стороны педагога. Очень важно, с каким настроением обучающиеся уйдут с занятия, в этом особую роль играет оценка педагога работы детей на мероприятии.
На заключительном этапе занятия для обучающихся предполагается проведение самооценки своей деятельности. Для этого каждая команда отвечает на вопросы: Что понравилось? Какие задания оказались легкими или трудными? Как вы оцениваете работу своей команды?
Проведение итогового занятия в форме игры способствует развитию у обучающихся активной познавательной деятельности, творческих, коммуникативных способностей, созданию благоприятного психологического климата в объединении.
Использованная литература:
- Журнал «Юный натуралист»
- Кошки. С.Фраттини: пер.с фр. Н.Непомнящего; - М.ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2002. (Детское справочное бюро).
- Новоселова Т.А. -Изд.2-е -Ростов н/Д: Феникс, 2007.-256 с. – (Всё обо всём).
- Практическая энциклопедия. Кошки. К.Бедуайер: пер. с анг. А.Симоновой; -М.ООО «Издательство Махаон», 2018.
- Энциклопедия для детей. Домашние питомцы. Т.24.Москва. «Аванта +», 2004.
- https://vsookoshkax.ru/
Приложение 1
Ведомость учета количества баллов, заработанных командами
Конкурс | Команда№1 | Команда№2 |
1.Разминка (1балл за каждый правильный ответ) | ||
2. Досье кошки (3балла) | ||
3. Породы кошек
| ||
4 Кошачий словарь (3балла) | ||
5. Про еду, «можно» и «нельзя» (3балла) | ||
6. Про возраст кошки. (1 балл) | ||
7. Найди ошибку (5 баллов) | ||
8. Самые-самые (2 балла) | ||
Итого: общее количество баллов |
Приложение 2.
Задание №1. РАЗМИНКА.
- Тот, который гуляет сам по себе? (КОТ)
2. Кошачье дитя? (КОТЁНОК)
3. Главное слово в кошачьем языке? (МЯУ)
4. Игрушка для котёнка? (МЯЧИК)
5. Что встаёт у кошки дыбом, когда она злится? (ШЕРСТЬ)
6. А кто слушает, да ест? (ВАСЬКА)
7. Как звали кота, который жил в Простоквашино? (МАТРОСКИН)
8. Что означает русская голубая, рэгдолл, рекс ? (ПОРОДА кошки)
9. Мультфильм «Котёнок по имени?» (ГАВ)
- Известный дрессировщик кошек. (ЮРИЙ КУКЛАЧЕВ)
- Какого числа всемирный праздник кошек? (1 МАРТА)
12. Кто является предками крупных кошек? (САБЛЕЗУБЫЕ ТИГРЫ).
Задание№2. Кто такая кошка?
Почему мы можем сказать про кошку, что она……. Или у неё ….?
Слова, предложенные в таблице, связать с характеристикой кошки. Например, АКРОБАТ – кошка, очень гибкая, она способна сжаться, растянуться, согнуться дугой, свернуться в клубочек.
Охотница и рыболов | Прирожденный охотник, добычей кошки могут быть мелкие грызуны, птицы, даже рыба |
Два глаза в одном | Днем зрачок сжимается, становится тонким, а ночью расширяется. Суженный зрачок позволяет выносить свет без вреда в 5 раз ярче, чем у человека. В полной темноте кошка не видит. |
Суперантенны | Хороший слух. Кошачье ухо позволяет ей слышать ультразвуки. Вибриссы –усы, брови наиболее чувствительные волоски. |
Синоптик | Кроме 5 чувств (зрение, вкус, обоняние, осязание, слух), имеется чувство ориентации и атмосферного давления. Кошка способна предчувствовать землетрясение и находить дорогу к дому в сотнях километров. Предсказывать погоду. |
Соня | Спит примерно 15-18 часов в сутки |
Задание№3. Породы кошек.
Нужно соотнести название породы кошек с её принадлежностью к группе.
КОРОТКОШЕРСТНЫЕ | ПОЛУДЛИННОШЁРСТНЫЕ | ДЛИННОШЁРСТНЫЕ |
РЕКС | РЭГДОЛЛ | ПЕРСИДСКАЯ |
СИАМСКАЯ | АМЕРИКАНСКИЙ КЕРЛ | АНГОРСКАЯ |
СФИНКС | БАЛИНЕЗИЙСКАЯ | ТУРЕЦКИЙ ВАН |
КОРАТ | ШОТЛАНДСКАЯ ВИСЛОУХАЯ | НОРВЕЖСКАЯ ЛЕСНАЯ |
Задание №3. Повадки и язык тела.
Участник должен изобразить ситуацию, а командам угадать.
Повадки и характер –
1.Кошка охотится, например, в засаде
2.Кошка спит
3. Кошка просит есть
4. Кошка недовольна, может поцарапать и укусить
5.Кошка играет
6. Кошка скучает
Задание №4
МОЖНО: мясо (говядина, птица); рыба сырая (есть ограничения), вареная (удалить кости!!!), творог, молоко (для котят), кефир, яичный желток, овощи, зелень.
НЕЛЬЗЯ: шоколад, колбаса, чипсы, соусы, лук, апельсин.
Задание №5. Найди ошибку.
Какие ошибки допущены в тексте?
Ошибки: 1. енот, волк – не кошачьи. 2.Не 3, а больше 100 пород кошек 3.Слух развит хорошо 4. Не все цвета различают. Хорошо ориентируются в оттенках серого, белого и темных цветах.5. Усы не только для красоты. Усы растут под прямым углом относительно кошачьей мордочки и помогают определять силу и направление ветра, расстояние до источника интересующего её звука. Благодаря чувствительности усов кошка может точно рассчитать направление и дальность прыжка во время охоты. Когда добыча в зубах, кошка располагает усы так, чтобы держать под контролем все движения жертвы. Помогают усы при знакомстве с другими животными или людьми. Если кошка трется усами о предметы, значит она в добром расположении духа. 6. Не всегда. Машут хвостом, когда злятся. 7. Линька у кошек это естественный процесс смены шерстяного покрова у животных. Сезонная линька у кошек - весна и осень. Обычно повторяется она два раза в год. Обычно линька длится от двух недель до двух месяцев. 8. Горячую еду нельзя, может потерять нюх, обжечь слизистую пищевода, желудка.
Задание №6. Самые-самые.
1. Самая крупная порода кошек? (Мейн-кун)
2. Самая маленькая порода кошек? (Скиф той боб)
3. Самая коротконогая кошка? (Манчкин)
- Самая старая кошка? (самая старая кошка в мире Люси достигла возраста 43-х лет. В переводе на человеческие года – это более 175 лет! Долгожительница живет в Великобритании со своим хозяином Биллом Томасом).
Задание №7. Возраст кошки.
Сравнительная таблица возрастов кошки и человека:
Задание №8.
Финальное задание.
Рассказать про своего питомца: какая порода, как зовут, сколько лет, характер, повадки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсно-познавательная игра "Птицы - наши друзья!"
Мероприятие можно провести в рамках недели биологии. Участники - учащиеся 7-8 классов....
Конкурсно-познавательная программа "Калейдоскоп профессий"
Данная разработка поможет при проведении внеурочной занятости обучающихся 5-9 классов. А также интересна для предпрофильной подготовке обучающихся, помогает при выборе будущей профессии....
Конкурсно-познавательная программа «Путешествие на поезде здоровья»
Сценарий позволяет изучить с детьми в игровой форме правила личной гигиены, познакомиться с понятием здорового образа жизни, с правилами составления режима дня....
Методическая разработка мастер-класса для педагогов по тестопластике «Изготовление объёмной фигурки на каркасе «Вьетнамская кошка»
Из занятия педагоги смогут узнать интересные сведения из истории тестопластики, технологические тонкости по изготовлению солёного теста и создания изделий из него; научатся делать объёмное изделие на ...
Конкурсно-познавательная программа "Сильные, смелые, умелые"
Сначала уч-ся знакомятся с Защитниками Земли русской, потом идет конкурсная программа. Вся программа сопровождается презентацией, музыкально оформлена....
Методическая разработка «Конкурсно-познавательная программа «Берегись автомобиля»
Конкурсно-познавательная программа "берегись автомобиля" проводится с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обучащихся...
Методическая разработка КВН «Кошки и собаки – наши близкие друзья»
Методическая разработка КВН «Кошки и собаки – наши близкие друзья» была представлена на конкурсе методических материалов "Мы - твои друзья"...