Классный час по экологии "Дом, в котором я живу"
классный час по естествознанию на тему

Тиунова Людмила Владимировна

Классный час на экологическую тему «Дом, в котором я живу»

Цель: Ознакомление учащихся с экологическими проблемами, которые возникают по вине человека.

Задачи:

Обучающие:

1.    Расширить представления детей об экологических проблемах мира и своего посёлка.

2.    Обучить правильному поведению и деятельности в природе, выявлять случаи негативного отношения к ней.

Развивающие:

3.    Создание условий для  формирования и развития основ экологической грамотности.

4.    Продолжить работу по развитию умений рассуждать, анализировать, сравнивать, сопоставлять.

Воспитательные:

5.    Воспитывать чувство сопереживания  природе, ответственности за поступки людей по отношению к Земле, посёлку.

6.    Формировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды.

Рекомендации по проведению мероприятия.

Возраст детей 3-5 класс. Детей разбить на группы по 3-4 человека, рассадить за столы. Можно предложить ребятам придумать название, девиз своей группы (напомнить, что название должно соответствовать теме мероприятия). Данное мероприятие может быть использовано и как отдельный классный час, и как дополнительный материал к урокам биологии, природоведения, географии, экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas_po_ekologii.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гайнская средняя общеобразовательная школа»

Всероссийский педагогический конкурс разработок внеклассных мероприятий

«Новые идеи»

Классный час на экологическую тему

«Дом, в котором я живу»

Автор: Тиунова Людмила Владимировна,

учитель химии, МБОУ «Гайнская СОШ»

2015

Пояснительная записка.

Автор: Тиунова Людмила Владимировна.

Классный час на экологическую тему «Дом, в котором я живу»

Цель: Ознакомление учащихся с экологическими проблемами, которые возникают по вине человека.

Задачи:

Обучающие:

  1. Расширить представления детей об экологических проблемах мира и своего посёлка.
  2. Обучить правильному поведению и деятельности в природе, выявлять случаи негативного отношения к ней.

Развивающие:

  1. Создание условий для  формирования и развития основ экологической грамотности.
  2. Продолжить работу по развитию умений рассуждать, анализировать, сравнивать, сопоставлять.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство сопереживания  природе, ответственности за поступки людей по отношению к Земле, посёлку.
  2. Формировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды.

Рекомендации по проведению мероприятия.

Возраст детей 3-5 класс. Детей разбить на группы по 3-4 человека, рассадить за столы. Можно предложить ребятам придумать название, девиз своей группы (напомнить, что название должно соответствовать теме мероприятия). Данное мероприятие может быть использовано и как отдельный классный час, и как дополнительный материал к урокам биологии, природоведения, географии, экологии.

Оборудование и оформление: АРМ (автоматизированное рабочее место), карточки, фотографии, высказывания об экологии, бумага, карандаши, фломастеры, краски.

Приёмы обучения: презентация, ведение беседы, обработка информации, творческая работа.

Методы обучения: Создание проблемной ситуации, беседа, практическая работа, проектная деятельность (создание плаката), использование местного материала.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, работа в группах.

Список литературы и  Интернет-ресурсов:

  1. http://www.youtube.com/watch?v=ZsOutJAukso  (Социальная реклама о проблеме бытового мусора)
  2. http://www.ecoculture.ru/ecolibrary/ecoaphorizm.php (высказывания об экологии)
  3. http://green-planeta.ucoz.net/
  4. Журнал «Вокруг света», №9, сентябрь 2008, Борис Жуков «Выброшенный мир»

Этап

Ход мероприятия

Комментарии

1 этап.

3 мин

 Постановка проблемы.

Приветствие детей.

Демонстрация социального видеоролика о проблеме бытового мусора. Видеоролик  по ссылке: https://yadi.sk/d/wBGYtd_C3PAkjL 

Затем обсуждение увиденного. Что увидели?

«Мусор должен лежать в корзине»

«Это просто сделать!» и т.д.

А что ещё увидели?

«Легко очистить корзину в компьютере? Легко! Нажал кнопку и корзина пуста! Весь мусор исчез!»

«А легко ли очистить настоящую мусорную корзину?  Куда девается мусор из этой корзины?»

Данным видеороликом учитель наталкивает детей на проблему: очистить корзину компьютера просто, а как очистить мусорную корзину? Куда девается мусор?  А все ли бросают мусор в мусорные корзины?

2 этап.

7 мин

Погружение в тему.

Демонстрация презентации. Презентация по ссылке:  https://yadi.sk/d/wBGYtd_C3PAkjL 

1 слайд.

Вы, наверное, уже поняли, что на сегодняшнем занятии речь пойдёт о мусоре.

А как вы думаете, почему наш классный час я назвала «Дом, в котором я живу»?

Дети предлагают свои варианты. Учитель направляет детей к тому, что значение слова «дом» может иметь разное значение: от небольшого «дом» - квартира, здание, изба, посёлок и т.д., до глобального – Пермский край, страна Россия, планета Земля.

2 слайд

У нас всех есть свой дом, и каждый из нас хочет, чтобы его дом был чистым и безопасным.

3 слайд

А что такое мусор? Приведите примеры. (Дети приводят примеры)

В каждом доме образуется огромное количество ненужных материалов и изделий, начиная со старых газет, пустых консервных банок, бутылок, пищевых отходов, обёрточной бумаги и заканчивая изношенной одеждой, разбитой посудой и сломанной бытовой техники.

4 слайд

На протяжении многих лет количество бытовых отходов растёт: отчасти из-за роста населения, но в основном из-за изменения образа жизни населения.

Давайте ответим на вопросы: «А много ли мусора вокруг нас?

5-9 слайды.

Ребята, узнаёте места? Какие чувства вызвали у вас эти фотографии? (Дети делятся впечатлениями от увиденного)

10 слайд

В основном это пластмасса, стекло, бумага, резина.

А знаете ли вы сколько нужно времени, чтобы они разложились полностью? (по щелчку на экран выводится таблица), на столах у ребят тоже имеется данная таблица. (Приложение 1) По таблице можно попытаться сравнить продолжительность жизни человека и сроки разложения. Сколько жизней человека понадобится, что полностью разложилось стекло, пластиковая бутылка, обёртка шоколада?

Проблема мусора заключается только в том, что он долго разлагается? Если дети не найдут ответ, то учитель подводит к тому, что вред заключается ещё и в том, что животные могут:

-пораниться о стекло

-запутаться в проволоке, волокнах,

-отравиться, если съедят что-либо,

-могут возникнуть пожары из-за стекла,

-отравляются реки, водоёмы, воздух и т.д.

Учитель показывает широту слова «Дом»

Просмотром данных слайдов учитель пытается вызвать отрицательные эмоции учащихся, которые побуждают их к обдумыванию действий по устранению подобных эмоций.

Подобное сравнение помогает определить масштабы проблемы.

Вызывается чувство сострадания к животным, желание помочь.

3 этап.

10 мин

Решение проблемы.

11 слайд. Как решить возникшую проблему? Куда девать мусор?

12 слайд. Организация санкционированных свалок.

Проблемы:

-они дымят, распространяют зловоние, служат рассадником мух, крыс, бродячих животных;

-продукты разложения и горения загрязняют окружающую среду: воздух, воду, землю.

13 слайд. Организация захоронений. Чем отличаются от свалок? Мусор зарывают или присыпают тонким слоем земли. Лучше? Лучше!!! Но возникла другая проблема – загрязнение грунтовых вод, а как следствие рек, озёр, морей.

14 слайд. Из-за вымываний почвенных слоёв стал проседать грунт.

Мусора с каждым годом становится всё больше и больше. Что же делать? нужны другие пути. Какие? Как найти новую жизнь старым вещам?

15 слайд. Рециклизация – вторичная переработка отходов.  Применение новых технологий: (на примере рассортированных отходов) Карточки на столе (Приложение 2)

а) макулатура превращается в бумажную массу (пульпа), из которой получают бумажную продукцию;

б) стекло дробят, плавят и делают новую тару или используют вместо гравия при производстве бетона и асфальта;

в) пластмассу переплавляют и изготовляют «синтетическую древесину»;

г) металлы плавят и перерабатывают в различные детали. Получение алюминия из лома позволяет сэкономить до 90% электроэнергии, необходимой для выплавки его из руды;

д) пищевые продукты и садовый мусор компостируют и получают органическое удобрение;

е) источник энергии (электростанции на мусоре, но обязательно наличие электрофильтров).

Кроме этого предложены и внедряются сотни других промышленных методов.

16 слайд Вывод. Для дальнейшей переработки отходов нужна их сортировка, которую должны организовать муниципальные службы, при участии местного населения, которым являемся и мы с вами. Но для этого нужны большие деньги и наше государство только начинает внедрять такие технологии. В развитых странах такими технологиями пользуются уже давно.

Данная информация показывает альтернативные пути разрешения проблемы, подводит детей к самостоятельному решению утилизации мусора в рамках социума. (дома, класса, посёлка)

4 этап.

18 мин

Творческий.

17 слайд

А что можешь сделать ты для того, чтобы мусора стало меньше?

(По щелчку) Детям предлагаются ситуации, они должны предложить своё решение.

Сжигать бумагу в печи, а не выкидывать на свалку.

Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно… (использовать много раз, сдать в магазин).

Не покупай больше, чем (может понадобиться тебе).

Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую… (можно сдать).

Почини и исправь вещь вместо того, чтобы ... (ее выбрасывать).

Молодцы!

18-22 слайды. Посмотрите, как жители нашего посёлка используют бросовый материал! Можно спросить, а знают ли ребята эти места? Кто создал такую красоту? Это семьи Осиповых и Мухамедовых. И наша родная школа! Пусть дети назовут ещё места в нашем посёлке, которые им нравятся.

23 слайд. После этого детям предлагается найти применение старой вещи. Задания даются по группам: найти применение

- перегоревшей лампочке (накаливания)

- старым капроновым колготкам

- стеклянной бутылке

- полиэтиленовым пакетам  и т.д.

На заранее заготовленных карточках дети пишут свои предложения, затем вывешивают на доске. (Приложение 3)

Ну а теперь давайте порисуем!

Детям предлагается нарисовать плакаты, призывающие к чистоте. Например: просмотр слайдов 24-27. Дети рисуют, затем защищают свой плакат. (если позволит время)

Работу лучше строить в парах, группах. В зависимость от темперамента ребёнка можно предложить и индивидуальную работу.

На данном этапе реализуется творчество ребёнка. Даётся возможность выразить свою точку зрения, своё отношение к данной проблеме. Развивается и совершенствуется умение работать в группе.

Положительные эмоции постепенно вытесняют отрицательные.

Показывается красота отдельных домов, школы, посёлка в целом.  Вызывается желание создать подобное в своём дворе, школе. Проясняется роль школьника в решении экологической проблемы на местном уровне.

5 этап.

7 мин

Рефлексия.

Сделаем выводы. Как вы теперь будете обращаться с мусором? От кого зависит чистота нашего Дома? В конце занятий можно составить синквейн на экологическую тему. Сначала вместе, затем в группах. 

Правила составления синквейна 

(Приложение 4)

Мусор.

Вредный, некрасивый.

Разрушает, мешает, убивает.

Загрязнение нашей планеты.

Вред!

 Учитель делает выводы о достижении (или не достижении) цели мероприятия.

Приложения.

Приложение №1

Виды мусора

Сроки разложения

Пищевые отходы

От 10 дней до 1 месяца

Газетная бумага

От 1 месяца до 1 года

Картонные коробки

До 1 года

Бумага

2 года

Доски деревянные

До 10 лет

Железная арматура

До 10 лет

Железные банки

До 10 лет

Старая обувь

До 10 лет

Обломки кирпича, бетона

До 100 лет

Автоаккумуляторы

До 100 лет

Фольга

До 100 лет

Жестяная банка

До 90 лет

Электрические батарейки

До 100 лет

Резиновые покрышки

Более 100 лет

Пластиковые бутылки

Более 100 лет

Полиэтиленовая пленка

200 лет

Алюминиевые банки

500 лет

Стекло

Более 1000 лет

Приложение 2

Виды мусора

Сроки разложения

Пищевые отходы

От 10 дней до 1 месяца

Газетная бумага

От 1 месяца до 1 года

Картонные коробки

До 1 года

Бумага

2 года

Доски деревянные

До 10 лет

Железная арматура

До 10 лет

Железные банки

До 10 лет

Старая обувь

До 10 лет

Обломки кирпича, бетона

До 100 лет

Жестяная банка

До 90 лет

Электрические батарейки

До 100 лет

Резиновые покрышки

Более 100 лет

Пластиковые бутылки

Более 100 лет

Полиэтиленовая пленка

200 лет

Алюминиевые банки

500 лет

Стекло

Более 1000 лет

приложение 3

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

Приложение 4

Правило составление синквейна.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Высказывания об экологии ( выбор учителя соотв. возрасту учеников)

Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать.

Гарин Н. (Гарин-Михайловский) (1852–1906) – русский писатель, инженер-путеец.

Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. 
Бог прощает и люди прощают. Природа не прощает никогда. 
Мы постоянно на нее (природу) воздействуем, но власти над ней не имеем.

Гете Иоганн Вольфганг (1749–1832) – немецкий писатель, мыслитель и естествоиспытатель.

Человек несчастен лишь потому, что не знает природы.

Гольбах Поль Анри (1723–1789) – французский философ-просветитель.

Культура не может произрастать без экологической культуры, а экологическая культура вовсе не может состояться в условиях бескультурья.

Данилов-Данильян Виктор Иванович (р.1938) – российский экономист, эколог, государственный деятель.

Поведение человека в природе – это и зеркало его души.

Зелинский Корнелий Люцианович (1896–1970) – русский литературовед, критик.

Истинное убежище для отдыха, открытое для всех людей, есть и будет природа.

Лингнер Макс (1888–1959) – немецкий художник, график.

Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книги.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711–1765) – русский ученый, поэт, историк.

Мир – это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить! Человечество должно научиться жить в согласии с Природой, с ее законами. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью Природы.

Моисеев Никита Николаевич (1917–2000) – российский ученый, математик, механик.

Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять. Ошибочное понимание приносит большой вред.

Налбандян Микаэл Лазаревич (1829–1866) – армянский писатель и философ.

Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор… прочтены только первые страницы.

Писарев Дмитрий Иванович (1840–1868) – русский публицист и литературный критик.

Нет правды без любви к природе. Любви к природе нет без чувства красоты.

Полонский Яков Петрович (1819–1898) – русский поэт.

Поскольку законы природы неизменны, они не могут быть нарушены или созданы.

Поппер Карл Раймунд (1902–1994) – австрийский философ, логик, социолог.

В природе должен черпать человек правила для своего поведения, если желает быть вполне счастливым.

Буаст Пьер (1765–1824) – французский филолог, лексикограф.

Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придется принимать ее условия.

Риклефс Роберт (р. 1943) – американский эколог.

Наблюдайте природу и следуйте дорогой, которую она вам указует.

Руссо Жан-Жак (1712–1778) – французский писатель, философ, просветитель.

Жить счастливо и жить согласно с природой – одно и то же.

Сенека Луций Анней (младший) (около 4 до н.э.–65 н.э.) – древнеримский философ, писатель, драматург и политик.

Природа обыскивает нас при выходе, как при входе. Нельзя вынести больше, чем принес.

Сенека Луций Анней (Старший) (около 54 до н.э.–39 н.э.)

Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда... 
Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.

Сент-Экзюпери Антуан де (1900–1944) – французский летчик и писатель.

Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить.

Сладков Артемий Николаевич (1920–1995) – российский ученый-ботаник, педагог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час по теме: Город в котором мы живем

Об архитекторе Свиязеве,название улиц города...

Классный час.Мир, в котором мы живем, делаем лучше

Задачи:Образовательная: Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём. Развивающая: Развивать речь, обо...

Сценарий классного часа"Край ,в котором я живу"

Сценарий  классного часа разроботан для учащихся  пятого класса ,направлен на    воспитание любви к родному Приморскому краю,чувства гордости за уникальную природу  и бер...

Классный час "Дом в котором мы живем"

…Те лучшие слова,    Так людям дорогие…    ДОМ, СЕМЬЯ, ШКОЛА     И многие другие...

Классный час "Дом в котором я живу"

Разработка открытого классного часа....

Классный час "Край, в котором я живу!"

Классный час посвящен природе, истории Хабаровского края. Мероприятие направлено на воспитание и привитие чувства либви и гордости за свою малую Родину....

Классный час "Дом, в котором я живу. Кто в доме главный?"

Классный час направлен на формирование правильного представления у обучающихся о роли «главы семьи».Рассматриваются  функционально — ролевые обязанности мужчины и женщины в семье....