Классный час "Дом в котором я живу"
методическая разработка по теме

Разработка открытого классного часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Карабаша

Методическая разработка  классного часа

«Дом, в котором я живу»

Для учащихся 8 класса

Занятие разработано

Учителем биологии-краеведения  МКОУ СОШ № 1

Петуховым Сергеем Юрьевичем

        Карабаш    2012г.

Тема  занятия: Дом, в котором я живу. Экологическая безопасность жилых помещений.

Цель занятия: Раскрыть факторы и условия, обеспечивающие   экологическую безопасность жилых помещений.

Оборудование: комнатные растения, изображения домашних животных, образцы материалов используемых для отделки квартиры, упаковки от различных пищевых продуктов, листы белой бумаги для работы в группах.

Планируемый результат.

После  проведения занятия учащиеся должны:

  1. уметь давать  характеристику своей квартире  как экосистеме
  2. знать основные источники загрязнения квартиры
  3. владеть приемами  улучшения санитарно-гигиенических норм  жилого помещения.

Данное занятие лучше проводить для учащихся 8 класса, так как оно будет  дополнять знания, полученные на уроках биологии по курсу «Человек и его здоровье». Занятие проводится в форме беседы и выполнения проекта при  работе в малых группах.

План занятия.

1. Мотивация.

Рассказ учителя.

    Мы очень часто и справедливо говорим с вами о неблагополучии  окружающей природной среды и считаем, что опасность исходит, прежде всего, от загрязнения воздуха, почвы, воды. Но мы забываем, что люди большую часть жизни  и своего времени  проводят в помещении.

Вопрос к классу: сколько времени каждый из вас проводит в помещении и сколько вне помещения?

     В процессе обсуждения данной проблемы учитель рисует на доске схематичное изображение  домика, на котором отмечается среднее время пребывания человека в помещении и вне его.

   

            

   Дети приходят к выводу, что большая  часть  жизни  многих   людей  проходит  в помещениях – квартирах,  детских садах, школах, служебных помещениях.

  2. Операционно-исполнительный этап

   Квартира – это наша крепость, в которой должны быть обеспечены полноценный  отдых и восстановление сил после работы и учебы, возможность удобного приготовления и приема пищи.

    Внутренняя  среда квартиры  или  жилая среда  -  результат  взаимодействия многих физических, химических и биологических факторов. Воздействуя на человека, они оказывают  влияние на его физическое  и психологическое здоровье, эмоциональное состояние. Качество жизни и наше самочувствие зависит от следующих  факторов:

Жилая среда

Архитектурно-планировочные и конструкторские решения

Микроклимат помещения; температура, влажность.

Световая среда

Воздушная среда

Вибрация, шум.

Электрические и магнитные поля.

        

Давайте вспомним, что обозначает  термин  Экосистема (табличку с термином вывешиваем на доску).

Экосистема – единый природный комплекс, в котором живые и неживые компоненты связаны обменом веществ и энергии и образуют устойчивую целостность.

Вопрос к классу: является ли квартира экосистемой, что её отличает от природной экосистемы? Выслушиваем ответы учащихся  и  объявляем конкурс на  создание проекта «Квартира, как экосистема».

Работа проводится в малых группах. Все группы получают  листы белой бумаги, одинаковые инструкции, к выполнению которых подходят творчески. После завершения работы каждая группа выступает с защитой своего проекта.

Инструкция для работы в малых группах.

Используя дополнительную информацию, создайте свой проект.

  1. На листе бумаги  схематично изобразите  квартиру  и внесите  в неё следующие параметры:
  1. Укажите виды энергии, поступающие в квартиру извне,  и отметьте их на схеме.
  2. Перечислите, какие продуценты, консументы и редуценты участвуют в образовании квартиры. Приведите примеры и укажите роль представителей каждой группы.  Какие  связи между ними существуют? Отобразите их на схеме.
  3. Определите виды отходов в своей квартире, изобразите их на схеме.
  4. Укажите загрязняющие вещества  в квартире, подумайте, как  эти вещества воздействуют на человека? Как снизить их влияние в квартире?
  5. Укажите факторы, влияющие на качество среды в организме, приведите примеры.

Сделайте вывод, можно ли назвать  квартиру «экосистемой»? Что необходимо сделать для того, чтобы максимально приблизить  квартиру к природной экосистеме?

  1. Какие методы вы можете предложить для  решения проблемы бытовых отходов?
  2. Что вы вкладываете в понятие «экологически чистая квартира»? Обоснуйте свой ответ.

Информационный лист.  Дополнительный материал.

  1. Составляющие экосистемы квартиры.

    Продуцентами в квартире являются комнатные растения и растения аквариума. Среди них особенно следует выделить  хлорофитум кучковатый (семейство Лилейные) и плектрантус  кустарниковый или мольное дерево (семейство  губоцветные). Хлорофитум – травянистое растение  с коротким стеблем, узколанцетными  дугообразно изогнутыми листьями. Известны пестролистные формы. Корни у хлорофитума  белые, сочные, вздутые, как шишки. Это неприхотливое растение, поливать его можно редко, так как влага скапливается в корнях. Размножается семенами, детками и делением куста.

    Хлорофитум хорошо очищает комнатный воздух. Он ассимилирует вредные газы, особенно оксиды азота, тяжелые металлы. 4-5 экземпляров хлорофитума на 10 м2  помещения способны очистить воздух от различных примесей на

70-80 %.

    Плектрантус  кустарниковый  - растение с широкояйцевидными листьями, покрытыми шерстистыми волосками, края у них губчатые. Они очень похожи на листья крапивы, но при прикосновении  не «обжигают» рук. С давних пор замечено, что запах этого растения изгоняет моль из комнаты, где оно растет. Размножается черенками и семенами.

Консументами, помимо человека, в квартире могут быть  домашние питомцы – кошки, собаки, хомячки, птицы.

Редуцентами являются сапрофитные клещи. Эти клещи питаются отмершими частичками кожи, волос и пуха, отшелушившимися частичками ногтей и т.д.

  1. Качество жилища.

    Квартира – не только укрытие от неблагоприятных условий окружающего мира, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья. На качество среды в жилище влияют:

  1. Наружный воздух
  2. Продукты неполного сгорания газа
  3. Вещества, возникающие в процессе приготовления пищи
  4. Вещества, выделяемые мебелью, книгами, одеждой
  5. Продукты табакокурения
  6. Бытовая химия и средства гигиены
  7. Комнатные растения
  8. Соблюдение санитарных норм проживания
  9. Электромагнитное загрязнение
  1.  Отделочные материалы

    Покрытие пола  в квартире может быть самым различным – деревянные покрашенные  плиты, паркет, древесно-стружечная плита, древесноволокнистая плита, мрамор, кафель, линолеум, ковры. Экологически чистыми будут натуральные материалы – дерево, мрамор.

    Стены наших домов – чаще бетонные или кирпичные – внутри помещения могут быть покрыты бумажными обоями, краской разного типа. Наиболее безопасны – бумажные обои. Для отделки потолка лучше использовать известковую побелку, которая обладает замечательным свойством, при повышенной влажности воздуха известь  «забирает»  излишнюю влагу, при высокой  сухости воздуха – «отдает» воду.

    Экологически чистая мебель – мебель, выполненная из натуральных материалов – например дерева, но не ДСП, пропитанной химически опасными для человека наполнителями.

    Наши квартиры  «нашпигованы»  электроприборами. Создаваемое ими электромагнитное поле негативно сказывается на кровеносной, иммунной, эндокринной и других системах органов.

  1. Источники загрязнения.

Источниками загрязнения среды в жилом помещении могут быть:

  1. Пыль
  2. Вещества, возникающие в процессе приготовления пищи
  3. Наружный воздух  вещества, поступающие с ним в помещение
  4. Летучие вещества, содержащиеся в водопроводной воде.
  5. Вещества, загрязняющие верхнюю одежду
  6. Продукты табакокурения
  7. Антропоксины – вещества, выделяющиеся в процессе жизнедеятельности человека.
  8. Пестициды, применяемые в помещениях с различной целью
  9. Вещества, образующиеся при использовании моющих средств.
  10. Вещества, выделяющиеся из строительных конструкций.
  11. Продукты распада полимерных  материалов и предметов домашнего обихода.
  12. Продукты неполного сгорания природного газа.

3. Этап рефлексии. Защита проекта.

Каждая группа защищает свой проект. Дает ответы на поставленные в инструкции  вопросы. Учащиеся других групп выступают оппонентами, задавая, интересующие и уточняющие ответы.

Пример оформления проекта.

        

« Квартира   как   Экосистема»

Составляющие экосистемы

Энергия

Электрическая   Тепловая  Пища  Солнечная

Продуценты

Консументы

Редуценты

Отходы

           Улучшают качество воздуха

           Увлажняют воздух

           Эстетическая роль

Загрязнение квартиры

  1. Газовые плиты--------- СО
  2. Курение----- табачный дым
  3. Отделочные материалы

               ----- формальдегид

               ----- асбест

  1. Бытовая техника---- излучение
  2. Моющие средства, растворители

        ---- канцерогенные вещества

Воздействие на человека

  1. Раздражение  дыхательных путей
  2. Головные боли
  3. Расстройство ЖКТ
  4. Возникновение злокачественных опухолей

Экологически чистая квартира

  1. Побелка
  2. Бумажные обои
  3. Мебель из натурального дерева
  4. Паркет или деревянный настил

Снижение загрязнений

  1. Сведение до минимума использования химикатов
  2. Проверка состояния плит и бытовой техники
  3. Регулярная влажная уборка и проветривание

После защиты проекта предлагаем учащимся творческое задание; составить

«Экологический паспорт квартиры» по следующему плану:

  1. Общие сведения о жилом микрорайоне.

1.1  Расположение  микрорайона

1.2  Непосредственное и ближайшее окружение дома

1.3  Характеристика зеленых насаждений

1.4  Удобство транспортной связи с другими районами города

2.  Технические  данные жилого помещения

2.1  Дата постройки

2.2  Этажность, количество квартир, примерное число жильцов

2.3  Виды строительных материалов

2.4  Особенности тепло -, водо -, электро-, газоснабжения.

2.5  Общее санитарно-гигиеническое состояние здания.

3.    Паспорт комнат, бытовых и подсобных помещений.

3.1  Экологическая комфортность

3.2  Размеры помещений

3.3  Характеристика потолка, пола, стен.

3.4  Состояние воздуха в квартире

3.5  Характеристика освещения

3.6  Источники и сила шумового загрязнения.

4.    Наличие домашних электроприборов

5.    Сведения об имеющихся препаратах бытовой химии

6.    Характеристика мебели

7.    Наличие комнатных растений и домашних животных

Литература.

Бухвалов В.А., Богданова Л.В., Купер Л.З.  Экологическая экспертиза. М.; Варяг, 1995.

Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Школьный практикум. Следим за  окружающей средой нашего города. М.; Владос, 2001.

Самкова В.А.  «Экологический  практикум  «Город, в котором я живу» Биология в школе № 3 / 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час по теме: Город в котором мы живем

Об архитекторе Свиязеве,название улиц города...

Классный час.Мир, в котором мы живем, делаем лучше

Задачи:Образовательная: Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём. Развивающая: Развивать речь, обо...

Сценарий классного часа"Край ,в котором я живу"

Сценарий  классного часа разроботан для учащихся  пятого класса ,направлен на    воспитание любви к родному Приморскому краю,чувства гордости за уникальную природу  и бер...

Классный час "Дом в котором мы живем"

…Те лучшие слова,    Так людям дорогие…    ДОМ, СЕМЬЯ, ШКОЛА     И многие другие...

Классный час "Край, в котором я живу!"

Классный час посвящен природе, истории Хабаровского края. Мероприятие направлено на воспитание и привитие чувства либви и гордости за свою малую Родину....

Классный час "Дом, в котором я живу. Кто в доме главный?"

Классный час направлен на формирование правильного представления у обучающихся о роли «главы семьи».Рассматриваются  функционально — ролевые обязанности мужчины и женщины в семье....

Классный час на тему "Край, в котором я живу..."

Классный час на тему "Край, в котором я живу...", знакомство с поэтами и пистелями Бижбулякского района....