Классный час "Дом в котором я живу"
методическая разработка по теме
Разработка открытого классного часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий классного часа "Дом в котором я живу" | 66.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Карабаша
Методическая разработка классного часа
«Дом, в котором я живу»
Для учащихся 8 класса
Занятие разработано
Учителем биологии-краеведения МКОУ СОШ № 1
Петуховым Сергеем Юрьевичем
Карабаш 2012г.
Тема занятия: Дом, в котором я живу. Экологическая безопасность жилых помещений.
Цель занятия: Раскрыть факторы и условия, обеспечивающие экологическую безопасность жилых помещений.
Оборудование: комнатные растения, изображения домашних животных, образцы материалов используемых для отделки квартиры, упаковки от различных пищевых продуктов, листы белой бумаги для работы в группах.
Планируемый результат.
После проведения занятия учащиеся должны:
- уметь давать характеристику своей квартире как экосистеме
- знать основные источники загрязнения квартиры
- владеть приемами улучшения санитарно-гигиенических норм жилого помещения.
Данное занятие лучше проводить для учащихся 8 класса, так как оно будет дополнять знания, полученные на уроках биологии по курсу «Человек и его здоровье». Занятие проводится в форме беседы и выполнения проекта при работе в малых группах.
План занятия.
1. Мотивация.
Рассказ учителя.
Мы очень часто и справедливо говорим с вами о неблагополучии окружающей природной среды и считаем, что опасность исходит, прежде всего, от загрязнения воздуха, почвы, воды. Но мы забываем, что люди большую часть жизни и своего времени проводят в помещении.
Вопрос к классу: сколько времени каждый из вас проводит в помещении и сколько вне помещения?
В процессе обсуждения данной проблемы учитель рисует на доске схематичное изображение домика, на котором отмечается среднее время пребывания человека в помещении и вне его.
Дети приходят к выводу, что большая часть жизни многих людей проходит в помещениях – квартирах, детских садах, школах, служебных помещениях.
2. Операционно-исполнительный этап
Квартира – это наша крепость, в которой должны быть обеспечены полноценный отдых и восстановление сил после работы и учебы, возможность удобного приготовления и приема пищи.
Внутренняя среда квартиры или жилая среда - результат взаимодействия многих физических, химических и биологических факторов. Воздействуя на человека, они оказывают влияние на его физическое и психологическое здоровье, эмоциональное состояние. Качество жизни и наше самочувствие зависит от следующих факторов:
Жилая среда
Архитектурно-планировочные и конструкторские решения | Микроклимат помещения; температура, влажность. | Световая среда | Воздушная среда | Вибрация, шум. | Электрические и магнитные поля. |
Давайте вспомним, что обозначает термин Экосистема (табличку с термином вывешиваем на доску).
Экосистема – единый природный комплекс, в котором живые и неживые компоненты связаны обменом веществ и энергии и образуют устойчивую целостность.
Вопрос к классу: является ли квартира экосистемой, что её отличает от природной экосистемы? Выслушиваем ответы учащихся и объявляем конкурс на создание проекта «Квартира, как экосистема».
Работа проводится в малых группах. Все группы получают листы белой бумаги, одинаковые инструкции, к выполнению которых подходят творчески. После завершения работы каждая группа выступает с защитой своего проекта.
Инструкция для работы в малых группах.
Используя дополнительную информацию, создайте свой проект.
- На листе бумаги схематично изобразите квартиру и внесите в неё следующие параметры:
- Укажите виды энергии, поступающие в квартиру извне, и отметьте их на схеме.
- Перечислите, какие продуценты, консументы и редуценты участвуют в образовании квартиры. Приведите примеры и укажите роль представителей каждой группы. Какие связи между ними существуют? Отобразите их на схеме.
- Определите виды отходов в своей квартире, изобразите их на схеме.
- Укажите загрязняющие вещества в квартире, подумайте, как эти вещества воздействуют на человека? Как снизить их влияние в квартире?
- Укажите факторы, влияющие на качество среды в организме, приведите примеры.
Сделайте вывод, можно ли назвать квартиру «экосистемой»? Что необходимо сделать для того, чтобы максимально приблизить квартиру к природной экосистеме?
- Какие методы вы можете предложить для решения проблемы бытовых отходов?
- Что вы вкладываете в понятие «экологически чистая квартира»? Обоснуйте свой ответ.
Информационный лист. Дополнительный материал.
- Составляющие экосистемы квартиры.
Продуцентами в квартире являются комнатные растения и растения аквариума. Среди них особенно следует выделить хлорофитум кучковатый (семейство Лилейные) и плектрантус кустарниковый или мольное дерево (семейство губоцветные). Хлорофитум – травянистое растение с коротким стеблем, узколанцетными дугообразно изогнутыми листьями. Известны пестролистные формы. Корни у хлорофитума белые, сочные, вздутые, как шишки. Это неприхотливое растение, поливать его можно редко, так как влага скапливается в корнях. Размножается семенами, детками и делением куста.
Хлорофитум хорошо очищает комнатный воздух. Он ассимилирует вредные газы, особенно оксиды азота, тяжелые металлы. 4-5 экземпляров хлорофитума на 10 м2 помещения способны очистить воздух от различных примесей на
70-80 %.
Плектрантус кустарниковый - растение с широкояйцевидными листьями, покрытыми шерстистыми волосками, края у них губчатые. Они очень похожи на листья крапивы, но при прикосновении не «обжигают» рук. С давних пор замечено, что запах этого растения изгоняет моль из комнаты, где оно растет. Размножается черенками и семенами.
Консументами, помимо человека, в квартире могут быть домашние питомцы – кошки, собаки, хомячки, птицы.
Редуцентами являются сапрофитные клещи. Эти клещи питаются отмершими частичками кожи, волос и пуха, отшелушившимися частичками ногтей и т.д.
- Качество жилища.
Квартира – не только укрытие от неблагоприятных условий окружающего мира, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья. На качество среды в жилище влияют:
- Наружный воздух
- Продукты неполного сгорания газа
- Вещества, возникающие в процессе приготовления пищи
- Вещества, выделяемые мебелью, книгами, одеждой
- Продукты табакокурения
- Бытовая химия и средства гигиены
- Комнатные растения
- Соблюдение санитарных норм проживания
- Электромагнитное загрязнение
- Отделочные материалы
Покрытие пола в квартире может быть самым различным – деревянные покрашенные плиты, паркет, древесно-стружечная плита, древесноволокнистая плита, мрамор, кафель, линолеум, ковры. Экологически чистыми будут натуральные материалы – дерево, мрамор.
Стены наших домов – чаще бетонные или кирпичные – внутри помещения могут быть покрыты бумажными обоями, краской разного типа. Наиболее безопасны – бумажные обои. Для отделки потолка лучше использовать известковую побелку, которая обладает замечательным свойством, при повышенной влажности воздуха известь «забирает» излишнюю влагу, при высокой сухости воздуха – «отдает» воду.
Экологически чистая мебель – мебель, выполненная из натуральных материалов – например дерева, но не ДСП, пропитанной химически опасными для человека наполнителями.
Наши квартиры «нашпигованы» электроприборами. Создаваемое ими электромагнитное поле негативно сказывается на кровеносной, иммунной, эндокринной и других системах органов.
- Источники загрязнения.
Источниками загрязнения среды в жилом помещении могут быть:
- Пыль
- Вещества, возникающие в процессе приготовления пищи
- Наружный воздух вещества, поступающие с ним в помещение
- Летучие вещества, содержащиеся в водопроводной воде.
- Вещества, загрязняющие верхнюю одежду
- Продукты табакокурения
- Антропоксины – вещества, выделяющиеся в процессе жизнедеятельности человека.
- Пестициды, применяемые в помещениях с различной целью
- Вещества, образующиеся при использовании моющих средств.
- Вещества, выделяющиеся из строительных конструкций.
- Продукты распада полимерных материалов и предметов домашнего обихода.
- Продукты неполного сгорания природного газа.
3. Этап рефлексии. Защита проекта.
Каждая группа защищает свой проект. Дает ответы на поставленные в инструкции вопросы. Учащиеся других групп выступают оппонентами, задавая, интересующие и уточняющие ответы.
Пример оформления проекта.
« Квартира как Экосистема»
Составляющие экосистемы Энергия Электрическая Тепловая Пища Солнечная Продуценты Консументы Редуценты Отходы Улучшают качество воздуха Увлажняют воздух Эстетическая роль | Загрязнение квартиры
----- формальдегид ----- асбест
---- канцерогенные вещества |
Воздействие на человека
| |
Экологически чистая квартира
| Снижение загрязнений
|
После защиты проекта предлагаем учащимся творческое задание; составить
«Экологический паспорт квартиры» по следующему плану:
- Общие сведения о жилом микрорайоне.
1.1 Расположение микрорайона
1.2 Непосредственное и ближайшее окружение дома
1.3 Характеристика зеленых насаждений
1.4 Удобство транспортной связи с другими районами города
2. Технические данные жилого помещения
2.1 Дата постройки
2.2 Этажность, количество квартир, примерное число жильцов
2.3 Виды строительных материалов
2.4 Особенности тепло -, водо -, электро-, газоснабжения.
2.5 Общее санитарно-гигиеническое состояние здания.
3. Паспорт комнат, бытовых и подсобных помещений.
3.1 Экологическая комфортность
3.2 Размеры помещений
3.3 Характеристика потолка, пола, стен.
3.4 Состояние воздуха в квартире
3.5 Характеристика освещения
3.6 Источники и сила шумового загрязнения.
4. Наличие домашних электроприборов
5. Сведения об имеющихся препаратах бытовой химии
6. Характеристика мебели
7. Наличие комнатных растений и домашних животных
Литература.
Бухвалов В.А., Богданова Л.В., Купер Л.З. Экологическая экспертиза. М.; Варяг, 1995.
Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Школьный практикум. Следим за окружающей средой нашего города. М.; Владос, 2001.
Самкова В.А. «Экологический практикум «Город, в котором я живу» Биология в школе № 3 / 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час по теме: Город в котором мы живем
Об архитекторе Свиязеве,название улиц города...
Классный час.Мир, в котором мы живем, делаем лучше
Задачи:Образовательная: Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём. Развивающая: Развивать речь, обо...
Сценарий классного часа"Край ,в котором я живу"
Сценарий классного часа разроботан для учащихся пятого класса ,направлен на воспитание любви к родному Приморскому краю,чувства гордости за уникальную природу и бер...
Классный час "Дом в котором мы живем"
…Те лучшие слова, Так людям дорогие… ДОМ, СЕМЬЯ, ШКОЛА И многие другие...
Классный час "Край, в котором я живу!"
Классный час посвящен природе, истории Хабаровского края. Мероприятие направлено на воспитание и привитие чувства либви и гордости за свою малую Родину....
Классный час "Дом, в котором я живу. Кто в доме главный?"
Классный час направлен на формирование правильного представления у обучающихся о роли «главы семьи».Рассматриваются функционально — ролевые обязанности мужчины и женщины в семье....
Классный час на тему "Край, в котором я живу..."
Классный час на тему "Край, в котором я живу...", знакомство с поэтами и пистелями Бижбулякского района....